Научная статья на тему 'Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры'

Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1622
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРА КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL SPHERE / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT APPROACH / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Носкова Надежда Александровна

В современных социально-экономических условиях развития общества сфера культуры играет ключевую роль в формировании гармонично развитой личности. Сложившиеся подходы к организации культурной деятельности не отвечают возросшим запросам общества. Поиск инновационных форм организации культурной деятельности становится важной задачей как государства, так и хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрены существующие практики применения проектного подхода к управлению сферой культуры. Приведены успешные примеры проектной деятельности в сфере культуры европейских стран и в Российской Федерации. Определены особенности и перспективы проектной деятельности в современных социально-экономических условиях развития социально-культурной сферы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Носкова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT MANAGEMENT PRACTICES ANALYSIS IN THE FIELD OF CULTURE

In modern socio-economic conditions of the society development the sphere ofculture plays a key role in the formation of a harmoniously developed personality.The existing approaches to the organization of cultural activities do not meet theincreased demands of the society. The search for innovative forms of organization ofcultural activities becomes an important task of both the state and economic entities.The article deals with the existing practice of project approach to the managementof the sphere of culture. Successful examples of the project activities in the sphere ofculture of European countries and in the Russian Federation are given. The featuresand prospects of the project activities in the modern socio-economic conditions ofthe socio-cultural sphere development of Russia are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры»

АНАЛИЗ ПРАКТИК ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

THE PROJECT MANAGEMENT PRACTICES ANALYSIS IN THE FIELD OF CULTURE

УДК 351.85(470) DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.6

НОСКОВА Надежда Александровна

старший преподаватель кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, raccoony2006@mail.ru

NOSKOVA, Nadezhda Aleksandrovna

Senior Lecturer at the Department of Project Activities in Cinematography and Television of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, raccoony2006@mail.ru

Аннотация.

В современных социально-экономических условиях развития общества сфера культуры играет ключевую роль в формировании гармонично развитой личности. Сложившиеся подходы к организации культурной деятельности не отвечают возросшим запросам общества. Поиск инновационных форм организации культурной деятельности становится важной задачей как государства, так и хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрены существующие практики применения проектного подхода к управлению сферой культуры. Приведены успешные примеры проектной деятельности в сфере культуры европейских стран и в Российской Федерации. Определены особенности и перспективы проектной деятельности в современных социально-экономических условиях развития социально-культурной сферы России.

Ключевые слова: сфера культуры, проектный менеджмент, проект, проектный подход, культурная политика.

Abstract

In modern socio-economic conditions of the society development the sphere of culture plays a key role in the formation of a harmoniously developed personality. The existing approaches to the organization of cultural activities do not meet the increased demands of the society. The search for innovative forms of organization of cultural activities becomes an important task of both the state and economic entities. The article deals with the existing practice of project approach to the management of the sphere of culture. Successful examples of the project activities in the sphere of culture of European countries and in the Russian Federation are given. The features and prospects of the project activities in the modern socio-economic conditions of the socio-cultural sphere development of Russia are defined.

Key words: cultural sphere, project management, project approach, cultural policy.

© Носкова Н. А., 2018.

Сфера культуры РФ за последние десять лет показала высокие темпы социально-экономического развития. Государство и общество с каждым годом все больше осознают значимость культуры и культурной политики в жизни общества, формировании гармонично развитой личности и укреплении гражданского единства. С 2016 г. государственная культурная политика реализуется на межведомственной, системной основе: принята Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г., утвержден план мероприятий по ее реализации на 2016-2018 гг., к выполнению которого приступили федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные и некоммерческие организации.

За последнее десятилетие в РФ было реализовано огромное множество культурных проектов во всех отраслях сферы культуры. Проектный подход стал новаторским инструментом реализации культурной политики, особенно в региональном аспекте. Многие представители сферы культуры, а также органы государственной власти отметили значимость проектного подхода в реализации инновационного потенциала сферы культуры. Однако методическая и нормативно-правовая база проектного менеджмента в сфере культуры отстает и не успевает идти в ногу со временем. Таким образом, актуальность изучения опыта проектной деятельности в сфере культуры европейских стран, а также выявление пробелов в правовых вопросах регулирования проектной деятельность в РФ становятся важнейшей задачей органов власти РФ, предпринимателей и специалистов в сферы культуры.

Проектная база в области культуры слаба, потому как недостаточно изучена и представлена малым количеством научных изысканий для обучения менеджеров проектного направления.

Как показывает иностранный опыт в сфере управления проектами, за рубежом уже сложилась некая структура проектного менеджмента. В России существуют все необходимые предпосылки к освоению области про-

ектного управления на основе всестороннего взаимодействия с институтами государственного аппарата, коммерческого и некоммерческого секторов экономики, что обеспечит привлечение дополнительных ресурсов в культурную сферу. Такой подход в свою очередь благоприятно отразится на создании в России цивилизованного рынка культурных благ и услуг для населения.

Зарубежный опыт проектного менеджмента в сфере культуры показал положительные тенденции развития данной отрасли, о чем свидетельствует возросший интерес общества к культурной жизни, а также увеличение инвестиций в сферу культуры и дохода от деятельности практически всех отраслей культурной сферы.

В большинстве стран мира на долю культурного сектора экономики приходится незначительная часть расходов государственного бюджета. Таким образом, представителям сферы культуры приходится искать новые пути создания и реализации своих идей, творческих замыслов. Одним из весьма эффективных инструментов в этой области оказались проекты.

Рассмотрим примеры наиболее успешных практик проектного подхода в сфере культуры за рубежом.

Весьма успешным в последнее время является проект некоммерческой организации «Kultura Medialna» (г. Днепропетровск, Украина), которая определяет сферу своих интересов как «медиаискусство и культура как медиум», включающую в себя и визуальное искусство, и технологии, и урбанистику. Самый известный проект организации - фестиваль медиаарта «Конструкция» [1].

Кроме того, «Kultura Medialna» организовывает культурные события, продвигает современное искусство, поддерживает молодых художников и развивает креативные практики в публичном пространстве.

В партнерах у организации значится музыкальное продюсерское агентство «Bolt Records» (г. Варшава, Польша), которое специализируется на современной музыке в Восточной Европе. Оба проекта продвигают экспериментальную современную культуру в своих странах, и у них схожая аудитория.

«Kultura Medialna» и «Bolt Records» представляют собой наглядный работающий проект кросс-секторального партнерства между культурой, урбанистикой, бизнесом и общественным сектором [2].

Другим творческим проектом является экспериментальный театр «MIHR Theatre» [3] из Армении, основанный в 2003 г. В своих постановках труппа объединяет танец, психологию, философию и драматическое искусство. Партнером «MIHR Theatre» в рамках тура стал польский Театр С. Яраша (г. Ольштын), основанный в 1925 г. Его постановки проходят на четырех сценах, каждая из которых представляет определенное направление. Команда называет свой проект «эклектическим театром в лучшем смысле этого слова», предлагая зрителю широкий спектр стилей, поэтик и театральных постановок с учетом актуальных тенденций перформативного искусства.

Интересным проектом, финансирование которого по итогам конкурсного отбора обеспечивает Евросоюз, является Цифровой проект «Европейская опера» «2014-2018 гг.» [4]. Его организаторы создают онлайн-платформы по изучению всего, что касается европейской оперы. На сайте проекта транслируются прямые эфиры выступлений с субтитрами на шести языках. С целью актуализации для зрителей оперы как формы искусства XXI в. партнеры проекта размещают интервью, предоставляют доступ к древним рукописям, а также активно используют социальные сети. Данный проект -результат сотрудничества пятнадцати оперных театров из двенадцати стран.

Социально значимым проектом является проект Евросоюза «Creative Lenses (20152019 гг.)» [5]. Цель этого проекта состоит в подготовке активистов в сфере культуры. Идея проекта заключается в том, что новые исследования, тренинги и конференции помогут увеличить уровень профессионализма в секторе и сделать европейскую культуру более жизнеспособной. Проект курирует 13 культурных центров, университетов и культурных организаций. Финляндия является главным партнером и сотрудничает со Швецией, Бельгией, Грецией, Италией, Словакией, Нидерландами и Великобританией.

С 2003 г. в европейских странах реализуется проект «МЕДИА», который призван поддержать аудиовизуальную индустрию с тем, чтобы восполнить дефицит европейских аудиовизуальных продуктов перед переполненным американским рынком и способствовать распространению европейских фильмов и программ [6]. Идея «культурного разнообразия» заключается в том, чтобы обеспечить возможность европейским государствам сохранить собственные системы финансовой поддержки кино- и аудиовизуального производства. Проект «МЕДИА» дополняет национальные механизмы субсидирования кино- и аудио-производства, начиная с профессиональной подготовки специалистов в данной сфере и заканчивая реализацией европейских фильмов и программ. В рамках программы «МЕДИА» продолжается работа над созданием каталогов европейских аудиовизуальных произведений в цифровом формате, предназначенных для использования с помощью новых технологических средств коммуникации.

Весьма необычны проекты развития региональной европейской культуры. Программа «Leader+» [6] оказывает всевозможную поддержку организациям, занимающимся разработкой проектов в сельской местности с целью более эффективного использования объектов природно-культурного наследия (исторических ландшафтов, мест археологических раскопок), внедрения новейших способов реставрации памятников. Ряд культурных проектов, например, переоборудование рыболовецких судов в корабли-музеи, был реализован из средств, выделенных структурными фондами, в том числе Европейским фондом ориентации и гарантий сельского хозяйства (FEOGA), Европейский фонд регионального развития (FEDER) финансирует проекты по строительству «культурных площадей» и реставрации исторических зданий, их переоборудованию под музеи, библиотеки, концертные залы, мультимедийные центры. Фонд выделил средства на оснащение Национального центра комиксов во французском городе Ангулем, квартала Temple Bar в Дублине и Lowry Centre в Великобритании [7].

В Российской Федерации проектная деятельность в сфере культуры приобретает все

большее значение и порой становится эффективным инструментом решения культурных задач государства и организаций культуры.

Под «проектом» в российском законодательстве понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [8]. В международной практике принято следующее определение проекта от англ. Project и лат. Projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед - временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [9].

Общее в подходах к определению заключается в том, что в результате проектной деятельности должен появиться принципиально новый, уникальный продукт. В РФ в 2016 г. принято Постановление Правительства «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [8], которое впервые в современной России дает нормативно-правовую характеристику проектной деятельности. Данный нормативно-правой акт стал важным документом реформирования системы программно-целевого планирования, как основного инструмента реализации государственной политики во всех сферах общественной жизни. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность в ближайшее время станет главным механизмом реализации целей государства в сфере культурного развития. Как было отмечено ранее, культура является важнейшей сферой интересов государства, как основа формирования личности. До настоящего времени реализация культурной политики осуществлялась в рамках программного подхода, и главным документом, определяющим приоритеты и задачи развития культуры, являлась государственная программа «Развитие культуры и туризма в РФ на 2013-2020 гг.» Со вступлением в силу Постановления от 15.10.16 № 1050 [8], планируется внедрение проектного подхода в сложившуюся систему управления. Однако уже сегодня в сфере культуры, как одной из самых инновационных и креативной сфер экономики, существуют практики проектного управления, причем весьма успешные.

Так, например, уже седьмой год реализуется международный мультипроект «Взгляд иностранца» [10], цель которого - расширить границы культурного пространства. Он предлагает участникам стать частью мирового сообщества, которое ежегодно создает для будущих поколений цифровую летопись самых ярких событий современности. Лучшие снимки будут включены в фотоальбом, который наряду с лучшими роликами пополнит электронный фонд Президентской библиотеки. Кроме того, материалы, присланные на мультимедийный конкурс, станут частью выставок на различных культурных площадках России. 2018 г. посвящен году волонтера в России и проходит под девизом «свобода помогать».

Культурно-исторический мультимедийный проект Первого канала «Троцкий» [11] появился как пояснение и дополнение к одноименному многосерийному фильму кинокомпании «Среда» и Первого канала, снятому к столетию Октябрьской революции. Проект в доступной форме рассказывает историю Октябрьской революции, знания о которой, возможно, не хватает при просмотре фильма.

Одними из самых успешных культурных проектов России, в рамках международной деятельности, являются перекрестные Года культуры, Дни русской культуры. Основная задача данных проектов - усиление позиций российской культуры в мировом самосознании. В 2017 г. реализованы масштабные программы мероприятий в рамках Года туризма Россия - Австрия, Года культурного туризма Россия - Франция (2016-2017), Года молодежных обменов Россия -Германия (2016-2017) и Года туризма с Испанией (2016-2017), Года российских и китайских СМИ (2016-2017), Сезонов культуры Россия - ЮАР (2016-2017). Кроме того, Минкультуры России проводит Сезоны культуры Россия - Словения 2017-2018, Год туризма Россия - Греция 20172018. В 2017 г. при поддержке Минкультуры России в Японии впервые реализован масштабный творческий проект «Русские Сезоны». В рамках Сезонов в 40 городах Японии прошли гастроли более 20 прославленных российских театров и музыкальных коллективов, представлены выставки, кинопоказы, цирковые постановки (всего более 200 мероприятий) [12].

Эффективным инструментом продвижения за рубежом национальных духовных ценностей и традиций, поддержания и упрочения духовного единства Русского мира являются Дни России с включением мероприятий духовного характера, реализуемые во исполнение поручений Президента РФ от 16.01.2009 № Пр-87 и от 08.03.2015 № Пр-396. Дни духовной культуры проводятся Минкультуры России совместно с МИД России и в тесном взаимодействии с Русской православной церковью начиная с 2010 г. С целью повышения позитивного эффекта реализации проекта основные мероприятия в рамках Дней духовной культуры оказываются приурочены к зарубежным визитам Предстоятеля Русской православной церкви или знаковым юбилейным датам отечественной и мировой истории. Дни зарекомендовали себя как уникальный формат гуманитарных акций, сочетающих демонстрацию современных достижений российской культуры и одновременно - богатейшего духовного наследия нашей страны. В рамках Дней духовной культуры проводятся мероприятия различных форматов: конференции и семинары с акцентом на духовную тематику, концерты духовных хоровых коллективов, концерты ведущих российских творческих коллективов, выступающих в различных жанрах, концерты классической музыки с участием талантливых детей, выставки, мастер-классы, кинопоказы и др.

Важные культурные проекты реализует Российский фонд культуры [13], среди которых:

1. Проект «Международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков».

2. Проект «Открытый фестиваль социальной рекламы "МИР"», направленный на интегрирование творческих молодежных инициатив в решении социальных проблем.

3. Проект «Премия киноизобразительного искусства "Белый квадрат"», направленный на поддержку профессионального творчества операторов кино.

Для детей в Санкт-Петербурге реализуется проект «Фестиваль "Детские дни в Петербурге"»: масштабный партнерский проект, ежегодно объединяющий более сорока музеев города [14].

Сегодня становятся весьма популярны ме-диапроекты (телепроекты). В качестве примера можно привести авторский проект актера и продюсера А. Белого «Кинопоэзия», который представляет собой серию мини-фильмов, созданных командой профессиональных режиссеров, актеров, сценаристов [15]. Поэзия и кино -два вида искусства - соединяются в жанре поэтического фильма и существуют на равных. Для показа на телеканале «РоссияК» отобрано тринадцать фильмов, в которых звучат стихи А. Пушкина, Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина - в исполнении С. Безрукова, М. Мироновой, А. Кортнева и других известных актеров.

2018 г. в России проходит под эгидой волонтерского движения. В связи с этим значительное число проектов в сфере культуры реализовано именно силами волонтеров. В качестве наиболее интересных можно привести проекты развития библиотек. Данное направление является весьма актуальным для государства, так как в последнее время библиотечная сфера находится в достаточно бедственном состоянии и требует новых подходов к организации деятельности.

Так, в Год «добровольца» Российская государственная библиотека для молодежи совместно с Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российской библиотечной ассоциации проводит Всероссийский конкурс «Лучший молодежный волонтерский проект в библиотеке», целью которого стало содействие развитию добровольческих инициатив в сфере культурного волонтерства и установление партнерских взаимоотношений между учреждениями культуры и волонтерскими организациями путем реализации совместных волонтерских проектов:

• Проект «Фестиваль профессий. Молодые - молодым»;

• Проект «Молодежное Культурное Сообщество»;

• Проект «Культурный волонтер»;

• Проект «Тактильные книги для маленьких читателей с нарушениями зрения» [16].

Положительной тенденцией развития проектного подхода в сфере культуры является

активное развитие регионального рынка. Так, практически в каждом субъекте РФ реализуется как минимум один проект в сфере культуры. Региональная проектная деятельность позволяет сохранить народную, этническую культуру, национальные традиции и обычаи. Важной задачей государственного управления в сфере культуры является интеграция регионального проектного менеджмента в единую систему управления национальной культурой.

Еще одной важной особенностью проектного менеджмента является возможность «получить в партнеры» государство. Такое взаимодействие выгодно как государству, так и организациям и обеспечивает достижение следующих целей:

• формирование у общества правильных ориентиров культурного воспитания;

• дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение проектов;

• законодательную, информационную и иную поддержку проектной деятельности;

• реализацию государственной политики в области культуры;

• возможность получения обратной связи от общества об их потребностях и инициативах.

Практическим воплощением такого взаимодействия является государственно-частное партнерство (ГЧП). Пилотные практики проектов ГЧП, существующие в субъектах РФ, показывают, что культура сегодня становится одним из главных факторов инвестиционной привлекательности территории, о чем свидетельствуют данные о высокой самоокупаемости культурных проектов, при этом культура и бизнес становятся взаимовыгодными партнерами на рынке.

Эффективными механизмами взаимодействия государства и бизнеса в региональных проектах культурной направленности на основе ГЧП являются:

• инвестиционно-девелоперские проекты -инвестиции в собственные, частные проекты, реализуемые на объектах частной собственности при поддержке органов власти, которые инициированы самими инвесторами, а также проекты в сфере креативных индустрий;

• системные социокультурные практики - проекты, реализованные на арендованных площадях при поддержке органов власти (например, частные музеи, галереи, лофт-проекты, творческие мастерские и т. д.);

• событийные проекты, реализующиеся на коммерческой основе при участии государственных органов - фестивали, культурные мероприятия, программы, связанные с подготовкой инфраструктуроподдерживающих кадров в культуре;

• спонсорские проекты - проекты, инициированные государством при поддержке средств бизнеса.

Ежегодно Минкульт РФ выпускает сборник лучших практик проектов взаимодействия государства и бизнеса в сфере культуры, реализованных и находящихся в процессе реализации в различных субъектах РФ, среди которых:

• объект культурного наследия «Дом Марины Мнишек» (Псковская область, СЗФО);

• строительство семейного развлекательного центра в городе Магадане (Магаданская обл., Дальневосточный ФО);

• реконструкция объекта культурно-исторического наследия, усадьбы Е. М. Перси-Френч, пгт. Тереньга, и создание на ее базе многофункциональной площадки, открытого креативного пространства (Ульяновская обл., Приволжский ФО);

• строительство гостиничного комплекса «Усадьба Скорнякова» (Липецкая обл., Центральный ФО);

• международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ «Скверный Характер» (Мурманская обл., СЗФО) [17; 18].

Значение проектной деятельности для совершенствования механизмов реализации культурной политики в условиях социально-экономической трансформации возрастает, а отечественный и зарубежный опыт, связанный с внедрением проектной деятельности в социокультурную практику, требует пристального изучения и анализа позитивного опыта.

Таким образом, в современной России особенностью управления сферой культуры

выступает децентрализация культурной деятельности, что создает предпосылки для появления новых подходов, одним из которых выступает проектно-ориентированный, который способствует более четкому формулированию целей культурной деятельности, достижению в ней баланса эффективности и целесообраз-

ности, обоснованию привлекаемых ресурсов (кадровых, информационных, материально-технических, финансовых), преодолению затратного метода финансирования культуры, повышению качества услуг, оказываемых в культурной сфере, стимулирует креативность в поиске новых решений.

Список литературы

1. Некоммерческая организация «Kultura Medialna». URL: http://kulturamedialna. org/#about (дата обращения: 10.10.2018).

2. «Культура и Креативность». URL: https://www.culturepartnership.eu/article/ successful-international-partnership (дата обращения: 10.10.2018).

3. Экспериментальный театр «MIHR Theatre». URL: http://mihrtheatre.com/ (дата обращения: 10.10.2018).

4. Цифровой проект «Европейская опера» «2014-2018 гг.». URL: http://www. creativeeuropeuk.eu/funded-projects/european-opera-digital-project2 (дата обращения: 10.10.2018).

5. Проект «Креативная Европа»: Creative Lenses». URL: http://www.creativeeuropeuk. eu/funded-projects/creative-lenses1 (дата обращения: 10.10.2018).

6. Культурная деятельность Европейского Союза: программный подход. URL: http:// www.ifapcom.ru/files/Monitoring/vovk_kult_pol_eur.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

7. Европейский фонд регионального развития (FEDER). URL: http://ec.europa.eu/ regional_policy/eN/funding/erdf (дата обращения: 10.10.2018).

8. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». URL: http://docs. cntd.ru/document/420379481 (дата обращения: 10.10.2018).

9. Институт управления проектами (Project Management Institute, PMI). URL: https:// www.pmi.org/ (дата обращения: 10.10.2018).

10. Международный мультипроект «Взгляд иностранца». URL: http://foreignview.prlib. ru/index.php?id=2 (дата обращения: 10.10.2018).

11. Мультимедийный проект «Троцкий». URL: https://www.1tv.ru/trotsky/ (дата обращения: 10.10.2018).

12. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/ (дата обращения: 10.10.2018).

13. Российский фонд культуры. URL: http://fond.culture.ru/ru/about/history (дата обращения: 10.10.2018).

14. Проект «Фестиваль "Детские дни в Петербурге"». URL: http://www.museum12345. ru/o-nas/ (дата обращения: 10.10.2018).

15. Телеканал «РоссияК». URL: https://tvkultura.ru/ (дата обращения: 10.10.2018).

16. Российская государственная библиотека для молодежи. URL: http://www.rgub.ru/ projects/volunteer/shortlist.php (дата обращения: 10.10.2018).

17. Сборник «Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России». URL: https://www.mkrf.ru/documents/sbornik-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sfere-kultury-uspeshnye-proekty-regionov-rossii/ (дата обращения: 10.10.2018).

18. Байков Е. А., Соколов А. Г. Основные направления и механизмы развития государственно-частного партнерства в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 67-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.