Научная статья на тему 'Анализ основных аспектов и методов оценки эффективности управления кредитным риском портфеля однородных ссуд'

Анализ основных аспектов и методов оценки эффективности управления кредитным риском портфеля однородных ссуд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных аспектов и методов оценки эффективности управления кредитным риском портфеля однородных ссуд»

Рисунок 2 - Участники процесса развития человеческих ресурсов корпорации1

1. Руководство организации определяет общую стратегию развития организации и осуществляет контроль реализации этой стратегии.

2. Работники кадровых служб определяют стратегию развития человеческих ресурсов организации, выявляют потребности в обучении, осуществляют организацию и контроль процесса обучения, стимулирование его участников, оценку результатов.

Работники организации определяют для себя свои цели и задачи в работе, на индивидуальном уровне определяют свои проблемы и потребности в обучении, разрабатывают планы индивидуального развития, несут индивидуальную ответственность за результативность обучения.

Осуществление процесса внутрифирменного обучения проходит через ряд обязательных этапов, в которых принимают участие представители вышеописанных групп работников организации. Этапы внутрифирменного обучения отражают его сложную неоднородную многопроцессную структуру. Их цель - учесть все значимые, узловые моменты в организации процесса обучения, в которых процесс может изменить свое направление (точки бифуркации). Концепции разбиения внутрифирменного обучения на этапы у различных авторов по существу совпадают, они обычно содержат семь этапов. Один из наиболее распространенных подходов13 :

1. Определение потребностей обучения

2. Формирование бюджета обучения

3. Определение целей обучения - определение критериев оценки его эффективности

4. Определение содержания программ и выбор форм и методов обучения

5. Процесс обучения

6. Реализация профессиональных навыков и знаний

7. Оценка эффективности обучения.

Подход специалистов Государственного Университета Управления14 :

• определение потребностей в обучении;

• распределение ресурсов;

• составление плана обучения;

• составление учебной программы;

• реализация учебной программы;

• обоснование обучения;

• оценка процесса обучения.

Рассмотренные этапы обучения отражают классический подход, в соответствии с которым оценка эффективности является заключительным этапом внутрифирменного обучения, она осуществляется после завершения обучения, по критериям, выделенным в начале процесса при определении целей обучения.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ ПОРТФЕЛЯ ОДНОРОДНЫХ ССУД

А. В. Сухов

Наличие у кредитной организации портфелей однородных ссуд обуславливает необходимость адаптации процесса управления кредитными рисками с учетом особенностей данных портфелей. В частности, кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, который установлен в Положении «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Для более точного и эффективного управления рисками по портфелям однородных ссуд их целесообразно классифицировать. Классификация ссуд и формирование резерва могут осуществляться с использованием следующих принципов:

• соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям Положения и внутренним документам кредитной организации;

• комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд при формировании резервов;

• своевременность классификации ссуды и формирования резерва, направленная на обеспечение достоверности отражения изменений размера резерва в учете и отчетности;

• обеспечение адекватности управленческих процедур параметрам ссуды или портфеля однородных ссуд;

• формирование резерва с учетом требований финансовых условий на кредитном рынке.

Величина потери ссудой стоимости определяется как разность между балансовой стоимостью ссуды, то есть остатком задолженности по ссуде, отраженным по счетам бухгалтерского учета на момент ее оценки, и ее справедливой стоимостью на момент оценки, осуществленной в порядке, установленном Положением. Оценка справедливой стоимости ссуды осуществляется на постоянной основе, начиная с момента выдачи ссуды. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующими требованиям, установленным Положением, и обособ-

ленных в целях формирования резерва в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, ссуды которым включены в портфель однородных ссуд.

Оценка кредитного риска, классификация и оценка ссуды, определение размера расчетного резерва и фактического резерва производятся при возникновении оснований, предусмотренных Положением, но не реже одного раза в месяц на отчетную дату. При регулировании размера сформированного резерва в случае, когда заемщику предоставлено несколько ссуд, всю задолженность данного заемщика следует относить к наихудшей из присвоенных выданным ему ссудам категорий качества с применением максимального размера расчетного резерва по всем предоставленным ссудам.

Размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется самой кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. Регулирование размера резерва по портфелю однородных ссуд, в том числе в связи с уточнением состава портфеля и его величины, осуществляется в определенном порядке, который для каждой кредитной организации может быть индивидуальным.

Кредитная организация не реже одного раза в квартал документально оформляет и включает в досье по портфелю однородных ссуд информацию о проведенном общем анализе состояния заемщиков и его результатах, в том числе профессиональное суждение кредитной организации о размере кредитного риска по портфелю однородных ссуд, а также информацию о расчете резерва. С учетом особенностей оценки риска при наличии обеспечения минимальный размер резерва определяется по следующей формуле:

N

о

а

i= 1

æ

?

qi 4â, ö

где

Р - минимальный размер резерва, который должна сформировать кредитная организация по портфелю однородных ссуд;

К - размер выданного кредита, входящего в портфель;

qt - индекс категории качества обеспечения по кредиту;

Об - стоимость обеспечения соответствующей категории качества (за вычетом дополнительных расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения).

Если kt * Об = K, то Р принимается равным нулю (0). С учетом оценки состояния и перспектив реализации предметов залога, которое используется для обращения взыскания на гаранта (поручителя, авалиста (акцептанта)), формируемый кредитной организацией резерв может быть больше, чем определенный в соответствии с предложенной выше формулой минимальный размер резерва.

Для минимизации проблемы отсутствия исторических данных иностранные исследователи предлагают ряд формальных методов оценки непредвиденных потерь через математическое моделирование параметров риска, рассматривая PD, LGD и V как случайные величины с той или иной величиной корреляции. Простейшим из них является перенесение методологии рыночных рисков Value at Risk для оценки квантилей потерь по портфелям облигаций в предположениях лонгонормальных законов распределения случайных величин PD и LGD (в простейших моделях вообще полагается LGD = 1).

Величина неожидаемых потерь UL (unexpected losses) должна рассматриваться как отдельная случайная величина (отличная от EL), определенная на кредитном портфеле конкретной кредитной организации в специфических условиях его бизнес среды, и для ее оценки необходимо применять методы сценарного моделирования, предположений и оценки дополнительных (систематических, регулярных и идеосенкритических источников риска). Должны делаться разумные экономические предположения. Оценка непредвиденных потерь UL предъявляет требования к капиталу кредитной организации на покрытие кредитного риска непредвиденных потерь. Тогда как для покрытия ожидаемых потерь должны создаваться резервы, которые могут подразделяться на бухгалтерские (в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 №254-П) и управленческие.

Проблема эффективности может рассматриваться как на мини, так и на микроуровне, то есть, во-первых, на уровне конкретного портфеля, во-вторых, на уровне кредитной организация, осуществ-

ляющей процесс управления риском. Эффективность процесса управления кредитным риском на миниуровне может представлять собой оценку успешности и адекватности процедур, используемых кредитной организацией при формировании резервов и минимизации ожидаемых потерь в результате прогнозируемых и непрогнозируемых дефолтов заемщиков.

На микроуровне эффективность управления кредитным риском представляет собой оценку всего управленческого процесса кредитной организации, в том числе, в части управления ликвидностью, принятия потерь, а также процесса управления непредвиденными потерями по всей совокупности кредитов, включая портфели однородных ссуд. Оценка эффективности на микроуровне позволяет оценить общий уровень полученных результатов, в том числе, с учетом требований Банка России по выполнению соответствующих нормативов.

Поскольку кредитный риск портфеля однородных ссуд представляет собой относительно слабо исследованный объект, методика должна включать разнообразные методы, которые могли бы повысить объективность оценки эффективности и снизить влияние случайных факторов, которые могут иметь место при использовании какого-либо одного метода. В этой связи, целесообразно использовать следующие методы оценки эффективности управления кредитным риском портфеля однородных ссуд:

• правовой метод;

• метод ущерба;

• учетный метод;

• рейтинговый метод.

Правовой метод представляет собой оценку эффективности управления риском в разрезе удовлетворения требований отечественного законодательства, то есть, позволяет оценить правовые риски и угрозы кредитной организации, связанные с управлением портфелями однородных ссуд. Для целей принятия решений в рамках правового метода могут рассчитываться определенные показатели, обусловленные спецификой взаимоотношений кредитной организации и регулятора. В число основных показателей целесообразно включить:

1. Количество нарушений рекомендаций ЦБ РФ. Позволяет оценить уровень соответствия политики управления риском конкретной кредитной организации требованиям, предъявляемым со стороны регулятора.

2. Объем санкций со стороны регулятора / объем портфеля (портфелей) однородных ссуд. Позволяет рассчитать уровень ущерба от недостаточного учета требований регулятора при управлении портфелями однородных ссуд.

3. Объем санкций со стороны регулятора / Общий объем потерь в результате создания портфелей однородных ссуд.

Указанные показатели являются наиболее иллюстративными и позволяют проводить экспресс-оценку эффективности управления риском портфеля однородных ссуд с точки зрения соответствия предпринимаемых мероприятий действующему законодательству и нормативно-правовой базе. Правовой метод описывает процесс управления со стороны юридических последствий принятых управленческих решений. Рассчитанные значения предложенных выше показателей целесообразно сравнивать с отраслевыми эталонами, так как очевидно, что полностью избежать, например, санкций, будет для кредитной организации затруднительно.

Метод ущерба является дополнением правового метода, однако основным критерием для оценки является объем ущерба, напрямую вытекающий из квалификации менеджмента и принятых решений по управлению риском. В частности, недостаточное резервирование может привести к потерям в случае технического дефолта заемщика. Недостаточная проработка стоимости залога снижает уровень промежуточной ликвидности кредитной организации. Все эти события имеют конкретные последствия, которые воплощаются в размере ущерба кредитной организации от некачественного управления кредитным риском. Таким образом, метод ущерба позволяет оценить негативные последствия от управления кредитным риском. Для оценки могут использоваться следующие показатели:

1. Объем ущерба / Стоимость управленческих действий. Позволяет оценить и сопоставить затраты кредитной организации на процесс управления риском и объем понесенного от управления ущерба. Данный показатель оценивает эффективность принимаемых решений.

2. Затраты на управление кредитным риском / Совокупные затраты кредитной организации. Позволяет оценить удельный вес зат-

рат на управление кредитным риском в общих затратах кредитной организации и сопоставить эту величину с различными отраслевыми индикаторами, а также с внутренними нормативами кредитной организации.

3. Размер ущерба / Размер кредитного портфеля. Данный показатель вытекает из теории страхования и по своей экономической сущности является аналогом показателя «Убыточность страховой суммы». Фактически предлагаемый показатель позволяет котловым методом оценить общий объем необходимых резервов для избежания ущерба.

4. Размер создаваемого резерва / Размер ущерба. Позволяет оценить эффективность решений с точки зрения защиты кредитной организации от возникающих рисковых ситуаций при нарушении обязательств заемщиков в процесс управления портфелем однородных ссуд.

Таким образом, метод ущерба позволяет оценить эффективность управления риском с точки зрения негативных последствий данного управленческого процесса для кредитной организации. Данный аспект эффективности является одним из важных направления оценки эффективности управления риском, так как позволяет оценивать именно работу менеджмента в части управления конкретной категорией рисков.

Учетный метод представляет собой воплощение учетной политики кредитной организации по разнесению портфелей между счетами бухгалтерского учета. От порядка и технологии разнесения зависит эффективность управления риском с точки зрения признания убытков в конкретном отчетном периоде. Учетный метод основан на правилах и нормативах бухгалтерского учета, поэтому

в подробном описании в рамках диссертации не нуждается.

Рейтинговый метод позволяет оценивать эффективность управления риском с точки зрения компетенций менеджмента по распределению риска между конкретными портфелями. Суть рейтингового метода заключается в распределении различных параметров управления риском портфеля однородных ссуд в соответствии с рейтингом конкретного портфеля. Для реализации рейтингового метода важно распределить все портфели по уровням риска и другим параметрам. На основании данных рейтингов может быть рассчитан объем резервирования по портфелю, отношение стоимости залога к размеру выдаваемого кредита, а также максимальное время просрочки по кредитным платежам.

Итоговой процедурой комплексной оценки эффективности может стать подход на основе ключевых показателей результативности (Key Performance Indicators - KPI). Данный подход позволяет оценить не только результаты процесса управления риском, но и степень достижения поставленных управленческих целей управления. Контроль за тем, достигнута цель или нет, осуществляется через конкретные показатели, которые являются, по сути, измерителями достижения целей риск-менеджмента, а также показателями эффективности его бизнес-процессов.

Таким образом, на основании использования всех предложенных и обоснованных методов управления кредитным риском у кредитной организации появляется возможность не только повысить эффективность активных операций, но и защитить свои пассивы, то есть увеличить текущую ликвидность, что в современных рыночных условиях является одним их главных факторов выживания.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

И.В. Морозов

В настоящее время, к инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, которая образует инновационную сферу, то есть область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции. В инновационную инфраструктуру включаются предприятия, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности.

В современных условиях создаются сети предприятий научнотехнической и инновационной сферы и разрабатывается соответствующая классификация таких организаций.

Методологической основой классификации является концепция видов специализации (экономической ориентации) звеньев организационной структуры.

Существующие классификации основывались на организационных признаках - степени интеграции или дезинтеграции, усложнения или упрощения классифицируемых организационных форм. Но появилась и другая классификационная основа - по степени разгосударствления:

• предприятия с государственной собственностью;

• предприятия с акционерной формой собственности - с государственным участием или без такового

• предприятия с кооперативной собственностью;

• частная форма собственности;

• объединение предприятий в ассоциации.

Акционерная форма собственности опирается на известные

общие принципы объединения вкладов с целью предпринимательской деятельности.

Кооперативная собственность породила ряд организационных форм, преимущественно малых.

Объединение предприятий может быть выражено в различной форме, путем создания корпораций, финансово - промышленных групп, холдингов, консорциумов, транснациональных корпораций, стратегических альянсов.

Корпорация - это современное системное образование, объединяющее людей и капиталы. Круг участников, предоставивших капиталы для коммерческой деятельности, по интересам, и объемы капиталовложений строго определены в любой момент времени. В число участников корпорации входят держатели капитала и интересов, владельцы контрольных пакетов акций, крупные акционеры

- юридические лица, частные владельцы и мелкие акционеры1.

Согласно И. Ансоффу, «корпорация - это широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и функции управления у верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму»2.

Финансово - промышленная группа (ФПГ) - организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Отличительные черты ФПГ: во главе ФПГ стоит управляющая компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников, распределяет между ними совокупную прибыль; юридическая самостоятельность входящих в ФПГ организаций; основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, являются дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит; высокие требования к качеству всех компонентов системы менеджмента ФПГ в связи со сложностью этой системы; высокий уровень технологической и экономической интеграции для реализации инновационно-инвестиционных проектов.

Холдинг (холдинговая компания). Форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое количество входящих в состав холдинга предприятий.

Консорциум - временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. Отличительные черты консорциумов: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; большое количество входящих в консорциум компаний и фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.