Научная статья на тему 'Анализ основных изменений в уровне оплаты труда госслужащих в Российской Федерации'

Анализ основных изменений в уровне оплаты труда госслужащих в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимова М.Р., Пантелина Л.С.

В статье проанализированы основные изменения в уровне оплаты труда государственных служащих Российской Федерации по ветвям власти и уровням управления, а также исследовано влияние регионального фактора на уровень среднемесячной заработной платы гражданских и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных изменений в уровне оплаты труда госслужащих в Российской Федерации»

М.Р. Ефимова, Л. С. Пантелина

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В УРОВНЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ANALYSIS OF THE MAJOR CHANGES IN THE LEVEL OF SALARY OF PUBLIC AUTHORITIES'S

EMPLOYEES IN RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье проанализированы основные изменения в уровне оплаты труда государственных служащих Российской Федерации по ветвям власти и уровням управления, а также исследовано влияние регионального фактора на уровень среднемесячной заработной платы гражданских и муниципальных служащих.

Abstract. The article highlights results of the basic changes in the level of salary of public authorities's employees in Russian Federation by different groups such as power of branches and management level. The influence of regional factor on the level of salary of public authorities's employees was analyzed.

Ключевые слова. Уровень оплаты труда госслужащих, инновационное развитие.

Keywords. Level of salary, public authorities's employees, innovative development.

Реализация стратегии инновационного развития России до 2020 года, предполагающая качественно иное состояние социальной сферы, потребует соответствующих кадров органов государственной власти и местного самоуправления, способных внедрять инновации во все сферы общественной жизни.

Для повышения «инновационности» самого государства, в первую очередь, должна быть сформирована открытая, конкурентоспособная, престижная и ориентированная на результативность государственная гражданская служба, как на федеральном уровне, так и на региональном.

Одной из важнейших мер достижения поставленной цели является оптимизация заработной платы госслужащих, для решения которой многое сделано за последнее время.

В 2010 году Федеральным законом №358-ФЗ была приостановлена индексация заработных плат федеральных госслужащих до 2014 года. Объявленная мера призвана сократить дефицит федерального бюджета. Однако это не означает, что зарплаты федеральных госслужащих будут снижаться - фонд оплаты их труда остается на том же уровне.

В 2011 году была принята новая система оплаты труда госслужащих, в соответствии с которой «по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте».

Информация о заработной плате госслужащих получается по результатам ежеквартального федерального статистического наблюдение «О численности и оплате труда государственных гражданских служащих», а также по данным текущего учета.

Материалы статистических наблюдений дают возможность исследовать уровень заработной платы работников, занятых в органах государственной власти, в разрезе следующих группировок:

- по ветвям власти: законодательной, исполнительной, судебной власти и прокуратуры, других государственных органах;

- по уровням управления: федеральному, региональному и в органах местного самоуправления;

- по субъектам Российской Федерации.

Численность работников федеральных государственных органов РФ на конец 2011 года составила 37,4 тыс. человек, в том числе в органах законодательной власти - 2,2 тыс. человек, исполнительной власти - 29,9 тыс. человек, судебной власти и прокуратуры - 2,3 тыс. человек и других государственных органах 1,5 тыс. человек (см. таблицу 1).

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата работников федеральных государственных органов по ветвям

власти в 2011 году

(Источник: Росстат)

Среднемесячная

Численность на конец периода заработная плата (без

выплат социального

характера)

© Ефимова М.Р., Пантелина Л.С., 2012

тыс. человек в % от общей численности работников тыс. рублей в % к 2010 году

В федеральных государственных органах 37,4 81,2 62,6 103,1

из них в органах:

законодательной власти 2,2 77,4 57,7 94,3

исполнительной власти 29,9 83,7 60,8 104

судебной власти и прокуратуры 2,3 51,8 59,6 101,5

других государственных органах 1,5 96,8 83,2 103,7

Среднемесячная заработная плата (без выплат социального характера) работников федеральных государственных органов в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросла на 3,1% и составила 62,6 тыс. рублей, при этом среднемесячная заработная плата работников органов законодательной власти снизилась на 5,7%, а наибольший прирост заработной платы наблюдался в других органах власти и составил 3,7%.

В 2010 году среднемесячная заработная плата гражданских служащих федеральных государственных органов (60,71 тыс. рублей) превышала среднероссийский уровень почти в 3 раза.

В составе федеральных органов законодательной власти учтены работники аппаратов палат Федерального собрания Российской Федерации: Государственной Думы и Совета Федерации.

Численность работников органов исполнительной власти включает работников Аппарата Правительства Российской Федерации, Федеральных министерств и ведомств, работников Администрации Президента РФ.

В 2011 наибольшая численность гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти имела среднемесячную заработную плату свыше 60 тыс. рублей, при этом половина работников получали заработную плату более 53,6 тыс. рублей (см. таблицу 2).

Распределение федеральных органов исполнительной власти по уровню среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих имеет левостороннюю асимметрию, т.е. смещение в меньшую сторону.

Обзор среднемесячных начисленных заработных плат отдельных Федеральных органов власти, представленный в таблице 3, позволяет сделать вывод, что при среднем росте зарплат в 3,1% по «отрасли» в 2011 году по сравнению с 2010 годом повышения среднемесячной заработной платы наблюдались у работников 35 Федеральных государственных органов, среди которых Администрация Президента РФ (5,2%), Совет Федерации (2%), Федеральная миграционная служба (12,9%), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (65,1%), Федеральное агентство специального строительства (43,5%), Федеральная служба исполнения наказаний (24,6%), Министерство образования и науки (44,2%), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (20%), Министерство финансов (17,5%), Федеральная налоговая служба (35,8%), Федеральное казначейство (58,6%), Федеральная служба государственной статистики (19,7%), Следственный комитет РФ (80%), Счетная палата (2,5%) и Центральная избирательная комиссия (18,5%).

Таблица 2

Распределение федеральных органов исполнительной власти по уровню среднемесячной начисленной

заработной платы гражданских служащих в 2011 г.

(Источник: СПРАВКА о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в 2011 году)

Уровень среднемесячной начисленной заработной платы, тыс. руб. Количество федеральных органов исполнительной власти, единиц Среднесписочная численность гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, %

меньше 40,0 21 13,7

40,1-50,0 22 27,1

50,1-60,0 13 26,7

свыше 60,1 13 32,5

В I полугодии 2011 года среднемесячная заработная плата служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по регионам РФ варьировала от 18,6 тыс. рублей в Карачаево-Черкесской Республике до 64,9 тыс. рублей в Чукотском автономном округе, служащих органов исполнительной власти субъектов РФ - от 19,2 тыс. рублей в Республике Дагестан до 109,8 тыс. рублей в Ненецком автономном округе, служащих органов местного самоуправления с исполнительно-

распорядительными функциями - от 11,9 тыс. рублей в Псковской области до 92,4 тыс. рублей в Ненецком автономном округе.

Наибольшая среднемесячная заработная плата служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти наблюдалась в Дальневосточном федеральном округе и составляла 37,1 тыс. рублей, наименьшая - в Северо-Кавказском федеральном округе (19,9 тыс. рублей). Существенный размах вариации наблюдался в Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, который составил 35,3, 25,4 и 25,3 тыс. рублей соответственно, тогда как в остальных федеральных округах размах вариации не превышал 11 тыс. рублей.

Таблица 3

Среднемесячная начисленная заработная плата, численность гражданских служащих Федеральных

государственных органов в 2011 году

(Источник: СПРАВКА о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в 2011 году)

Среднемесячная заработная плата Численность на конец периода, человек

рублей в % к 2010 году

Федеральные государственные органы

Администрация Президента РФ 90326 105,2 1509

Федеральные органы законодательной власти

Совет Федерации 61566 102 964

Государственная Дума 55482 90 1220

Федеральные органы исполнительной власти

Аппарат Правительства РФ 102081 98,2 1291

Федеральные органы судебной власти и прокуратуры

Конституционный Суд 74776 89,8 252

Верховный Суд 60959 91,7 676

Следственный комитет РФ 79687 180 78

Другие федеральные государственные органы

Счетная палата 91318 102,5 1096

Центральная избирательная комиссия 71444 118,5 239

Наибольший уровень заработной платы служащих органов исполнительной власти субъектов РФ имел место в I квартале 2011 года в Уральском федеральном округе (53,3 тыс. рублей), при этом по сравнению с I кварталом 2010 года ее прирост составил 8,3%, в Северо-Кавказском федеральном округе в I квартале 2011 года среднемесячная заработная плата по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 8,1% и достигла уровня 24,4 тыс. рублей.

По уровню среднемесячной заработной платы работников органов местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями Северо-Кавказский федеральный округ в I квартале 2011 года также находился на последнем месте (17,1 тыс. рублей), в Уральском федеральном округе наблюдалась наибольшая среднемесячная заработная плата (43 тыс. рублей).

В результате расчетов, приведенных в таблице 4, неоднородными по среднемесячной заработной плате гражданских и муниципальных служащих оказались субъекты Уральского федерального округа, коэффициенты вариации по которым в I квартале 2011 года составили 34,07% - в территориальных органах федеральных органах исполнительной власти, 48,84% - в органах исполнительной власти субъектов РФ, 56,13% - в органах местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями, также неоднородны по рассматриваемому признаку субъекты Северо-Западного федерального округа в органах местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями (коэффициент вариации -35,72%).

В целом по России наиболее однородными по уровню среднемесячной заработной платы являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, коэффициент вариации которых составил 24,69%.

Для изучения влияния регионального фактора на уровень среднемесячной заработной платы гражданских и муниципальных служащих были рассчитаны эмпирические корреляционные отношения для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями, которые оказалась равными 0,705, 0,739 и 0,760 соответственно. Таким образом, было установлено достаточно сильное влияние регионального фактора на уровень среднемесячной начисленной заработной платы гражданских и муниципальных служащих.

Таблица 4

Анализ влияния регионального фактора на уровень среднемесячной начисленной заработной платы гражданских и муниципальных служащих в I полугодии 2011 г.

Число регионов Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями

Дисперсия V, % Дисперсия V, % Дисперсия V, %

ЦФО 18 18639711 18,37 131362256 27,46 48264209,3 28,34

С-ЗФО 11 46307865 23,92 244117441 32,79 113841476 35,72

ЮФО 6 462699,87 3,23 44065295,8 18,65 9392154,18 13,63

С-КФО 7 1701837,82 6,55 11522947,2 13,92 2616313,38 9,43

ПФО 14 1134166,7 4,91 26040700,7 19,22 9089019,64 15,48

УФО 6 161307134 34,07 1859466976 48,84 1693488376 56,13

СФО 12 13785231,9 13,46 10317287,6 9,94 10307430,5 13,79

ДФО 9 52507132,6 19,52 177635135 25,48 83989825,7 24,48

РФ 83 41417995,43 24,69 268129128 39,99 225461142,7 53,41

V - коэффициент вариации, %

Иными словами, вариация уровня среднемесячной заработной платы работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с исправительно-распорядительными функциями обусловлена региональными различиями соответственно на 49,6%, 54,5% и 57,8%.

Совершенствование системы оплаты труда госслужащих не заканчивается простым ростом уровня оплаты их труда. Заработная плата госслужащих по уровням и ветвям власти должна быть тесным образом связана с результативностью принимаемых решений и контролем их исполнения.

Литература

1. Федеральный закон №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.

2. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Минэкономразвития России.

3. [Электр. ресурс]: www.gks.ru.

4. [Электр. ресурс]: http://rezerv.gov.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. [Электр. ресурс]: www.rg.ru.

6. [Электр. ресурс]: http://www.metronews.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.