Научная статья на тему 'Анализ научных представлений о морфологических, двигательных и функциональных классификациях'

Анализ научных представлений о морфологических, двигательных и функциональных классификациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / CLASSIFICATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTOR FITNESS / FUNCTIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Веневцева Юлия Львовна, Грязева Елена Дмитриевна

Рассмотрены основные подходы к разработке классификационных схем и определению типологических особенностей человека. Проведен анализ научных представлений о классификациях физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Веневцева Юлия Львовна, Грязева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC CONCEPTS OF MORPHOLOGICAL, MOTOR AND FUNCTIONAL CLASSIFICATION

The main approaches to the development of classification schemes and definitions of typological features of the person. The analysis of the scientific concepts of classification of physical development, motor fitness and functional state.

Текст научной работы на тему «Анализ научных представлений о морфологических, двигательных и функциональных классификациях»

Evseyeva Natalaya Igorevna, Senior Lecturer, kafedraPOb@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Dr. of ped. science, professor, m.suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University.

УДК 796/799

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРФОЛОГИЧЕСКИХ, ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ

В.Н. Егоров, Ю.Л. Веневцева, Е.Д. Грязева

Рассмотрены основные подходы к разработке классификационных схем и определению типологических особенностей человека. Проведен анализ научных представлений о классификациях физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния.

Ключевые слова: классификация, физическое развитие, двигательная подготовленность, функциональное состояние.

Традиционно научные представления о морфологических, двигательных и функциональных классификациях строятся на основе многочисленных прагматических и содержательных критериев с использованием различных методов, принципов и подходов.

Физическое развитие человека является одним из важнейших морфологических критериев оценки его здоровья. В общепринятом понимании физическое развитие рассматривается как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма [4].

Проблема изучения физического развития во многом сопряжена с проблемой изучения конституции человека, которая в современном понимании представляется как целостность морфологических и функциональных свойств, унаследованных и приобретенных, относительно устойчивых во времени, определяющих особенности реактивности организма, профиль (темпы) его индивидуального развития и материальные предпосылки способностей человека [2].

Выделяют общую и частные конституции. Общая конституция обусловлена ее генотипом, а частные - фенотипическими проявлениями либо в пределах всего организма, либо в отдельных функциональных системах и т. д. [11].

Терминологическое разнообразие в раскрытии понятия конституции человека привело к появлению различного числа

классификаций конституциональных типологий, многие из которых в настоящее время в педагогической практике не используются.

Из классификаций отечественных специалистов следует отметить следующие:

• А.А. Богомольца - астенический, пастозный, фиброзный и липоматозный типы;

• В.В. Бунака - долихопластический, мезопластический, брахипластический и субпластический типы;

• В.Г. Штефко и А.Д. Островского - астероидный, торакальный (или грудной), мышечный и дигестивный типы;

• М.В. Черноруцкого - нормостенический, астенический и гиперстенический типы.

Наибольшее распространение из классификаций зарубежных специалистов получили следующие:

• Виолы - лонгитип, брахитип, нормотип или смешанный тип;

• Кречмера - пикнический, лептосомально-астенический и атлетические типы;

• Шелдона - эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный и смешанные типы;

• Сиго - дигестивный, мускульный, церебральный и торакально-респираторный типы;

• Вейденрейха - лептозомный и эйризомный типы.

В настоящее время изменчивость отдельных показателей физического развития под воздействием различных факторов внешней среды активизирует процесс изучения многими исследователями типологических особенностей у учащейся молодежи.

На основе углубленного кластерного анализа комплекса антропометрических тестов В.Д .Сонькин с соавторами [20] определил, что конституция студентов в соответствии с классификацией Штефко -Островского соответствует астено-торакальному, мышечному и дигестивному типам телосложения, а внутри указанных конституциональных групп типообразующие антропометрические показатели (индекс эктоморфии, соотношение обхватных и продольных размеров тела) подчиняются распределению Гаусса.

О.Н. Московченко [16], работая над решением проблемы типологиифизического развития у студентов, выделила пять морфофункциональных типов, из которых четыре по своим характеристикам были близки к классическим представлениям и только один не соотносился с ними.

А.Л. Шкляром [22] в ходе изучения типологических особенностей физического развития студентов Медицинского вуза было выявлено, что

частота встречаемости различных типов телосложения у юношей и девушек одного года обучения имеет статистически достоверные различия.

При многообразии подходов к изучению характерных типологических признаков физического развития учащихся исследователи в основном соотносят собственные результаты с традиционными конституциональными классификациями.

Обобщенное понимание двигательной подготовленности сводится к рассмотрению ее как результата физической подготовки, выражающейся в определенном уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т. п.).

Необходимость разработки классификационных схем двигательной подготовленности отражено в работах многих авторов.

По мнению А.А. Пономарева [18], представители разных классификационных групп заметно отличаются по большинству анализируемых показателей силовой подготовленности. В каждой возрастной группе характеристики силовых способностей возрастают от замедленного уровня развития к ускоренному.

Результаты исследования Ю.И. Винокурова [3] свидетельствуют о том, что для определения воздействия, адекватного особенностям развития моторики студентов, необходимо определение его принадлежности по комплексу показателей, характеризующих различные стороны индивидуальности организма.

В своей работе С.Л. Усольцева [21] придерживается точки зрения, что наличие индивидуальных различий в двигательной подготовленности студентов способствует объединению их в типические (групповые) вариации по доминирующему физическому качеству.

Исследования С.П. Левушкина [13] показали, что у учащихся астено-торакального типа телосложения ведущим физическим качеством в структуре моторики является выносливость, а у представителей мышечного и дигестивного типов телосложения доминируют скоростно-силовые качества.

Аналогичные выводы просматриваются в работе В.Д. Сонькина [20], который считает, что представителям астено-торакальной конституциональной принадлежности в соответствии с их врожденными биомеханическими и функциональными характеристиками сложно развивать высокую силу и быстроту, а представителям дигестивной конституции - выносливость.

Опираясь на экспериментальный опыт исследователей, можно отметить, что конституция учащихся как обобщенная морфофункциональная характеристика не только отражает особенности их телосложения, но и имеет тесную связь между физическим и

двигательным развитием, а также различия в структуре моторики различных возрастно-половых групп.

Рассматривая переход от здоровья к болезни как процесс постепенного снижения адаптационных возможностей организма, Р.М. Баевским и А.П. Берсеневой [1] предложена классификация функциональных состояний с выделением нормы, донозологических и преморбидных состояний, а также срыва адаптации. В соответствии со стадиями развития адаптационных синдромов Н.В. Дмитриева [19] осуществляет разделение функциональных состояний на четыре класса:

1 - удовлетворительное состояние, 2 - состояние напряжения, 3 -состояние функционального перенапряжения, 4 - состояние стресса.

С учетом такого классификационного признака, как напряжения физических и психологических ресурсов человека, выделяют нормальные, патологические и пограничные функциональные состояния. На основании критерия адекватности ответной реакции организма человека все состояния разделяют на две группы - адекватной мобилизации и динамического рассогласования. В зависимости от степени отклонения функционального состояния от исходного различают реактивные, пограничные и патологические состояния.

Целостный подход в разработке классификационных схем функционального состояния человека добавляется рядом частных классификаций, основанных на особенностях функционирования отдельных систем организма. Предположительно, что такой подход способствует повышению информативности классификационных схем. Однако существуют и критические высказывания отдельных авторов, что изолированная регистрация параметров функционального состояния отдельных систем снижает их информационную ценность.

Многими исследователями при построении частных классификационных схем большое внимание уделяется изучению типологических особенностей сердечно-сосудистой системы с её многоуровневой регуляцией. Наиболее информативным неинвазивным методом количественной оценки вегетативной регуляции сердца является метод вариабельности сердечного ритма, который основывается на анализе ритмокардиограммы, вариационных гистограмм и спектральном анализе.

При анализе ритмокардиограммы в зависимости от вида волн с различной частотой колебаний определяется вагусное и симпатическое влияние на сердечный ритм, а также влияние на потенциал действия пейсмейкера синусового узла. Неблагоприятными для прогноза заболеваний являются снижение показателей временного анализа, снижение мощности в диапазоне высоких частот, возрастание мощности в диапазоне низких частот, увеличение дисбаланса между двумя ветвями периферической нервной системы.

Используя период колебания волн как классификационный признак, Д.И. Жемайтите [9] выделила 6 классов ритмокардиограммы. Первый класс отражает выраженную брадикардию с максимальным воздействием парасимпатической нервной системы, второй, третий и четвертый - влияние дыхания на ритм сердца, пятый и шестой -выраженную тахикардию с максимальным влиянием симпатической нервной системы.

В процессе использования графических методов вариабельности сердечного ритма принято выделять нормальный, асимметричный и эксцессивный типы гистограмм распределения ритма сердца.

Применение метода вариабельности сердечного ритма позволяет не только дифференцированно оценивать активность центральных и автономных контуров управления, но и выделять индивидуальные типы вегетативной регуляции [8].

На основе трехфакторной структуры вариабельности сердечного ритма,включающей в себя интегральный уровень вариабельности сердечного ритма, баланс между активностью вагуса и корково-лимбических структур головного мозга и интегральный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы, В.А. Машин [14] построил классификацию с выделением восьми функциональных классов: первый - норма, второй - напряжение по ЧСС, третий - эмоциональное возбуждение, четвертый - невротически-эмоциональное возбуждение, пятый - общее напряжение, шестой - напряжение с дизрегуляцией по ЧСС, седьмой - напряжение с дизрегуляцией по парасимпатике и восьмой - напряжение с дизрегуляцией по парасимпатике и ЧСС. Основной типологической особенностью первых четырех классов являлось отсутствие снижения значений по фактору интегрального уровня вариабельности сердечного ритма, а последующих четырех классов -наоборот, снижение аналогичных показателей.

А.Р. Галлеев [6], оценивая индивидуальный вегетативный тонус, степень напряжения механизмов вегетативной регуляции сердечнососудистой системы в покое и при выполнении ортопробы, дал расширенное количественное представление о функциональном состоянии учащихся в виде семи вариантов заключений, которые согласуются с различными вариантами приспособительных реакций организма: состоянием удовлетворительной адаптации, напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией.

Выявляя типологические особенности вегетативной регуляции сердечного ритма в различных возрастных группах, В.П. Михайлов [15] отметил, что спектральные показатели вариабельности ритма сердца у лиц молодого возраста (30-40 лет) отличаются большим постоянством как в течение дня, так и под воздействием нагрузок и могут рассматриваться как физиологическая норма. Для возрастной группы 40-50 лет характерна

большая изменчивость показателей, включение более высоких уровней регуляции, напряжение регуляторных механизмов и снижение запаса функциональных резервов. У людей старшего возраста показатели вариабельности ритма сердца находятся в пограничной с патологией зоне, исходно повышены активность надсегментарных структур и тонус симпатической нервной системы.

Работая в аналогичном исследовательском направлении, Г.Г. Иванов [10] с соавторами пришли к заключению, что структура показателей сердечного ритма в группе здоровых по данным анализа РР- и RR-интервалов в возрасте 25-45 лет не имеет значительных различий в покое и изменяется однонаправлено при проведении функциональных проб. В старшей возрастной группе (50±6 лет) отмечено рассогласование влияний отделов вегетативной нервной системы на ритмическую активность синусового узла и желудочки, а также показатели индексов: централизации, вегетативного баланса и активации подкорковых центров.

Периодизация параметров сердечного ритма в отдельной возрастно-половой группе отмечается и другими исследователями.

При анализе особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма многие специалисты делают акцент на оценке интегрального показателя тонуса вегетативной нервной системы - индексе напряжения регуляторных систем, отражающем соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. На основе исследований показателя индекса напряжения принято разделять тонус вегетативной нервной системы на пять типов: ваготонический (до 30 ед.), нормотонический (31-120 ед.), симпатикотонический (121-300 ед.), сверхсимпатикотонический (301600 ед.) и запредельный (более 600 ед.).

По мнению К.В. Овчинникова [17], лица с ваготоническим типом вегетативной нервной системы характеризуются низкой активацией центрального контура регуляции, низкой лабильностью центральной нервной системы, слабой концентрацией произвольного внимания, низким тонусом мозговых артерий среднего калибра по сравнению с лицами, имеющими симпатикотонический тип вегетативной нервной системы. Обследуемые с нормотоническим типом вегетативной нервной системы занимают промежуточное положение.

Наряду с отмеченными изменениями, Н.А. Кочуриной с соавторами [12] выявлено, что в фоновом клиностазе у нормотоников имеется тенденция к увеличению активности парасимпатического отдела. По данным научной группы Д.А. Димитриева [5], прослеживается сезонная тенденция изменения индекса напряжения регуляторных систем в учебном процессе студентов. По сравнению с межсессионным периодом перед экзаменами уменьшается число учащихся с нормотоническим типом и увеличивается доля симпатотоников.

Помимо количественной оценки вегетативной регуляции сердца большое распространение в педагогической практике получили реоэнцефалографические исследования, позволяющие получать объективную информацию о тонусе, эластичности стенки и реактивности сосудов мозга, периферическом сосудистом сопротивлении, величине пульсового кровенаполнения.

Система мозгового кровообращения характеризуется относительной независимостью от общего кровообращения. Это обусловлено наличием структурных особенностей строения сосудистой сети, а также регионарных механизмов поддержания мозгового кровообращения на оптимальном уровне.

На фоне повышенного интереса к изучению особенностей мозгового кровообращения у различного возрастно-полового контингента очень мало исследований, посвященных рассмотрению типологических особенностей церебральной гемодинамики у практически здоровых людей.

В единичных научных исследованиях разработка классификационных схем церебральной гемодинамики осуществляется по аналогии определения основных типов регуляции кровообращения. Так, в работе А.Н. Долецкого [7] на основе анализа взаимодействия местных и системных механизмов регуляции церебрального кровообращения в покое и при проведении функциональной нагрузки были выделены группы лиц с гипер-, нормо- и гипотоническим типами церебральной гемодинамики. Гипотонический тип мозговой гемодинамики характеризовался минимальной выраженностью процессов ауторегуляции церебрального кровотока в покое. У лиц с нормотоническим типом церебрального кровообращения в покое тонус резистивных артерий был более выражен, что позволяло поддерживать соответствие притока крови и венозного оттока. У испытуемых с гипертоническим типом мозгового кровотока тонус церебральных артерий мелкого калибра был наиболее выражен в покое, что позволяло рассматривать их в качестве группы риска.

Экспериментальные данные А.Н. Долецкого в определенной степени согласуются с результатами других авторов, которые считают, что регуляция тонуса мозговых сосудов может осуществляться по гипертоническому, гипотоническому и дистоническому типу. Для гипертонического типа характерно увеличение индекса резистивности на 30% и более по отношению к нормальным значениям. Для гипотонического типа характерно соответствующее снижение индекса. Дистоническому типу свойственна неустойчивость показателя резистивности мозгового кровотока и его колебания могут составлять более 20 %.

Таким образом, рассматривая основные подходы к разработке классификационных схем и определения типологических особенностей физического развития, двигательной подготовленности и

функционального состояния человека, можно отметить их многообразие, разнонаправленность и дискуссионность. Особенно это проявляется в представлении и понимании частных классификационных характеристик.

Список литературы

1. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 265 с.

2. Башкиров П.И. Учение о физическом развитии человека.М.: Изд-во МГУ, 1962. 340 с.

3. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции, двигательной моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004. 22 с.

4. Властовский В.Г. Акцелерация роста развития детей.М.: Изд-во МГУ, 1976. 229 с.

5. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток / Д.А. Димитриев [ и др.] // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 89-96.

6. Галеев А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учётом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: дис. ...канд. биол. наук. Кемерово, 1999. 158 с.

7. Долецкий А.Н. Психофизиологические особенности регуляции кровообращения головного мозга с использованием биологической обратной связи: автореф. дис. ...канд. мед.наук. Волгоград, 2003. 21 с.

8. Егоров В.Н. Оценка адаптационных возможностей студентов на основе измерения степени напряжения регуляторных систем // Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта. Владимир: ВГПУ, 2005. С. 40-46.

9. Жемайтите Д.И. Возможности клинического применения и автоматического анализа ритмограмм: автореф. дис. .д-ра мед.наук. Каунас, 1972. 51 с.

10. Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма //Современная электрокардиография: новые возможности и области применения в клинике. М., 2000. С. 24-27.

11. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Основные подходы и краткий исторический очерк развития учения о конституциях // Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л., 1979. С. 206-209.

12. Кочурина Н.А. МедведевМ.А., Земляков И.Ю. Адаптивные возможности студентов, использующих электронные средства обучения // Бюллетень СО РАМН. 2005. № 3. С. 102-105.

13. Левушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения: автореф. дис. ...д-ра биол. наук. М., 2005. 48 с.

14. Машин В.А., Машина М.Н. Классификация функциональных состояний и диагностика психоэмоциональной устойчивости на основе факторной структуры показателей вариабельности сердечного // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2004. Т. 90. № 12. С. 1508-1521.

15. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения. Иваново, 2000. 290 с.

16. Московченко О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом (с применением компьютерных технологий): автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2007. 62 с.

17. Овчинников К.В. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей у лиц с разным типом вегетативной нервной системы: автореф. дис. ...канд. биол. наук.

Ростов н/Д, 2006. 23 с.

18. Пономарев А.А. Технология дифференцирования силовой подготовки школьников на основе учета типологических особенностей телосложения и биологической зрелости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 23 с.

19. Системный подход к полипараметрическому анализу развития адаптационного синдрома у студентов в период экзаменационной сессии / Н.В. Дмитриева [и др.] // Вестник НовГУ. 1998. № 8.

20. Сонькин В.Д., Зайцев В.В., Маслов Г.М. Новый взгляд на старую проблему: конституция человека и физическое // Теория и практика физической культуры. 1995. № 1. С. 47-48.

21. Усольцева С.Л. Актуализация доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов: автореф. канд. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 23 с.

22. Шкляр А.Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения : автореф. дис. ...канд. мед.наук. Волгоград, 2006. 22 с.

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., EgorovW@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Веневцева Юлия Львовна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, ulvenevtseva@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC CONCEPTS OF MORPHOLOGICAL, MOTOR AND

FUNCTIONAL CLASSIFICATION

V.N. Egorov, J.L. Venevtseva, E.D. Gryazeva

The main approaches to the development of classification schemes and definitions of typological features of the person. The analysis of the scientific concepts of classification of physical development, motor fitness and functional state.

Key words: classification, physical development, motor fitness, functional status.

Egorov Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, Professor, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Venevtseva Julia L 'vovna, doctor of medical sciences, Head the department, ulvenevtseva@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical sciences, Head the department, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 37.04

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДХОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В.А. Ермаков, А.М. Карпович

Рассматривается структура физического потенциала человека как предпосылка осуществления синергетического подхода к физическому воспитанию. Приводятся сведения об идентификации "хаоса" в моторном развитии студентов.

Ключевые слова: физический потенциал человека, факторный анализ, структура двигательных способностей

В конце ХХ века многие ученые обратили внимание на отчетливое проявление тенденции неуклонного снижения качества здоровья учащейся молодежи. Для подтверждения опасного характера установленного явления были приведены многочисленные материалы, согласно которым лишь около 10 % молодежи можно считать здоровой, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.