Научная статья на тему 'Анализ понятия «Информация» в лингвистических словарях и учебниках'

Анализ понятия «Информация» в лингвистических словарях и учебниках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2110
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ФИЛОСОФИЯ / СВЕДЕНИЯ / СООБЩЕНИЯ / ЗНАНИЯ / ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петриченко Е.А.

В данной статье рассматривается понятие «информация» и его интерпретация в современных словарях и учебных пособиях. Поскольку это понятие достаточно распространено в настоящее время, то оно заслуживает особого внимания. Интересен тот факт, что понятие «информация» не имеет конкретного содержания и используется с разной смысловой нагрузкой. В статье, на основе анализа определений понятия «информация» в различных словарях и учебниках, сделан вывод о том, что это понятие сводимо к более узким понятиям и может быть заменено такими понятиями, как: сведения, сообщения, данные, знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Информация» в лингвистических словарях и учебниках»

но оккупирующей соседние территории. Россию, и в частности её главного представителя - президента, упрекают в желании воссоздания советского / имперского прошлого, обвиняют в разжигании военных конфликтов.

Список литературы:

1. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/ 0CE4AE3654E14C1D93503C52CFABF348 (дата обращения: 12.02.2014).

2. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). - М.: Едиториал УРСС, 2005. -288 с.

3. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: автореф. дисс. ... доктора филол. наук: 10.02.01. - Волгоград, 2000. - 31 с.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ И УЧЕБНИКАХ

© Петриченко Е.А.*

Современная гуманитарная академия, г. Москва

В данной статье рассматривается понятие «информация» и его интерпретация в современных словарях и учебных пособиях. Поскольку это понятие достаточно распространено в настоящее время, то оно заслуживает особого внимания. Интересен тот факт, что понятие «информация» не имеет конкретного содержания и используется с разной смысловой нагрузкой. В статье, на основе анализа определений понятия «информация» в различных словарях и учебниках, сделан вывод о том, что это понятие сводимо к более узким понятиям и может быть заменено такими понятиями, как: сведения, сообщения, данные, знания.

Ключевые слова информация, лингвистика, философия, сведения, сообщения, знания, данные.

В статье мы рассмотрим толкование содержания понятия «информация» в современных лингвистических словарях. Полагаем, что лингвистические представления помогут нам глубже проникнуть в сущность этого понятия. Подчеркнем, что изложенное ниже рассмотрение основано на нашем представлении понятия «информации», как понятия для обозначения некоторого явления, исследуемого с позиций соответствующих философских категорий.

* Аспирант.

Прежде всего, привлекает внимание тот факт, что во всех лингвистических материалах наиболее часто встречается несколько семантических значений слова «информация» - это сведения, сообщения, данные. Только в редких случаях встречается семантическое значение «понятие».

В самом начале романа «Арап Петра Великого» А.С. Пушкина мы встречаем следующее выражение: «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим» [Пушкин, 1980].

Мы привели данный фрагмент из широко известного образованным людям России литературного произведения первой половины XIX века чтобы подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается тенденция, когда исторически сложившееся понятие «сведения», не требующее даже в те далекие времена специального разъяснения своего содержания, сегодня практически полностью замещается понятием «информация», имеющим различные семантические значения и достаточно неопределенное содержание. Безусловно, такое замещение вызывает потребность толкования этого понятия в различных толковых словарях. Однако, как будет показано ниже, эти токования, на наш взгляд, не только не проясняют содержание этого понятия и значение этого слова, но и вносят определенную путаницу в восприятие этого термина.

Так, например, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой фиксируется сразу несколько основных значений слова информация: «1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.). Теория информации. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. Научно-техническая информация. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино)» [Ожегов: 255].

Необходимо сразу отметить - если «сведения об окружающем мире и происходящих процессах» люди будут воспринимать как знания, необходимые им для удовлетворения различных жизненных потребностей, а «сообщения, осведомляющие о положении дел» - только как факты происхождения каких-то процессов в реальности, или даже только в сознании людей, то семантическое значение слова «информация» согласно приведенному выше описанию, - это и знание и понимание. Т.е., на наш взгляд, данное толкование ещё более отдаляет нас от раскрытия содержания понятия «информация». Кроме того, в формулировках данного толкования можно разглядеть завуалированное утверждение, смысл которого заключается в том, что содержание единого понятия «информация» формируется на основе общения с реальностью совершенно разнородных субъектов - человеческого сознания и «специальных устройств». Т.е., получается, что человеческое сознание и «специальные устройства» обладают одинаковой самостоятельной способностью отражать окружающую реальность. Мы не будем останавли-

ваться на философском разбирательстве данного, безусловно, ошибочного, утверждения, но лишь заметим, что оно, на наш взгляд, связано с широко обсуждаемым сегодня вопросом: «Может ли машина мыслить?», и даже, в какой-то степени, дает на него положительный ответ.

Рассмотрим теперь толкование слова «информация» в математическом энциклопедическом словаре: «Информация - содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы ее познания, не сводимая к другим, более простым понятиям» [Математический энциклопедический словарь, 1988: 821]. Здесь мы видим прямую эклектику разнородных слов, словосочетаний - «сигнал», «процесс», «содержание сообщения». В результате мы видим достаточно спорное утверждение -«... одна из исходных общенаучных категорий.». Данное утверждение, к тому же, изложено довольно противоречиво. Сначала слово (не понятие!) «информация» представляется как сообщение (любое сообщение имеет свое содержание) и сведения (все сведения рассматриваются в процессе их передачи или восприятия), а затем «информация» возводится в ранг понятий и сразу же отделяется от них: «... не сводимая к другим, более простым понятиям». Поэтому, если мы отбросим из данного толкования отмеченные нами философские ошибки, то получим, что «информация» - это сведения и сообщения.

Интересно заметить, что в этом же словаре даются данные, исходя из которых можно представить совершенно другое содержание понятия «информация». Так нам дается разъяснение: «Данные в информатике - факты или идеи, выраженные средствами формальной системы, обеспечивающей возможности их хранения, обработки или передачи. Такую формальную систему называют языком представления данных; синтаксис этого языка -способом представления информации; его семантику или прагматику - информацией. Указанное соотношение терминов «данные» и «информация» рекомендовано большинством терминологических справочников, но на практике они обычно трактуются как синонимы; да и сама информатика занимается не столько информацией, сколько данными» [Математический энциклопедический словарь: 816].

В данном фрагменте мы наблюдаем удивительное оперирование разнородными словами: семантикой информации здесь является семантика языка представления данных, а способ представления информации - это синтаксис этого языка. Если будем следовать этой логике, то получим, что синтаксисом языка представления данных является способ представления семантики этого языка. Возможно, в этом и есть какой-то смысл, но главное, что мы перефразировав цитату о данных в информатике, практически не изменив смысла этой цитаты, не испытывали необходимости в использовании слова «информация» - оно было явно лишним. Поэтому практически, авторы рассмотренного толкования предъявили доказательство, что семантикой слова информация являются данные.

Приведем ещё одно толкование из этого же словаря: «Информация, являясь в своей всеобщности, скорее общественной категорией, нежели конкретным термином, входит в информатику через более специфические понятия модели, данных, алгоритма, программы» [там же]. В данной фразе авторы выдвигают новое словосочетание - «общественная категория» - в отношении информации, которое, по их мнению, должно указывать нам на «возвышение» «информации» над наукой «информатика». Это отмежевание авторы подкрепляют подробным толкованием более конкретных и, вероятно, более потребных и часто употребляемых в данной конкретной науке понятий - модель, данные, алгоритм, программа.

Таким образом, в одном толковом словаре мы имеем сразу несколько семантических значений слова «информация» - это сведения, сообщения, данные.

Рассмотрим лингвистические толкования значения слова «информация» ещё в нескольких источниках.

«Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. В информатике эти сведения называются данными, так как предполагается их представление в ЭВМ для дальнейшего использования и обработки» [Извозчиков: 45]. В этой работе предлагается два различных значения «информация» - в общем плане - это сведения, в области информатики - это данные. Любопытно, что в этом определении, как и в предыдущем, слово «информация» как бы отделяется от науки информатики.

В учебнике Н.В. Макаровой «Информатика», дается следующее определение: «В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» [Макарова: 41]. Здесь Н.В. Макарова повторяет довольно спорное утверждение, что «информация» - это общенаучное понятие, но наделяет его сугубо техническим содержанием - «которое включает в себя обмен сигналами». Заметим, что далеко не в каждой науке происходит обмен сигналами, к примеру, о каких сигналах можно говорить в математике, логике, философии? Вполне может возникнуть вопрос - если в какой-то науке используется понятие «сигнал», то зачем этой науке переходить на информацию? Да и что такое сигнал, в понимании данного автора? Вторая часть определения соотносит информацию со сведениями, которые уменьшают степень неопределенности и неполноту знаний. Такое сопоставление выглядит довольно непонятно - если какие-то дополнительные сведения (лучше сказать - данные), по сути, уменьшают неопределенность и неполноту человеческих знаний об окружающем мире - то их тоже можно (а в ряде случаев - необходимо) рассматривать как новые знания.

Далее Н.В. Макарова в той же книге пишет: «Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные» [там же]. Здесь мы видим, что Макарова не разделяет понятия данные, сведения и знания -для нее это все едино - это «информация». Иными словами, автор предлагает некоторую иерархию всех этих понятий.

Информация, как сведения устанавливается сегодня в системе стандартов в области информатики: «Информация: Сведения, воспринимаемые человеком или специальным устройством как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации [ГОСТ 7.0-99 1999: 24].

Данная формулировка, на наш взгляд, некорректна. Вполне можно предположить, что авторы данного стандарта полагают, что существуют «сведения», «воспринимаемые человеком или специальным устройством» вне отражения «Фактов материального или духовного мира» и вне «процесса коммуникации». Более того, можно также предположить, что авторы полагают, что существуют «сведения» вне процесса «коммуникации». Другими словами, авторы достаточно «свободно» обращаются с понятием «сведения», придавая им качества существовать вне восприятия либо человеком, либо машиной и вне процесса отражения материального или духовного мира. Люди привыкли к другому - если кто-то утверждает наличие сведений, то это может означать одновременно - их кто-то воспринял и они содержат некоторое отражение чего-то. Если так понимать «сведения», то в приведенном определении «информация» семантически приравнивается понятию «сведения». В таком случае правомерно обратиться к определению понятия «сведения»: «Сведения - 1. Познания в какой-нибудь области. 2. Известие, сообщение. 3. Знание, представление о чем-нибудь» [Ожегов: 561].

Отдельно отметим определение понятия «информация», приравнивающее его к философской категории «отражение»: «Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов» [Бешенков, 1998: 40]. Здесь семантикой информации является философская категория «отражение», которая не имеет ничего общего с механистическим пониманием отражения, когда оно всегда сопровождается некоторой системой знаков и сигналов.

Очень сложное и трудно воспринимаемое определение информации приводит С.В. Симонович: «Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов» [Симонович, 1999: 13]. Прежде всего, отметим, что данное определение весьма расплывчатое и ясности в понимании информации не вносит. В частности, не понятно, что может быть продуктом взаимодействия данных, помимо самих данных. Кроме того, если данные имеют различные формы представления, то, это, конечно, означает, что люди

при их представлении или обозначении применили не только различные методы обработки, но и различные специальные устройства, создаваемые опять-таки людьми. В таком случае, можно полагать, что автор данного определения имел в виду только форму представления данных, но не принял во внимание огромное разнообразие особенностей содержания этих данных, если, конечно, автор подразумевал, что данные всё-таки должны напрямую соотноситься с реальностью. В противном случае, т.е. вымышленные данные о реальности, никому не нужны.

Такое же, довольно неопределенное определение информации дает С.А. Бешенков в учебнике для 10 класса: «С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация - это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания» [Бешенков, 2001: 26].

Из данного определения следует, что «информация» образует наши знания. Раскрывать или подробно показывать ошибочность данного определения, сформулированного в виде некоторого тезиса, мы не станем. Достаточно указать на определение к понятию «знания», которое приводится в другом учебном пособии этого же автора: «Знания - это воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация» [Бешенков, 2002: 100]. Или: «Знания - совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме» [Кастельс: 39]. Кратко звучит по Бешенкову примерно так: «информация это знания, а знания это информация». Яркий пример бездумного оперирования понятиями.

Основоположник информатики Норберт Винер, на заре становления науки кибернетики, из которой выросла наука, называемая сегодня «информатика», оставил нам любопытное следующее определение информации: «Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» [Винер, 14]. Безусловно, речь в данном определении идет о процессе познания во время нашего приспособления к внешнему миру, а результатом процесса познания является получение знаний. Казалось бы, что и в этом определении информация также выступает в роли знаний. Однако более глубокое осмысление данного высказывания приводит к мысли, что данный ученый рассматривал информацию более широко - как одно из средств приспособления человека к окружающему миру. Мы можем отметить, что сегодня такое определение информации, к которому у нас нет никаких замечаний, явно недостаточно. Оно слишком общее.

Если подытожить приведенные выше примеры, то мы придем к заключению, что слово «информация» рассматривается авторами различных толковых словарей как обобщающее слово и сводимо к более известным конкретным понятиям, таким как: сведения, данные, знания.

Список литературы:

1. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. - 1998. - № 6. -С. 40.

2. Бешенков С.А., Рактина Е.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 336 с.

3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 432 с.

4. Винер Н. Человек управляющий. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

5. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., Госстандарт России, 1998. - С. 3

6. Извозчиков В.А., Павлович М.А., Румянцев И.А. Информационная парадигма и картина мира в аспекте образования и общей культуры // Педа-готическая информатика. - 1999. - № 2. - 382 с.

7. Информатика: учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.

8. Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович и др. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 640 с.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

10. Математический энциклопедический словарь / Под ред. Ю.В. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 821 с.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

12. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. - М.: Художественная литература, 1980. - 734 с.

АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОНВЕРГЕНЦИИ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА ВНУТРИТЕКСТОВОМ ОТРЕЗКЕ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

© Плеханова Е.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье раскрывается анализ количественного распределения моделей стилистической конвергенции на внутритекстовом отрезке пространства-времени. Приводится алгоритм анализа экспериментального материала. Распределение моделей конвергенции стилистических приемов на внутритекстовом отрезке пространства-времени представ-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.