Научная статья на тему 'Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог'

Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛИГОНЫ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / EXPERIMENTAL TESTING GROUND / EXPERIMENTAL STATIONS / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лазарев Юрий Георгиевич

Данная статья посвящена анализу правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лазарев Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE USE OF EXPERIMENTAL POLYGONS ON THE EXISTING ROAD NETWORK

This article analyzes the legal and economic aspects of the use of experimental polygons on the existing road network.

Текст научной работы на тему «Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог»

УДК 656.11

АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПОЛИГОНОВ НА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ

СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Ю.Г. Лазарев1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21. Данная статья посвящена анализу правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог.

Ключевые слова: опытно-экспериментальные полигоны, экспериментальные участки, безопасность дорожного движения.

ANALYSIS OF THE LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE USE OF EXPERIMENTAL POLYGONS ON THE EXISTING ROAD NETWORK

Y.G. Lazarev

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, street Sadovaya, 21 This article analyzes the legal and economic aspects of the use of experimental polygons on the existing road network.

Keywords: experimental testing ground, experimental stations, road safety.

Введение

Экспериментальные участки и конструкции необходимы в первую очередь для испытаний новых материалов и конструкций в их реальных условиях эксплуатации. Процессы образования повреждений в земляном полотне и дорожном покрытии происходят медленно, и сделать правильные выводы можно только на основе долговременного наблюдения [1,2].

Основные спорные вопросы по работе совмещенных опытно- экспериментальных полигонов связаны с правовыми и экономическими аспектами их применения и в первую очередь при организации и обеспечении безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования [3,4]:

- к проектированию, строительству (реконструкции) дорог, дорожных сооружений и опытно- экспериментальных полигонов;

- к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений и опытно- экспериментальных полигонов;

- к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и оборудования опытно- экспериментальных полигонов.

Основная часть

Экспериментальную дорогу следует строить рядом с дорогой с высокой интенсив-

ностью движения. Местоположение полигона следует выбрать так, чтобы все экспериментальные участки находились на одинаковом грунте.

Для экспериментальной дороги необходимо разработать гипотезу исследования, где будут определены методы и исследуемые величины. На этом этапе необходимо провести оценку правильности исходных данных и предельных условий. Также необходимо убедиться в том, что исследуется именно то, что нужно [5,6]. В этом случае составляется план исследований, в котором в соответствии с гипотезой исследований выбирается необходимое количество экспериментальных участков. Исследовательские задачи и ресурсы определяют размер экспериментальной дороги и количество устанавливаемых датчиков (Рис.1).

В плане исследований оговариваются зоны ответственности и распределение работ между различными исполнителями. Определение сроков строительных работ и проведения испытаний для проверки качества является основным вопросом при экспериментальном строительстве, поскольку согласование работ друг с другом, как правило, является очень ответственной задачей. Значение этого этапа нельзя преувеличить [7,8].

1Лазарев Юрий Георгиевич, к.т.н., профессор, профессор кафедры Автосервис СПбГЭУ, тел.: +78127584429, e-mail: lazarev-yurij@yandex.ru

Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов ..

Рисунок 1 - Пример расположения датчиков на дорожном испытательном полигоне

На экспериментальной дороге проводится сравнение различных дорожных одежд, соответственно исходная ситуация для них должна быть одинаковой. Это значит то, что место прохождения экспериментальной дороги должно быть однородным на всем своем протяжении, как с точки зрения трассы, местности и слоев дорожной одежды, так и с точки зрения состояния. При необходимости климатические факторы учитывается при выборе места.

По экспериментальной дороге стоит отработать проект, в рамках которого экспериментальная дорога будет контролироваться от начала до конца. В задачи проекта входят проектирование экспериментальной дороги с опытно- экспериментальным полигоном, строительство и проверка качества, измерения, документирование, проведение анализа, составление отчета и уведомление о результатах. Проектная группа может состоять, например, из представителей застройщика, поставщиков материалов, подрядчиков, НИИ и конечных пользователей в зависимости от характера каждой конкретной дороги. Таким образом обеспечивается то, чтобы разрывы в поступлении информации не оказывали влияния на получение максимальной пользы от экспериментальной дороги.

Иногда потребуется проводить полномасштабные ускоренные испытания покрытий, но линейные экспериментальные стенды не позволяют развить высокую скорость, а на стендах карусельного типа можно развить высокую

скорость, но движение идет по криволинейной траектории. На полномасштабных экспериментальных дорогах таких проблем не возникает. Конструкция дороги должна быть выполнена в масштабе 1:1, и скорость движения по ней должна соответствовать скорости движения по настоящей дороге.

Экспериментальная дорога, как правило, располагается на обычной дорожной сети и испытывает нагрузку от транспорта и климатических факторов. Так называемая наблюдаемая дорога - это участок, выбранный на построенной дорожной сети, за состоянием (ровность, колеи, дефекты) которого ведется наблюдение и возможно измеряются параметры, отражающие состояние дороги (Рис.2).

В построенной экспериментальной дороге часто устанавливаются датчики, и на ней стремятся выяснить поведение дороги, механизм образования дефектов и срок службы. Обычно экспериментальная дорога состоит из нескольких участков, чтобы работу различных дорожных одежд можно было сравнить в одинаковых условиях под действием одинаковой транспортной нагрузки. Из вариантов исследования — это наиболее дорогой и длительный вариант. Но он дает результаты, которые можно сразу применять на практике без использования коэффициентов приведения. С помощью экспериментальных дорог результаты других исследований необходимо подтвердить перед тем, как их можно с полной уверенностью применять на практике.

Рисунок 2 - Схема работы автоматизированной системы

При строительстве экспериментальных дорог в первую очередь необходимо построить одну экспериментальную дорогу, например, с пятью участками. Таким образом можно приобрести опыт, необходимый для устройства экспериментальных дорог и установки измерительных приборов, а также для обучения персонала.

На этой стадии важно удостовериться в том, что все приборы работают корректно. В дальнейшем можно добавлять новые участки. После этой стадии можно построить прочие экспериментальные полигоны и разработать ОДМ «Методические рекомендации» по строительству и обустройству этих объектов. На первой стадии строится экспериментальная дорога со всем необходимым измерительным оборудованием и оборудованием для обследования при этом работа разделится на два этапа:

1 - фаза мониторинга нагрузки, когда весь поток грузового транспорта будет направлен по экспериментальному полигону (по всем участкам);

2 - перерыв на обслуживание, исследование и проведение измерений экспериментальных участков, когда полигон будет закрыт, а транспорт - направлен на настоящую трассу.

При строительстве экспериментальной дороги важно придерживаться планов, как по строительству, так и по проверке качества. Ведение журнала работ обязательно. Погодные факторы и факторы окружающей среды записываются в память, так как позднее они могут помочь объяснить результаты. Конечно же, необходимо вести тщательный учет информации

о качестве и количестве строительных материалов. Отбор проб и измерения, содержащиеся в программе, производятся в соответствии с планами. Как правило, документирование с фотографиями, видео и т.д. очень важно при анализе результатов по экспериментальной дороге.

В мониторинг экспериментальных конструкций входят следующие функции:

- ведение реестра полигонов и участков;

- наблюдение и составление отчетов по отдельному полигону и участку;

- долгосрочное наблюдение за полигонами и участками, имеющими наибольшее значение;

- базовое наблюдение и составление отчетов по экспериментальным конструкциям.

Все новые полигоны и участки вносятся в реестр полигонов. Карточка с базовой информацией по полигонам и участкам составляется на стадии строительства. Отдельные проекты по наблюдению могут создаваться для осуществления наблюдения за полигонами, имеющими наибольшее значение. Эти проекты централизованно финансируются из бюджета, выделенного для наблюдения за полигонами. Базовое наблюдение, основанное на обследовании состояния дорог - это новая экономичная форма наблюдения.

Помимо обслуживания реестра полигонов и участков научно-исследовательская деятельность предполагает составление дополнительного реестра специальных конструкций. Информация о специальных конструкциях необходима в случае планирования мероприятий

Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов .

на тех участках дороги, где расположены специальные конструкции.

На рассматриваемых участках опытно-экспериментальных полигонов должны быть определены специальные требования к порядку движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, согласованы маршруты и определены особые условия движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы

[9,10].

Осуществление контроля за обеспечением безопасности дорожного движения при размещении испытательных секций с различными дорожными конструкциями должна осуществлять служба дорожной инспекции и организации движения в том числе ведение контрольно-наблюдательного дела о состоянии безопасности дорожного движения, согласование размещения испытательных элементов и лабораторного оборудования, согласование разрешений для движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по участку испытательного полигона, изучение условий дорожного движения и разработка мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения.

В случае установления по результатам проведенной проверки или в ходе осуществления повседневного дорожного надзора аварийного состояния участка дороги в составе дорожного испытательного полигона, а также иной помехи, создающих непосредственную угрозу безопасности дорожного движения и возникновения дорожно-транспортных происшествий и являющихся основаниями для временного ограничения или запрещения дорожного движения по участку дороги отведенному под опытный экспериментальный полигон либо для изменения его организации государственный инспектор дорожного надзора или инспектор дорожно-патрульной службы применяет соответствующую меру в порядке и в пределах сроков, предусмотренных федеральным законом "О безопасности дорожного движения.

В случае выявления в результате проведенных комплексных, специальных, контрольных и оперативных проверок, а также в ходе повседневного дорожного надзора нарушений обязательных требований правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) при содержании автомобильных дорог и участков отведенных под опытный экспериментальный полигон, установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в части обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам в лице их руководителей допустившим указанные нарушения, выдаются письменные предписания об устранении этих нарушений с указанием перечня мероприятий, направленных на их устранение, сроков их исполнения и сроков представления в соответствующий территориальный орган

ГИБДД МВД России информации об исполнении предписанных мероприятий [11].

Указанные предписания в зависимости от вида и порядка назначения мероприятий по дорожному надзору выдаются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, других территориальных образований на основании представляемых им должностными лицами службы ДИиОД или дорожно-патрульной службы материалов, подготовленных по результатам названных мероприятий.

Учитывая опыт применения подобных полигонов их работа должна быть спланирована таким образом, чтобы:

- их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств;

- обеспечивалась пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в зоне полигона;

- организация движения обеспечивала безопасные условия для движения транспортных средств;

- обеспечивались безопасные условия труда для людей, осуществляющих исследования и работы на полигоне.

Тип технических средств и ограждения полигонов выбирается в соответствии с категорией автомобильной дороги. На участках работы подобных полигонов необходимо применять специальные технические средства фиксации нарушений Правил дорожного движения, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

В целом расстановку необходимых средств необходимо осуществлять, в следующем порядке:

- дорожные знаки;

- дорожные светофоры;

- дорожная разметка;

- направляющие устройства;

- ограждающие устройства.

На каждом полигоне должна быть отработана схема организации движения в зоне проведения исследований на которой указывают вид и характер исследовательских работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение исследовательских работ на полигоне. Схемы всех видов работы в пределах полигона должны быть утверждены владельцем автомобильной дороги.

Идея сооружения полигонов сопряжена с рисками, которые могут препятствовать ее реализации. При исследовании идеи создания полигонов, согласовании его местонахождения и основополагающих параметров, а также в начале строительства на результаты могут повлиять макроэкономические, геополитические, ор-

ганизационные, социальные, техногенные и экологические риски:

1. Макроэкономические риски могут возникнуть в связи с изменением в стране темпов роста экономики. Неблагоприятный сценарий развития экономики приведет к невозможности создания полигонов, а в случае начала их строительства - к приостановлению и консервации.

2. Геополитические риски могут возникнуть в результате изменения стабильности политической ситуации в соседних странах. Как следствие - снижение развития автомобильного транспорта, в частности, снижение востребованности в его скоростном движении.

3. Организационные риски могут возникнуть из-за низкой организации процесса управления и кадрового обеспечения, что скомпрометирует саму идею сооружения полигонов. Серьезный риск связан с нехваткой нормативно-технического обеспечения строительства притрассового участка полигона.

4. Социальные риски могут быть если будущие полигоны разместятся вдали от мегаполисов, крупных населенных пунктов, от научных (в частности, транспортных) центров. Может возникнуть дефицит высококвалифицированных научных кадров. Вытекающий из этого риск — обеспечение будущего полигона квалифицированной рабочей силой (для строительства объектов социальной сферы в районе, не имеющей инженерной инфраструктуры).

5. Природоохранные риски могут возникнуть из-за значительной вырубки леса вблизи мегаполиса.

Данное обстоятельство может сказаться на принятии решения о сооружении полигонов. Явных предпосылок к снижению экологической безопасности районов при создании полигонов нет. Тем не менее этот вид рисков может быть обусловлен высокой степенью влияния человеческого фактора, природными явлениями, а также вандалистскими действиями, устранение последствий которых требует серьезных дополнительных капиталовложений.

6. Экономические риски возможны из-за замедления экономического роста.

Выводы

Таким образом опытный участок — это несколько километров федеральной трассы, разделенной на отдельные секции. Благодаря этому испытание разных дорожных технологий и материалов можно проводить одновременно. Водители, проезжающие по усеянному датчиками асфальтобетону испытательного полигона, не должны заметить никакой разницы, как и при проезде по обычному участку дороги. Внешне это должна быть совершенно обычная дорога 1 -й технической категории.

В целом, для экспериментальных дорожных исследований и строительства опытно-экспериментальных полигонов необходимо

создать исполнительную группу проекта, которая будет отвечать за различные функции. Таким же образом надо создать подгруппы лиц, ответственных за отдельные участки.

Литература

1. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.

2. Федоров В.П. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог / В.П. Федоров, Н.В. Шаталова // Транспорт Российской федерации. - 2009. - № 6 - с. 20-22.

3. Лазарев Ю.Г. Оценка пригодности методов обоснования организационной структуры предприятий сервиса ассистанс / Ю.Г. Лазарев, Д.Л. Симонов, Б.А. Карпачев //Технико - технологические проблемы сервиса. - СПб.: 2015.- № 1(31) - с. 63-70.

4. Ермошин Н.А. Моделирование условий неопределенности функционирования и развития транс-портно- логистических систем в целях обеспечения их экономической безопасности / Н.А. Ермошин., Н.И., Болгаров // Строительные и дорожные машины. - СПб.: 2014.- № 6 - с. 30-35.

5. Лазарев Ю.Г. Тенденции развития сервиса «Ассистанс» на автомобильных дорогах северозападного региона / Ю.Г. Лазарев, Ю.А. Григорьева //Технико - технологические проблемы сервиса. -СПб.: 2014.- № 2(28) - с. 87-90.

6. Ермошин Н.А. Применение методологии риск-менеджмента в проектировании транспортно-логистических систем / Н.А. Ермошин., Д.С., Бука-тов // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. - СПб.: 2013.- Т.2. - с. 155-162.

7. Лазарев Ю.Г. Логистика сервиса Ассистанс на основе формирования эффективной организационной структуры предприятий / Ю.Г. Лазарев, Д.Л. Симонов, Ю.А. Григорьева //Технико - технологические проблемы сервиса. - СПб.: 2015.- № 1(31) - с. 70-76.

8. Морозов А.Г., Лазарев Ю.Г., Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). C.77-82.

9. Рустенбек С.Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С.Д. Рустенбек, Д.Ю. Кириллова, Ю.Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-2. С. 68- 72.

10. Лазарев Ю.Г., Громов В.А. Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции. 2014. С. 102-109.

11. Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Дисс. на соискание ученой степени канд. юридических наук. Челябинск, 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.