УДК 38(07)
АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННЫХ СОСТОЯНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ
ПОТОКОВ
Е.В. Запорожцева, ассистент, ХНАДУ
Аннотация. Приведены результаты анализа напряженных состояний при возникновении заторов с целью проектирования многополосных автомагистралей и управления насыщенными транспортными потоками.
Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность, скорость, плотность, количество потока, напряженность.
Введение
Планируемое в Украине расширенное строительство новых многополосных скоростных автомагистралей, а также совершенствование методов управления движением современных насыщенных транспортных потоков требует глубокого анализа состояний транспортных потоков на существующих многополосных магистралях и создания научной базы для решения проблем движения.
Анализ публикаций
В исследовании [2] предложено учитывать, что интенсивность N авт./ч, является непрерывной величиной как производная количества потока (авт.) или
N (Г) =
ЖХ^)
Ж
(1)
Откуда количество потока есть интегральная величина в некотором интервале времени (0, т.е. один автомобиль или их группа
Щ) = | N ^ Ж.
(2)
Известно [2, 4], что зависимость между интенсивностью N скоростью V и плотностью Q, т.е. поперечной и продольной переменной описывается как
N = Q ■ V ,
(3)
где математическая плотность Q, есть угол наклона кривой интенсивность зависит от скорости.
Зависимость (3) описывает достаточно близкое равномерное движение транспортного потока с небольшими колебаниями.
Когда скорость V изменяется под влиянием интенсивности, V(N) уравнение имеет вид
V = — N = 5 ■ N
Q
(4)
где 5 - динамический габарит (км/авт.).
Цель и постановка задачи
В уравнениях (3), (4) фактически не учитываются изменения интенсивности и скорости во времени, когда начинает возрастать интенсивность, достигая заторовых состояний и уменьшается до нуля скорость автомобилей. В теории насыщенных транспортных потоков [2] предложено, кроме зависимости скорости от интенсивности при равномерном движении (4), учитывать влияние на скорость быстроты изменения интенсивности во времени dN/dt, т.е.
V ^) = С
N dt
(5)
где С - новая характеристика, описывающая возрастание напряженности в движении, км-ч/авт. (которую будем исследовать).
Особенность переменной «напряженность» в транспортном потоке
Напряженность указывает на ухудшение (уменьшение) проезжаемости пути автомобилем (км-ч) с их увеличением. Учитывая, что интенсивность (ёЫШ?) не всегда изменяется непрерывно и скорость есть производная V = —, выполним подстановку в урав-&
нение (5) и найдем, что Ь = С ■ N, откуда напряженность (С, км-ч/авт.) определится как отношение
Ь
С = -
N'
(6)
и непосредственно влияние скорости потока У(?) на изменение интенсивности N(0 описывается функцией вида
N (?) = С |у (?& . (7)
Напряженность (С, км-ч/авт.) в насыщенном транспортном потоке возникает из-за близости автомобилей друг к другу на полосе движения, и поэтому отношение (6) характеризует долю пути дороги, которая приходится на интервал между автомобилями, если путь измерять в метрах, а время в секундах.
Уравнение (5) описывает быстроту изменения скорости под влиянием изменения в «пиковое» время интенсивности.
Физический смысл напряженности в работе [2] раскрыт при изучении движения транспортного потока за достаточно малый интервал времени А?. Тогда изменение интенсивности во времени аппроксимируется как ЛN / А?, что позволяет из уравнений (5) и (7) сделать следующие выводы:
1. У=С
а?
если под влиянием скорости
произойдет изменение интенсивности на величину ДN за данный промежуток времени А?, то скорость должна быть тем больше, чем больше напряженность в транспортном потоке;
2. ДN = С уд - если скорость У заданной величины наблюдается на протяжении А?
секунд, то производимое под ее влиянием изменение интенсивности ДN тем больше, чем меньше напряженность движения.
о Л ^ АN
3. А? = С -у - если скорость V заданной величины должна способствовать данному изменению интенсивности Д^ то для этого понадобится тем больше времени А?, чем больше будет напряженность движения.
Из выше приведенных выводов можно заключить, согласно [2], что напряженность -только характеристика транспортного потока и через нее можно управлять его движением. Формализовать характер изменения напряженности, когда интенсивность явно зависит от скорости, можно воспользовавшись уравнением (6), подставив вместо интенсивности N(7) формулу ее зависимости от скорости [2]
N=0! /Уо(Уо - у):
(8)
где 0т - плотность потока при заторе; У0 -скорость свободного движения.
Тогда
С =-
ЬУо
2тУ (Уо - У)
(9)
Аналогично для случая, когда необходимо знать закономерность изменения напряженности N(0) при различной плотности
N(0 = Уо0 / 0т (0т - 0), (10)
С =
Ь
0т
Уо 0(0т - 0)
(11)
Графический анализ зависимости напряженности от скорости и плотности С(У) и С(0) показывает, что напряженность С имеет минимальное значение (С=о,ооо4 км-ч/авт.) (рис. 1) [2].
В работах [2, 4] указано, что размеры максимальной плотности зависят от длины автомобилей и запасного расстояния между ними, изменяются для потока с грузовыми автомобилями от 8о авт./км до 12о авт./км для потока современных автомобилей укороченной длины. В работе [2] скорость свободного движения по полосам на скоростных дорогах
установлена для 1-ой полосы 80 - 85 км/ч, для второй полосы 94 - 100 км/ч, для 3-й -100 - 130 км/ч. Намечается строительство многополосных скоростных дорог, и поэтому целесообразно проверить соответствие значений напряженности в [2] фактическому состоянию транспортных потоков на зарубежных скоростных дорогах.
^ км-ч авт
15 I (И
13-НИ
I МО"1
9-1СН
7'ю-1
э-1<и
9 10 2« 30 40 50 60 70 80 ')'(> . 00 о 1тг
I-1_I_1_I_I__■ ■ V
у™
* ч
Рис. 1. Зависимость напряженности от плотности и скорости потока: 1 - кривая построена при Ь=1 км, Qm=100 авт./км; 2 -кривая «степени безопасности» по Трай-тереру
Из публикации [1] выбраны данные по интенсивности движения в момент возникновения заторовых ситуаций.
Time, Г at D1S
Рис. 2. Изменение интенсивности движения во времени на автобане А5
По автобану в одном направлении двигался автопоток 4831 автомобилей за час.
Выполненные расчеты показали, что напряженность на левой полосе 0,00033 км-ч/авт., что соответствует Qm= 100 авт./км, У0=100 км/ч и скорости потока У= 80 км/ч; на средней полосе С=0,00039, близка к вышеуказанной С=0,0004 км-ч/авт. и наблюдается при Qm=100 авт./км, У0=100 км/ч и скорости по-
тока V=50 км/ч; для правой полосы, где движется смешанный поток и есть грузовые автомобили, С=0,00054 км-ч/авт. при Qm= 80 -85 авт./км, V0=80 км/ч и скорости потока V= 40 км/ч.
Для безопасности движения целесообразно рассматривать проезжаемость автомобиля не в «км-ч», а в «м-с». Поэтому напряженность (С, м-с/авт.) на правой полосе составила 219,54, на средней - 301,14, на левой - 351,79.
В данном представлении напряженности выступает не интенсивность за час, а интервал (t) между автомобилями в секундах.
Так, на левой полосе с максимальной интенсивностью интервал составляет 1,85 с, для средней полосы - 2,17 с, для правой - 2,98 с.
Выводы
Сравнение минимального значения напряженности при оптимальных состояниях насыщенных транспортных потоков с фактическими при скоростном движении и колонном позволяет прогнозировать снижение уровня безопасности и более правильно устанавливать рекомендуемую для потока скорость по полосам.
Литература
1. Robert L. Bertini, Rodger V. Lindgren, Dirk
Helbing, Martin Schonhof,. Empirical observations of dynamic traffic flow phenomena on a German autobahn. Institute for Economics and Dresden University of Technology, 2002. - Р. 1 - 16.
2. Гук В.И. Элементы теории транспортных
потоков и проектирования улиц и дорог: Учебное пособие. - К.: УМК ВО, 1991. -254 с.
3. Семенов В.В. Смена парадигмы в теории
транспортных потоков. - М.: Препринт, ИПМ РАН, 2006. - 45 с.
4. HIGHWAY CAPACITI for Microsoft Win-
dows. HCM 2000. U.S. CUSTOMARY UNITS. TRB.
Рецензент: В.К. Жданюк, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 29 мая 2009 г.