Научная статья на тему 'Анализ понятия «Тревога» в истории психологии'

Анализ понятия «Тревога» в истории психологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3795
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОГА / КОГНИТИВНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / Г. С. САЛЛИВАН / К. ХОРНИ / Э. ФРОММ / Р. Д. ЛЭЙНГ / G. S. SALLIVAN / K. CHORNY / A. FROMM / R. D. LEING / ANXIETY / COGNITIVE HISTORY OF PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левченко Елена Васильевна, Кравцов Иван Сергеевич

В представленной статье разбирается концепция тревоги, представленная в работах известных психологов. Рассмотрены и проанализированы теории психологии мотиваций в связи с теорией тревоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the concept «anxiety» in the history of psychology

The given article deals with the concept of anxiety in the works of different psychologists. The author describes and analyzes theories of motivation psychology in connection with the theory of anxiety.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Тревога» в истории психологии»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.9(091):159.943.2

ББК Ю91 ГСНТИ 15.41.25

Е. В. Левченко, И. С. Кравцов

Пермь, Россия

Код ВАК 19.00.10 E. V. Levchenko, I. S. Kravtsov

Perm, Russia

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОГА»

В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В представленной статье разбирается концепция тревоги, представленная в работах известных психологов. Рассмотрены и проанализированы теории психологии мотиваций в связи с теорией тревоги.

Ключевые слова: тревога, когнитивная история психологии, Г. С. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Д. Лэйнг.

Сведения об авторе: Левченко Елена Васильевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии.

Сведения об авторе: Кравцов Иван Сергеевич, аспирант.

Место работы: кафедра общей и клинической психологии Пермского государственного университета.

Контактная информация: 614000

e-mail: chazky@mail.ru

ANALYSIS OF THE CONCEPT «ANXIETY» IN THE HISTORY OF PSYCHOLOGY

Abstract. The given article deals with the concept of anxiety in the works of different psychologists. The author describes and analyzes theories of motivation psychology in connection with the theory of anxiety.

Key words: anxiety, cognitive history of psychology, G. S. Sallivan, K. Chorny, A. Fromm, R. D. Leing.

About the author: Levchenko

Elena Vasilievna, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of General and Clinic Psychology.

About the author: Kravtsov Ivan Sergeevich, Post-graduate Student.

Place of employment: Chair of General and Clinic Psychology, Perm State University.

г. Пермь, ул. Букирева, 15.

Целью данной работы является демонстрация метода концептуального анализа. Этот метод является дальнейшей разработкой плана когнитивных историко-психологических исследований, предложенный Е. В. Левченко [1].

В рамках данного обзора мы рассматриваем в качестве примера концепт тревоги, содержащийся в работах Г. С. Салливана, К. Хорни, Э. Фромма, Р. Д. Лэйнга.

© Е. В. Левченко, И. С. Кравцов, 2011

Эмпирических исследований тревоги не так много [4; 6; 7; 8]. Среди них работы К. Хорни, Г. С. Салливана, Э. Фромма. Узлом концепта тревоги в работах этих авторов выступает идея межличностных отношений. Определенные межличностные отношения выступают причиной возникновения тревоги, от которой индивиду приходится защищаться различными способами, наносящими его лично-

сти серьезный ущерб, невротизи-рующими ее.

Для Лэйнга уходом от тревоги является формирование психоза. Для Салливана это формирование системы самости, для Фромма -деструктивного социального харак-тера[2].

По Лэйнгу, определенные люди обладают большей психологической неуверенностью, чем другие, и психоз формируется у онтологически неуверенных личностей в ответ на такие требования близких к ним, которые являются насилием, именуемым любовью.

По Фромму, макросоциальные отношения навязывают индивиду его желания и убеждения. Западное общество заставляет индивида чувствовать тревогу и одиночество. Защититься от этих чувств он может только формированием характера деструктивной природы.

По Салливану, межличностные отношения в малых группах, а также отношения индивида и властных фигур вызывают у него чувство тревоги и вынуждает его прибегать к защитным механизмам. Защитные механизмы формируются в специальный психический орган системы самости, который, по мнению Салливана, является невротическим, так как, с одной стороны, защищает индивида от неизгладимого влияния тревоги и отвечает за адаптацию к социальной среде, а с другой - оказывает пагубное и деградирующие влияние на развитие личности.

По Хорни, «основная тревога» возникает в ответ на угрожающие

межличностные отношения, хотя и присуща индивиду потенциально. Способом защиты от тревоги является формирование невротических потребностей.

Диахроническая эволюция концепта тревоги

Концепт тревоги в работах Э. Фромма Полное собрание сочинений Фромма, изданное в Германии, насчитывает десять томов. В настоящее время на русский язык переведены все основные произведения Фромма. К ним относятся «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1943), «Марксова концепция человека» (1945), «Искусство любить» (1947), «Психоанализ и религия» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Современный человек и его будущее» (1959), «Душа чело-века»(1964), «Революция надежды» (1969), «Анатомия человеческой

деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1977) и др. Понятие тревоги встречается только в одном произведении Фромма - это «Бегство от свободы», изданное в 1941 г. Не что иное, как тревога заставляет индивида бежать от свободы. Тревога вызвана межличностными отношениями, которые в качестве межличностных являются одновременно и макросоциальными. Индивида тревожат не персонифицированные объектные фигуры его близких, а безличные фигуры-символы, воплощающие макросоци-альные отношения той социальной системы, в которой индивид существует. Исходя из рассуждений Фромма в «Бегстве от свободы»,

надо понимать, что индивид ощущает различный вид тревоги в зависимости от типа социального характера, к формированию которого он склонен. Фромм считает, что все люди ощущают тревогу в связи с одиночеством, с которым каждое человеческое существо сталкивается, неизбежно отрываясь от природных корней. Однако садомазохистский тип социального характера ощущает не ту тревогу, которую ощущает обезличинно-автоматизи-рующий тип.

Садомазохиста тревожит подавляющая глыба мира: «Жизнь ему (мазохисту - И. К.) видится как что-то подавляюще огромное и сильное, что нельзя победить, а можно только подчиниться» [5]. Капиталистические отношения вынуждают его интегрироваться, превращая в обезличенного автомата.

Обезличенный же «индивидуум теряет самого себя; общепринятая мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в «одного из» и становясь точно таким же, как и все остальные, и таким, как они хотят его видеть... Как только человек отказывается от самого себя и превращается в робота, он перестает испытывать чувство тревоги и одиночества, подобно миллионам других таких же людей-машин. Цена такому изменению -утрата своего „я “» [5].

Таким образом, узлом концепта тревоги Э. Фромма выступает идея межличностных отношений, что делает его родственным концептам

тревоги К. Хорни, Г. С. Салливана, Р. Д. Лэйнга. Отличает концепт тревоги Э. Фромма периферия концепта тревоги как идея тревоги, вызываемой одиночеством и оторванностью от корней, а также тревоги, вызываемой враждебной мощью мира (садомазохизм) и отчуждающих капиталистических отношений (обезличенный автоматизм). Сам Фромм ссылается как на родственные его теории работы К. Хорни «Новый подход к психоанализу» (1939) и работу Г. С. Салливана «Концепция современной психиатрии» (1940). Однако свои взгляды относительно тревоги К. Хорни и Г. С. Салливан, которых Э. Фромм хорошо знал лично, изложили гораздо раньше издания работ, на которые ссылается Фромм. Попытаемся показать влияние К. Хорни и Г. С. Салливана на Э. Фромма в понимании сущности тревоги.

Концепт тревоги в работах Г. С. Салливана Первая статья, специально посвященная концепту тревоги, была опубликована Г.С. Салливаном в

1948 г. в основанном им журнале «Психиатрия» («Psychiatry») и называлась «Значение тревоги для психиатрии и для жизни» («The Meaning of Anxiety in Psychiatry and in Life». Более подробно концепт тревоги развернут в «Межличностной теории психиатрии» («The interpersonal theory of psychiatry), изданной в 1953 г., после смерти автора, постигшей его в 1949. Этот труд основан на лекциях Салливана, читавшихся им в 1946/47 гг.

Кроме того, более подробное изложение, по сравнению со статьей

1948 г., было предложено в статье «Теория тревоги и природа психиатрии» («The Theory of Anxiety and the Nature of Psychotherapy»). Журнал «Психиатрия», отражавший теорию Салливана, начал издаваться в 1938 г. - задолго до публикации статьей о тревоге от 1948 и

1949 г., на которые мы находим ссылки в «Интерперсональной теории психиатрии». Эрих Фромм и Карен Xорни, вместе с которыми Салливан составил в сороковых годах группу реформаторов психоанализа, могли быть знакомы с ранними работами Салливана, хотя взгляды этих авторов на тревогу, как мы покажем далее, весьма различны.

В отличие от взглядов на тревогу Фромма [5] и Xорни [6], Салливан [4] говорит о том, что происхождение тревоги вызвано не социальной средой вообще, как мощной глыбой, подавляющей индивида, как это было у Фромма, но конкретными паттернами межличностных отношений. Тревога, по Салливану, в процессе развития личности вызывается неодобрением со стороны других. Так или иначе это неодобрение говорит об угрозе интересам и потребностям индивида и поэтому воспринимается последним в форме тревоги. На этапе младенчества тревога исходит от неодобрения матери и передается младенцу эмпатийно. На этапе юношества и последующих этапах развития тревога исходит от неодобрения окружающих, угро-

жающего самооценке. Люди вызывают в других тревогу в качестве агрессивного воздействия, направленного на снижение самоуважения. Такое агрессивное воздействие может переадресовываться, и человек с пониженной самооценкой стремится понизить ее у окружающих, вызвав в них тревогу.

«Напрашивается предполо-

жение, что все унижающие и презрительные мысли и поступки, которые позволяют человеку считать себя „лучше “ другого, повышают его самооценку, если можно так выразиться, за счет партнера по общению, порождаются тревогой. По своей сути эти процессы очень далеки от рационального подхода к пониманию сформировавшегося у него умения жить. Они не отражают эффективность наблюдения и анализа, но весьма красноречиво свидетельствуют о низком уровне самооценки прибегающего к ним человека. При прочих равных обстоятельствах чем быстрее человек выносит другому низкую оценку, тем более ущербным в глубине души ему представляется его собственная личностная ценность. <...>

Мы склонны подвергать резкой критике других, когда, как нам кажется, они демонстрируют то, чего мы сами в тайне стыдимся и что мы надеемся скрыть от посторонних глаз» [4].

Таким образом, так же, как для Фромма и Хорни, узлом концепта тревоги выступают межличностные отношения. Периферия концепта -это тревога как аверсивное подкре-

пление, тревога как инструмент межличностного воздействия. Разумеется, что концепты тревоги этих трех авторов - Г. С. Салливана, К. Xорни и Эриха Фромма -являются родственными, как и их концепции в целом. Их внимание к социальным детерминантам личностной динамики в целом соответствуют духу времени, необходимости реформирования ортодоксального психоанализа и неудовлетворенностью другими аналитическими теориями, и вместе с тем здесь не представляется возможным строгая и определенная фиксация каких-либо влияний взглядов авторов друг на друга и тем более заимствований отдельных частей одного концепта для построения другого. Теории Фромма, Xорни и Салливана можно уверенно определять в качестве концепций, так как они являются весьма личностным знанием и предметом нашего анализа выступает не само это психологическое знание, а его когнитивный фундамент, причины его возникновения.

Концепт тревоги в работах P. Д. Лэйнга Продуктом межличностных отношений тревогу считал и еще один известный психолог - британский психиатр и психоаналитик Роланд Дэвид Лэйнг. На русский язык переведены следующие работы Лэйнга: «Разделенная самость» (Undevided Self), написанная Лэйн-гом в 1957 г., «Я и Другие» (Self and the Others) - 1961 г., «Политика опыта» (Politics of experience) 1964 г., «Райская птица (A bird of paradise) 1964 г., «Узлы» (Nexuses)

1971 г., «Факты жизни» (Facts of Life) 1976 г. «Разум и насилие: декада философии Сартра 1950-1960» 1962 г. (в соавторстве с Д. Купером) осталась непереведенной, так же как и «Здоровье, безумие и семья» (в соавторстве с А. Эстер-соном) 1963 г., «Разговоры с детьми» 1972 г., доклад на конференции в Лондоне в июне 1967 г. «Очевидное», и другие работы, которые не только не переведены, но и вообще недоступны российскому читателю. Таким образом, мы вынуждены констатировать, что будем работать с каноническим образом концепции Лэйнга.

В работах Лэйнга существует некоторая эволюция. В ранних работах («Разделенная самость») он заложил «экзистенциально-феноменологические основания науки о личности» и пытался обрисовать поведение психотика в качестве своеобразного аварийного выхода из тех тупиков, в которые его загоняют его же близкие с помощью если уж не нездоровых, то явно деструктивных паттернов межличностного взаимодействия. К этому же периоду можно отнести работу «Я и Другие», а также исследования Лэйнгом социальных детерминант шизофрении и шизофреногенных семей - «Здоровье, безумие и семья» и др. Дале намечается осевой период в истории исследований и жизнедеятельности Лэйнга в целом. В 1964 г. выходит книга Лэйнга «Политика опыта».

Из всех переведенных на русский язык работ понятие тревоги содержится только в первой работе

Лэйнга - «Разделенное Я». В этой работе уделено внимание детерминантам психотических расстройств, содержащихся в характере межличностного общения шизофреников с их близкими и социальной психологии их семейных и других групп. Такие отношения, по Лэйн-гу, вызывают тревогу у любой личности, но только человек с высоким порогом онтологической неуверенности выбирает в качестве аварийного выхода из той безвыигрышной позиции, то, что психиатры диагностируют как «шизофрения». Онтологически неуверенная личность неспособна переносить объективированное отношение других, общение, во время которого другие относятся к ней как к вещи. В отличие от обычного человека, она гораздо более ранима по отношению к такому роду общения, которым пронизано все наше общество. Пытаясь защититься от этих отношений, превращающих онтологически неуверенную личность в вещь, она начинает отчуждаться от своего тела и отождествляет себя с невоплощенной самостью (unembodied self). Онтологически неуверенная личность боится того, что другой «поглотит» ее, «ворвется в нее» или «превратит ее в камень». То есть она боится того бесчеловечного отношения, к которому обычные люди не столь чувствительны и которое является в нашем обществе наиболее распространенным типом общения. Таким образом, в качестве узла концепта тревоги в работах Лэйнга так же, как и у реформаторов психоанализа К. Хорни, Э. Фромма и

Г. С. Салливана, выступают межличностные отношения. На периферии концепта тревоги такие понятия, феномены как «объективация», отрицание самости другого, ролевое поведение, манипуляции. Несмотря на то, что Р. Лэйнг выезжал с лекциями в США и был знаком с американскими психологами, например с Ролло Мэем, его концепцию в целом и концепт тревоги в частности можно считать вполне автономной и оригинальной. Роланда Лэйнга нельзя причислить к какой-либо школе или традиции. В том числе и к экзистенциалистской, которой сам Лэйнг считает себя обязанным и дух которой, без сомнения, содержится в «Разделенной самости».

Резюмируем сказанное. Работы К. Хорни, Г. С. Салливана, Э. Фромма, Р. Лэйнга являются концептуальными, так как психологическое знание, в них содержащееся, является личностным. Поэтому они могут рассматриваться в качестве предмета изучения когнитивной истории психологии. В качестве метода последней мы применяем концептуальный анализ, содержащегося в них концепта тревоги. Концепт тревоги имеет общий узел -межличностные отношения. Концепт тревоги в работах К. Хорни, Г. С. Салливана и

Э. Фромма представлен в работах этих авторов автономной периферией, однако пронизан единым духом времени. Их внимание к социальным детерминантам тревоги и формирования личности вообще является, по нашему мнению, зако-

номерным этапом развития психоанализа. Концепт тревоги Роланда Лэйнга является более автономным и, строго говоря, не принадлежит ни к какой школе. Его научные интересы хотя и не в полной мере, но соответствуют политическому движению, в которое он был включен. Однако периферия концепта тревоги в работах Лэйнга переплетается с концептами К. Хорни, Э. Фромма и Г. С. Салливана в единый узел.

Литература

1. Левченко, Е. История и теория психологии отношений / Е. Левченко. - СПб., 2003.

2. Лэйнг, Р. Расколотое Я / Роланд Лэйнг. - Спб. : Белый кролик, 1995.

3. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. - М., 1985.

4. Салливан, Г. С. Интерперсональная теория психиатрии : пер. с англ / Г. С. Салливан. -СПб., 1999.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы /

Э. Фромм. - М., 2004.

6. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М., 1999.

7. Fine, R. The History of Psychoanalysis / R. Fine. - New Expanded Edition. - N. Y. : Continuum, 1990.

8. Mitchell, S. Freud And Beyond: A History of Modern Psychoanalytic Thought / S. Mitchell, M. Black. - N. Y. : Basic Books, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.