152 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СЕТЕВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© Фаттахова А.Р.* *, Путилова Н.Н.*
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В качестве объекта исследования направлений совершенствования управления персоналом было выбрано ОАО «ФСК ЕЭС» - Ямало-Ненецкое предприятие магистральных электрических сетей. Управление находится в городе Ноябрьск. Анализ направлений совершенствований управления персоналом организации проведен при помощи расчета индекса чистой лояльности работников - методики, основанной на построении оценки факторов лояльности персонала. По результатам обработки анкет 15 респондентов предприятия обобщены результаты оценки, сделаны ориентировочные выводы, подготовлены рекомендации для руководства ОАО «ФСК ЕЭС» - ЯН ПМЭС.
Ключевые слова «интеллектуальная» энергетика, «умные» сети, текучесть, лояльность, управление лояльностью персонала, индекс чистой лояльности работников.
Энергетика - это такая отрасль, специфика которой не позволяет осуществлять трудовую деятельность без специального образования даже на низших должностях. Главный приоритет в системе управления большинства энергокомпаний сегодня - персонал и повышение уровня его квалификации [3].
Актуальность данной статьи заключается в том, что в век высоких технологий в процессе хозяйственной деятельности организации сталкиваются с рядом серьезных проблем, ключевой из которых является низкая эффективность системы управления персоналом. Главная причина низкой эффективности кадрового управления основывается на отсутствии у руководства организаций современных действенных инструментов оценки эффективности системы управления персоналом. Что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности, производительности и качестве работы сотрудников, что приводит к ухудшению финансовых и производственно-хозяйственных показателей организации в целом. Таким образом, разработка кадровой политики является действительно важной процедурой, поскольку этот инструмент позволяет ставить ясные цели для развития системы управления персоналом и следить за эффективностью их достижения. Поэтому было принято решение использовать индекс чистой лояльности персонала - методики, осно-
* Студент кафедры Систем управления и экономики энергетики.
* Доцент кафедры Систем управления и экономики энергетики, кандидат технических наук.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
153
ванной на построении оценки факторов лояльности персонала. Несмотря на то, что выборка из 15 респондентов не является репрезентативной, полученные оценки можно использовать в качестве некоторого ориентира при анализе направлений совершенствований управления персоналом предприятия.
В свете перспектив развития энергетики Российской Федерации на период до 1930 года основными направлениями являются: 1) создание систем управления «интеллектуальная» энергетика, «умные» сети, 2) развитие технологий дальнего транспорта электроэнергии, 3) развитие технологий накопления электроэнергии, 4) развитие распределенной генерации и др.
«Интеллектуальная» энергетика является обобщением развиваемых в настоящее время технологий «умных» сетей (Smart Grids) и предполагает управление спросом на энергию [5].
Учитывая внутренний запрос и внешние ограничения, кадровая политика Компании на современном этапе должна быть сосредоточена на следующих задачах в свете перспектив «умные» сети:
- обеспечение персоналом требуемой квалификации в нужных местах и в необходимом количестве;
- содействие повышению операционной эффективности Компании и оптимизации расходов;
- переход к пониманию персонала как человеческого капитала, обеспечение конкурентного преимущества за счет непрерывного развития персонала.
Следовательно, кольцо ценностей ОАО «ФСК ЕЭС» показывает, как стратегические цели Компании (внешний круг) достигаются с помощью корпоративных ценностей (внутренний круг), среди которых ключевая роль отводится самому большому достоянию компании - ее сотрудникам [4].
Рис. 1. Кольцо ценностей ОАО «ФСК ЕЭС»
ОАО «ФСК ЕЭС» структурно представлена восьмью филиалами, в том числе МЭС Западной Сибири, которая включает Восточное, Центральное, Южное, Ямало-Ненецкое ПМЭС.
154 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Был проведен анализ показателей текучести кадров по филиалам ОАО «ФСК ЕЭС». По МЭС Западной Сибири текучесть кадров одна из наиболее высоких - 7,5 % [4]. Следовательно, этот факт требует исследований.
В ремонтно-эксплуатационном обслуживании МЭС Западной Сибири находятся электросетевые объекты, расположенные на территориях: Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецко -го автономного округа.
В зону обслуживания Ямало-Ненецкого ПМЭС входит территория Ямало-Ненецкого автономного округа.
В эксплуатации ОАО «ФСК ЕЭС» - ЯН ПМЭС находятся 2998 км линий электропередачи напряжением 220-500 кВ, 13 подстанций общей трансформаторной мощностью 6132 МВА [4].
Представлены результаты анализа структуры персонала ОАО «ФСК ЕЭС» - Ямало-Ненецкое ПМЭС:
- большая часть сотрудников предприятия имеет стаж менее 10 лет;
- основной состав по возрасту 26-40 лет;
- руководители специалисты - 52 %;
- высшее образование - 56,51 %;
- рост текучести кадров с 2012 по 2013 г. существенно вырос с 4,6 до 5,7 %.
Причины роста текучести кадров:
- основная текучесть кадров - рабочие производственного звена;
- суровый климат;
- тяжелые условия труда линейного персонала;
- конкуренция со стороны ОАО «Газпром» (заработная плата выше в среднем на 15 %);
- социальные проблемы;
- слабая организация работ по повышению лояльности работников к предприятию.
В работе выполнен обзор понятия «Лояльность». Наиболее общим является: Лояльность - верность сотрудников своей организации, верность подразумевает не только отсутствие вреда, но и действия, приносящие пользу [1].
Управление лояльностью персонала - это процесс, позволяющий предприятию оптимизировать имеющийся человеческий ресурс, повысить эффективность деятельности предприятия за счет повышения качества выполняемых работ и включенности персонала в работу предприятия, то есть формирования высокой степени лояльности персонала [1].
Для комплексной оценки удовлетворенности работников в работе использован показатель eNPS2 (employee Net Промоутер Score) - индекс чистой лояльности работников. Методика расчета аналогична методике NPS [2]. Для этого был составлен опросник, сотруднику задавалось 2 вопроса.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
155
Вопрос 1. С какой долей вероятности вы могли бы порекомендовать нас своему другу, знакомому или коллеге по шкале от 1 до 10? («0» - никогда бы не стал рекомендовать; «10» - с полной уверенностью; промежуточные значения - это степень желания дать положительную рекомендацию).
Вопрос 2. Какова основная причина данной оценки?
В анкетировании принимали участие 15 респондентов с разными занимаемыми должностями, после чего была выполнена классификация работников в зависимости от ответа на Вопрос 1 на промоутеров, пассивных и критиков (детракторов), затем выполнен расчет индекса чистой лояльности работников: eNPS = % промоутеров - % критиков = 6 (33 % - 27 %).
В ответе на Вопрос 2 использовались такие критерии оценки, как «Участие в принятии решений», «Карьерный рост», «Уровень оплаты», «Социальный пакет», «Интересная работа», «Политика компании», «Рабочая нагрузка», «Коллектив», «Стабильность».
На основе результатов опроса дана оценка факторов лояльности работников ОАО «фСк ЕЭС» - Ямало-Ненецкое ПмЭс.
Рис. 2. Общая оценка факторов лояльности персонала
Наиболее привлекательными для работников Компании на текущий момент являются только 2 фактора «Стабильность» (ср. оценка «10») и «Коллектив» (ср. оценка «9»). К группе риска можно отнести «Участие в принятии решений» (ср. оценка «5»), «Карьерный рост» (ср. оценка «6»), «Уровень оплаты» (ср. оценка «7»), «Социальный пакет» (ср. оценка «7»). Они вызывают более всего ощущение неудовлетворенности у работников.
156 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Рис. 3. Оценка факторов лояльности персонала среди офисных работников
Рис. 4. Оценка факторов лояльности персонала среди работников производственного звена
Рис. 5. Сравнение средних оценок факторов лояльности персонала
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
157
В работе выполнена оценка факторов лояльности различных категорий персонала (офисные работники и производственный персонал), полученные диаграммы наложены на общую оценку факторов лояльности.
Таблица 1
Сравнение средних оценок факторов лояльности персонала
Факторы Средняя оценка
Персонал Офисные работники Производственное звено
1 Участие в принятии решений 5 7 4
2 Карьерный рост 6 8 6
3 Уровень оплаты 7 7 6
4 Социальный пакет 7 8 7
5 Интересная работа 8 9 8
6 Политика компании 8 8 7
7 Рабочая нагрузка 8 8 7
8 Коллектив 9 9 9
9 Стабильность 10 10 10
Из рис. 2-5, табл. 1 видим, что средние оценки факторов лояльности персонала среди производственного звена ниже, чем среди офисных работников, на том же уровне остались только такие факторы, как «Коллектив» и «Стабильность». Факторы «Участие в принятии решений», «Карьерный рост», «Уровень оплаты», Социальный пакет», «Политика компании», «Рабочая нагрузка» стали еще хуже, особенно у линейного персонала. Это объясняется их деятельностью, они работают на земле.
Выводы, исходя из оценки лояльности персонала:
1. При выборе активной конкурентной позиции, которая приведет к изменениям внутренней среды компании, наиболее сильный фактор «Стабильность» может снизить свою привлекательность для работников предприятия.
2. Текущая оценка фактора «Участие в принятии решений» говорит о большой вероятности сопротивления изменениям, которые будет пытаться провести руководство предприятия.
3. На текущий момент сотрудники предприятия не являются настолько лояльными к компании, чтобы разделить с ней риски, связанные с выбором активной конкурентной позиции по росту/расширению бизнеса в ближайшее время.
4. Программа развития персонала должна быть согласована со стратегическими целями предприятия и направлена на повышение уровня лояльности сотрудников предприятия.
Выводы
Исследование проблемы лояльности персонала и управление данным феноменом становятся все более актуальными вопросами в контексте необ-
158 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
ходимости повышения экономической эффективности деятельности предприятий. Именно персонал является ключевым фактором в процессе решения производственных задач и достижения стратегических целей. Оптимальная система управления лояльностью персонала может в дальнейшем стать фундаментом для построения системы управления персоналом и способствовать достижению стратегических целей предприятия в долгосрочной перспективе, поэтому в работе предложено:
1. Совершенствовать систему материального и морального стимулирования работников.
2. Поддерживать карьерный рост.
3. Формировать мотивацию персонала на долгосрочную перспективу.
4. Разработать социальную поддержку работников организации.
Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом.
Так как основными составляющими системы управления персоналом является, набор, отбор, обучение, мотивация, то и рекомендации по повышению эффективности будут затрагивать эти направления, с учетом экономического, социального и организационного эффекта.
Набор кадров.
Набор ведется и из внешних и из внутренних источников. Но все же предпочтение отдается внутреннему набору. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к предприятию.
Отбор кадров.
Если на данном этапе руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора, то в большинстве случаев предпочтение отдается человеку, имеющему наилучшую квалификацию, а также образование, уровень его профессиональных навыков, опыт, личные качества. При отборе на руководящую должность не последнюю роль играет совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными.
Подготовка кадров.
Руководство должно регулярно проводить программы обучения и подготовки работников. Исследования и опыт отдела кадров показывает, что обучение в рабочее время более эффективно и, наверное, более перспективно.
Мотивация персонала.
Эффективное использование потенциала работников должно включать в себя: планирование и совершенствование работы с персоналом, поддержку и развитие способностей и квалификации работников. Обычно на совещаниях и планерках руководители оценивают работу различных подразделений и групп. При положительных результатах выражается благодарность,
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
159
как отдельным работникам, так и группам. Система поощрения работников предприятия включает в себя моральное и материальное вознаграждение, но хотелось бы эту работу увидеть более масштабно (на информационных листах администрации города, газетах и т.д.).
Исходя из принципа «кадры решают все», руководство постоянно должно демонстрировать работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала предприятия показывая перспективу продвижения по службе наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, предоставляя всем равные стартовые возможности. Активно поощрять участие работников предприятия в принятии управленческих решений методом проведения общих и дифференцированных собраний, созданием специальных рабочих групп, ориентированных на решение четко поставленных задач и достижений определенных целей. При этом большое внимание уделяется подготовке и образованию персонала, необходимо заключать договора с различными учебными заведениями, выделять беспроцентные ссуды на несколько лет.
Приоритет, конечно, по решению генерального директора отдается молодым, перспективным работникам, тем самым привязывая специалистов к предприятию, давая возможность проявить себя в наибольшей степени.
Таблица 2
Разработка отдельных направлений совершенствования системы управления персоналом для руководства ОАО «ФСК ЕЭС» - ЯН ПМЭС
Факторы Рекомендации
Участие в принятии решений Проводить семинары Доводить цели деятельности, задачи до работников, в т.ч. производственного звена
Карьерный рост Стимулировать сотрудников на прохождение обучения (повышение квалификации, переквалификация)
Уровень оплаты Необходимо вводить систему оценки факторов и подфакторов труда, показатели труда Доплачивать за переработку
Социальный пакет Профинансировать расширение жилищных условий Выдавать льготные кредиты ( % выплачивает предприятие)
Политика компании Руководству необходимо учитывать не только задачи ЯН ПМЭС, но и интересы работников своей организации
Рабочая нагрузка Внедрять систему организации и нормирования труда Учитывать и объективно оценивать фактор переработки
Список литературы:
1. Доминяк В.И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организаций / В.И. Доминяк // Теория и практика становления и развития школы безопасности (научные, учебные, методические и организационные аспекты). - СПб., 2001. - 281 с.
160 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
2. Доничев О.А. Методика оценки эффективности управления персоналом организации / О.А. Доничев, Д.Ю. Фраймович // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 119-123.
3. Пиримова В. Кадровый рынок энергетики / В. Пиримова // Энергорынок. - 2011. - № 07/08 (90/91). - С. 10-11.
4. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fsk-ees.ru. - Загл. с экрана. -08.04.14.
5. Энергетика: стратегия развития и кадровый провал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stabihzator.net/NewsList.html?id=1220. -Загл. с экрана. - 13.05.14.