Межотраслевой подход при формировании системы государственного регулирования агропродовольственно-го комплекса на современном этапе развития российской экономики должен предусматривать следующие приоритетные направления:
- рационализацию внутренней производственной структуры агропродовольственного комплекса. Большое значение в настоящее время имеет создание системы инфраструктурного обеспечения устойчивого функционирования комплекса в целом и важнейших его структурных элементов;
- стимулирование развития эффективных межотраслевых связей в АПК, учитывающих не только технологические, но и финансово-экономические, социальные и экологические аспекты взаимодействий;
- формирование устойчивой институциональной структуры, воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений;
- обеспечение качественного роста АПК за счет интенсификации агропромышленного производства, реализации инновационных стратегий, сбалансированности отраслевой структуры.
Современная тенденция количественного наращивания основных продуктов АПК за счет воспроизводства сложившейся структуры и отношений неперспективна.
1. Анфиногентова А.А. Агропродовольственный комплекс как объект социально-экономического проектирования и межотраслевого управления // Региональные агросистемы: экономика и социология: ежегодник. 2010. № 1.
2. Клоцвог Ф.Н., Костин В.А. Макроструктурные модели -инструмент народнохозяйственного прогнозирования // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6.
3. О ходе и результатах реализации в 2010 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: национальный доклад. URL: http://www.mcx.ru.
4. Carbon emissions. Productivity growth in services industries // STI Working paper. 2009. № 3.
5. OECD input - output database edition 2006 // STI Working paper. 2006. № 8.
6. STI Working paper. 2006. № 7.
7. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/zatr-vip/met-princ.doc.
удк 658 О.А. Бочкарева
АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Автором освещены актуальные вопросы анализа эффективности отдельных составляющих потенциала конкурентоспособности предприятий. Оценка потенциала позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, тенденции их изменения, которые могут повлиять на его структурную динамику и должны учитываться при выборе стратегии развития. Вместе с тем она позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на формирование и изменение потенциала предприятия. Пути повышения конкурентоспособности предприятия могут быть различными, а для получения результатов оценки уровня конкурентного преимущества необходимо определить потенциал конкурентоспособности предприятия и его конкурентный статус.
Ключевые слова: эффективность, потенциал конкурентоспособности, стратегии развития.
O.A. Botchkareva
ANALYSIS OF COMPONENTS OF COMPETITIVENESS POTENTIAL
The author highlights current issues of the analysis of the efficiency of individual components of potential competitiveness of enterprises. Potential assessment allows determining the strengths and weaknesses of the company, the trends of changes that may affect its structural dynamics and should be considered when choosing a development strategy. Moreover, it allows a systematic analysis of factors affecting the formation and change in the potential of the enterprise. The author claims that ways to improve the competitiveness of the enterprise may be different, and for the assessment of the level of competitive advantage it is necessary to determine potential competitiveness of the company and its competitive status.
Key words: effectiveness, potential competitiveness, development strategy.
Проведение экономических преобразований в настоящее время сопровождается необходимостью ускорения процесса создания конкурентоспособных систем управления, адаптированных к рыночным отношениям, усиления их стратегической ориентации. Проблема формирования конкурентоспособных стратегически ориентированных систем и механизмов управления определяется моделью конкуренции при систематической диагностике основных конкурентных преимуществ.
Важнейшая роль в решении указанных задач принадлежит методологии оценки и сравнительного анализа потенциала конкурентоспособности предприятия. Оценка потенциала позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, тенденции их изменения, которые могут повлиять на его структурную динамику и должны учитываться при выборе стратегии развития. Вместе с тем она позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на формирование и изменение потенциала и уровень конкурентного статуса предприятия.
1. Анализ конкурентоспособности продукции. Цель анализа продукции, которую производит предприятие,
- определить направления выхода на рынок, стратегию продвижения видов продукции, оценить объемы покупательного спроса и количество валовой продукции, производимое предприятием [2]. При анализе продукции оценивается ее качество и ассортимент, причем как сама продукция, так и спрос на нее.
На сегодняшний день актуальным вопросом деятельности коммерческих организаций является проведение анализа конкурентоспособности продукции и, в его рамках, внешнего анализа, на основании которого организуется стратегический учет коммерческой организации. В числе целей анализа конкурентоспособности продукции
- определение и оценка критически важных факторов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способность коммерческой организации в достижении стратегических целей. Анализ конкурентоспособности продукции можно представить как процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных этапов. Прежде всего нужно определить основные элементы конкурентоспособности продукции, затем выделить наиболее важные, собрать о них необходимую информацию и произвести оценку. При этом коммерческая организация должна рассматриваться как открытая экономическая система, успех которой во многом зависит от взаимодействия с окружающей средой.
Предприятие должно определить границы анализа конкурентоспособности продукции посредством выделения из совокупности элементов критических точек как наиболее важных факторов, имеющих стратегическое значение и влияющих на успех организации. У каждой организации есть свой набор критических точек. Состав этих ключевых факторов, их значение различаются по отраслям и изменяются во времени. Он также зависит от масштабности деятельности организации, профиля ее деятельности, выбранных целей и других отличительных особенностей.
Анализ мероприятий по повышению качества продукции, улучшающих функциональные характеристики и придающих уникальные свойства, направлен также на улучшение отношений потребителей к анализируемому продукту и закреплению его превосходства над конкурентами.
Как показывают исследования, аналитические процедуры, обеспечивающие качество продукции и сохранение достаточно высокого уровня ее потребительских характеристик в современных условиях, необходимы на всех типах рынка. Повышение качества и совершенствование значимых свойств товара необходимы до достижения продуктом зрелости, а на зарождающихся и растущих рынках с умеренной и низкой конкуренцией выступает одним из главных условий успеха в конкурентной борьбе. На новых и растущих рынках с высокой конкуренцией и для новых товаров большую важность приобретает снижение цены потребления, что обеспечивается и снижением затрат на производство продукции. Снижение затрат на производство продукции за счет ухудшения ее потребительских качеств возможно на рынках в состоянии спада и для стареющих товаров перед уходом с рынка. В прочих рыночных ситуациях повышение качества и снижение затрат должны выступать как две стороны единого процесса повышения конкурентоспособности продукции.
Анализ обеспечения конкурентоспособности продукции при стратегии снижения себестоимости, основанной на массовом выпуске стандартной продукции, позволяет снижать себестоимость за счет сокращения постоянных издержек, высокой специализации производства, изготовления недорогих, но качественных изделий. Снижение себестоимости продукции позволяет назначать более низкие цены и завоевывать рынок. Коммерческий успех фирм при снижении цен сопровождается эластичным спросом: процентное изменение количества реализуемой продукции превышает процентное изменение цен.
Преимущество результатов аналитической работы для обеспечения данного вида стратегии заключается:
- в дополнительном росте объема продаж и получении прибыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные изделия;
- в ужесточении входного барьера по себестоимости для предприятий, стремящихся в данный сектор;
- в вытеснении товаров-заменителей;
- в создании имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителя.
Требования к организации производства и управления следующие:
- высокий уровень механизации и автоматизации процессов, технологии;
- жесткий контроль себестоимости продукции;
- преимущественно оптовая реализация продукции.
К возможным дестабилизирующим факторам, на
наш взгляд, относятся технологические нововведения, изменения вкусов потребителей, появление новых более совершенных товаров.
Максимального эффекта от увеличения объема продаж вследствие снижения цены можно добиться в том случае, если при данном объеме продаж минимизируются полные затраты, приходящиеся на единицу продукции.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции в отличие от оценки уровня качества продукции достаточно сложна и многогранна, так как:
- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла продукции;
- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией качества продукции) по оценке конкурентоспособности продукции.
2. Анализ внутренней структуры предприятия проводится для выявления тех внутренних резервов, которые оно может использовать с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения выпуска требуемого количества продукции.
При создании конкурентоспособной промышленной базы необходимо перейти к таким приоритетам инновационного и технологического развития отраслей, как ре-сурсо- и энергосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, обеспечение необходимой динамики обновления технологий. Только такой подход обеспечит привлечение в развитие отечественной промышленности инвестиций.
Чтобы определить эффективность использования потенциала, необходимо установить уровень использования потенциальных возможностей на предприятии. Для обеспечения долгосрочного развития предприятию следует установить оптимальное соотношение между
уровнем использования потенциала и наличием неиспользованных потенциальных возможностей.
3. Анализ внешнего окружения. В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с контрагентами - поставщиками сырья и потребителями продукции.
При рассмотрении внешних факторов, способных привести предприятие к понижению потенциала конкурентоспособности, следует отметить, что на некоторые из них предприятие может оказать существенное влияние и даже предотвратить их возникновение. Это факторы, связанные с конкурентной средой предприятия и определяющие формы конкуренции [3].
Изменения во внешней среде и усиливающаяся борьба с конкурентами приводят к необходимости вводить новшества в коммерческую деятельность организации, принимать меры по совершенствованию программ, процессов, продуктов и услуг
Исследование инновационного развития организации включает следующие процессы:
- анализ освоения нового продукта или качественного изменение в существующем продукте;
- анализ освоения новых методов производства;
- анализ освоения новых рынков сбыта;
- анализ внедрения новых методов управления;
- анализ реализации новых методов учета и использования финансовых ресурсов и др.
Инновации позволяют фирмам некоторое время доминировать в соответствующем новом сегменте бизнеса [1].
Оценка уровня развития показателя, характеризующего тот или иной элемент потенциала конкурентоспособности, должна осуществляться путем сравнения с нормой (нормативом), среднеотраслевым значением или уровнем развития этого показателя у основного конкурента. Многие показатели имеют если не норматив, то по меньшей мере рекомендуемые значения.
Итак, пути повышения конкурентоспособности предприятия могут быть различными. Для получения результатов оценки уровня конкурентного преимущества необходимо определить потенциал конкурентоспособности предприятия и его конкурентный статус.
1. Апин М.П. Задачи анализа инновационных проектов // Актуальные проблемы экономического анализа и аудита: сб. науч. трудов. Саратов: СГСЭУ, 2007.
2. Бариленко В.И. и др. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: ОМЕГА-Л, 2009.
3. Прокофьев В.А., Соломатина Т.В. Интегральные методы факторного анализа. Саратов: СГСЭУ, 2002.
уДк 658.152 а.А. Гретченко,
С.В. Манахов
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ*
В статье рассматриваются сущность, особенности и правовые основы вовлечения объектов интеллектуальной собственность в хозяйственный оборот, анализируется динамика показателей, отражающих процессы использования интеллектуальной собственности в российской экономике. На основе обобщения зарубежного опыта передачи знаний, полученных в результате фундаментальных и прикладных исследований в сфере промышленного освоения, авторы исследуют этапы жизненного цикла инновации, начиная от формирования идеи и заканчивая внедрением разработки в производство. Особое место занимают сформулированные основные стратегические цели вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, предполагающие повышение уровня и качества жизни населения, экспортного потенциала страны и ее безопасности, развитие экономики через структурные преобразования и создание новых рабочих мест.
В заключительном разделе статьи представлены авторские выводы относительно крайне неэффективного использования в реальном секторе национальной экономики имеющегося научного и научно-технического потенциала, недостаточно активного процесса вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, трансфер технологий, инновации, хозяйственный оборот, передовые производственные технологии.
A.A. Gretchenko, S.V. Manahov
THE ANALYSIS OF THE CURRENT SYSTEM OF APPLYING INTELLECTUAL PROPERTY IN ECONOMIC CIRCULATION
The paper discusses the nature, characteristics and legal framework of involving intellectual property into economic circulation, gives an analyses of the dynamics of indicators illustrating the processes of intellectual property use in the
* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента России молодым ученым-кандидатам наук МК-2424.2010.6 «Методология и механизмы формирования национальной инновационной системы».