Научная статья на тему 'Анализ моделей электронного правительства'

Анализ моделей электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4260
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНТИНЕНТАЛЬНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ / АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Някина Екатерина Сергеевна, Погодина Елена Александровна

В своих стремлениях к постоянному улучшению качества и доступности государственных услуг правительства внедряют новые технологии в область, которая стала известна как электронное правительство. Выделяют три основных типа электронного правительства: англо-американский, континентально-европейский и азиатский. В статье анализируются особенности этих трех моделей на примере США, Германии и Южной Кореи. Также рассматриваются перспективы развития электронного правительства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей электронного правительства»

Някина Е.С., Погодина Е.С.

Анализ моделей электронного правительства

В сегодняшний век информации во всем мире наблюдаются всевозрастающие ожидания граждан и представителей деловых кругов, что государственное управление станет эффективным, прозрачным и ориентированным на улучшение качества оказания услуг обществу. В своих стремлениях к доступности государственных услуг правительства внедряют новые технологии в область, которая стала известна как электронное правительство. В современной литературе термин «электронное правительство» означает «такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств и служб, включая функцию управления, фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Интернет и становится тем самым доступной каждому гражданину»1.

Изучая международный опыт и модели реализации электронного правительства, выделяют три основных типа: англо-американскую, которая будет рассмотрена на примере США, континентально-европейскую (Германия) и азиатскую (Южная Корея).

Впервые об электронном правительстве заговорили в США, затем в Канаде и после - в Великобритании. Опыт этих стран получил название англо-американской модели е-Ооуетшеп1.

Если рассматривать на примере США, то электронное правительство - один из инструментов «открытого правительства». Именно президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама, как только он вступил в свою должность, запустил идею открытого правительства. Он хотел, чтобы правительство было более открытым для участия граждан и, соответственно, для сотрудничества с обществом. Обама встретился с 40 мировыми лидерами, чтобы запустить партнерство и создать так называемую хартию, которая предполагала разработку национальных планов открытого правительства. В рамках этого проекта предполагалось выдавать в машинном виде всю информацию, касающуюся всех сторон деятельности правительства. При этом были поставлены основные задачи:

1. максимальное использование информации заинтересованными организациями и общественными деятелями;

1 Пересветова Н. Правительство становится прозрачным // Российская газета. 01.03.02. №38. С.10.

2. использование принципа раскрытия данных, который означает, что вся информация доступна для общества;

3. переведение платформы открытого правительства в вид открытого исходного кода.

Это три основных принципа, по которым сейчас работает правительство Соединенных Штатов Америки.

15 лет назад в США было принято решение, что все данные, аккумулируемые в коде, будь то со спутников, с различных станций, в океане, должны быть в свободном доступе для американских граждан, чтобы они могли пользоваться ими на свое усмотрение.

После этого возникла индустрия с оборотом 2 млрд долл. - локальные вебресурсы. Используя этот опыт, США также старается работать с информацией по здравоохранению, энергопотреблению, образованию, чтобы превратить не только эти, но и другие немаловажные области в открытые ресурсы.

Все большее число граждан Америки взаимодействуют с местными, региональными и федеральными государственными учреждениями посредством интернета. Если в России мы используем его лишь для поиска объявлений и, например, в Ульяновске, все вопросы решаем при помощи «Доски объявлений Ульяновска и Ульяновской области»2, то американцы обращаются к сети по гораздо большему числу причин. Граждане США продлевают через интернет водительские права и регистрацию автомобиля, запрашивают разрешения на рыбалку и даже охоту, оплачивают парковку и коммунальные услуги, а также могут оплачивать штрафы. Более того, любой гражданин Соединенных Штатов имеет возможность отслеживать свои взносы в пользу избирательной кампании, контролировать расходы на стимулирование экономики, и при этом в специальной форме высказывать претензии к работе правительства! России до этого еще далеко, и есть к чему стремиться.

В конце 2009 года американский исследовательский центр Pew запустил проект «Интернет и американская жизнь». В рамках данного проекта был проведен опрос более чем 2 тысяч совершеннолетних американцев. В 2009 году искали информацию или занимались делами на правительственных сайтах 61% взрослых американцев. «В последнее время мы видим, что государственные учреждения на всех уровнях понимают важность использования онлайновых инструментов для работы с

2 Доска объявлений Ульяновска и Ульяновской области. URL: http://www.ulyanovskcity.ru/board.php (24.09.2012).

гражданами и предоставления информации, - говорит Аарон Смит, участник проекта. -Эти усилия нашли отклик»3.

По данным исследований, статистика электронного правительства США

такова:

- 46% американцев пользовались государственными услугами;

- 41% загружали официальные бланки;

- 35% изучали правительственные документы и статистику;

- 23% подавали различные заявки или искали информацию4.

Причем популярность государственных онлайн-услуг постоянно растёт. Однако исследователи отмечают, что все зависит от уровня доходов и образования граждан. Согласно опросам, поиском информации или оформлением своих дел на государственных сайтах занимаются 91% американцев с годовым доходом в $50 тыс. и более. Из них 89% - имеют высшее образование. А те, кто меньше зарабатывает и не имеет высшего образования, - соответственно 76% и 70%.

Уже запущены ряд веб-сайтов, где проблемы, с которыми сталкивается Америка, превращаются в возможность для дальнейшего роста и продвижения. Для этого правительство США руководствуется тремя принципами:

1. оптимальное использование инвестиций, конструкторских разработок, публикация программных интерфейсов, которые могут использовать все, как частные люди, так и научные сообщества;

2. разработка специальных индикаторов, которые показывали бы состояние той или иной области, их взаимодействие с другими системами, структурами для повышения качества области;

3. стимулирование конкуренции.

Такое же «умное» раскрытие данных используется и в законодательном процессе.

Одна из важных целей системы распределения энергосетей XXI века - сделать так, чтобы американцы могли иметь доступ к информации о своем энергопотреблении. В настоящий момент в Калифорнии предоставляют добровольно такую информацию три компании.

ъГиммельфарбЮ. Ассошиэйтед Пресс. URL: http://www.nvsaгatov.ш/news/?ELEMENT_ГО=2283 (24.09.2012).

4 Там же.

Кроме того, министерство здравоохранения впервые опубликовало полную базу данных частных и государственных страховщиков, чтобы люди сами выбирали свой индивидуальный план страхования. Впервые была добавлена информация:

1. об ежемесячной плате страховым компаниям;

2. о частоте выставления страховщиками дополнительных счетов;

3. об отказах в страховке.

Совместно с Индией США разрабатывают платформу open-soft, которую можно будет использовать в любой стране по всему миру, для того чтобы информация была более доступной и понятной как для предпринимателей, так и для простых граждан.

В континентально-европейской модели (рассматривается на примере Германии) присутствуют другие проблемы, задачи и, следовательно, другие пути их решения. Задача правительства Германии состоит в своевременном политическом согласовании межведомственных информационно-технологических мероприятий, обеспечивающих их соответствие общей ИТ-архитектуре и формирование для них солидного финансового базиса. На государстве лежит ответственность за управление межотраслевым внедрением информационных технологий и успешное исключение всяких отклонений от единой архитектуры.

Как правило, на любом уровне власти к ведомству можно обратиться, лично придя в соответствующий офис, по телефону, через веб-сайт, по электронной почте. Везде реализована модель разделяемых фронт-офисов - коллективного предоставления ведомствами услуг. Так, в Германии созданы «Общенациональная доверенная электронная почта», «Общенациональная телекоммуникационная инфраструктура электронного правительства» в рамках инициативы «Германия на связи», «Служба реестров услуг трех уровней власти - федерального, земельного и коммунального», «Общенациональная телефонная служба соединения с органами власти всех уровней». Последняя работает в пилотном режиме с 2009 г.; к ней подключены 14 федеральных ведомств, 9 земель и некоторые коммуны. Основная цель системы - обеспечить соединения граждан с необходимым ему ведомством, название которого он может и не знать. Также к службам, которые предоставляют коммуникационные каналы с ведомствами, относятся: «Общенациональная система поиска ведомств всех уровней по всей Германии», «Общенациональная система удостоверения личности в виде интеллектуальных пластиковых карт», «Портал государственных услуг для людей с ограниченными возможностями», «Региональные порталы государственных услуг (федеральных земель)».

Если есть удаленные поселения или районы одного поселения, не имеющие связи с бэк-офисом многофункционального центра (МФЦ) и население которых подлежит обслуживанию, используются мобильные фронт-офисы на базе автобусов с несколькими рабочими местами («окнами»). Автобус связывается с бэк-офисом по радиоканалу, курсирует по расписанию и останавливается в местах массового скопления людей. Фронт- и бэк-офис МФЦ объединены территориально, если один МФЦ обслуживает всех жителей поселения и имеет место его шаговая доступность. При большом размере поселения тоже бывает один МФЦ, но в разных местах поселения могут быть организованы его стационарные фронт-офисы, чтобы обеспечить шаговую доступность муниципальных услуг. Связь между бэк-офисом МФЦ и его фронт-офисами организована по различным каналам связи. Для фронт-офисов используюся выделенные помещения или приспособленные в общедоступных местах (библиотеках, почтовых отделениях и др.). При необходимости покрытия услугами большого административного района с внутренним административным делением создается сеть МФЦ, каждый со своей сетью фронт-офисов в отдельной административной единице. В новых районах жилой застройки, когда еще не организованы общедоступные места для библиотек, почтовых отделений и других организаций или, если нагрузка по числу обращений к услугам небольшая из-за малочисленности населения, работают муниципальные служащие, вооруженные мобильным фронт-офисом в виде чемоданчика, включающего лап-топ, считыватель кредитных карт и/или идентификационных карт личности, устройство печати и модем приема/передачи данных по радио- или телефонному каналу связи с бэк-офисом. Сотрудник по расписанию развертывает свой фронт-офис в магазинах и других местах массового скопления людей. Следует подчеркнуть, что в конкретных случаях проектирования нового или развития существующего МФЦ выбор того или иного способа его организации из способов, перечисленных выше (включая число «окон» приема клиентов и др. параметров фронт- и бэк-офиса), должен производиться на основе инженерных расчетов с использованием теории систем массового обслуживания.

Правительство Германии сохраняет свою немецкую педантичность в описании инициатив государства, где России надо брать пример с правительства столь развитого государства по информационно-технологическим мероприятиям.

Одним из ярких примеров азиатской модели является система электронного правительства Южной Кореи.

Таблица 1. Динамика рейтинга готовности стран к электронному правительству

(ООН)

Место в рейтинге Страна Индекс развития электронного правительства

1 Республика Корея 0,9283

2 Нидерланды 0,9125

3 Великобритания 0,8960

4 Дания 0,8889

5 США 0,8687

6 Франция 0,8635

7 Швеция 0,8599

8 Норвегия 0,8593

9 Финляндия 0,8505

10 Сингапур 0,8474

11 Канада 0,8430

12 Австралия 0,8390

13 Новая Зеландия 0,8381

14 Лихтенштейн 0,8264

15 Швейцария 0,8134

16 Израиль 0,8100

17 Германия 0,8079

18 Япония 0,8019

19 Люксембург 0,8014

20 Эстония 0,7987

Главный веб-сайт южнокорейского правительства развился в интегрированную сеть. Она позволяет гражданам находить любую информацию как на национальном, так и на местном уровнях. Электронное правительство - ворота к услугам через множество каналов, где гражданин может также настроить собственные данные. Работает мощная поисковая система, а также продвинутая функция категоризации, которая перечисляет результаты веб-сайтов с нужными услугами и новостями.

Южная Корея второй год подряд получает самые высокие оценки по индексу развития электронного правительства. Рейтинг составляет ООН5. Каждый гражданин может воспользоваться государственными услугами, а также настроить их под свои личные нужды через мобильные приложения для iPhone и Android, доступные для скачивания на портале страны.

Наряду с информацией о трудовом законодательстве предоставляются сведения о рабочих местах в Республике Корея на веб-портале Jobcast.

5В Южной Корее лучшее в мире электронное правительство.

и^: http://gov2people.ru/index.php/tendentsii/2011-09-25-12-08-28/296 (01.10.2012)

Также Южная Корея заняла первое место по индексу электронного участия (e-Participation Index). Данный показатель определяется возможностями онлайн -общения граждан с правительством посредством блогов, Твиттера, социальных сетей, интернет-конференций.

Преследуя цель сближения электронных государственных услуг с передовыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) к 2015 году, корейское правительство в настоящее время реализует стратегию «Умное правительство». Планируется, что с его помощью у граждан будет простой и бесплатный доступ к государственным услугам, независимо от каналов доступа. Южная Корея надеется решить свои социальные проблемы низкой рождаемости и старения общества, в то же время активно реагируя на будущие потребности социального обеспечения и благосостояния населения.

На сегодняшний день правительство Южной Кореи стремится к определению государственных услуг, при оказании которых могут использоваться особенности мобильных устройств, основанные на определении местоположения и в режиме реального времени. Также разрабатывается быстрая и эффективная система безопасности и защиты жизнедеятельности: в случаях пропажи детей, преступлений и бедствий, с помощью камер видеонаблюдения и сенсорных датчиков; создаются современные сети сигнализации на основе отслеживания сельскохозяйственной, животноводческой и рыбной продукции, а также сети по борьбе с болезнями на основе связей с больницами, использования штрих-кодов, чипов и т.д.

Несмотря на занятое Южной Кореей первое место по готовности стран к электронному правительству, перед ней стоит множество проблем и задач:

1. обязательная стандартизация услуг, предоставляемых через интернет, для поддержки свободного доступа к электронному правительству всех слоев населения, в том числе маргинализированных членов общества;

2. повышение эффективности использования информационных ресурсов на основе создания «облачных вычислительных центров» в Национальном вычислительном информационном агентстве (NCIA);

3. укрепление информационной безопасности, предусмотренной в новой мобильной среде, посредством предотвращения краж или потерь смартфонов, распространения вредоносных программ и хакерских атак.

Эти проблемы являются первостепенными для Южной Кореи, и государство надеется найти решение в короткие сроки.

Что же сказать об электронном правительстве в Российской Федерации?

Как отметила «Российская газета», в 2012 году Россия заняла 27 место в рейтинге развития электронного правительства. По сравнению с 2010 годом, наша страна «скакнула» вперед сразу на 32 места. Об этом говорится в докладе «Обзор развития электронного правительства E-government index и его значения для Российской Федерации по состоянию на 2012 год», представленном Фондом информационной демократии на конференции RIW-2012 (Russian Internet Week)6.

Рывок в международном рейтинге России удалось совершить, прежде всего, за счет предоставления своевременной информации о работе госорганов. Эксперты отметили также, что ни одна из стран, включая лидеров рейтинга, до сих пор не создала портал, являющийся единой точкой входа ко всем государственным ресурсам и услугам. При этом одной из главных проблем является низкий уровень электронного принятия решений - лишь 17 процентов, тогда как стадия электронного информирования граждан достигнута на 50 процентов, а уровень электронного консультирования - на 59 процентов. В связи с этим специалисты предлагают, в частности, разместить в интернете программу электронного участия, а также обязать государственные ведомства учитывать результаты общественной дискуссии по различным проблемам при принятии решений7.

Основными рекомендациями по развитию электронного правительства в Российской Федерации являются:

1. Подсоединение школ к интернету и соединение их друг с другом через инструменты ИКТ. Это очень важный показатель мобильности всего населения страны. Борьба с компьютерной неграмотностью более важна в случае пожилых людей. Правильная инфраструктура и технология могут поддержать этот процесс. Хороший пример - устройство «Simputer», разработанное индийскими учеными, достаточно простое в использовании людьми, ни разу не сталкивающимися с компьютерной техникой.

2. Образование в области ИКТ и обучение для людей с ограниченными возможностями также актуальны, но это не единственные средства достижения высоких результатов электронного правительства. В будущем для людей с ограниченными визуальными возможностями могут быть полезны такие простые технические решения, как добавление

6Закиев Р. РФ совершила рывок в области электронных услуг. URL: http://www.rg.ru/2012/10/17/e-pravitelstvo-site.html (20.10.2012).

7Там же.

определенного маркера к изображениям, чтобы читатели могли быстро найти ту или иную информацию, и обеспечение аудиоподготовкой.

3. Многоканальная поставка коммунального обслуживания. Это требует взаимосвязанного, межотраслевого и интегрированного предоставления услуг от многих секторов и вовлеченных ведомств. Сотрудничество и координация через правительственные учреждения необходимы для успеха. Сотрудничество подразумевает не только техническую способность к взаимодействию, но и поддержку со стороны политических органов. Соответствующие ресурсы необходимо спланировать прежде, чем создавать новые каналы; разработка новых каналов должна быть реализована в пределах контекста общей стратегии.

4. Предоставление инновационных мобильных услуг с помощью специальных разработок, например, персонализации услуги на основе определения местоположения.

5. Присутствие консолидированного управления мобильных служб, которые будут обеспечивать эффективность и безопасность.

6. Использование мобильного офиса.

Философия вышерассмотренных моделей заключается в доведении информации до граждан, до того как они сами придут за ней, — это и есть открытое правительство, и то, к чему стремятся правительства всех стран.

Список литературы:

1. В Южной Корее лучшее в мире электронное правительство URL: http://gov2people.ru/index.php/tendentsii/2011-09-25-12-08-28/296 (01.10.2012).

2. ГиммельфарбЮ. Ассошиэйтед Пресс. URL:

http://www.nvsaratov.ru/news/?ELEMENT_ID=2283 (24.09.2012).

3. Доска объявлений Ульяновска и Ульяновской области. URL: http://www.ulyanovskcity.ru/board.php (24.09.2012).

4. Закиев Р. РФ совершила рывок в области электронных услуг // Российская газета. 17.10.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/10/17/e-pravitelstvo-site.html (20.10.2012).

5. Пересветова Н. Правительство становится прозрачным // Российская газета. 01.03.02. №38. С. 10.

6. United Nations E-Government Survey 2012 E-Government for the People. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf (17.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.