Научная статья на тему 'Анализ общего и специфического при определении противоречий фирмы'

Анализ общего и специфического при определении противоречий фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / СТИХИЙНЫЙ ПОРЯДОК / ПЛАНОМЕРНЫЙ ПОРЯДОК / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ / ПРИКЛАДНЫЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ / ANTAGONISM OF ECONOMIC INTERESTS / SPONTANEOUS ORDER / PLANNED ORDER / FUNDAMENTAL THEORIES OF FIRM / APPLIED THEORIES OF FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелов A. Ю.

В статье анализируются общие и специфические противоречия фирмы. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности фирмы как экономического субъекта. Анализируются две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок. Рассматривается взаимодействие фундаментальной теории фирмы с прикладными теориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYZISE OF GENERAL AND SPECIFY FOR DETECTION OF ANTAGONISMS OF THE FIRM

General and specific contradictions of a firm are analyzed in the article. Different approaches to understanding the notion of a firm as an economic entity are presented in the text. Two main forms of economic activity organization (spontaneous order and planned order) are analyzed in the article. The article deals with an interaction of fundamental and applied theories of firm.

Текст научной работы на тему «Анализ общего и специфического при определении противоречий фирмы»

♦

проявлений этого процесса, которыми неизбежно сопровождается проникновение в экономику организованной преступности.

Усиление межрегионального и транснационального характера экономической преступности. Эта тенденция проявляется в том, что, во-первых, внешнеэкономические связи используются для легализации незаконных доходов, во-вторых, преступники используют инфраструктуру мировых финансовых рынков для осуществления преступных посягательств. В качестве примера можно отметить мошеннические операции

в сети Интернет, незаконную оффшорную деятельность.

Создание системы легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Отмытые средства вводятся в экономический оборот, инвестируются в легальный бизнес, нелегально вывозятся за границу.

Таким образом, разнообразие факторов, форм, расширение масштабов экономической преступности требуют формирования эффективного экономического и институционального механизма предупреждения экономической преступности.

УДК 330.101.542

А.Ю. Маркелов

АНАЛИЗ ОБЩЕГО И СПЕЦИФИЧЕСКОГО ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ФИРМЫ

В статье анализируются общие и специфические противоречия фирмы. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности фирмы как экономического субъекта. Анализируются две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок. Рассматривается взаимодействие фундаментальной теории фирмы с прикладными теориями.

Ключевые слова: противоречие экономических интересов, стихийный порядок, планомерный порядок, фундаментальные теории фирмы, прикладные теории фирмы.

A.Y. Markelov

ANALYSIS OF THE GENERAL AND THE SPECIFIC IN BUSINESS CONTRADICTIONS DESCRIPTION

General and specific contradictions of a firm are analyzed in the article. Different approaches to understanding the notion of a firm as an economic entity are presented in the text. Two main forms of economic activity organization (spontaneous order and planned order) are analyzed in the article. The article deals with an interaction of fundamental and applied theories of firm.

The key words: antagonism of economic interests, spontaneous order, planned order, fundamental theories of firm, applied theories of firm.

Для анализа внешних и внутренних противоречий фирмы необходимо использовать системный подход. Самые разные части могут быть объединены в целое, но это целое не будет являться системой, пока не сформирован механизм взаимодействия элементов системы друг с другом, т.е. пока не сформируются определенные производственные отношения.

Противоречия экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах. Первый аспект - противоречия внутри любых экономических отношений между его сторонами. Второй - противоречия между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими диалектическое единство. Можно выделить и третий подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их системой в целом. В то же время эта классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических отношений и связей между ними.

Мнения ученых по вопросу о структуре элементов этого среза системы экономических противоречий различны. Наиболее часто по этому критерию противоречия разделяют на основные и неосновные (производ-

ные). Под основным экономическим противоречием единодушно понимается противоречие, наиболее глубоко раскрывающее его качественные особенности на всех этапах развития, объясняющее содержание и направление развития общественного строя и имеющее определяющее значение по сравнению с остальными противоречиям.

Ряд экономистов не без оснований дополняют эту структуру исходным экономическим противоречием. Оно характеризуется тем, что является источником развития общества на протяжении всей истории человечества.

Существование экономических противоречий обусловлено противоположностью экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, вступающих между собой в экономические отношения.

Характеризуя систему противоречий субъектов хозяйствования в процессе конкурентных отношений, нужно различать противоречия внутренние и внешние.

Среди внутренних противоречий целесообразно выделить группу, к которой следует отнести объективно существующее противоречие между интересами развития производительных сил. Это противоречие связано с фирмой, где форму противоречия приобретают взаимоотношения интересов работника и работодателя.

Внешние противоречия - это противоречия интересов различных субъектов хозяйствования, участвующих в процессе конкурентных отношений. Конкурентные отношения можно определить как форму проявления противоречий экономических интересов субъектов рыночного хозяйствования, где, с одной стороны, не совпадают интересы в процессе функционирования предприятия как хозяйствующего агента и собственника, принимающего и реализующего хозяйственные решения и формирующего доход. А с другой стороны, при такой форме хозяйствования распределение дохода осуществляется под воздействием интереса государства.

В условиях конкурентных отношений противоречия интересов вызваны изменением системы взаимодействия интересов субъективных и объективных факторов. К объективным факторам относят условия, в которых взаимодействуют эти интересы. Конкурентные отношения ведут к усложнению взаимосвязи между субъектами интересов и увеличению числа носителей интересов. Субъектами интересов внутри фирмы выступают менеджеры и сотрудники предприятий. В число внешних, наряду с клиентами, субпоставщиками, акционерами и кредиторами, входят государство, профсоюзы, промышленные и прочие ассоциации, политическая, юридическая и моральная среда, в которой происходит оказание услуг конкретному потребителю. Условие экономической целесообразности можно выполнить только при согласовании интересов внешних и внутренних субъектов отношений, а идея концентрации заинтересованных групп заключается в том, что фирма в лице ее менеджера при достижении целей в той или иной мере зависит от участия и ресурсов указанных групп. В свою очередь, эти группы интересов нуждаются во встречных услугах, чтобы осуществлять свои цели [2].

Противоречие между интересами в личном и производственном потреблении в процессе воспроизводства экономических субъектов в общем виде проявляется в противоречивости между текущими потребностями, которые более близки индивидам, и перспективными потребностями общественного развития в целом. Так, например, разрешение противоречия личных интересов работников фирмы позволяет выстраивать производственный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал фирме выживание в конкурентной борьбе с отечественными производителями и зарубежными импортерами. Поэтому согласование экономических интересов внутри фирмы нужно рассматривать как один из главных факторов повышения эффективности производства.

Для этого из всей разновидности интересов выделим интерес отдельного человека, поскольку прежде всего он определяет судьбы экономики посредством влияния на экономическое поведение человека. Как уже сказано, интерес противоречив по содержанию своей действенности. Но этой особенности, например, в проявлении интереса личности, не уделяется должного внимания. В интересе его действий видится главным образом позитивная особенность, т.е. односторонность, чего в природе общественных и личностных явлений не бывает Главным фактором в любом производственном процессе выступает психофизический, интеллектуальный и квалифицированный потенциал работников, поскольку каждый работник преследует свои интересы в ходе трудовой деятельности. Традици-

онно разрешение данного противоречия происходило посредством соответствующих образовательных, воспитательных и квалификационных структур, подготавливающих личность к выполнению работы и реализации себя в форме работника. Однако по мере развития научно-технического прогресса и вхождения в этап технологической революции в странах с развитой технологической инфраструктурой встала проблема наиболее адекватного совпадения абстрактных потребностей человека в соответствующих видах деятельности с ее выражением в профессиональном виде деятельности. Разрешение проблемы совмещения индивидуальных запросов в абстрактных видах деятельности как работника в странах с менее развитой формой технологотехнократических преобразований приводит либо к «стихийному» совмещению этих двух позиций личностно-востребованного и востребованного обществом вида труда на личностном уровне, либо к проблеме реализации своих качеств в иной, не связанной с деятельностью ее как работника, сфере. Для разрешения противоречия на уровне фирмы и индивида целесообразным видится применение мотивации персонала.

В основе материального стимулирования может быть заложена повременно-премиальная система оплаты труда по утвержденным окладам с учетом фактически проработанного времени за месяц, а также предусмотренных доплат, надбавок к основной заработной плате и премий по итогам работы за отчетный период. Принципы оплаты труда должны быть ориентированы на достижение конечного результата, сочетание коллективного и личного интереса, оплата в зависимости от приоритета подразделения и сложности труда, поощрение за совмещение профессий. При конкурентной среде на фирме оценка труда штатного персонала должна проводиться аттестационной комиссией, а потенциал работников и их индивидуальный вклад в конечный результат - с учетом экономических результатов работы. В связи с тем, что человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты труда, денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой». Социальнонатуральное поощрение и социальные программы -сегодня основная мотивация при достижении личных интересов хозяйствующих субъектов. Финансирование строительства жилья, оздоровление работников и их семей - наиболее важные моменты. Необходимо осознание и такого мотивационного фактора, как поощрение профессионального роста и должностного продвижения работников. Главным ключевым фактором, определяющим эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, является персонал.

В последнее время все чаще говорится о необходимости возрождения морального стимулирования труда, широко применявшегося в СССР Многие его формы, которые сегодня рассматриваются как удачные находки в области мотивации персонала, начинают использоваться продвинутыми западными компаниями. Очевидно, и нам стоит обратиться к еще не совсем забытому опыту прошлого. Тем более что отечественные фирмы все чаще прибегают к традиционным инструментам морального стимулирования: имеются в виду благодарности в приказе и почетные грамоты, выдвижение на доски почета, установление досок почета на рабочих местах и тд. Разработка региональными влас-

тями многих субъектов РФ собственных наградных систем, безусловно, способствует изменению отношения работников к моральным стимулам. Вещественные свидетельства поощрения сохраняют свою значимость: иначе, чем объяснить тот факт, что среди опрошенных 84% специалистов и 98% руководителей хранят полученные некогда награды [1]?

Актуальным так же является разрешение противоречий между структурными подразделениями фирмы. Фирма функционирует и живет, пока есть люди, которые взаимодействуют между собой по поводу достижения общих интересов. Например, одновременная реализация целей различными структурными подразделениями ведет к конфликтным ситуациям. Сущность современной фирмы можно изучать под разными углами зрения. Поведенческий подход к раскрытию сущности фирмы, предложенный Р Сайертом и Дж. Марчем, лег в основу обновленного анализа теории фирмы [3].

В данной теории фирма рассматривается как совокупность объединений. Теория поведения использует подход, основанный на том, что различные виды фирм создают такие операции, которые отдаляют фирму от достижения ее главной цели - максимизации прибыли. Эта теория не занимается изучением фирмы как единого целого. Напротив, она анализирует поведение различных ее компонентов: как складываются неформальные группы, как они выполняют свои задачи, как их поведение влияет на общую эффективность работы фирмы.

В теории Р Сайерта и Дж. Марча фирма рассматривается не как единый организм, а как совокупность объединений, состоящих из людей: руководителей, работников, акционеров, поставщиков, клиентов [3]. Каждая группа, входящая в организацию, получает компенсацию за свой вклад в организацию.

Человек продолжает действовать, если предлагаемая ему компенсация (измеряемая в его системе ценностей и в соответствии с имеющимися у него возможностями) так же велика, как и вклад, который от него требуется. Фирма продолжает существовать, пока предлагаемые выгоды достаточно привлекательны для различных участников.

Члены этих объединений постоянно находятся в ситуации торгов, стремятся достичь различных целей, таких как увеличение вознаграждения, участие в какой-либо деятельности, получение нематериальных преимуществ.

Фирма преследует 5 целей, реализация которых не всегда сочетается с задачами каждой из составляющих ее коалиций, даже если переговоры смягчают возникающие конфликты. Одновременная реализация этих целей различными объединениями неизбежно ведет к возникновению противоречий. Задача увеличения продаж может быть выполнена за счет снижения цен, тогда как интересы получения прибыли требуют, наоборот, повышения цен; задачи сбыта и стабильности производства ведут к появлению крупных запасов, а в интересах извлечения прибыли - иметь минимальные запасы.

По теории Р Сайерта и Дж. Марча разрешению этих противоречий или ограничению конфликтов способствуют четыре механизма:

- задачи определяются по уровню удовлетворения, а не в интересах максимизации;

- принятие решений происходит последовательно, новая проблема изучается лишь после решения старой; преследование различных целей с разными временными рамками сокращает восприятие и остроту конфликта между этими целями;

- наличие организационной игры (slack), вытекающей из различия между имеющимися ресурсами и ресурсами, необходимыми для удовлетворения целей членов объединений, позволяет мобилизовать неиспользованные средства, не подрывая успехов других подразделений. Slack образуется за счет всех ресурсов, не распределенных оптимальным образом: это следствие несовершенства процедур принятия решений и одновременно условие, необходимое для выживания организации (использование оборудования и времени в личных целях);

- применение стандартных процедур; большое количество решений стандартизированы и принимаются одним подразделением без учета последствий для других. Разработка стандартных норм является средством смягчения скрытых конфликтов.

Отсюда следует вывод, что любая фирма должна стремиться к максимальной эффективности, облегчающей коммуникации и сокращающей издержки координирования. Однако если она нуждается в защите от оппортунистической части своих членов, возможности ее руководства разрешать возникающие проблемы ограничиваются сложностью управления ими и контроля всех реакций изменения среды и искажаются среднесрочными задачами компании. Функциональные рутинные операции побеждают унитарность. Система становится бюрократичной и все больше утрачивает эффективность, вызывая потребность в новой форме организации.

Усиление позиций в конкурентной борьбе сегодня зависит от эффективности функционирования фирмы. Поэтому совершенствование экономических отношений как внутри фирмы, так и за ее пределами нужно рассматривать как один из главных факторов разрешения противоречий между хозяйствующими субъектами.

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) единство интересов в рамках их противоречивого взаимодействия основывается на усиливающейся в ходе эволюции общественных форм хозяйства взаимозависимости экономических агентов, отражающей общественный характер производства и разделения труда. Противоречия интересов весьма сложны и рассматриваются они с точки зрения уровней сложившихся отношений. В частности, можно выделить четыре уровня противоречий: «отношения между субъектами, группами субъектов, отдельных экономических институтов, факторов, определяющих индивидуальное поведение субъектов»;

2) разрешить противоречия - значит найти область пересечения, выйдя за пределы прежнего, уже известного пространства, и освоив новое, которое, однако, становится продолжением прежнего, его обогащением. Противоречия разрешаются непрестанно, так как они восстанавливаются, воспроизводятся в процессе взаимодействия экономических интересов. Разрешение противоречий экономических интересов состоит в создании таких условий их взаимодействия, в которых возможно согласование интересов. Однако эти условия

♦-------------------------------------------------

могут порождать другие противоречия среди данных и вновь появившихся субъектов взаимодействия.

1. Баканов Е., Прошкин Б. Моральное стимулирование труда: попытка оптимизации // Человек и труд. 2008. № 1.

2. Романович В.К. Институциональная структура сервиса в сфере услуг. М.: Социально-технологический институт МГУС, 2001.

3. Cyert R.,March J. A Behavioral Theory of the Firm. Englewood Clifts. 1963.

УДК 330.13

C.B. Мартынов

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ТРАНСАКЦИОННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

В статье анализируются проблемы, связанные с диверсификацией структуры трансакционных издержек, с использованием системного подхода. Автор раскрывает содержание понятия «трансакционный сектор экономики», исследует его специфические черты.

Ключевые слова: трансакционные издержки, трансакционный сектор экономики, диверсификация, структура трансакционных издержек.

S.V. Martynov

TRANSACTION COSTS STRUCTURE DIVERSIFICATION IN TRANSACTION SECTOR OF ECONOMY

The author uses systemic approach to analyse the problems of transaction costs structure diversification. The meaning of the notion of “transaction sector of economy” and its specific features are examined in the article.

The key words: transaction costs, transaction sector of economy, diversification, structure of transaction costs.

Хозяйственные взаимодействия субъектов предстают как трансакции, обеспечивающие каждому из них получение прав собственности на то или иное благо. Многообразие экономических связей обусловливает множественность трансакций и стремление исследователей сгруппировать их для обеспечения корректности экономического анализа. В условиях развития рыночной экономики России, когда наиболее динамичны сектора, обеспечивающие перемещение товаров, используются информационные ресурсы и потоки финансовых средств, целесообразно выделение видов трансакций, способствующих согласованию интересов и установлению прочных связей между субъектами хозяйствования в соответствии с их секторальным назначением. Среди зарубежных авторов, внесших вклад в изучение трансакционного сектора экономики, можно отметить американских ученых Д.С. Норта, Дж.Д. Уоллиса, Х. Демсеца [5]. Впервые попытка количественного измерения трансакционных издержек на макроэкономическом уровне, а также качественного определения трансакционного сектора была осуществлена американскими экономистами Дж.Д. Уоллисом и Д.С. Нортом.

Множественность классификационных признаков трансакционных издержек, представленных в современной зарубежной и отечественной литературе, затрудняет их идентификацию в целях использования для определения стратегических направлений развития хозяйствующих субъектов. Имеющиеся классификации типов трансакционных издержек, внутри которых они могут модифицироваться, интегрироваться и дифференцироваться в различные виды, сохраняющие общие черты для своего типа, обусловливают необходимость

разработки обобщенной классификационной структуры, основанной на эволюционном подходе к исследуемому явлению.

«По оценке Уоллиса и Норта, которую они дали в своем обширном исследовании, посвященном измерению трансакционных издержек в американской экономике, в 1970 г величина трансакционных издержек этой системы в целом составляла от 46,66 до 54,71% ВНП» [6]. Базируясь на своих оценках величины трансакционных издержек в современной экономике, Уоллис и Норт подвергли критике существующую систему национальных счетов. Так как действующие сегодня принципы их составления были разработаны в период, когда трансакционные издержки не принимались во внимание, то, по их мнению, необходима переработка системы национальных счетов.

Авторы предлагают выделить в национальном продукте три основные категории в соответствии с тремя основными сферами деятельности: производство, транспорт и трансакционный сектор. Вероятно, только таким образом можно лучше понять экономический рост. Как утверждают Уоллис и Норт, в теории экономического роста еще необходимо поставить ряд фундаментальных вопросов, в будущем любые попытки, направленные на их разрешение, должны учитывать огромную роль трансакционных издержек [6].

Понятие трансакционного сектора тесно связано с понятием реального сектора экономики. Под реальным сектором экономики, исходя из концепции, предложенной Е.Б. Зелинским, следует понимать предприятия и организации сектора нефинансовых корпораций (по методологии СНС), в котором воспроизводятся все товары и услуги (кроме услуг финансового посред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.