Научная статья на тему 'Анализ направлений исследований в области совершенствования технологий сооружения коллекторных тоннелей в условиях мегаполиса'

Анализ направлений исследований в области совершенствования технологий сооружения коллекторных тоннелей в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / КОЛЛЕКТОРНЫЕ ТОННЕЛИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванов И. А.

Совершенствование технологии сооружения коллекторных тоннелей в настоящее время направлено на повышение надежности подземных объектов. Затраты на разработку и использование подземных сооружений значительно опережает рост самой надежности, что требует оценки их экономической целесообразности посредством величины затрат с полученным эффектом от повышения устойчивости сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Иванов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ направлений исследований в области совершенствования технологий сооружения коллекторных тоннелей в условиях мегаполиса»

УДК 69.034.4:65.015.13 И.А. Иванов

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СООРУЖЕНИЯ КОЛЛЕКТОРНЫХ ТОННЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Совершенствование технологии сооружения коллекторных тоннелей в настоящее время направлено на повышение надежности подземных объектов. Затраты на разработку и использование подземных сооружений значительно опережает рост самой надежности, что требует оценки их экономической целесообразности посредством величины затрат с полученным эффектом от повышения устойчивости сооружений. Ключевые слова: мегаполис, подземные сооружения, коллекторные тоннели.

Для полноценного существования и функционирования крупных городов необходимо обеспечить населению приемлемые условия жизни в условиях дефицита городских территорий. С течением времени при сохраняющихся тенденциях роста численности городского населения и интенсивного развития инфраструктуры эта проблема приобретает все большую значимость для городов и требует незамедлительного решения.

Развитие мегаполисов и их инфраструктуры предопределяет интенсивное освоение их подземного пространства как нового этапа использования недр для размещения объектов различного назначения, что обеспечивает помимо повышения эффективности использования недр экономию территории, сохранение экологической чистоты, снижение влияния климатических условий, сокращение затрат энергии на отопление и охлаждение помещений и других эксплуатационных расходов по сравнению с альтернативными сооружениями на поверхности.

Подземные сооружения классифицируются по назначению и использованию следующим образом:

• подземные объекты хозяйственного назначения: горнопромышленные предприятия, промышленные предприятия, транспорт, инженерные коммуникации, горнопромышленные комплексы, транспортные магистрали, аграрные предприятия, хранилища, склады, подземные автостоянки и гаражи и т.п.;

• подземные сооружения социального назначения: культурно-

просветительные и спортивные сооружения, предприятия торговли, питания, бытового обслуживания, исследовательские учреждения, медицинские объекты, спортзалы, кинозалы, магазины, рестораны, бассейны, музеи, научные центры;

• подземные сооружения экологического назначения: очистные сооружения, сооружения для захоронения отходов, мусороперерабатывающие объекты и т.д.

• подземные объекты оборонного назначения.

в

45

20042005200) 3007 2006 2009 2300

Объемы строительства коллекторных тоннелей в г Москва

Наиболее важная роль среди подземных сооружений отводится сетям инженерных коммуникаций, использующих для своего размещения коллекторные тоннели. Только в г. Москве предполагается ввести в строй до 2020 года порядка 250 км коллекторных тоннелей (рисунок). Более 6300 км подземной инфраструктуры Москвы составляют коллекторные тоннели и сети, относящиеся к коммунальной сфере города.

В настоящее время в крупнейших и крупных городах России отсутствует комплексный подход к подземному пространству как к обязательному элементу общегородской архитектурно-

планировочной организации, в силу чего недооценивается значимость подземного строительства. Генеральные планы развития городов, включая сверхкруп-ные города, не содержат специальных разделов, посвященных освоению подземного пространства. Подавляющее большинство крупнейших городов и практически все крупные города не имеют научно обоснованных программ комплексного подземного строительства, без чего невозможно упорядоченное и эффективное освоение подземного пространства.

Методологические основы экономического механизма регулирования рационального использования городского подземного пространства для размещения гражданских объектов разработаны М.С. Рудяком [1]. Основная идея работы состоит в совокупном учете влияния особенностей подземного пространства, городской среды, гражданских объектов и благоприятных условий их эксплуатации населением на экономическую, экологическую и социальную составляющие эффективности использования городского подземного пространства для размещения гражданских объектов.

Разработанные методологические основы оценки и регулирования рационального использования городского подземного пространства для гражданских объектов в полной мере учитывают особенности городской среды, подземного пространства и условий эксплуатации гражданских объектов населением, а также интересы участвующих субъектов, проявляющиеся в виде составляющих экономического, экологического, социального и градостроительного факторов, что позволяет применять данный механизм регулирования при планировании подземного строительства и оценке конкретных решений для проектируемых и строящихся подземных гражданских объектов г. Москвы.

Эффективность строительства и надежность эксплуатации коллекторных тоннелей определяют:

• экологические аспекты,

• многочисленные виды опасностей и их особый характер реализации;

• повышенные требования к безопасности выполнения работ;

• возрастающая интенсивность использования подземного пространства, особенно в крупных городах;

• необходимость сохранения различных систем жизнеобеспечения мегаполисов.

Методологические основы экологоэкономической оценки и регулирования освоения подземного пространства для развития городской транспортной инфраструктуры, позволяющие совершенствовать механизм управления природопользованием на высокоурбанизированных территориях, разработаны А.В.Харченко [2]. Идея исследования автора состоит в комплексном учете экономических, экологических и социальных взаимосвязей и взаимовлияний между системами городского недро- и землепользования и размещаемой в подземном пространстве городской транспортной инфраструктурой.

Используя научное обобщение, системный анализ, факторный анализ, морфологический анализ, экспертные оценки, статистическое и экономикоматематическое моделирование, автор установил закономерности влияния условий городской среды на экологоэкономическую эффективность использования подземного пространства для развития системы транспортной инфраструктуры, позволяющих совершенствовать методы управления природопользованием на высокоурбанизированных территориях.

Экологическим платежам как одной из действенных мер экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, посвящены исследования А.А.Корчак [3]. Применяемая на практике в настоящее время методическая база системы экологических платежей ограничена только методикой определения платы за загрязнение воздуха, водного бассейна и размещение отходов, и не включает обширного ряда показате-

лей влияния на окружающую среду, в том числе и подземное пространство.

Идея работы состоит в комплексном учете взаимовлияющих факторов и особенностей природопользования для стимулирования реализации природоохранных мероприятий при освоении подземного пространства мегаполисов через обоснованную систему экологических платежей. Разработан методический подход к совершенствованию системы экологических платежей при освоении подземного пространства мегаполисов, основанный на совокупном учете выявленных влияющих факторов и особенностей природопользования на высокоурбанизированных территориях.

Обеспечение нормальной жизнедеятельности городов во многом зависит от надежности эксплуатируемых подземных сооружений различного назначения, среди которых важнейшими функциональными объектами городской инфраструктуры являются канализационные тоннели. Однако, достаточного опыта проведения оценок надежности и обоснования на этой основе конструктивных параметров слоев еще не накоплено.

Существенный вклад в разработку исследуемой проблемы внес А.Н. Левченко [4].

Исследование проводилось с целью установления закономерностей влияния конструктивных и деформационных параметров слоев обделки, физикомеханических свойств вмещающего породного массива на надежность комбинированных обделок канализационных тоннелей и разработки рекомендаций по обеспечению их безотказной работы в условиях напорного режима пропуска сточных вод.

Основная идея работы состоит в том, что надежность конструкции комбинированных обделок канализационных тоннелей рассматривается как функция

трещиностойкости слоев обделки с учетом наличия вариаций значений конструктивных параметров и определяется сочетанием параметров каждого слоя, позволяющим обеспечить требуемый уровень надежности.

Установленные закономерности изменения жесткости продольных стыковых соединений несущего слоя от их конструктивных параметров позволяют дополнить известные расчетные схемы определения внутренних усилий, что несомненно позволит увеличить надежность эксплуатируемых подземных сооружений и прогнозировать риск выхода сооружения из строя на стадии планирования.

Исследованию экономического обоснования эффективных вариантов сооружения городских коммуникационных тоннелей посвящена работа Франкевич Ж.А. [5].

Целью работы является повышение технико-экономических показателей развития подземной инфраструктуры жизнеобеспечения городов на основе учета факторов, оказывающих влияние на эффективность сооружения и эксплуатации коммуникационных тоннелей, и оценке ожидаемого экономического ущерба, возникающего в процессе их функционирования.

Разработанный механизм экономического обоснования эффективных вариантов сооружения городских коммуникационных тоннелей базирующийся на выявленных взаимосвязях природных, технико-технологи-ческих, организационных и экономических факторов, регламентирующих предельный уровень затрат. Предложен алгоритм предварительного выбора вариантов сооружения городских коммуникационных тоннелей, позволяющий оценивать влияние различных природных, технико-техноло-гических, организационных и

экономических факторов при реализации проекта.

Ведущими специалистами МГГУ совместно со специалистами проектных мастерских и строительных организаций разработана новая технология сооружения подземных коллекторов, позволяющая более чем в 4 раза сократить сроки работ [6]. В основе технологии - применение изготавливаемых в цехах ОАО «Моспромжелезобетон» высокоточных железобетонных тюбингов, повышающих надежность коллекторных тоннелей, чему уделяется внимание теоретиков и практиков.

В результате проведенных исследований разработана технология сооружения коллекторных тоннелей без традиционной вторичной обделки, эффективность которой обоснована экономическим эффектом от внедрения инновационной технологии.

Приведены основные характеристики современных композиционных материалов и описание технологии изготовления полимерных панелей с расчетом параметров толщины покрытия и расположения анкеров для связей с арматурным каркасом и бетонной смесью блоков. Описан опыт изготовления полимерных панелей отечественных и немецких фирм и предварительные результаты лабораторных и натурных исследований образцов полимерного покрытия из отечественных и импортных материалов.

Изложена разработанная технология изготовления высокоточных железобетонных блоков с полимерным покрытием и опыт экспериментального изготовления таких блоков на ОАО «Моспром-железобетон».

Совершенствование технологии сооружения коллекторных тоннелей в настоящее время направлено на повышение надежности подземных со-

оружений. Затраты на разработку и использование подземных сооружений значительно опережает рост самой надежности, что требует оценки их экономической целесообразности посредством величины затрат с полученным эффектом от повышения устойчивости сооружений.

Оценка экономической эффективности реализации того или иного технологического проекта строительства подземного сооружения должна учитывать технологические, экономические, эколо-

1. Рудяк М.С. «Эколого-экономичес-кое обоснование рационального использования городского подземного пространства для гражданских объектов», М.: МГГУ, 2002.

2. Харченко А.В. «Эколого-эконо-мическое обоснование использования под-

гические и социальные аспекты строительства и эксплуатации объекта.

Действующие в настоящее время методики, не обеспечивают при проектировании коллекторных тоннелей оценку экономической эффективности их строительства и эксплуатации с учетом проектных строительных и эксплуатационных рисков при выходе сооружения из строя, что требует разработки принципиально новых методических подходов к оценке экономической эффективности сооружения коллекторных тоннелей.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

земного пространства для развития городской транспортной инфраструктуры», М.: МГГУ, 2005.

3. Новикова И.К., Ашихмин А.А. - Стратегия промышленного инвестирования в минерально-сырьевом секторе экономики - М.: МГГУ, - 2000.-94 с. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ---------------------------------

Иванов И.А. - аспирант, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

A

----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор | Название работы \ Специальность | Ученая степень

ГОУ ВПО КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РУДКОВСКИЙ Дмитрий Игоревич Обоснование параметров электрохимического закрепления неустойчивых грунтов растворами на основе кремнефтористоводородной кислоты при строительстве горных выработок 25.00.22 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.