Научная статья на тему 'Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи'

Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3547
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS / MOTOR ACTIVITY / HEALTH-SAVING AND HEALTH-FORMING TECHNOLOGY / SPORTS AND PHYSICAL CULTURE / EDUCATION / GLOBALIZATION / INNOVATION / APPLIED RESEARCH / INFORMATION TECHNOLOGY / RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC APPROACH / INFORMATION TRANSFER / ЗДОРОВЬЕ / ЗОЖ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕ-ФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокоулина О.П.

В статье рассмотрены и обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Описана тенденция ухудшения здоровья молодежи в следствие неправильного образа жизни и употребления алкогольной и табачной продукции, наркотических веществ. Приведены причины, по котором люди не придерживаются здоровому образу жизни и последствия неправильного распорядка дня.Также рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведен анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мотивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокоулина О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of lifestyle and physical culture and sports of students

The article reviewed the importance and necessity of sport and physical education at the present stage. The article describes the trend of health deterioration of young people as the consequence of a wrong lifestyle, alcohol, tobacco products, narcotic drugs‘use. The reasons of disregard for the healthy lifestyle and the consequences of misuse of the daily routine are presented.The reasons of the emergence and sport development and its history, the analysis of sport nature and physical education in the modern society were also considered in this article. It is shown the necessity and importance of sports and physical education at the present stage of the society development. Some factors that prevent globalization and widespread dissemination of sport and physical culture were introduced. Possible ways of solving these problems were put forward, motivational sphere for the formation of the active position in the field of healthy lifestyle was proposed in the research.

Текст научной работы на тему «Анализ образа жизни и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи»

УДК 37.03 О.П. Кокоулина

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Анализ образа жизни

и занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи

В статье рассмотрены и обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Описана тенденция ухудшения здоровья молодежи в следствие неправильного образа жизни и употребления алкогольной и табачной продукции, наркотических веществ. Приведены причины, по котором люди не придерживаются здоровому образу жизни и последствия неправильного распорядка дня.

Также рассмотрены причинно-следственные связи возникновения и развития спорта в истории его становления, проведен анализ сущности спорта и физической культуры в современном обществе. Обоснованы важность и необходимость спорта и физической культуры на современном этапе развития социума. Приведены

некоторые факторы, препятствующие глобализации и повсеместному распространению спорта и физической культуры. Выдвинуты возможные пути решения данных проблем, выделена мотивационная сфера на формирование активной позиции в области здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, ЗОЖ, студенческая молодежь, двигательная деятельность, здоровье-сберегающие и здоровье-формирующие технологий, спортом и физическая культура, образование, спорт, физическая культура, мотивация, глобализация, инновации, прикладные исследования, информационные технологии, исследовательская деятельность, научный подход, передача информации.

Ol'ga P. Kokoulina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article reviewed the importance and necessity of sport and physical education at the present stage. The article describes the trend of health deterioration of young people as the consequence of a wrong lifestyle, alcohol, tobacco products, narcotic drugs'use. The reasons of disregard

for

are

The I

ana|

alsi

of

development. Some factors that prevent globalization and widespread dissemination of sport and physical culture were introduced. Possible ways of solving these problems were put forward, motivational sphere for the formation of the active position in the field of healthy lifestyle was

nd spo\ and physical e> t is sh\ on at

otO

and phyi tic

activityWeaith-saving gl cultu/Beducation;

technology;

fer.

Ни для кого не секрет, что современный мир диктует очень высокий темп жизни, и с каждым годом все сложнее и сложнее успевать за прогрессом. Например, программирование, которое еще тридцать лет назад изучали только в вузах, сегодня включено в программу по информатике для 5 класса. В погоне за все увеличивающимися объемами знаний, человечество стало жертвовать своим здоровьем' все меньше детей гуляет во дворах, все сложнее совмещать учебу и спорт. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности. Сложившаяся сегодня

ситуация критична: здоровье населения неизменно ухудшается, а это неприемлемо для развитого государства, в котором здоровье людей является основной ценностью. Проблема сохранения и улучшения здоровья студенческой молодежи является приоритетной проблемой государственного значения, главной задачей общества и высших учебных заведений. Пути ее решения являются предметом тщательного изучения и по-разному осмысливаются в различных исследовательских сферах: политической, социальной, экологической, медицинской, психолого-педагогической.

Отмена ранее в России комплекса ГТО (готов к труду и обо-

роне), как составляющей политики государства, а также и другие причины социально-экономического плана привели к резкому падению физкультурно-спортивной массовости в стране. Сегодня активная государственная политика в отношении культивирования данного комплекса практически для всех возрастных групп населения страны, а также пропаганда здорового образа жизни способствует положительному их мотивированию и включению молодёжи в различные виды спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Тысячи учащихся высшей школы с интересом занялись спортивным многоборьем ГТО.

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, их руководителями, специалистами, учеными этой сферы, избрана правильная стратегия действий. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт, например, для студентов, являются необходимым условием нормального развития их ума и тела, что абсолютное большинство физических и психических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности, то этим удалось бы, не только приостановить физическую деградацию людей, но и значительно поднять их уровень здоровья. Вместе с тем одного только осознания общественной необходимости

Мужчины

Женщины

Рис. 1. Распределение респондентов по полу и возрасту

в физич недостат тановлены по ва, законы, к и обеспе

ов то ния ые разви

кой культуры и массового спорта на всех уровнях: на предприятиях, в организациях, в местах жительства, отдыха, в сем образ

АнИИ^состИри^издор,

молодежи по данным целого ряда ученых свидетельствует о том сейчас отмечается ежегодное ухудшение здоровья молодежи, прежде всего, в результате курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ. По данным Роспотребнадзо-ра, за последние 20 лет количество курящих людей в РФ увеличилось на 440000 человек. Снизился и возрастной критерий курильщиков: среди юношей в возрасте 15-19 лет курят 40%, среди девушек - 7%. Один такой юноша в среднем выкуривает около 12 сигарет в день, девушка - 7. Если перевести проценты в количественные данные, то получится более 3 миллионов курящих подростков, среди которых 2,5 миллиона юношей и 500 000 девушек.

Среди учащихся высших учебных заведений курит 75% молодых людей и 64% девушек. В возрасте 20-29 лет доля курящих женщин в 10 раз больше, чем в возрасте от 60 лет и старше [8].

В сентябре 2013 года во всех субъектах Российской Федерации было проведено выборочное на-веденческих факт а

еле

ью наблюдения бы ение^НформЦЯЯНотраМВющей' фактическое влияние поведенческих факторов, получивших массовое распространение в образе жиз-ян на

по возрасту, полу, соц статиуДшвенИ образо-ходов, сфера занятос ния, а также симости от категории населения -проживающего в городских или

сельских населенных пунктах.

В опросе приняли участие 15875 человек в возрасте от 15 лет и более, из них 42,6 % мужчин и 57,4% женщин. Респонденты по полу и возрасту распределилось следующим образом (рис. 1):

Если говорить о причинах курения, то большинство (72,6%) во

двига-стар-боль-этот возрасте

15-19 лет на втором месте (39,9%) причина курения, что «курит большинство окружающих». Основные

рко-

|и молодежи, тоЛРасто-от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов - это люди в возрасте

Таблица 1

Причины курения в разных возрастных группах (в %)

Причины Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

Без этого просто невозможно жить 0,0 1,3 3,4 3,4 4,7 8,5 6,5 4,5

По привычке 41,1 68,1 71,3 70,4 74,8 77,2 84,1 72,6

Недостаточно воли, чтобы бросить курение 9,2 24,6 25,5 30,8 27,6 33,1 32,4 28,5

Чтобы заглушить аппетит и меньше сеть 1,1 2,2 2,7 2,1 4,7 2,8 1,0 2,6

Это успокаивает, доставляет удовольствие 21,2 22,3 26,6 27,3 25,2 26,6 16,9 24,8

Потому что курит большинство окружающих 39,9 19,6 10,6 8,1 6,1 4,4 3,8 9,4

Это украшает отдых и помогает коротать время 9,3 5,1 7,0 3,6 3,3 2,6 2,2 4,0

Придает силы в работе 0,0 2,0 2,0 3,1 3,4 3,1 0,8 2,5

Другое 1,0 0,7 1,7 0,7 0,8 0,6 0,8 0,8

Затруднились ответить 5,8 2,8 1,2 1,6 1,9 0,2 0,9 1,6

от 16 лет. По данным же МВД РФ 70% всех наркоманов - это подростки и молодежь [].

Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова:

- среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек[9];

- употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек.

- потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек .

По данным Росстата из 15875 человек в возрасте от 15 лет более 86 % - употребляли алкогольные напитки в течение жизни (90,0% мужчин и 84,1% женщин). За последние 30 дней, предшествующих опросу, употребляли алкогольные напитки

Таблица 2

частота употребления крепких напитков

% му креп ребля

ляли 36,5%, 3-5 раз — пили крепких напитков

15,1%, 40,2%,

практически

Сколько раз за последние 30 дней Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

0 67,2 58,5 46,4 44,1 34,6 30,1 33,2 40,2

1-2 24,4 30,4 36,0 34,4 38,1 40,7 38,5 36,5

3-5 4,9 7,7 11,7 14,3 17,5 19,0 17,2 15,1

6-9 1,3 2,0 3,6 4,1 5,3 6,2 5,7 4,7

10-19 2,2 0,8 1,8 2,6 3,1 2,6 4,0 2,6

20-39 0,0 0,5 0,5 0,3 1,2 1,2 1,3 0,8

40 и более 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 0,0 0,1

Таблица 3

Причины несоблюдения режима питания

Причины Мужчины Женщины Всего

Нет финансовой возможности 2,1 4,1 3,3

Нет времени 27,1 20,2 23,1

Нет привычки 37,6 31,8 34,3

Соблюдаю режим питания 29,2 40,3 35,5

Затруднились ответить 4,0 3,6 3,8

не а

0,1% выпивали за этот период 40 и более раз[7]. Распределение потреблен

воз т

вы являются здоровыми, составляет 5-15%. При таких условиях здоровье молодежи имеет устойчивую тенденцию к ухудшению [7].

Эта тенденция прослеживается и у студентов высших учебных заведений, что естественно сказывается на отношении к своему здоровью всего взрослого населения, которое видит его только через призму деятельности лечебных учреждений и не обращается к эффективным, экономически выгодным средствам оздоровления, которыми являются физические упражнения, рациональное питание и здоровый образ жизни. По нашим данным, 58% студентов ведут неправильный образ жизни, у большинства из них отсутствуют навыки сохранения и

укрепления здоровья [1]. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицатель х социальных норм и трад знавая на декларативно важность здоровья, пол

ичВвацй^РульГурой пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегает возможностями сохранения здоро ми е ель

с ны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шении к собственному здоровью выражается, например, в том, что 60,7 % - отметили, что не соблюдают режим питания [3]. Причи-

ны несоблюдения режима питания приведены в табл. 3.

Из всех опрошенных респондентов, 71,7% - не занимаются физкультурой или спортом. Распре-процентах приведено в

н, которые мешают физкультурой и спортом на 1 и 2 месте стоят: отсутствие свободного времени, отсутствие желания, интереса.

Всемирная организация здра-

реде-

- это состояние психического и соци-чия, а не только отсутствия болезней». Важным признаком здоровья является хорошая приспособляемость (адаптация) организма к различным

Мужчины

Женщины

Рис. 2. Охват физкультурой и спортом

Таблица 4

Причины, мешающие заниматься физической культурой

Мужчины Женщины Всего

Отсутствие свободного времени 47,1 42,3 44,2

Отсутствие желания, интереса 34,9 29,4 31,6

Плохое состояние здоровья 12,9 19,4 16,9

Лень 16,7 14,2 15,2

Отсутствие возможностей заниматься людям моего возраста 11,1 16,1 14,1

Недостаток денег 4,2 8,0 6,5

Отсутствие спортивной базы 6,0 6,1 6,0

Отсутствие групп здоровья, секций 2,9 4,6 3,9

Вредные привычки (курение, алкоголь и др.) 4,5 1,0 2,4

Другое 1,5 2,7 2,2

нагрузкам и внешним условиям существования (климатические условия, вода, электромагнитные поля, животный и растительный мир, человеческое общество, условия труда и быта и т.д.).

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от уровня его физической культуры. Последняя может быть развита и сформирована исключительно в процессе физкультурно-спортив-ной деятельности. Она (культура) не может быть передана по наследству в виде генетического кода ее нельзя купить или пользов ею всЮКизнь.нк необЮдимоиос-тоянно совершенствовать в течение всей жизни, от рождения до см регулярно и систематически совершенствуя свои физические способности. Физическая культура может значительно влиять на состояние органНмаЦВихи ка. иЦЬщчЛк" физическая тура складывалась, прежде в под влияние^прНкцчиких ребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Воспитательная задача физической культуры состоит в развитии духовных (воля, целеустремленность, настойчивость, взаимопонимание) и двигательных (сила, быстрота, выносливость и других) качеств.

Характерной особенностью физической культуры является лежащая в ее основе двигательная

деятельность человека. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений [4].

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствова ия, оздоровления и орган орового образа ж ый уровень освоения це изической культуры определяетс знаниями человека в области физи ческого совершенствования, двига тельными умениями и навыками способностью к самоорганизации

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии — вот тот не полный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность помогает мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного

резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека.

К ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Оздоровительная задача физической культуры состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости организма к заболеваниям, его закаливанию, в умении противостоять утомлению. Теоретические исследования последних лет показывают, что слабый уровень теоретических знаний в области физической культуры и спорта во многом определяет пассивное отношение людей к самоорганизации здорового образа жизни, реальному включе-в физкультурно-спортивную пьш ВкладИфиаической ьтуры в образование должен со-ять в обеспечении всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также научить его владеть всем арсеналом практичес-ений и навыков, обеспечи-щих сохранение и укрепление ровья, развитие и совершенс-вание его психофизических способностей и качеств личности. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. А интеллектуализация, ориентирующая на расширение и углубление знаний в области физической культуры, участвует в усилении знаний общей образовательной направленности. Так, образованность в сфере физической культуры оказывается

одним из ведущих факторов, формирующих как физическую, так и общую культуру личности. Сегодня уже каждый понимает, что сохранить здоровье невозможно без систематического выполнения физических упражнений. Поэтому столь важной является в настоящее время задача формирования знаний, необходимых для самостоятельной организации здорового образа жизни. Игнорирование физической культуры молодым поколением попросту не позволяет правильно сбалансировать их образ жизни. На вопрос: «В какой мере Вы заботитесь о своем здоровье?» дали ответ, что мало заботятся или совсем не заботятся 39,0% опрошенных. Лишь респонденты пенсионного возраста, в большинстве своем страдающие разными заболеваниями, начинают осознавать необходимость более ответственного отношения к своему здоровью. Около 60% респондентов этой возрастной группы ответили, что заботятся о своем здоровье[6]. Распределение ответов в зависимости от возрастной категории привед в табл.

Именно поэтому, сегодня ной из основных стратегиче задач высшего образования яв ется воспитание молодежи в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окруж

ственной ц

Таблица 5

Отношение к здоровью в разных возрастных группах (в %)

Возрастные группы Всего

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более

Очень забочусь 10,9 14,6 11,9 8,7 8,6 10,8 14,8

В основном забочусь 47,3 49,5 51,2 46,9 46,8 45,2 52,3 48,5

Мало забочусь 32,8 29,4 30,3 38,1 37,9 38,3 27,7 33,9

Совсем не забочусь 6,7 5,6 4,9 5,3 5,6 4,8 4,3 5,1

Затруднились ответить 2,4 0,9 1,7 1,0 1,1 0,9 0,9 1,1

адекватность требований, методик обучения и воспитания);

2. оптимальную организацию учебного процесса (выбор оптимальных методов формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими нормами);

3. полноценный и рационально организованный двигательный режим (определение оптимальных нагрузок с учётом физической и интеллектуальной работоспособности студентов в условиях научной организации труда в учебной деятель-

связано с использованием медицинских (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, лечебно-оздоровительных), психологических, социально-адаптированных, экологических здоро-вье-сберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Сущность здоровье-сберега-ющих и здоровье-формирующих технологий состоит в комплексной оценке условий воспитания и обучения, которые позволяют сохранять наличный уровень здоровья студентов, формировать более высокий уровень их здоровья, навыки здорового образа

ито-

ым направлением деяте сших учебных заведе является поиск новых форм и методов укрепления здоровья студентов в процессе их обучения и воспитания, внедрение здоровье-сберегаю-щих и здоровье-формирующих технологий в учебно-воспитательный процесс. Понятие «здоровье-сбере-гающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности ВУЗа по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов. Под здоровье-сберегающей технологией ученые предлагают понимать:

1. благоприятные условия обучения студента и морально-психологический климат на занятиях (отсутствие стрессовых ситуаций,

Внедрение здоровье-сберегаю-щих образовательных технологий связано с использованием меди-

ованных, экологических ровье-сберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Внедрение здоровье-сберегаю-щих образовательных технологий

психолого-педагогические ректирующие, реабилитационные мероприятия.

ящее вре вижений, проп и прививаю ру. Под здор и (зОЖРС ведение человека, отражающее определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособнос-

чис-щих кую 'азом ся по-

Рис. 3. Определение понятия ЗОЖ

ти, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены. Определение понятия ЗОЖ в схеме приведено в рис. 3.

Одной из ведущих сторон здорового образа жизни является стремление человека к физическому совершенствованию. Физическое совершенствование органически взаимосвязано с удовлетворением биологических и социальных потребностей личности. С одной стороны, его можно рассматривать как естественный процесс удовлетворения биологических потребностей организма в движении, физической активности. С другой стороны твование пре необходимость требованиями щества.

ребностью двигаться. Способность выполнять мышечные движения является важнейшим свойством ор-ганиз ляют За вр функ

подчинила с ность организма[5].

Физиологической основой влияния физической активности на организм человека являются моторно-висцеральные рефлексы (висцеральный от лат. viscera внутренний, относящийся к внутренним органам). Возникающие в работающих мышцах нервные импульсы активизируют деятельность органов и функциональных систем. Систематический их поток положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы, совершенствует деятельность кровеносной, дыхательной, пищеварительной и других систем организма. В результате, возрастает (до определенных пределов) способность к выполнению не только физической, но и умственной работы. Причем тренированный организм обладает не только большими резервами, но и более экономно и полно может их использовать. А после завершения работы процессы восстановления идут быстрее.

Таблица 6

Мотивы занятия физической культурой (%)

Пол Укрепление здоровья и физическое совершенствование Культурно-развлекательный мотив Мотив спортивного совершенства

Мужчины 60,9 24,3 14,9

Женщины 72,8 21,1 5,3

Систематическое применение средств физической культуры расширяет возможности организма. Тренированный организм более устойчив к гипоксии, гипокинезии, к резко меняющимся погодным условиям, к действию стрессовых факторов, к вибрации, укачиванию и др. Говоря о положительном влиянии спорта и физической культуры на социум, вряд ли можно охватить

Новое поколение все реже стало заниматься физкультурой и все больше проводить времени за ком-особаино в социацных льзя однозначно утвер

альные олезн

временного общества, однако с уверенностью можно сказать, что они имеют огромное влияние на жизнь молодежи. Зная эту особенность молодежи, можно запустить глобальные интернет-проекты - агитационные промо-акции, призывающие к повсеместному распространению спорта, и как ожидается, цепная реакция распространит данную идею и внедрит в

сознание миллионов. И именно в социальных сетях получила своё широкое признание мода на спортивный образ жизни, занятия фит-несом и физической культурой.

В настоящее время в мире информационных технологий наблюдается тренд, что все больше знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров заводят страницы в социальных сетях, гах, журналах. Они могут пуб-

своей жизни.

уализация и представление ин-мации знаменитых профессиональных спортсменов и тренеров в социальных сетях является мотивирующим фактором для начинаю-

тов. тиями спор-турой влияет о факторов, среди них и пол человека. Отмечается, что у лиц мужского пола стремление к занятию спортом выше. Значимость мотивов тоже подвержена влиянию данного фактора (табл. 6).

По данным, приведенным в таблице, можем сделать некоторые выводы: мотив спортивного совершенства для женщин не является значимым, культурно-развлека-

Таблица 7

любимые виды спорта у девочек и мальчиков (в порядке убывания)

Мальчики Девочки

Футбол Волейбол

Хоккей Фигурное катание

Баскетбол Спортивная гимнастика

Плаванье Плаванье

Волейбол Баскетбол

Борьба Конькобежный спорт

Легкая атлетика Легкая атлетика

Бокс Лыжный спорт

Настольный теннис Художественная гимнастика

Велосипедный спорт Настольный теннис

Лыжный спорт Футбол

Спортивная гимнастика Акробатика

Конькобежный спорт Велосипедный спорт

Тяжелая атлетика

Стрельба

особен спорт

тельный мотив более значим для мужчин. Но так же можем отметить и общую тенденцию, что лидирующими факторами для мужчин и женщин являются мотивы укрепления здоровья и физическое совершенствование.

Интерес к тем или иным видам спорта также могут влиять на моти-вационную сферу личности (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес к тем или иным видам спорта, конечно же, подвержен веяниям моды и времени. Появляются новые виды спорта, но также остаются и те виды, которые имеют богатую историю. Рассмотрев и проанализировав приведенную таблицу, можем увидеть, что тройки лидеров у мальчиков и девочек полностью не совпадают. Это в первую очередь может быть связано он

акже можем обратить вни-о плаванию и легкой атле-ное значение среди мальчиков, так и среди девочек. Современные молодые люди,

первоначально замотивированные сесриПттееосайгтяупчдьларяаяпсимнррдсннииееыоррриомжьпсеиоптзсвсоноаесчоцющтииазсщаомалюлниеиощяхнгслиниояизохвсс,ьистзнпиндстоаопебрлртлюозвдаолгыо

образа жизни. Для изучения данного феномена, автором статьи было проведено исследование, в котором участвовали респонденты от 17 до 30 лет. Объем выборки составил 205 человек, из них 44% мужчин и 56% женщин. Из 100% опрошенных лишь 8% не занимаются спортом вообще по различным причинам. Так же из полученных данных мы можем сказать, что у почти половины опрошенных занятия проводятся нерегулярно, однако присутствуют в их жизни, а у большей части респондентов занятия проходят систематически, но с разной интенсивностью. Проанализировав это, становится ясно, что больше половины людей не просто занимаются спортом и улучшают свои физические показатели, но именно занимаются физической культурой. А это разные вещи (рис. 4).

В ходе опроса респондентам был задан вопрос о том, что дает им

8%

27% "

40%

25%

□ Не занимаюсь вообще или очень редко

I По настроению - могу неделю не заниматься вообще или заниматься каждый день

I Раз в неделю хожу в спортзал или бассейн

■ Каждый день или через день

Рис. 4. Распределение результатов ответов на вопрос: «Как часто вы занимаетесь спортом», %

25

20

BftHBt

# С? У»

-СЛ <Ь

/ у А

J?

РисНк Распределение оКтов 1 «Что дает вам спорт, кроме хорошей физической формы», %

спорт помимо хорошей физической формы (рис. 5). Наиболее частым вариантом ответа были озвучены такие качества, как дисциплинированность, сила воли, стремление побеждать, уверенность в себе.

Так же по результатам опроса видно, что большинству респондентов занятия дарят хорошее настроение. Из числа ответов, не вошедших в данную диаграмму, наиболее интересными были так же такие варианты как: полезное времяпрепровождение, выдержка и самообладание, бодрость духа и знакомство с новыми интересными людьми.

Таким образом, можно сказать, что занятия спортом и физической культурой не только держат человека в тонусе, укрепляют его здоровье и предупреждают развитие различных заболеваний, но тренируют упорство, а также дисциплинируют его, прививают ини-

циативность и самостоятельность, решительность и смелость. Надо поставить дело так, чтобы учащаяся молодёжь заботилась о своем физическом совершенствовании, обладала знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вела здоровый образ жизни. Поэтому задача высших учебных заведений дать должный состав и объём теоретических и методических знаний, а главное, умений творческого их переноса в практическую здоровье-сберегающую жизнедеятельность, что позволит им сделать своё здоровье и физическую культуру, его обеспечивающую, не просто сопутствующим фактором, а государственно важным достоянием. А это в результате формирует физическую культуру личности и культуру здорового образа жизни, другими словами здоровьесберега-ющий стиль жизнедеятельности.

Литература

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2012. 158 с.

2. Зименкова Ф.Н. Питание и здоровье / Ф.Н. Зимен-кова. - М.:Прометей, 2016. - 168 с.

3. Ефремова Н.Г. «Важность формирования психофизических качеств в процессе физического воспитания студентов.» Сборник материалов МНПК «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» под ред. Чернова С.С. - Новосибирск, 2016. С. 156-1

4. ЩШоулиЯШО.П. нсновытеорЯВи м физической культуры и спорта: УМК, М.: 2014. -

5. КоксЩЯГОЛ. Основные мошвационные направ ления развития физической культуры и спорта в современном обществе / О. П. Кокоулина, Ю. В. Бажданова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная

рекре Челяб 6.

спорт Всеро

УРн0

7-2^ ше |Росси [ конф

зическая культура, здоровье и спорт: актуальные вопросы физического воспитания и образования в контексте внедрения «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» - г. Сургут, апрель 2016.

7. Омаров Р.С. Основы рационального питания [Электронный ресурс]. / Р. С. Омаров, О.В. Сычева. -Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. - 80 с.

8. Пропаганда здоровой жизни в России: от 02 мая 2016 г. Доступ портала статистических данных «Ста-тистика.ги».

9. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие/ Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М.: Илекса, 2014 - 212с.

10. URL:http://statistika.m/zdr/propaganda-zdoravoy-zhizni-v-rassii-k-2020-otreblenie-alkogolya-snizitsya-na-tret.html

11. Статистика курения в России: от 22 мая 2016г. Доступ портала статистических данных «Статистика.т». URL: http://statistika.ru/zdr/statistika-kureniya-v-rossii.html

12. Статистические данные по наркомании: от 07 декабря 2015 г. Доступ портала статистических данных « Статистика. ru». URL: http://statistika.ru/zdr/2007/12/07/ zdr 9773.html

References

1. VilenskiiM.Ya., GorshkovA.G. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyi obraz zhizni studenta: ucheb. posobie. - M.: KNORUS, 2012. P. 158. (in Russ.)

2. ZimenkovaF.N. Pitanie i zdorov'e / F.N. Zimenkova. -M.:Prometei, 2016. - P. 168. (in Russ.)

3. Efremova N.G. «Vazhnost' formirovaniya psikhofizicheskikh kachestv v protsesse fizicheskogo vospitaniya studentov.» Sbornik materialov MNPK «Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya» pod red. Chernova S.S. -

tibirskjfl|U6. PpK6-15| (in ioko^HnOO.P OnovyJlbriilFmetod|kifizj||heskoi

|p.^67. (in

"KdWulina O.PO snovnyeflbtivaf5iBlHye napiavleniya razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v sovremennom obshchestve / O. P. Kokoulina, Yu. V. Bazhdanova // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya

skreats

¡Lelyaksk: iZdvo Cl

^6. Wbkoulina O.I

vS^osSWTnaucf

Ina IGU. Voz «G1 o-pr

16. -9. (i^Uss.) kulfBrno-rialy erentsii

«Fizicheskaya kul'tura, zdorov'e i sport: aktual'nye voprosy fizicheskogo vospitaniya i obrazovaniya v kontekste vnedreniya «Vserossiiskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «GOTOV K TRUDU I OBORONE» - g. Surgut, aprel' 2016. (in Russ.)

7. Omarov R.S. Osnovy ratsional'nogo pitaniya. / R.S. Omarov, O.V. Sycheva. - Stavropol': AGRUS Stavropol'skogo gos. agrarnogo un-ta, 2014. - P. 80. (in Russ.)

8. Propaganda zdorovoi zhizni v Rossii: ot 02 maya 2016 g. [Electronic resource]: Available at: «Statistika.ru» (in Russ.)

9. Solov 'ev G.M. Fizicheskaya kul'tura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): uchebnoe posobie/ G.M. Solov'ev, S.N. Kashin. - M.: Ileksa, 2014 - P. 212. (in Russ.)

10. [Electronic resource]: «Statistika.ru». Available at: http://statistika.ru/zdr/propaganda-zdorovoy-zhizni-v-rossii-k-2020-otreblenie-alkogolya-snizitsya-na-tret.html (in Russ.)

11. Statistika kureniya v Rossii: ot 22 maya 2016g. [Electronic resource]: «Statistika.ru». Available at: http:// statistika.ru/zdr/statistika-kureniya-v-rossii.html (in Russ.)

12. Statisticheskie dannye po narkomanii: ot 07 dekabrya 2015 g. [Electronic resource]: «Statistika.ru». Available at: http://statistika.ru/zdr/2007/12/07/zdr_9773. html (in Russ.)

Сведения об авторе

Ольга Павловна Кокоулина,

кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры физического воспитания №2 Эл. почта: kokoulinaop@mail.ru Тел.: (915) 305-16-64 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Information about the author

Ol'ga P. Kokoulina

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education №2

E-mail: kokoulinaop@mail.ru Tel.: (915) 305-16-64

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.