ных на территории Российской Федерации, одновременно создает гарантии соблюдения требований по защите интеллектуальной собственности для нерезидентов в соответствии с нормами ВТО, при этом активно используя возможности, предоставляемые международными правовыми актами в части изъятий из общего режима защиты исключительных прав в целях развития российской науки, образования, здравоохранения и иных задач общественного развития [3].
Список литературы:
1. Соловьев М.М. Кошкин Л.И. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С. 32-46.
2. Сульповар Л., Родионов Д. Проблемы управления государственной собственностью в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 5. - С. 52-69.
3. Федорович В.О., Федорович Т.В. Государственная собственность: управление структурными изменениями и капитализация крупных корпоративных образований // ЭКО. - 2014. - № 7. - С. 28-32.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
© Бочарова М.О.1, Бабич С.Г.2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва
В статье рассмотрена обеспеченность трудовыми ресурсами в регионах Крайнего Севера; представлены результаты анализа динамики финансовых результатов деятельности организаций; выявлены регионы, с наибольшей долей прибыльных и убыточных организаций.
Ключевые слова рынок труда, заработная плата, прибыль, динамика.
Крайний Север - часть территории России, расположенная, главным образом, к северу от Северного Полярного круга. В соответствии с законами Российской Федерации к районам Крайнего Севера относятся: Архангельская область, Иркутская область - Катангский район, Камчатский край, Приморский край, Магаданская область, Мурманская область, Сахалинская
1 Студент 2 курса Факультета математической экономики, статистики и информатики.
2 Доцент кафедры Статистики, кандидат экономических наук, доцент.
область, Республика Тыва, Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский район, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.
В результате мирового финансового экономического кризиса и введения антироссийских санкций обострились проблемы социально-экономического развития регионов Крайнего Севера.
Ситуация, сложившаяся на рынке труда Севера, имеет свою региональную особенность. По данным Росстата в 2015 г по сравнению с 2010 г. численность экономически активного населения региона сократилась на 61 тыс. чел. (на 2 %), численность занятых в экономике практически не изменилась и в 2015 г. составила 12343,6 тыс. чел. В 2015 г. наибольшая численность занятых в экономике наблюдается в: в Иркутской области - 1156 тыс. чел., в Красноярском крае - 1407 тыс. чел., в Тюменской области - 1839 тыс. чел., в Приморском крае - 983 тыс. чел. (рис. 1).
Рис. 1. Численность занятых в экономике в отдельных регионах Крайнего Севера в 2015 г.
Несмотря на сложные условия проживания и труда, на Крайнем Севере наблюдается постоянный приток работников из других регионов РФ, что объясняется, по нашему мнению, тем, что труд работников оплачивается в повышенном размере, с применением районных коэффициентов и процентных надбавок. За период с 2010 г. по 2015 г. среднемесячная оплата труда работников увеличилась на 21700 руб. в месяц (на 45,4 %).
В 2015 г. самый высокий размер среднемесячной номинальной заработной платы работников предприятий и организаций составили в Ямало-Ненецком округе - 77,3 тыс. руб. в месяц, в Магаданской области - 65,9 тыс. руб., в Чукотском автономном округе - 79,5 тыс. руб., в Сахалинской области - 61,3 тыс. руб., в Мурманской области - 45,9 тыс. руб. (рис. 2).
Сложные климатические условия и периферийность территории значительно влияют на стоимость производства различных товаров и услуг в регионе. Основными удорожающими факторами производства являются се-
верные доплаты, затраты на перевозку, энергоресурсы и другие материалы. В 2015 г. по сравнению с 2010 г. объем отгруженных товаров в сфере добычи сырья увеличился на 82,7 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 37 %, на предприятиях обрабатывающих производств - на 49 %.
Рис. 2. Среднемесячная заработная плата в отдельных регионах Крайнего Севера в 2015 г. тыс. руб.
Крайний Север является перспективнейшим направлением для инвестиций: регион нуждается в строительстве железнодорожных и автомобильных дорог, открытии новых месторождений. За последние пять можно наблюдать рост инвестиции на 1533 млрд. руб. (на 106 %), которые по данным Росстата в 2015 г. составили 2972 млрд. руб.
Рис. 3. Динамика прибыли организаций в регионах Крайнего Севера,
млрд. руб.
Прибыль от реализации произведенной продукции зависит от различных факторов: объема реализации товаров и услуг; структуры продукции;
отпускных цен на реализованную продукцию, на сырьё, материалы, топливо; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
За период с 2010 г. по 2015 г. отмечается увеличение прибыли организаций, функционирующих в регионах Крайнего Севера на 1015 млрд. руб. В течение рассматриваемого периода в 2012 г. и 2013 г. наблюдалось сокращение данного показателя на 206 млрд. руб. (на 6,3 %). В 2014 г. прибыль организаций возросла на 757 млрд. руб. (на 52 %) по сравнению с 2013 г. В 2015 г. продолжился рост прибыли до 2024 млрд. руб. (рис. 3).
По данным Росстата, высокие стабильные доходы получают организации Хабаровского края, Мурманской области, Амурской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа. В частности, темп прироста прибыли организаций в 2015 г. в Мурманской области составил 110,39 %. Однако, самым высокое значение данного показателя составил в Ханты-Мансийском автономном округе - 213,5 %, Приморском крае 249,12 %, Амурской области 322,06 %, Хабаровском крае - 281,35 % (табл. 1).
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности организаций регионов Крайнего Севера РФ в 2010-2015 гг.
Субъекты РФ Прибыль млн. руб. Изменение
2010 г 2015 г млн. руб. %
Приморский край 114 398 284 249,1
Амурская область 1 564 6 601 5037 322,1
Сахалинская область 131 221 258 213 126 992 96,8
Хабаровский край 5 329 20 322 14 993 281,4
Республика Саха (Якутия) 35 491 29 020 -6 471 -18,2
Магаданская область 9 694 14 991 5 297 56,6
Чукотский авт. округ 17 830 25 107 7 277 40,8
Камчатский край 3 798 13 533 9 735 256,3
Республика Тыва 347 -4 949 -4 602 -1 326,2
Иркутская область 52 673 29 723 -22 950 -43,6
Архангельская область 38 347 25 518 -12 829 -33,5
Мурманская область 40 175 84 523 44 348 110,4
Республика Бурятия 328 -779 -451 -137,5
Забайкальский край 164 198 34 20,7
Пермский край 98 74 -24 -24,5
Тюменская область 500 431 1 371 052 870 621 174,0
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 403 485 1 264 884 861 399 213,5
В течение изучаемого периода в 2010 г. и 2015 г. число прибыльных организаций Крайнего Севера сократилось на 3 %.
Наибольший удельный вес числа прибыльных предприятий в 2015 г. по данным Росстата наблюдался в Пермском крае - 83,3 %, в Сахалинской области - 75,7 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - 74,1 %, в Тюменской области - 69,5 %. А в Республике Алтай все организации, функцио-
нирующие в регионе, с 2013 г. по 2015 г. успешно завершили финансовый год, получив по итогам работы прибыль.
Значительное число убыточных организаций находятся на территории Республики Тыва, Республики Бурятия, Пермском крае, в Республики Саха (Якутия), Иркутской области. В 2015 г. по сравнению с 2010 г. размер убытков организаций увеличился в Пермском крае на 24 млн. руб., в Архангельской области на - 12,9 млн. руб., в Республике Бурятия - 451 млн. руб., в Республике Саха (Якутия) - 6471 млн. руб. Количество убыточных предприятий за последние пять лет увеличилось в следующих субъектах: в Республике Тыва на -15,4 %, в Забайкальском крае на - 12,5 %, в Томской области на - 13 %.
Основными причинами низких экономических показателей в этих регионах считается высокая зависимость от федеральных трансфертов. Кроме этого, наблюдаются высокий уровень безработицы из-за недостаточного предложения рабочих мест, отсталость инфраструктуры транспорта и связи, неразвитость промышленности и сферы рыночных услуг. Все это, несомненно, отталкивает заинтересованность инвесторов как из России, так и из зарубежных стран.
Главными предпосылками сложного экономического положения отдельных районов Крайнего Севера являются климатические условия, высокие риски инвестирования, демографический кризис и другие. Полученные данные свидетельствуют о том, что организациям следует тщательнее контролировать свою экономическую деятельность для достижения высоких экономических показателях.
Список литературы:
1. Теория статистики: учебник / Р. А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Са-довникова, Е.Б. Шувалова; под ред. Р. А. Шмойловой. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.
2. Статистика для бакалавров с основами бизнес-статистики: учебник / Отв. ред. Е.В. Зарова. - М.: ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 440 с.
3. Общественно-политическая газета «Крайний Север» [Электронный ресурс]. - 2015 (дата обращения 10.12.2016).
4. Федеральная служба государственной статистики по РФ. Финансовые результаты деятельности организаций и предприятий районов Крайнего Севера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ Ы6_22/Маш.Мт (дата обращения: 14.12.2016).
5. Консультант плюс Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_403/6b62003cddbf7056e4456256deb5643fe7358625/ (дата обращения: 03.12.2016).