Научная статья на тему 'Анализ мнений врачебного персонала о деятельности городской многопрофильной больницы'

Анализ мнений врачебного персонала о деятельности городской многопрофильной больницы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА / МНЕНИЯ ВРАЧЕЙ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суслин Сергей Александрович, Вавилов Александр Владимирович, Гиннятулина Руфия Ильдаровна, Садреева Сания Хамзяновна

В статье представлены результаты изучения мнения врачей крупной многопрофильной больницы города Самары о деятельности стационара в современных условиях. В ходе сплошного медико-социологического обследования были проанкетированы 340 врачей, включая 34 врачей-руководителей, в число последних вошли главный врач, заместители главного врача и заведующие отделениями. Половина врачей (50,8%) относится к возрастной группе 30-45 лет. По результатам исследования 70,9% врачей указывают на удовлетворительную оценку своего материального положения, 48,5% отмечает хороший уровень собственного здоровья, почти две трети респондентов положительно оценивают степень профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала. Организацию оказания медицинской помощи в больнице удовлетворительной считают 47,1% врачей, половина опрошенных (52,1%) отмечает хороший уровень качества медицинской помощи. Вместе с тем, выявлена недостаточная удовлетворенность врачей обеспеченностью медикаментами и расходными материалами (76,5% ответов опрошенных), общим финансированием (47,1%), материальной заинтересованностью медицинских работников в результатах труда (43,0%). По мнению врачей, основными недостатками качества медицинской помощи являются низкое материально-техническое оснащение больницы (49,7% ответов опрошенных), невнимательное отношение медицинских работников к пациентам (12,6%), необходимость дополнительной оплаты медицинской помощи пациентами (12,3%) и слабый уровень системы управления качеством медицинской помощи (11,8%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суслин Сергей Александрович, Вавилов Александр Владимирович, Гиннятулина Руфия Ильдаровна, Садреева Сания Хамзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ мнений врачебного персонала о деятельности городской многопрофильной больницы»

Литература/References

1. Баринов Е.Х., Сундуков Д.В. Анализ врачебных ошибок в медицинской практике // Общая реаниматология. 2012. Т. VIII. № 2. С. 79-80. [Barinov E.Kh., Sundukov D.V. The analysis of medical errors in medical practice. Obshaya reanimatologiya. 2012;VIII(2):79-80. (In Russ.)]

2. Баринов Е.Х., Ромодановский П.О., Очиро-ва М.А. и др. «Врачебные дела» в уголовном процессе // Медицинское право. 2014. № 3. С. 33-34. [Barinov E.Kh., Romodanovsky P.O., Ochirova M.A. et al. «Medical cases» in criminal trial. Medical right. 2014;3:33-34. (In Russ.)]

3. Зороастров О.М., Лоттер М.Г. К оценке компетенции судебно-медицинской экспертизы по «врачебному делу» // Судебно-медицинская экспертиза. 2009. Т. 52. № 1. С. 55-56. [Zoroastrov O.M., Lotter M.G. To evaluation of competence of forensic medicine examination on «medical cases». Sudebno-meditsinskaya expertiza. 2009;52(1):55-56. (In Russ.)]

4. Кладов С.Ю. Судебно-медицинская экспертиза в оценке деятельности врачей и качества медицинской помощи // Профилактическая и клиническая медицина. 2008. № 4. С. 21-24. [Kladov S.Yu. Forensic medical examination in evaluation of of activity of doctors and medical care quality. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2008;4:21-24. (In Russ.)]

5. Кравчик Д.Э., Хомякова А.В. Судебно-медицинская экспертиза по «врачебным» делам //Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика. Сборник материалов XV международной научно-практической конференции. 2015. С. 73-74. [Kravchik D.E., Khomyakova A.V Forensic medical examination on «medical» cases. Aktualnye problemy uyridicheskoi nauki: teoriya i praktika. Sbornik materialov XV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2015:73-74. (In Russ.)]

6. Флоря В.Н. Судебно-медицинская экспертиза по делам о «врачебных преступлениях» // Медицинское право. 2009. № 2. С. 37-42. [Florya V.N. Forensic medical examination on cases of «medical crimes». Medical right. 2009;2:37-42. (In Russ.)]

7. Челноков В.С., Ильина Е.В. Судебно-медицинские аспекты оценки деятельности медицинских работни-

ков // Верхневолжский медицинский журнал. 2014. № 4. С. 36-38. Chelnokov V.S., Ilina E.V. Medico-legal aspects of evaluation of activity of health workers. Verkhnevolzhskii meditsinskii zhurnal. 2014;4:36-38. (In Russ.)]

8. Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291. [Federal law from 5/31/2001 No. 73-FZ «About the state judicial and expert activity in the Russian Federation». SZ RF. 2001. No. 23. Art. 2291. (In Russ.)]

9. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422. [Federal law from 11/29/2010 No. 326-FZ «About obligatory medical insurance in the Russian Federation». SZ RF. 2010. No. 49. Art. 6422. (In Russ.)]

10. Приказ Минздрава России от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обра-щения:5.06.18) [Order of the Russian Ministry of Health from 5/16/2017 No. 226n «About the statement of the Procedure of examination of quality of medical care, except for the medical care provided according to the legislation of the Russian Federation on obligatory medical insurance». Official Internet portal of legal information. Available at: URL: www.pravo.gov. ru. (accessed 5.06.18)]

11. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 5.06.18) [Order of the Russian Ministry of Health from 5/10/2017 No. 203n «About the approval of criteria for evaluation of quality of medical care». Official Internet portal of legal information. Available at: URL: www.pravo.gov.ru (accessed 5.06.18)]

УДК 616.21-082 : 614.253.1 : 303.621.34

АНАЛИЗ МНЕНИЙ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ

'Суслин С.А., 2Вавилов А.В., 2Гиннятулина Р.И., 'Садреева С.Х.

'ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет Минздрава России, Самара, Россия (443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89), e-mail: sasuslin@mail.ru

2ГБУЗ СО Самарская городская клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова, Самара, Россия (443096, г. Самара, ул. Полевая, 90), e-mail: rufa_91@mail.ru

В статье представлены результаты изучения мнения врачей крупной многопрофильной больницы города Самары о деятельности стационара в современных условиях. В ходе сплошного медико-социологического обследования были проанкетированы 340 врачей, включая 34 врача-руководителя, в число последних вошли главный врач, заместители главного врача и заведующие отделениями. Половина врачей (50,8%) относится к возрастной группе 30-45 лет.

По результатам исследования, 70,9% врачей указывают на удовлетворительную оценку своего материального положения, 48,5% отмечают хороший уровень собственного здоровья, почти две трети респондентов положительно оценивают степень профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала. Организацию оказания медицинской помощи в больнице удовлетворительной считают 47,1% врачей, половина опрошенных (52,1%) отмечает хороший уровень качества медицинской помощи. Вместе с тем выявлена недостаточная удовлетворенность врачей обеспеченностью медикаментами и расходными материалами (76,5% ответов опрошенных), общим финансированием (47,1%), матери-

альной заинтересованностью медицинских работников в результатах труда (43,0%). По мнению врачей, основными недостатками качества медицинской помощи являются низкое материально-техническое оснащение больницы (49,7% ответов опрошенных), невнимательное отношение медицинских работников к пациентам (12,6%), необходимость дополнительной оплаты медицинской помощи пациентами (12,3%) и слабый уровень системы управления качеством медицинской помощи (11,8%).

Ключевые слова: городская многопрофильная больница, мнения врачей, качество медицинской помощи.

THE ANALYSIS OF OPINIONS OF MEDICAL PERSONNEL ON THE ACTIVITY OF THE URBAN MULTIFIELD HOSPITAL

'Suslin S.A., 2Vavilov A.V., 2Ginniatulina R.I., 'Sadreeva S.Kh.

'Samara State Medical University, Samara, Russia (443099, Samara, Chapaevskaya St., 89), e-mail: sasuslin@mail.ru 2N.I. Pirogov Samara State Clinical Hospital No 1, Samara, Russia (443096, Samara, Polevaya St., 90), e-mail: rufa_91@mail.ru.

The article presents the results of the study of the opinion of doctors of a large multidisciplinary hospital in the city of Samara on the activities of the hospital in modern conditions. In the course of a continuous medical and sociological survey, 340 doctors were examined, including 34 medical leaders, including the chief doctor, deputy chief doctors and department heads. Half of doctors (50.8%) refers to the age group of 30-45 years.

According to the results of the study, 70.9% of doctors indicate a satisfactory assessment of their financial situation, 48.5% note a good level of their own health, almost two-thirds of respondents positively estimate the level of professional training of doctors and nurses. 47.1% of doctors consider the organization of medical care in the hospital, half of the respondents (52.1%) note a good level of quality of medical care. At the same time, insufficient satisfaction of doctors with the provision of medicines and supplies (76.5% of respondents' answers), general financing (47.1%), material interest of medical workers in labor results (43.0%) was revealed. According to the doctors, the main shortcomings in the quality of medical care are the low material and technical equipment of the hospital (49.7% of respondents' answers), the inattention of medical workers to patients (12.6%), the need for additional payment for medical care by patients (12.3%) and a weak level of the quality management system for medical care (11.8%).

Key words: city multidisciplinary hospital, opinions of doctors, quality of medical care.

Введение

Социологические исследования в медицине и здравоохранении в настоящее время имеют весьма актуальное значение как с точки зрения изучения мнения пациентов, так и персонала медицинских организаций. Медико-социологические исследования проводятся в отношении многих аспектов - состояния здоровья, повышении качества и доступности медицинской помощи, улучшения организации оказания медицинской помощи и т.п. [1-3].

Важным представляется изучение оценки врачей по различным вопросам деятельности конкретной медицинской организации с позиций выявления проблем и перспективного совершенствования работы по улучшению организации медицинской помощи [4, 5].

Важным элементом структурного качества медицинской помощи являются кадры, мнение которых нужно постоянно изучать. Социологические исследования существенно дополняют официальные данные медицинских организаций и позволяют совершенствовать организацию и качество оказания медицинской помощи [6-9].

Цель исследования: медико-социологическое изучение мнения врачей о деятельности крупной городской многопрофильной больницы № 1 имени Н.И. Пирогова г. Самары.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области (ГБУЗ СО) Самарской городской клинической больницы № 1 имени Н.И. Пирогова (СГКБ № 1). СГКБ № 1 - одна из старейших в городе,

крупная многопрофильная больница, состоящая из 14 отделений с коечным фондом в 956 коек, оказывающая преимущественно экстренную хирургическую помощь жителям г. Самары.

В ходе сплошного медико-социологического обследования были проанкетированы врачи СГКБ № 1. Объем выборки респондентов составил 100% от численности физических лиц врачей, работающих в больнице. Выборка формировалась случайным образом. Выборка является репрезентативной по половозрастной структуре респондентов. Всего опрошено 340 респондентов. Из опрошенных была выделена группа врачей-руководителей, состоящая из 34 человек, в которую вошли главный врач, заместители главного врача и заведующие отделениями. Мнения врачей-руководителей можно считать экспертными, поскольку они являются наиболее квалифицированными специалистами-организаторами здравоохранения. Анонимное анкетирование проводилось с использованием специально разработанной «Анкеты по оценке качества организации медицинской помощи для врача». Анкета состояла из 20 вопросов и 69 вариантов ответов. Проверка характера распределения опрошенных пациентов показала статистически доказанную левостороннюю (положительную) асимметрию и плосковершинный характер распределения респондентов (показатель асимметрии А = 0,52; показатель эксцесса = -0,78 при превышении их ошибок репрезентативности более чем в три раза). В результате медианный возраст респондентов составил 46 лет (при нижнем квартиле в 27 лет и верхнем - 65 лет).

В процессе исследования данные были обработаны с применением социологического, статистиче-

ского, аналитического методов исследования. Рассчитывались относительные экстенсивные показатели на 100 опрошенных в процентах. По пятибалльной шкале была рассчитана средняя оценка качества организации медицинской помощи в больнице, при этом отличная оценка респондентами оценивалась в пять баллов, хорошая - в четыре, удовлетворительная - в три и неудовлетворительная - в два балла.

Оценка достоверной значимости различий в ответах респондентов по относительным и средним величинам проводилась по критерию 1. При его значении более или равном двум (1 > 2) делался вывод с вероятностью безошибочного прогноза Р равном или более 95% (Р > 95%) о достоверной разности сравниваемых показателей. В процессе исследования данные были обработаны с использованием про-

По полу врачи распределяются достаточно равномерно: женщин - 52,9%, мужчин - 47,1%. Однако среди врачей-руководителей мужчин больше (58,8%), чем женщин (41,2%). В возрастной группе респондентов до 29 лет больше мужчин (59,6%), от 30 до 45 лет - больше женщин (54,6%), в возрасте 46-59 лет - больше мужчин (54,6%), 60 лет и старше

- подавляющее большинство составляют женщины (79,5%). Среди руководителей, наоборот, в возрастной категории до 29 лет - одна женщина (100%), в возрасте 30-45 лет больше мужчин (68,8%), 46-59 лет - одинаковое количество мужчин и женщин (по 50,0%), 60 лет и старше - один мужчина (100%).

Свое материальное положение большинство врачей больницы оценивает удовлетворительно (70,9%), 21,2% - неудовлетворительно, 7,9% - хорошо. Никто из врачей-руководителей не оценил свое материальное положение как неудовлетворительное: 73,5% удовлетворительных ответов и 26,5% хороших. Среди врачей в целом больше довольны материальным положением женщины, а среди врачей-руководителей - мужчины.

Почти половина врачей больницы оценивает свое здоровье как хорошее - 48,5%. Почти столько же (39,4%) врачей считают свое здоровье удовлетворительным, 9,1% - отличным, 2,7% - плохим и 0,3% (мужчины в возрастной группе от 30 до 45 лет)

- очень плохим. Никто из врачей-руководителей не оценил свое здоровье как «плохое» или «очень плохое», среди них большинство считает свое здоровье хорошим (70,6%), 23,5% - удовлетворительным и 5,9% (женщины в возрастных категориях до 29 лет и 30-45 лет) имеют отличное здоровье.

В своих исследованиях Копина О.С., Суслова Е.А. и Заикин Е.В. отмечают, что лица с высшим и незаконченным высшим образованием, а также лица с низкой самооценкой здоровья имеют более высокие

граммного обеспечения. Анализ осуществлялся с использованием программного обеспечения Microsoft Access 2000 software (Microsoft Corp., Redmond, WA) и статистического пакета SAS software, версия 8.2 (SAS Institute Inc.).

Результаты и их обсуждение

Большинство врачей имеет возраст от 30 до 45 лет (51,2%), в возрасте 46-59 лет - 22,1%, до 29 лет - 15,3%, старше 60 лет - 11,4%. Иная картина определяется среди врачей-руководителей: одинаковое количество респондентов в возрастных группах 30-45 лет и 46-59 лет - по 47,1%, и по 2,9% - в возрасте до 29 лет и старше 60 лет. Следует отметить сравнительно низкую долю врачей молодого (до 29 лет) возраста, в том числе среди руководителей (табл. 1).

ожидания в отношении медицинской помощи и наименее удовлетворены медицинским обслуживанием. [10]

Врачам больницы был задан вопрос: «Существует ли, на Ваш взгляд, концепция развития больницы?». Ни один из врачей-руководителей не затруднился с ответом. Положительно ответили 88,2% организаторов здравоохранения, отрицательно - 11,8%. Большинство врачей уверены в существовании концепции развития учреждения - 54,4%. Считают, что концепции нет, 12,6% респондентов, затруднились ответить - 33,0%.

Уровень своей профессиональной подготовки основная масса врачей считают хорошим (66,5%). Врачи в возрасте 30-45 лет больше всех уверены в собственной хорошей и отличной подготовке. Сочли уровень подготовки отличным 11,8% всех врачей, удовлетворительным - 21,2%. Признались в неудовлетворительной подготовке лишь 0,6% респондентов (женщины в возрасте 30-45 лет). В то же время никто из врачей-руководителей не считает уровень подготовки врачей отличным или неудовлетворительным (р < 0,05). Большинство организаторов сочли профессиональную подготовку врачей хорошей (64,7%) и удовлетворительной (35,3%).

Основная масса врачей оценила уровень профессиональной подготовки среднего медицинского персонала как хороший (63,8%), 5,3% сочли его отличным, 27,9% - удовлетворительным и 3,0% - неудовлетворительным. Врачи-руководители имеют несколько другое мнение на этот счет: большинство оценило уровень подготовки средних медицинских работников удовлетворительно (58,8%) и хорошо (41,2%).

В ходе исследования мы решили выяснить мнения врачей о тенденциях в организации оказания медицинской помощи в целом по больнице за последние

Таблица 1

Распределение врачей городской больницы по возрасту

Возраст Врачи Врачи-руководители Врачи всего

абс. в % абс. в % абс. в %

До 29 лет 52 15,3 1 2,9 53 14,2

30-45 лет 174 51,2 16 47,1 190 50,8

46-59 лет 75 22,1 16 47,1 91 24,3

60 лет и старше 39 11,4 1 2,9 40 10,7

Итого 340 100,0 34 100,0 374 100,0

три года. По мнению 38,5% врачей, организация оказания медицинской помощи осталась без изменений. Ухудшение организации отметили 30,9% респондентов, улучшение - 18,8%, остальные (11,2%) затруднились с ответом. Аналогичная ситуация сложилась и с ответами врачей-руководителей, среди которых 38,2% отмечают ухудшение и 17,6% - улучшение в организации медицинской помощи в больнице.

Врачам, посчитавшим, что организация оказания медицинской помощи в больнице ухудшилась, было предложено указать причины ухудшения. Среди комментариев врачей определяются следующие причины, сгруппированные по схожей тематике: недостаточное материально-техническое обеспечение (22,9%); неэффективность управления (5,7%); проблемы качества медицинской помощи (4,8%); дефицит кадров (2,9%); большой объем бумажной работы (1,0%).

Среди ответов врачей-руководителей определяются следующие причины ухудшения ситуации в организации оказания медицинской помощи: не-

достаточное материально-техническое обеспечение (23,1%); неэффективность управления (15,4%); проблемы качества медицинской помощи (15,4%); акцент на развитие платных услуг (7,7%).

По результатам исследования Бадма-Гаряева М.С. и Филипповой В.И., большинство врачей многопрофильной больницы г. Москвы (60,5%) считают, что обеспечение больницы современным медицинским оборудованием приводит к повышению качества и доступности лечебной и диагностической помощи пациента [11].

Большинство врачей считает оказание медицинской помощи в стационаре удовлетворительным (47,4%), 43,2% - хорошим, 7,6% - отличным и 1,8% - неудовлетворительным. В то же время половина руководителей оценила организацию оказания медицинской помощи в стационаре как хорошую (50%), 44,1% - как удовлетворительную, 5,9% - как отличную, и никто не заявил о неудовлетворительной организации, р < 0,05 (табл. 2).

Оценка врачами организации оказания медицинской помощи в стационаре в целом, на 100 опрошенных

Таблица 2

Оценка Врачи Врачи-руководители Врачи всего

Отлично 7,7 5,9 7,5

Хорошо 43,2 50,0 43,9

Удовлетворительно 47,4 44,1 47,1

Неудовлетворительно 1,8 - 1,5

Итого 100,0 100,0 100,0

На следующем этапе исследования врачам необходимо было отметить основные недостатки в оказании медицинской помощи пациентам в больнице. В этом вопросе все врачи - и рядовые лечащие, и руководители - оказались единодушны.

Основными недостатками являются: нехватка медикаментов и расходных материалов (по ответам 79,1% врачей и 55,9% врачей-руководителей), не-

достаточная материальная (40,3% врачей и 52,9% врачей-руководителей) и моральная (17,9% врачей и 47,1% врачей-руководителей) заинтересованность медицинских работников в нормальном функционировании больницы и недостаточное финансирование больницы (42,9% врачей и 44,1% врачей-руководителей) и пр. (табл. 3).

Качество медицинской помощи в больнице по-

Основные недостатки в оказании медицинской помощи пациентам в больнице по мнению врачей, на 100 опрошенных

Таблица 3

Недостатки Врачи Врачи-руководители Врачи всего

Нехватка медикаментов и расходных материалов 79,1 55,9 76,5

Недостаточное финансирование 42,9 44,1 47,1

Недостаточная материальная заинтересованность медицинских работников 40,3 52,9 43,0

Недостаточная моральная заинтересованность медицинских работников 17,9 47,1 20,6

Недостаточный объем бесплатной медицинской помощи 10,3 17,7 11,0

Неэффективная система управления 8,5 17,7 9,4

Низкое качество медицинской помощи 8,2 11,8 8,6

Проблемы правовой защиты медицинских работников 5,6 2,9 5,3

Проблемы правовой защиты пациентов 5,3 - 4,8

Прочие недостатки 2,6 - 2,4

Итого 220,7 252,2 228,7

делению качества медицинской помощи в больнице (73,5%) или удовлетворительному (26,5%) (табл. 4).

Среди основных причин неудовлетворительного качества респонденты указали на недостаточное материально-техническое оснащение больницы

Таблица 4

Оценка врачами организации оказания медицинской помощи в стационаре в целом, на 100 опрошенных

ловина врачей (50,0%) оценивает хорошо, 42,9% врачей - удовлетворительно, 5,0% - отлично и 2,1% - неудовлетворительно. Никто из руководителей не оценил качество как отличное или неудовлетворительное. Большинство склоняются к хорошему опре-

Оценка Врачи Врачи-руководители Врачи всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отлично 5,0 - 4,5

Хорошо 50,0 73,5 52,1

Удовлетворительно 42,9 26,5 41,4

Неудовлетворительно 2,1 - 1,9

Итого 100,0 100,0 100,0

(50,0% врачей и 47,1% врачей-руководителей), необходимость дополнительной оплаты медицинской помощи пациентами (13,2% врачей и 2,9% врачей-руководителей), слабую систему управления каче-

ством медицинской помощи (12,1% врачей и 8,8% врачей-руководителей), невнимательное отношение медицинских работников к пациентам (11,8% врачей и 20,6% врачей-руководителей) и др. (табл. 5).

Таблица 5

Основные недостатки качества медицинской помощи в больнице по мнению врачей, на 100 опрошенных

Недостатки Врачи Врачи-руководители Врачи всего

Недостаточное материально-техническое оснащение 50,0 47,1 49,7

Необходимость дополнительной оплаты медицинской помощи пациентами 13,2 2,9 12,3

Слабая система управления качеством медицинской помощи 12,1 8,8 11,8

Невнимательное отношение медицинских работников к пациентам 11,8 20,6 12,6

Отсутствие необходимых специалистов 10,9 8,8 11,7

Недостаточная квалификация персонала 10,9 20,6 11,8

Ограничение направлений на медицинскую помощь в больницу со стороны других медицинских организаций 5,0 26,5 7,0

Прочие недостатки 3,2 5,9 3,5

Итого 117,1 141,2 120,4

Нами было изучено мнение врачей по актуальному вопросу управления: «Как следует изменить коечный фонд больницы?». Мнения лечащих врачей и врачей-управленцев разошлись. Почти половина врачей (48,2%) считает, что необходимо увеличить число коек и развивать специализированные отделения, почти столько же врачей (43,8%) желают сохранить имеющийся коечный фонд и 8,0% - сократить койки и интенсифицировать лечебно-диагностический процесс. Около половины руководителей (47,1%) полагают, что надо сохранить имеющийся коечный фонд, 41,2% выступают за увеличение коечного фонда и лишь 11,7% - за сокращение коек.

Большинство врачей больницы удовлетворено условиями труда в стационаре в целом (67,9%), не удовлетворено - 32,1%. Аналогичный результат у врачей-руководителей, соответственно, 70,6% и 29,4%.

К основным причинам неудовлетворенности условиями труда врачи (из числа негативно оценивающих данный аспект) относят недостаточную организацию рабочих мест (14,7%), проблемы бытового характера (10,1%), высокую нагрузку (3,7%),

неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (2,8%). Врачи-руководители не удовлетворены организацией рабочих мест (20,0%), высокой нагрузкой (10,0%), бытовыми условиями (10,0%).

На вопрос, удовлетворяет ли врачей уровень дохода, полученные ответы врачей и врачей-руководителей оказались противоположны. Большинство врачей (76,5%) не удовлетворены уровнем дохода, удовлетворены лишь 23,5%. Большая часть врачей-руководителей удовлетворена уровнем дохода в больнице - 55,9%, не удовлетворены - 44,1%. Удовлетворенность уровнем дохода среднего медицинского персонала была изучена Евстигнеевым С.В. и Васильевым В.В. В ходе их анализа выяснилось, что уровнем заработной платы полностью удовлетворены только 5,73% среднего медицинского персонала, а финансовое вознаграждение в виде заработной платы является основным прогностическим фактором удовлетворенности работой. [12]

Примечательно, что никто из руководителей не планирует менять свое место работы. Среди врачей также подавляющее большинство (80,0%) не имеют намерения сменить место работы.

Респондентам была дана возможность внести свои предложения для улучшения организации медицинской помощи в больнице. В целом лечащие врачи считают важным увеличить финансирование больницы (10,9%), повысить заработную плату (10,3%), оптимизировать профильность коек (9,4%), повысить внимание к кадровому обеспечению (7,6%), усилить систему управления качеством медицинской помощи (4,7%), улучшить условия труда (3,8%). Врачи-руководители в целом делают акцент на увеличении финансирования больницы (8,8%), усилении системы управления качеством медицинской помощи (8,8%), кадровом обеспечении (5,9%), повышении моральной мотивации сотрудников (2,9%), улучшении условий труда (2,9%).

Ряд авторов медико-социологических исследований в здравоохранении отмечают многообразие факторов, влияющих на удовлетворенность медицинской помощью. Сама удовлетворенность при одних и тех же условиях может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей респондента, что затрудняет объективность изучения уровня удовлетворенности. [7, 8, 13, 15].

Черкасов С.Н. и Костикова А.Ю., изучая удовлетворенность врачей государственных медицинских учреждений, охарактеризовали ее как среднюю, при этом по результатам их анализа 50% врачей удовлетворены свой работой, не удовлетворены 44%, затрудняются ответить 6%. [14] В ГБУЗ СГКБ №1 им. Н.И. Пирогова удовлетворены работой 67,9% врачей, не удовлетворены - 32,1% что является более позитивным результатом.

Результаты нашего исследования подтверждают мнения Садового М.А., Кобяковой О.С., Деева И. А., Куликова Е.С., Табакаева Н.А., Тюфилина Д.С., Воробьевой О.О., что социально-демографические характеристики респондента (пол, возраст, уровень образования, социальный статус, уровень дохода и т. д.) являются предикторами определенного уровня ожиданий в вопросе качества услуг и должны учитываться при оценке удовлетворенности [15].

Заключение

Результаты социологического исследования указывают в целом на удовлетворительную оценку врачебного персонала своего материального положения, уровня здоровья, степени профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала, организации оказания медицинской помощи, качества медицинской помощи.

В то же время отмечается недостаточная удовлетворенность врачей наличием медикаментов и расходных материалов, общим финансированием, материальной заинтересованностью медицинских работников в результатах труда. Обращают внимание врачи и на вопросы уровня оплаты труда, качества медицинской помощи, связывая их с недостаточным материально-техническим оснащением больницы, слабой системой управления, качеством медицинской помощи и т.д.

Результаты анкетирования врачей отражают положительные и отрицательные стороны организации деятельности стационара и помогут администрации принять управленческие решения по совершенствованию организации и управления качеством медицинской помощи в городской многопрофильной больнице.

В научных исследованиях [12-14] утверждается, что ключевым фактором для успеха в области качества являются медицинские работники, которые представляют важный потенциал для улучшения качества медицинской помощи.

Литература/References

1. Потапчик Е.Г., Селезнева Е.В., Шейман И.М., Шишкин С.В. Медицинские работники о процессе модернизации здравоохранения (по результатам социологических опросов) // Здравоохранение. 2011. № 1. С. 21-30. [Potapchik EG., Selezneva EV., Sheyman IM., Shishkin SV. The views of health workers on the process of healthcare modernization (according to the results of sociological surveys). Zdravoohranenie. 2011; 1: 21-30. (In Russ.)]

2. Решетников А.В., Ефименко С.А., Астафьев Л.М. Методика проведения медико-социологических исследований. М.: Гэотар-мед, 2003. 91 с. [Reshetnikov A.V., Efimenko S.A., Astaf'ev L.M. Metodika provedenija mediko-sociologicheskih issledovanij. Moscow: Geotar-med; 2003. 91p. (In Russ.)]

3. Хабриев Р.У, Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 3. С. 3-6. [Habriev RU., Lindenbraten AL., Komarov Ju.M. Strategy of public health protection as a basis of social policy of the state. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii meditsiny. 2014; 3: 3-6. (In Russ.)]

4. Брескина Т.Н. Основные направления совершенствования качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2008. 40 с. [Breskina T.N. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya kachestva meditsinskoi pomoshchi v mnogoprofil'nom statsionare. [dissertation]. Moscow; 2008. 40 p. (In Russ.)]

5. Суслин С.А. Современные подходы к определению качества медицинской помощи // Здравоохранение. 2010. №. 9. С. 25-32. [Suslin S.A. Modern Approaches to Determining the Quality of Medical Care. Zdravoohranenie. 2010; 9: 25-32. (In Russ.)]

6. Девишев Р.И., Мирошникова Ю.В. Подходы к прогнозированию кадрового потенциала здравоохранения: основные проблемы // Менеджер здравоохранения. 2017. № 1. С. 51-57. [Devishev R.I., Miroshnikova Ju.V. Approaches to predicting the human resources capacity of health care: the main problems. Menedzher zdravookhraneniya. 2017; 1: 5157. (In Russ.)]

7. Мурина К.А., Щербаков Д.В., Ткаченко Е.С. Сравнительный анализ показателей эффективности и качества в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=23207 (дата обращения: 09.04.2017). [Murina K.A., Shherbakov D.V., Tkachenko E.S. Comparative analysis of indicators of efficiency and quality in public health. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 6. Available at: URL: https://science-education.ru/en/article/ view?id=23207 (accessed: 04.09.2017). (In Russ.)]

8. Савельева Е.Н. Человеческий фактор в управлении качеством медицинской помощи // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2009. № 6. С. 28-33. [Savelyeva EN. A human factor in quality management of medical care. Menedzhment kachestva v sfere zdravoohraneniya i sotsial'nogo razvitiya. 2009; 6: 28-33. (In Russ.)]

9. Хромушин В.А., Честнова Т.В., Китанина К.Ю., Хромушин О.В. Совершенствование методики обоб-

щенной оценки показателей здравоохранения // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. № 1. С. 139-140. [Khromushin V.A., Chestnova T.V., Kitanina K.Yu., Khromushin O.V. Perfection of the methodology of the generalized assessment of health indicators. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii. 2010; 17(1): 139-140. (In Russ.)]

10. Кокорин В.Г., Куковякин С .А., Шешунов И.В., Ку -ковякина Н.Д. Удовлетворенность медицинской помощью (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2009. № 2-4. [Kokorin V.G., Kukovyakin S.A., Sheshunov I.V., Kukovyakina N.D. Satisfaction with medical care (literature review). Vyatskii meditsinskii vestnik. 2009;2-4. (In Russ.)]

11. Бадма-Гаряев М.С., Филиппова В.И. Мнение врачебного персонала многопрофильной больницы г. Москвы о результатах реализации программы модернизации здравоохранения // Проблемы современной медицины: актуальные вопросы. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, 2014. 202 с. [Badma-Garyaev M.S., Filippova V.I. Opinion of the medical staff of the Moscow Multidisciplinary Hospital on the results of the implementation of the healthcare modernization program. Problemy sovremennoi meditsiny: aktual'nye voprosy. Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2014. 202 p. (In Russ.)]

12. Евстигнеев С.В., Васильев В.В. Анализ мнения среднего медицинского персонала об удовлетворенности работой и качестве оказываемой медицинской помощи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки. 2016. № 4 (40). [Evstigneev S.V., Vasilyev V.V. Analysis

of the opinion of nurses about job satisfaction and the quality of medical care provided. Izvestiya VUZov. Povolzhskii region. Meditsinskie nauki. 2016;4(40). (In Russ.)]

13. Гиннятулина Р.И., Суслин С.А. Аспекты управления качеством медицинской помощи на современном этапе // Вопросы управления в развитии системы первичной медико-санитарной помощи: актуальные вопросы гематологии. Сборник научных работ научно-практической конференции. 2017. [Ginnyatulina R.I., Suslin S.A. Aspects of quality management of medical care at the present stage. Voprosy upravleniya v razvitii sistemy pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi: aktual'nye voprosy gematologii. Collection of scientific works of scientific-practical conference. 2017. (In Russ.)]

14. Черкасов С.Н., Костикова А.Ю. Удовлетворенность врачей государственных медицинских учреждений // Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2017. № 3-4. С. 198-200. [Cherkasov S.N., Kostikova A.Yu. Satisfaction of doctors of public medical institutions. National Research Institute of Public Health N.A. Semashko. 2017; 3-4:198-200. (In Russ.)]

15. Садовой М.А., Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Табакаев Н.А., Тюфилин Д.С., Воробьева О.О. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «Всем не угодишь» или «Пациент всегда прав»? // Бюллетень сибирской медицины. 2017. № 1. [Sadovoy MA, Kobyakova OS, Deev I.A., Kulikov E.S., Tabakaev N.A., Tyufilin D.S., Vorobyeva O.O. Satisfaction with the quality of medical care: «You will not please everyone» or «The patient is always right»? Byulleten 'sibirskoi meditsiny. 2017;1. (In Russ.)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.