Научная статья на тему 'Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями'

Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями»

Секция менеджмента, экономики и маркетинга

УДК 338.242: 681.3.066

А.В. Катаев

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных .

предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

, 80- -ния деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистких стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90-е годы основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90-х годов и началу 21-го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий [1, 3, 5, 6, 7].

В некоторых работах виртуальные предприятия обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия» [3, 4], «безграничные предприятия» [3], «расширенные предприятия» [5]. Как правило, речь идет о сети партнеров ( , , ), осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту опре.

,

включает три основные категории явлений:

♦ виртуальный рынок - рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет);

♦ виртуальная реальность, т.е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой;

♦ виртуальные (сетевые) организационные формы.

В данной статье исследуются именно особенности виртуальных организационных форм и подходы к управлению предприятиями, использующими данную организационную форму. Вопросы относительно виртуального рынка и виртуальной реальности практически не затрагиваются, хотя в ре-

альной деятельности предприятий названные три категории могут быть .

Существует множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако с учетом особенностей практического функционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организа-, ), -циями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе [2].

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то « » ,

заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных по-( ). , - , -вает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения, обычному («монолитному») предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

,

( , ). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться ста.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйствен. , , -, ,

, , , , -ятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных техноло-.

С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать , -

.

основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

♦ скорость выполне ния рыночного заказа;

♦ возможность сниже ния совокупных затрат;

♦ возможность более полного удовлетворения потребностей заказ-

;

♦ возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды;

♦ возможность снизить бар ьеры выхода на новые рынки.

[2] -

,

:

♦ открытая распределенная структура;

♦ гибкость;

♦ приоритет горизонтальных связей;

♦ автономность и узкая специализация членов сети;

♦ высокий статус информационн ых и кадровых средств интеграции. Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие

. ,

предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими спо-:

♦ уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента

);

♦ на основе привлеченных компетенций организовать процесс соз-

( ).

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управления виртуальным предприятием как сетью партнеров:

1. ( ) .

2. ( ).

3. , -

.

4. .

5. ( -

) .

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:

♦ чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;

своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

♦ опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального .

, -

допределяют «дефицит» автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть [4]. Очевидно, что отказ от испытанных организационноуправленческих принципов нуждается в определенных заменителях. Действительно, в рамках сетевого подхода такими субститутами призваны служить принципы сетевой культуры, взаимности и климата доверия. Однако

по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной .

ЛИТЕРАТУРА

1. Вютрих ХА., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управ-ления//Проблемы теории и практики управления, №5, 1999.

2. Катаев А.В. Виртуальные предприятия - новая ступень в организации

//

конкуренции: Отчет по НИР № 01.2.00100692. Таганрог: ТРТУ, 2001.

3. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, №3,. 1997.

4. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых органи-заций//Проблемы теории и практики управления, №1, 1997.

5. .

нового типа//Проблемы теории и практики управления, №1, 1998.

6. Faucheux C. How virtual organizing is transforming management sci-ence//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.

7. Mowshowitz A. Virtual organization//Association for Computing Machinery. Communications of the ACM; New York; Sep 1997.

УДК 334.012.3

..

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Переход нашей страны на рыночные основы хозяйствования проходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов. Становление рыночных отношений носило спонтанный характер, и многие представители властных структур полагали, что рынок автоматически решит проблему ин-

. -ний сформировались, но без какого-либо системного контроля. К проблеме институциональных преобразований в рыночной экономике привлекает внимание огромный разрыв между экономическими и институциональными .

Институт, с точки зрения социально-экономических преобразований, представляет собой совокупность норм права, регулирующих социальноправовые отношения в различных сферах общества.

Под институциональными преобразованиями следует понимать динамику изменений в структуре власти и управления, возникновение новых элементов в ее содержании на определенном этапе развития общества, которые происходят под влиянием сложившегося менталитета. Они формируются под воздействием социально-экономических, организационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.