Научная статья на тему 'Анализ перспектив применения технологии RFID для задач управления поставками и складскими ресурсами'

Анализ перспектив применения технологии RFID для задач управления поставками и складскими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1653
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШТРИХКОДОВОЕ КОДИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВКАМИ / ERC NETWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Русаков Д. А.

Рассматриваются перспективы применения технологии RFID для решения задач применения управления поставками и управления складскими ресурсами. Проанализировано использование RFID в цепочке поставок, обоснованы преимущества технологии RFID по сравнению с штрихкодовым кодированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив применения технологии RFID для задач управления поставками и складскими ресурсами»

Анализ перспектив применения технологии RFID для задач управления поставками и складскими ресурсами

Ключевые слова:

Идентификационные технологии, штрихкодовое кодирование, управление поставками,

ERC Network

Русаков Д.А.,

аспирант МТУСИ

Введение. Технология RFID существует с 1940-х гг. ХХ в., но только в последние годы развитие технологий позволило рассматривать ее практическое применение в цепочке поставок. Несмотря на огромные перспективы, RFID все еще находится в стадии становления. Стоимость компонентов и систем RFID значительно снизится через несколько лет, пока предоставляя потребителям время, для принятий решения об использовании этой технологии. Это объясняет, почему многие крупные поставщики, дистрибьюторы и ритейлеры запускают пилотные программы или планируют их в скором времени. До сегодняшнего времени, применение RFID было в большинстве случаев правом собственности одной компании и не выходило за границы ее деятельности Wal-Mart является наиболее показательной компанией, не просто использующей RFID, но и активно продвигающей данную технологию среди других компаний, в частности своих поставщиков. В 2003 г. руководство компании обратилось к своим поставщикам с историческим заявлением, которое произвело резонанс как в рядах самих поставщиков, так и среди многочисленных производителей средств безопасности и цепочек поставки сетей во всем мире. Компания объявила, что 100 самых крупных поставщиков потребительских товаров и производителей фармацевтической продукции обязаны начиная с января 2005 г. все свои товары, которые будут направляться в адрес Wal-Mart в коробках, ящиках и на поддонах, снабжать RFID-метками. Для остальных поставщиков такой срок установлен на январь 2006 г. В 2004 г. в компании начался пилотный проект внедрения системы RFID и к 1 января 2007 г. обязала всех своих поставщиков производить товары только с радио-

Рассматриваются перспективы применения технологии RFID для решения задач применения управления поставками и управления складскими ресурсами. Проанализировано использование RFID в цепочке поставок, обоснованы преимущества технологии RFID по сравнению с штрихкодовым кодированием.

метками. За последние три года наблюдалось десятикратное увеличение количества магазинов Wal-Mart, использующих RFID, со 100 супермаркетов в 2004 г. до 1000 — в 2007. Согласно исследованию Cap Gemini Ernst & Young, 100 наиболее крупных поставщиков компании составляют 3 млрд. долл. рынка RFID, при этом одна треть приходится на радиометки, треть на архитектуру и ридеры,и еще одна треть на сервисы .

Раньше технология RFID в основном использовалась для идентификации людей и применялась в транспорте, для контроля доступа, платежах и паспортах. Однако уже сейчас есть тенденция к тому, что данная технология используется для идентификации товаров для управления активами, цепочкой поставок и в розничной торговле.

Опираясь на прогнозы исследователей, можно предположить, что управление цепочкой поставок становится областью номер один в применении RFID. Происходит это из-за того, что уже сейчас видны преимущества, которые дает эта технология, опережая уже известные и широко используемые инструменты, такие как, например, штрих-коды.

Еще десятилетие назад продажи RFID-систем в областях безопасности и общественного транспорта занимали около 80-90%, в 2003 г., по данным журнала Reseller, в Европе для обеспечения контроля доступа было продано только 33% всех RFID-систем. Сегодня на первый план выходит применение RFID в логистике (складской и транспортной), а также стремительно растет доля в производстве и торговле как оптовой, так и розничной.

Управление цепочкой поставок является на сегодняшний день одним из наиболее сложных технологических процессов в компании. Для повышения конкурентноспособности бизнеса необходимо решать целый комплекс задач, связанных с управлением цепочкой поставок: снижать затраты на транспортировку и дистри-

буцию, оптимизировать цены, минимизировать запасы плохо реализуемых товаров и сокращать издержки на их хранение. В этой связи все больше предприятий розничной торговли обращаются к SCM-решениям, чтобы перестроить свои логистические цепочки в соответствии с меняющимися требованиями рынка. Все более актуальной становится такая SCM-система, которая была бы ориентирована на оптимизацию взаимодействия с дистрибуторами и конечными потребителями.

Сегодня технология RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотной идентификации) формирует один из многообещающих сегментов рынка информационных технологий. Популярность RFID обусловлена возможностями, которые открывает данная технология для управления цепочками поставок — прежде всего, это более эффективное управление бизнес-процессами и сокращение издержек контроля грузопотоков.

Использование RFID в цепочке поставок.

Товар отслеживается RFID-системами на каждом из этапов цепочки поставок: на производстве, при перевозке, в момент складской обработки и в момент продажи. Аналогично, под радиочастотным контролем находятся вся техника и персонал, обеспечивающий процесс товародвижения. Полученная информация сохраняется в информационной системе текущего звена цепи распределения. К отдельным отчетам, строящимся на основе данной информации, открывается доступ для авторизированных пользователей, в том числе и внешних (для предприятий-партнеров). Их анализ позволяет каждому участнику процесса принимать свои управленческие решения. На рис. 1 показано использование RFID на различных этапах цепочки поставок.

Рассмотрим основные этапы цепи управления поставками, на которых используется RFID. На этапе производства происходит экономия времени при сборке и отслеживание деталей, а

Таблица 1

Применение RFID-систем по областям использования

2004, % 2008, % Разница, %

Контроль доступа 33,4 18,1 -15,3

Оплаты 20,4 8,3 - 12,2

Контроль за имуществом 17,8 22,3 + 4,5

Иллмобилайзеры для а/м 6,7 2,8 -3,9

Транспорт/билеты 4,4 4,6 + 0,3

Цепочки поставок 4,0 25,7 + 21,7

Идентификация животных 2,9 3,2 + 0,3

Авиатранспорт 2,3 2,4 + 0,1

РОБ-терминалы (кассовые аппараты) 1,5 2,4 + 0,9

Другое (аренда, багаж] и т.д. 6,5 10,2 + 3,7

также автоматизируются нижние уровни. Наибольшее распространение РРЮ-технология получила при конвейерной сборке таких товаров, как, например, автомобили и бытовая техника. Поскольку с одного конвейера могут сходить разные модели, радиометки позволяют идентифицировать каждую деталь, предназначенную для конкретной модели. На деталь наносится радиометка, которая считывается в зоне действия ридера и, в зависимости от полученных данных, направляется на свой участок сборки. Это позволяет исключить ошибки при сборке и, соответственно, повысить ее качество и сократить общее время выхода изделия с конвейера. Радиометки могут прикрепляться в процессе производства непосредственно к самому изделию или к его упаковке с целью их последующего информационного наполнения в каналах распределения.

На этапе розничной продажи позволяет решить проблемы естественной убыли продуктов, т.е. воровства, а также недостатка запасов на полках. В настоящее время для розничных торговых сетей радиоидентификационная технология приобретает все большее значение. Благодаря тому, что 1?РЮ-метка может содержать много различной информации, магазин способен контролировать наличие товара в продаже, вести учет популярности различных

продуктов и оперативно реагировать на поступающие данные, регулируя вопросы спроса-предложения. Также можно легко отслеживать соблюдение сроков хранения продуктов питания, как это делает английская розничная сеть Sainsbury, контролируя срок годности 225 тысяч упаковок с готовой едой еженедельно. Помимо Wal-Mart и Sainsbury показательный супермаркет Future Store с товарами, помеченными RFID-метками, открыла в Германии торговая сеть Metro. Внедрение RFID-систем в розничных торговых сетях позволяет не только решать проблему мониторинга поставок, но и осуществлять автоматический заказ продукции и контроль даты реализации скоропортящейся продукции, как в дистрибьюторском центре, так и в магазинах сети.

Кроме того, применение RFID-технологии позволит значительно ускорить процесс обслуживания покупателей, поскольку вместо считывания штрих-кодов с каждой товарной единицы на расчетном узле, покупателю достаточно пронести корзину с товарами через специальную рамку, и кассир получит полную информацию о его покупках. Товар со встроенной меткой, совершенно незаметной для покупателя, невозможно будет вынести из магазина, не оплатив его, следовательно, случаи воровства можно будет свести к минимуму.

^ Пракжмгшо Распредели Поставо РОЗНШНЭ1 После проааж

Г А продала А

Экономия е реи єни при сборке

Автоматизації я на ниимих уровнях и •

отслеживание деталей •

Автоматизация на нихяих уровнях и отслеживание деталей

Метод ФИФО

Улучшение

готового

прод/кта

Автоматизация

поставки

Kewmfej»*

Отслеживал* непоставки Защита от подделш

Естественная

убыль

Недостаток

запасовна

полках

Возврат

Дилеру

Соединеннее

базой данных

гарантий

Утилизация

Рис. 1. Использование RFID в цепочке поставок

EPCglobal Network. История использования RFID для управления цепочкой поставок началась в 1997 г., когда сотрудник компании Procter & Gamble Кевину Эштону начал использовать тэги RFID для управления движением товаров. Кевин Эштон посчитал, что использование тэгов RFID поможет ускорить реакцию ритейлеров и их поставщиков на изменение спроса и предложения. Ему удалось убедить свою компанию, а также крупные компании-ритейлеры такие как Wal-Mart, Coca-Cola, Johnson & Johnson, Unilever, Home Depot, PepsiCo, что идея имеет будущее.

При поддержке этих компаний на базе Массачусетского технологического института была создана лаборатория, которую назвали Auto-ID Center и руководителем которой стал Кевин Эштон, по исследованию вопросов применения и выработке стандартов RFID для управления цепочкой поставок. В конце октября 2003 г. эта лаборатория закрылась, посчитав свою миссию выполненной. Разработанная технология была передана EPCglobal — организации, которая в настоящее время управляет и развивает стандарты для технологии RFID.

Лаборатория Auto-ID Center разработала сеть EPCglobal Network, которая должна стать основой глобальной цепи управления поставок будущего. Цель создания сети EPCglobal Network заключается в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентификацию товаров и обмен информацией о них в цепи поставок. В сентябре 2003 г. была выпущена первая версия спецификаций, которые описывают каждый компонент сети EPCglobal Network. Некоторые из этих спецификаций уже приняты к одобрению, другие находятся в стадии обсуждения и доработки.

Сеть EPCglobal Network состоит из 5 элементов:

• Электронный код товара (EPC, Electronic Product Code) — это уникальный номер, который идентифицирует отдельную единицу товара. Электронный код товара состоит из нескольких блоков, которые определяют производителя (например, Gillette), тип продукции (например, батарейки Duracell AAA) и саму отдельную единицу товара (конкретную упаковку с парой батареек).

Используя этот код, любое звено в цепочке поставки может идентифицировать отдельную единицу товара и найти о ней информацию. Код EPC имеет длину 96 бит, он позволяет задать более 268 млн. производителей, каждый из которых может выпускать более 16 млн. типов товаров. Объем производства каждого типа товара может составлять почти 69 млрд. единиц.

• Тэги RFID представляют собой устройство, объединяющее кремниевый чип и антенну,

используемую для передачи информации в диапазоне радиоволн. Тэг хранит в себе электронный код товара. Для чтения информации с тэгов используются специальные устройства чтения (ридеры), которые затем передают полученную информацию в различные программные приложения для ее обработки. Устройства чтения могут читать до 1000 тэгов в секунду. Стандарты EPCglobal предполагают, что на тэге хранится электронный код товара и только.

В настоящее время существуют три спецификации EPCglobal на следующие типы тэгов: 900 МГц Class 0, 863-930 МГц Class 1 и 13,56 МГц ISM Band Class 1. Все они описывают так называемый пассивный тэг, т.е. тэг, не имеющий батарейки, и для своей работы использующий энергию приходящих от устройства чтения радиоволн. Class 1 и Class 0 отличаются друг от друга структурой хранимых данных и способом функционирования: тэги типа Class 0 работают только на чтение информации (их программируют на фабрике), в тэги типа Class 1 можно записать информацию один раз.

Предполагается, что тэги типа Class 2 будут перезаписываемыми много раз. В настоящее время группой компаний передана на рассмотрение EPCglobal спецификация на т.н. "протокол второго поколения", описывающая взаимодействие с пассивным тэгом, который функционирует в диапазоне 868-956 МГц (UHF Generation 2 Protocol), в который информация может быть записана много раз и который поддерживает шифрованное общение с устройством чтения.

Существует также группа стандартов ISO 18000, которые описывают протоколы взаимодействия устройства чтения и тэга в различных диапазонах частот, в частности, предложенный, но еще не одобренный стандарт ISO 18000-6 делает это для диапазона 860-930 МГц. Стандарты ISO конкурируют со стандартами EPCglobal, что ведет к проблемам несовместимости оборудования и т.д. Поэтому сейчас ведется работа по тому, чтобы требования спецификаций "протокола второго поколения" EPCglobal и IS0 18000-6 совпадали для создания единого глобального стандарта.

• Служба ONS (Object Naming Service) — каталог источников информации, из которых можно получить данные об отдельной единице товаре по ее электронному коду. Она представляет собой иерархическую систему, напоминающую систему Domain Name System (DNS) сети интернет: от расположенной на самом верхнем уровне корневой службы ONS до локальных служб ONS производителей на самом нижнем уровне. Служба ONS получает электронный код товара и выдает адрес того места, где хранится информация о товаре.

• Язык описания физических объектов (PML, Physical Markup Language). Данный язык используется для описания товара, которое помогает найти служба ONS по электронному коду товара. В его основе лежит язык XML.

• Программная технология Savant—пред-назначена для сбора, хранения и обработки информации, получаемой от устройств чтения. Она имеет распределенную архитектуру и построена на иерархической основе. Технология Savant сглаживает поток данных, фильтрует его, устраняет сдвоенные чтения и передает информацию дальше либо в режиме online, либо в режиме с буферизацией.

Если необходимо получить какую-нибудь информацию о товаре по полученному от устройства чтения коду, Savant может послать запрос в службу ONS.

Как уже было отмечено выше, цель создания сети EPCglobal Network заключается в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентификацию товаров и обмен информацией о них в цепи поставок. Для этого необходимо, во-первых, чтобы существовал единый и универсальный метод идентификации каждой единицы товара; во-вторых, наличие стандартного механизма, благодаря которому информация о каждой единице может быть доступна каждому участнику цепи поставки. Первая задача решается с помощью электронного кода товара EPC. Вторая задача решается собственно самой сетью EPCglobal Network, которая использует интернет для создания механизма нахождения и обмена информацией о товаре для торговых партнеров.

Принципы работы сети EPC Network

Производитель товаров на фабрике помещает тэг на каждую единицу товара. Товар укладывается в ящики, на каждый из которых также устанавливается тэг. Ящики ставятся на паллеты. Каждый паллет также несет на себе тэг. Когда грузовик с паллетами покидает фабрику, устройство чтения, расположенное на воротах зоны погрузки, "будит" тэги. Тэги используют энергию радиоволн, приходящих от устройства чтения, для передачи ему электронного кода, который они содержат в себе.

Устройства чтения передают прочитанные коды в компьютерную сеть, в которой работает программное обеспечение, реализующее технологию Savant. Система Savant посылает через веб запрос службе ONS, которая по электронному коду находит адрес сервера, содержащего исчерпывающую информацию о товаре. Данный сервер называется сервер EPC Information Services. Он использует язык PML для хранения информации о товарах. Он определяет, что пришедший электронный код принадлежит данному товару данного производителя.

Поскольку сервер также знает, какое устройство чтения прочло пришедший код, то становится известным, на какой из фабрик был произведен этот товар. Если вдруг в товаре обнаружится какой-нибудь дефект изготовления, то будет легко определить виновную фабрику, а так же отозвать товар из торговой сети.

Система Savant может вносить изменения в информацию о товаре. Поэтому всякий раз, как товар проходит через какую-нибудь точку в цепи поставки (например, склад оптовика), в которой установлено устройство чтения, подключенное к системе Savant, информация о товаре обновляется. Поскольку устройство чтения посылает свои координаты вместе с прочитанным содержимым тэга, то таким образом формируется история движения товара по цепи поставки. Этим обеспечивается полная прозрачность цепи поставки.

Когда товар поступает в распределительный центр ритейлера, то благодаря устройствам чтения, установленным там, не надо будет вскрывать груз на паллете, чтобы посмотреть его содержимое. Система Savant предоставит описание груза, и а также обеспечит, чтобы груз был погружен на соответствующий грузовик.

Товар поступает в магазин, который отслеживал поставку благодаря системе Savant. Поскольку на приемке тоже установлены устройства чтения, то информационная система магазина получает информацию о каждой поступившей единице товара быстро и эффективно, без привлечения для этого ручного труда.

На полке магазина, куда попадает товар, также стоят устройства чтения. Когда покупатель снимает с полки товар, об этом становится известно информационной системе магазина, которая при достижении определенного количества снятых единиц товара может автоматически отдать распоряжение о том, чтобы товар вывезли со склада в зал. Как только запас товара на складе снизился до определенного порога, информационная система сформирует заказ на данный товар. При наличии такой системы отпадает необходимость иметь на складе резервный запас данного товара. Кроме того, теперь нет потерь продаж из-за того, что товар отсутствует на полке или на складе.

Технология RFID также облегчает жизнь покупателю. Вместо того чтобы теперь стоять в очереди у кассы, ожидая того, как кассир отсканирует или введет с клавиатуры штрих-коды товаров покупателей, стоящих впереди, покупатель катит тележку с покупками мимо устройства чтения, установленного на кассе, и касса остается только просуммировать результат.

Следует отметить, что глобальная сеть EPC Network еще не создана, и приведенное выше описание является лишь видением того, как она должна работать. Для создания сети придется

решить много организационных (в частности, вопросы глобальной синхронизации данных) и технических проблем. В качестве первого шага на пути построения сети организация EPCglobal выбрала компанию VeriSign, которая управляет корневой системой DNS для домена .com, для управления корневой службой ONS.

Существуют коммерческие реализации технологий Savant, EPC Information Services, используемые в проектах по созданию локальных (на уровне "ритейлер и его поставщики") цепей поставки на основе RFID.

Преимущества технологии RFID в цепочке поставок

Популярность RFID во многом обусловлена возможностями, которые открывает данная технология для управления логистическими процессами. Далее необходимо выделить те преимущества, которые RFID дает при использовании в цепочке поставок.

• Повышение степени прозрачности глобальной цепочки поставок.

Снабдив товар радиометкой в процессе производства и записав на нее основные характеристики товара (например, наименование товара и компании производителя, массу товара, срок реализации), каждый последующий участник логистической цепи может дополнять данные необходимой ему информацией. Так, поставщик может записать на радиометку пункт назначения; на складе будет отмечено местонахождение товара; в розничной торговой сети данные занесут в соответствии с принятой системой идентификации товара. В процессе транспортировки радиоидентификаци-онная технология используется в целях контроля движения транспортных средств. По маршруту движения автофургонов в контрольных точках устанавливаются ридеры, которые регистрируют прохождение автомобиля и пересылают информацию на автотранспортное предприятие в режиме реального времени, что дает возможность отслеживать нахождение груза в логистической цепи и координировать действия в случае задержки его прибытия в пункт назначения. Также радиометка позволяет получать информацию о номерах накладных перевозимых грузов, путевых листах и другие сведения.

• Снижение затрат и увеличение скорости оборота.

По оценке специалистов нью-йоркской консалтинговой фирмы Accenture, Министерство обороны США, Wal-Mart и другие организации розничной торговли и должностные лица, которые используют RFID, в качестве преимуществ могут рассчитывать на повышение производительности и эффективности сбытовой сети. Поставщики, которые внедрят средства сбора данных RFID, могут ожидать сокраще-

ния издержек. По прогнозам, использование радиоидентификаторов позволит увеличить спрос на 10-20%, сократить товарные запасы на 10-30% и увеличить товарооборот на 1 -2%.

• Усовершенствованный процесс сбора данных.

Основой эффективного взаимодействия фирм, составляющих цепь поставок, является отнюдь не 1^1 Р-технологии, а интеграция комплексных систем автоматизации. Но после построения надежных информационных связей

следующим важным этапом становится обеспечение стабильного, полноценного потока данных. И в достижении этой задачи радиочастотная идентификация не имеет себе равных по эффективности. А еще и принимая во внимание тот факт, что информация о передвижениях товара поступает в режиме реального времени, то можно говорить о почти 100% точности.

Схематично процесс обмена информацией в рамках цепи поставок описан на рис. 2.

1 - товар с RFID; 2 - грузовая единица с RFID;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - автомобиль с RFID; 4 - складская техника с RFID

Рис. 2. Схема взаимодействия предприятий в рамках цепи поставок с использованием RFID

• Усовершенствованная цепочка поставок.

Однако на предприятии, инвестирующем средства в 1РЮ-системы, должны понимать, что усилия по совершенствованию своей собственной информационной системы и обеспечению полноты данных на уровне цепи поставок не ведут напрямую к сокращению издержек. Речь может идти лишь о предоставлении дополнительных информационных услуг своим партнерам. Однако поскольку такие услуги взаимны, достигается синергетический эффект, результатом которого становится увеличение эффективности деятельности всех взаимодействующих сторон.

Сотрудники распределительного центра, получая от поставщиков информацию о точном моменте выхода транспортного средства с товаром на маршрут и имея возможность отлеживать его продвижение, способны четко рассчитать ресурсы для оперативного приема и размещения товара на складе. В свою очередь, предоставляя доступ производителям и поставщикам к данным по остаткам товара на своих собственных складах, дистрибьютор может рассчитывать, что они грамотно спланируют свои производственные и закупочные процессы, что поможет избежать дефицита даже в самые напряженные дни работы.

Поставщики, имея с конечного этапа дистрибуции (из розничной торговой сети) информацию о динамике спроса и товарных остатках, могут эффективно планировать маркетинговую деятельность, закупочную политику и график поставок. Производители, получая оперативные данные от сбытовых подразделений, способны отслеживать текущие тенденции и принимать обоснованные решения по ассортименту той или иной продукции, запуску нового продукта или снятию с производства старого. Тем самым повышается адаптивность процесса, увеличивается вероятность успешного сбыта и сокращаются издержки по обработке неликвидов на всех этапах товародвижения.

Розничная сеть, являясь конечным (и наиболее важным) звеном в данной цепочке, генерирует параметры для работы всех остальных участков процесса товародвижения. Чем лучше производители и посредники анализируют данную информацию и следуют сделанным выводам, тем лучше предприятия розничной торговли реагируют на рыночные изменения и тем больше объемы сбыта, что соответственно повышает прибыльность всех участников процесса. Таким образом, можно утверждать, что цепочка поставок начинает функционировать с меньшими расходами, быстрее, лучше и с меньшим риском. Следует перечислить еще несколько преимуществ, которых можно достичь с помощью 1РЮ:

• отслеживание срока годности продуктов;

• новые возможности продвижения про-

дуктов;

• повышение уровня безопасности;

• удержание клиентов за счет соответствия ихтребованиям.

В настоящее время уже несложно представить, как применение концепции ІРІЮ на всех участках цепочки поставок сократит количество ошибок, потребности в запасах для достижения большей эффективности, лучшего управления активами и движения денежной наличности. По подсчетам аналитиков Маї-Маїї, сокращение непрофильных издержек торговых предприятий может составлять 30-50%, а с учетом синергии процессов, экономический эффект может достигать по величине суммарной прибыли организации за период. Очень распространенной на сегодняшний момент идеей является, что ІРІЮ вскоре полностью заменит штрих-коды. Однако это совсем не так. Чтобы это произошло, ІРІЮ должна преодолеть "вскоре" значительные препятствия. В таблице 3 представлены основные преимущества ІРІЮ по сравнению со штрих-кодами, в цепочках поставок, а также проблемы, которые еще предстоит решить.

Даже сейчас, когда широкое использование ІРІЮ стало технологически возможным, все равно имеется довольно широкий круг проблем. Их нужно знать для того, чтобы сгладить путь использования ІРІЮ в будущем. Далее указан ряд ключевых сложностей, с которыми сталкивается ІРІЮ, которые также являются важными факторами успеха при ее внедрении.

• Высокая стоимость системы.

В настоящий момент стоимость пассивной радиочастотной метки составляет от 0,15 долл. (при приобретении свыше 1 млн. шт.) до 3 долл. (при приобретении 1 шт.). В случае с метками защищенного исполнения (или на металл) эта цена может достигать 7 и более долл. А базовый ридер может стоить от 1000 до 4000 долл.

каждый. Учитывая появляющиеся новые стандарты, прогресс в производстве микроизделий и конкурентные объемы экономики, отрасль 1РЮ должна достичь своей целевой цены менее чем за десятилетие. Тем временем, однако, пока применение 1РЮ относительно дороже других автоматически-идентификационных инструментов. Исходя из этого, использование радиочастотных меток целесообразно для защиты дорогих товаров от краж или для обеспечения сохранности изделий, переданных на гарантийное обслуживание. В сфере логистики и транспортировки грузов стоимость радиочастотной оказывается совершенно незначительной по сравнению со стоимостью содержимого контейнера, поэтому совершенно оправдано использование радиочастотных меток на упаковочных ящиках, паллетах и контейнерах.

• Возможное экранирование при размещении на металлических поверхностях.

Радиочастотные метки подвержены влиянию металла (это касается упаковок определенного вида — металлических контейнеров, иногда даже некоторых типов упаковки жидких пищевых продуктов, запечатанных фольгой). Это вовсе не исключает применение 1РЮ, но приводит или к необходимости использования более дорогих меток, разработанных специально для установки на металлические поверхности или к нестандартным способам закрепления меток на объекте.

• Подверженность систем радиочастотной идентификации помехам в виде электромагнитных полей.

Включенное оборудование, излучающее радиопомехи в диапазоне частот, используемом для работы 1РЮ-системой, может привести к помехам в ее работе. Необходимо тщательно проанализировать условия, в которых система 1РЮ будет эксплуатироваться. Конечно, можно ут-

Таблица 2

Преимущества RFID

По отношению к штрих-коду В цепи поставок

• Отсутствие необходимости в прямой видимости • Больший объем хранения данных • Возможность перезаписи • Большее расстояние чтения • Поддержка чтения нескольких меток • Устойчивость к воздействию окружающей среды • Считывание данных метки при любом ее расположении • Интеллектуальное поведение • Повышение степени прозрачности глобальной цепочки поставок • Снижение затрат и увеличение скорости оборота • Усовершенствованный процесс сбора данных • Усовершенствованная цепочка поставок

Проблемы использования RFID

• Высокая стоимость системы • Возможное экранирование при размещении на металлических поверхностях. • Подверженность систем радиочастотной идентификации помехам в виде электромагнитных полей

верждать, что RFID имеет множество преимуществ перед штрих-кодами, но, исходя из всего вышесказанного, говорить о полной замене одной технологии другой просто невозможно. На основании проведенного в этой главе анализа можно понять, что обе технологии имеют как преимущества, так и недостатки и, по-видимому, будут сосуществовать как взаимодополняющие технологии в предстоящие годы.

RFID — это новый инструмент, который выводит управление цепочками поставок на новый уровень, способный решить многие проблемы, которые не в состоянии решить технология штрихового кодирования. Прикладные системы со штрих-кодами — это лишь некоторые из возможных направлений применения RFID. В действительности RFID может применяться в областях, которые находятся за пределами досягаемости штрих-кодов. Следовательно, эти две технологии имеют четко различающиеся функциональные возможности и диапазоны применения, в которых они работают лучше. По мере развития RFID эта технология может вызвать развитие прикладных систем, создание которых сегодня считается трудным или даже невозможным.

Анализ использования различньх технологий в логистической сфере. Текущее состояние конкуренции в логистической сфере сейчас таково, что компаниям уже чрезвычайно сложно соперничать по ценовому фактору. Поэтому на первый план выходят те компании, способные предоставить наилучший сервис при минимальных издержках. В связи с этим возникает вопрос об оптимизации управления товарными запасами и цепочками поставок. Также существует множество проблем, связанных с продвижением товара от производителя к потребителю по цепи поставок. И здесь основным инструментом повышения эффективности управления цепочкой поставок являются информационные технологии. В работе были рассмотрены наиболее проблемные области SCM и проанализированы пути решения этих проблем с помощью информационных технологий. Отдельно была рассмотрена технология RFID. Очевидно, что технология радиочастотной идентификации только в начале пути своего развития, но, судя по достигнутым успехам и приведенной в работе статистике, имеет хороший потенциал. Существует ряд логистических процессов, в которых альтернатив данной технологии нет, например: текущий контроль над персоналом, управление автопарками или отслеживание транспортировки грузов, а главное достижение прозрачности информационных потоков. При перемещениях по разным звеньям цепочки поставок товар сопровождается информационными потоками, в которых содержится информация о

том, где товар произведен, куда направлен, каковы его потребительские свойства, каким видом транспорта перевозится и т.п. Сейчас бумажные потоки во многом заменены компьютерными сетями, и это существенно снижает издержки, связанные с перемещением информации. Но чтобы ввести информацию в компьютер, требуется ручной труд и время. Сейчас наиболее распространенным инструментом является штриховой код, который в свое время решил проблему товародвижения.

На первый взгляд надежная и дешевая система штрихового кодирования по сочетанию параметров цена/качество выглядит привлекательней, однако она не способна предложить оптимальное решение перечисленных задач. Для того, чтобы доказать это, был проведен сравнительный анализ средств штрихового кодирования и радиочастотной идентификации.

Штрих-кодирование имеет множество проблем, которые способствуют развитию новых технологий, в частности RFID. В числе основных проблем стоит необходимость временных затрат на поиск штрих-кода на упаковке и размещение его перед сканером, последовательное считывание штрих-кодов на всех товарах, и невозможность считывания поврежденного штрих-кода. В результате эта технология не очень быстрая, не всегда удобная и надежная.

Комплексный контроль над всеми логистическими операциями, хотя и достигается при помощи больших первоначальных инвестиций, позволяет впоследствии достичь значительно больших стратегических преимуществ. Даже если рассматривать преимущества, получаемые только на уровне одного предприятия, их список вдохновит любого начальника логистического подразделения: сокращение ручного труда, уменьшение количества ошибок, сокращение бумажного документооборота, повышение уровня контроля всех процессов, совершенствование системы учета и т. д. Однако современная экономика все быстрее стремится к глобализации и интеграции. Таким образом, для успешного функционирования предприятия наиболее важным становится эффективное информационное взаимодействие с партнерами по цепи поставок. И на этом уровне возможности радиочастотной идентификации раскрываются максимально полно. Использование единых стандартов формирования информационных массивов позволяет построить гармоничную систему взаимовыгодного обмена данными и успешно интегрироваться в бизнес-сообщество наравне с крупнейшими транснациональными корпорациями.

Итак, существует решение, которое способно радикально решить многие проблемы,

возникающие на пути движения товара по логистической цепи. Но на пути RFID-технологий возникает немало проблем. Пока и сами метки, и оборудование слишком дороги для того, чтобы рядовые компании могли использовать метки для оптимизации товародвижения. Во всем мире в области ритейла RFID-технология делает первые шаги. Для широкого распространения технологии радиочастотной идентификации необходимо создать условия — организационные и технические, и в первую очередь создать единую международную систему электронного кодирования, в рамках которой каждому товару будет присвоен свой уникальный номер. Прежде чем начать массовое производство и продажу идентификационных меток и оборудования, необходимо провести стандартизацию частот и протоколов обмена идентификационных меток и оборудования. Лишь выход на единые технические стандарты во всем мире позволит существенно увеличить объемы производства меток и понизить цены. В проекты по созданию RFID-технологий сейчас активно включились торговые сети Metro и Wal-Mart.

В настоящее время на первый план выходит применение RFID в логистике (складской и транспортной), а также стремительно возрастает роль RFID в сфере оптовой и розничной торговли.

Литература

1. Базцров Р. Опознавательные знаки. — Инфобизнес [Электронный ресурс], 2004. — 28 сентября. — Режим доступа: http://www.ibusiness.ru/marcef/ tele/35732/, свободный.

2. Безопасность интермодальных контейнерных

перевозок//Европейская конференция министров транспорта. [Электронный ресурс], 2005. — Режим доступа: http://www.cemt.org/pub/ pubpdf/

05ContainerRu.pdf, свободный.

3. Беспалов Р. Применение RFID в цепи поставок. — Логистика и управление, 2007. — №2. — С.15-19.

4. Винокуров А. Метки для вещей и людей. — Бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2006/08/ 08/62/#, свободный.

5. Горев А. Значение управления информационными потоками для повышения эффективности логистических систем. — ИД Гребенникова. Логистика сегодня, 2004. — №2. — С.8-15.

6. Граванова Ю. RFID в торговле: возможности и угрозы. — CNews Analytics. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2006/arti-cles/ rfidtrade/?print, свободный.

7. Десятка перспективных технологий. — PC Week Russian Edition [Электронный ресурс], 2007. — 16 февраля. — Режим доступа: http://www.pcweek.ru/ ?ID=623975&4Print=1, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.