их внутренних проблемах. Хочется отметить, что представители данной группы объединены в ней низкой степенью осознанности жизни, но по динамике достижения целей их можно было бы причислить к самоактуализирующимся людям, берущим ответственность за свою жизнь. Можно сказать, что вопреки деструктивным чувствам: страхам и неуверенности (тормозящим процесс самоактуализации), жизнь складывается в соответствии с желанием человека, если направление отчетливо и желание сохраняется продолжительное время. Целедостижение тяжело, но чувство удовлетворенности своей жизнью представителям данной группы дает видение приближения цели.
Детерминанты биологические (уровень умственного развития, способности, проявленные в обучении) и социальные (условия: окружающая макро и микросреда), отмеченные в выделенных группах, способствовали формированию личностей [3]. Условия самоактуализирующейся здоровой личности - благоприятные генетические данные, социально-историческое пространство развития [4], - позволяют личности считать себя самодостаточной, целостной, без помех и излишних сомнений принимать самостоятельные выборы и получать удовлетворение от жизни, начатое в процессе целе-полагания и продолженное в процессе целедостижения.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://log-in.ru/books/strategiya-zhizni-abulkhanova-k-a-obsha-ya-psikhologiya.
2. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d3478.
3. Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии. Социология в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsoc-man.hse.ru/data/000/699/1219/019Glava16.pdf.
4. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt.
АНАЛИЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАСТНИКОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
© Писаревский В.Г.*
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва
В статье рассматривается интернет-сообщество «Православие и мир» в социальной сети «Вконтакте» с точки зрения поведенческих характеристик целевой аудитории.
* Научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук.
Для анализа сообщества «Православие и мир» наиболее актуальной представляется концепция сетевого общества Мануэля Кастельса. В качестве метода используются данные, полученные с помощью он-лайн-сервиса статистики сообществ в социальных медиа jagajam.com.
Приводится сравнительный анализ по ряду показателей сообщества «Православие и мир» с другими группами «Вконтакте» как в сегменте медиа, так и в других сегментах.
Основной вывод статьи - активность и вовлеченность пользователей сообщества «Православие и мир» гораздо выше, чем в аналогичных светских тематических сообществах. В то же время численность пользователей православных сообществ «Вконтакте» сегодня на порядок меньше, чем у других групп, что в сочетании с большей вовлеченностью участников позволяет говорить о существенном расширении аудитории православных сообществ в ближайшем будущем.
Ключевые слова информационное общество, веб 2.0, социальные сети, аудитория «Вконтакте», вовлеченность участников сообщества, лояльность пользователей сообществу, активность пользователей, сообщество «Православие и мир», православные группы «Вконтакте».
Мы живем в информационном обществе, в котором с особенной силой проявляются две тенденции. Первая тенденция - усиление роли религии в обществе, именно поэтому такое общество часто называют не только информационным, но и постсекулярным. Об этом пишет, например, английский социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» [1].
Вторая тенденция связана с новой ролью интернета, который становится не только приоритетным информационным каналом, но и организационной структурой информационного общества. Исследователь информационного общества Мануэль Кастельс подчеркивает, что «сеть заменяет место в качестве основы социальности как в пригородах, так и в городах» [2]. Соответственно, «центрами притяжения» в такой системе координат становятся интернет-сообщества, которые формируются на основе определенных интересов.
На сегодняшний день социальная сеть «Вконтакте» является самой большой русскоязычной сетью и представляет большой интерес для исследователя. По состоянию на июль 2013 года в сети «Вконтакте» насчитывается 8 291 336 пользователей, который идентифицируют себя как православные [3]. Возрастное распределение пользователей выглядит следующим образом: группа 15-20 лет составляет 29,6 % от всей аудитории, группа 20-30 лет -46,6 %, группа 30-40 - 14,3 %, группа 40-50 - 5,9 %, группа 50-60 - 2,8 %, группа 60-70 - 0,7 %, наконец, группа 70-80 составляет 0,1 %. Таким образом, ядро православной аудитории «Вконтакте» составляют три возрастных группы: от 15 до 20 лет, от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет.
В то же время нас как исследователей интересуют не только такие характеристики православных пользователей «Вконтакте», как их пол, возраст, география, но и, в большей степени, их поведенческие характеристики,
которые можно проследить в различных православных сообществах данной социальной сети.
Как участники сообщества реагируют на публикации в нем? Каковы типы их реакции? Какова степень их лояльности сообществу? Рассмотрим эти вопросы, опираясь на инструментарий онлайн сервиса анализа статистики сообществ в соцсетях jagajam.com [4] на примере сообщества «Православие и мир» [vk.com/pravmir].
По состоянию на июль 2013 в этом сообществе насчитывается 70 024 участника. При этом показатель активности пользователей (он рассчитывается как отношение суммарных активностей (лайк, комментарий, репост) всех активных пользователей к сумме ядра K1 (то есть тех пользователей, которые совершили хотя бы одну активность) и внешних активных пользователей) в сообществе «Православие и мир» равен 10,94. Приведем для сравнения аналогичный показатель в том же медиа сегменте для группы журнала Forbes (434 396 участников). Он составляет 7,53 , и эти цифры сами по себе говорят о многом.
Рассмотрим уровень лояльности членов сообщества «Православие и мир». Этот показатель лучше всего выражается «ядрами», при этом порядковый номер означает число пользователей в ядрах от K1 до K10.
Таблица 1
Уровень лояльности членов сообщества «Православие и мир» в социальной сети «Вконтакте»
Показатель Значение Значение стро- Доля ядра K от общей Доля строгого ядра K от
ядра Kt гого ядра K численности группы общей численности группы
Ядро K1 21 742 5 091 8, 06 % 6, 21 %
Ядро K2 16 745 4 128 6, 68 % 5, 51 %
Ядро K3 12 565 1 856 2, 94 % 2, 27 %
Ядро K4 10 733 1 792 2, 84 % 2, 19 %
Ядро K5 8 968 1 039 1, 64 % 1, 27 %
Численность ядра К1 означает число пользователей группы «Православие и мир», которые совершили одно и более действий (лайк, комментарий, публикация, републикация). Строгое ядро означает число участников, совершивших строго определенное номером ядра число активностей. Соответственно, доля ядра К означает долю участников ядра К от общей численности группы, а доля строгого ядра Ki - долю строгого ядра К от общей численности группы.
Рассчитаем показатель общей лояльности пользователей сообщества «Православие и мир» как отношение ядра К5 к ядру К1 и получим 41,76 %! Также чрезвычайно важен показатель средней вовлеченности, который обозначает, сколько в среднем активностей на одну публикацию делает один пользователь из числа всех пользователей, взаимодействующих с сообществом (в том числе и внешних).
У сообщества «Православие и мир» этот показатель составляет 0,0008, у сообщества «РИА НОВОСТИ» (численность 425 323 человека) 0,0005, у специализированного сообщества IT специалистов HABRAHABR (численность 133 773) он равен 0,0003, в сообществе «USA. США - Всё об Америке» (численность 931 683) показатель составляет 0,0006.
Таким образом, и на основе данного показателя православное сообщество опережает многократно превосходящие по численности светские как общие, так и специализированные сообщества.
На основе описанных поведенческих характеристик пользователей можно сделать следующие выводы.
1. Аудитория православных групп «Вконтакте» на сегодняшний день в разы меньше, чем аудитория аналогичных групп светских медиа изданий, но это отставание временное, и оно компенсируется гораздо большей активностью пользователей в православных группах.
2. На примере сообщества «Православие и мир» видно, что аудитория крупных православных сообществ «Вконтакте» лояльна по отношению к данным группам и проявляет активность в разы большую, чем аудитория других групп из категории СМИ, в том числе специализированных изданий. Более того, православные пользователи проявляют даже большую активность, чем пользователи групп, посвященных моде, гоночным автомобилям и т.д.
3. Очевидно, что анализ православных сообществ в социальных сетях является малоизученной областью социологии коммуникации и требует своих масштабных исследований.
Список литературы:
1. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе: пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер с англ. - М.: «ГУ ВШЭ», 2000.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: пер с англ. - М.: «Кучково поле», 2011
4. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер с англ. - М.: «АСТ», 2009.
5. Тоффлер Э. Третья волна: пер с англ. - М.: «АСТ», 2010.