Научная статья на тему 'Анализ мнений учащихся об основных компонентах здорового образа жизни'

Анализ мнений учащихся об основных компонентах здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1042
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / УЧАЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / АНКЕТИРОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гордеева Ирина Викторовна

В работе представлены результаты анкетирования, проведенного среди студентов первого курса колледжа и посвященного анализу мнений последних об основных принципах здорового образа жизни. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что большинство учащихся имеет достаточно отчетливое представление об основных компонентах здорового образа жизни, хотя по-разному оценивает значимость конкретных принципов сохранения здоровья, отдавая приоритет полноценному отдыху, физической активности и рациональному питанию. В то же время более половины участников опроса утверждают, что по различным причинам не придерживаются принципов здорового образа жизни в своей повседневной деятельности, за исключением соблюдения личной гигиены. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке программ дисциплин, формирующих общекультурные компетенции, нацеленные на сохранение здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of students' opinions on the basic components of healthy lifestyle

This article presents the results of the survey conducted among the first-year college students and devoted to the analysis of their opinions about the basic principles of a healthy lifestyle. The data obtained during the survey show that most of students have a fairly clear idea of the main components of a healthy lifestyle, although they differently assess the importance of the specific principles of health preservation, giving priority to rest, physical activity and rational nutrition. At the same time, almost half of asked students maintain that for various reasons they do not follow the principles of a healthy lifestyle in their daily activities, except for personal hygiene. The results of survey should be taken into account when developing programs for the disciplines that form general cultural competences aimed at preserving health.

Текст научной работы на тему «Анализ мнений учащихся об основных компонентах здорового образа жизни»

УДК 371.71+37.03

АНАЛИЗ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТАХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Ирина Викторовна Гордеева, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), г. Екатеринбург

Аннотация

В работе представлены результаты анкетирования, проведенного среди студентов первого курса колледжа и посвященного анализу мнений последних об основных принципах здорового образа жизни. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что большинство учашдхся имеет достаточно отчетливое представление об основных компонентах здорового образа жизни, хотя по-разному оценивает значимость конкретных принципов сохранения здоровья, отдавая приоритет полноценному отдыху, физической активности и рациональному питанию. В то же время более половины участников опроса утверждают, что по различным причинам не придерживаются принципов здорового образа жизни в своей повседневной деятельности, за исключением соблюдения личной гигиены. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке программ дисциплин, формирующих общекультурные компетенции, нацеленные на сохранение здоровья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, принципы здорового образа жизни, учащиеся колледжа, анкетирование, рациональное питание, физическая активность.

ANALYSIS OF STUDENTS' OPINIONS ON THE BASIC COMPONENTS OF

HEALTHY LIFESTYLE

Irina Viktorovna Gordeeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Economics, Ekaterinburg

Annotation

This article presents the results of the survey conducted among the first-year college students and devoted to the analysis of their opinions about the basic principles of a healthy lifestyle. The data obtained during the survey show that most of students have a fairly clear idea of the main components of a healthy lifestyle, although they differently assess the importance of the specific principles of health preservation, giving priority to rest, physical activity and rational nutrition. At the same time, almost half of asked students maintain that for various reasons they do not follow the principles of a healthy lifestyle in their daily activities, except for personal hygiene. The results of survey should be taken into account when developing programs for the disciplines that form general cultural competences aimed at preserving health.

Keywords: healthy lifestyle, principles of healthy lifestyle, college students, survey, rational nutrition, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье населения входит в число национальных приоритетов всех современных цивилизованных государств, так как именно качество трудовых ресурсов, наряду с при-родно-ресурсным потенциалом, является определяющим фактором успешного экономического и технологического развития страны. В 2012 г. коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации представила государственную программу развития здравоохранения до 2020 года, в которой в числе приоритетных задач фигурировала деятельность по формированию здорового образа жизни, смещению акцентов от лечения хронических заболеваний к их профилактике [4].

Как известно, здоровье человека любого возраста определятся целым комплексом факторов, таких как уровень здравоохранения в государстве, состояние окружающей среды (в том числе уровень загрязнения атмосферы, качество питьевой воды), наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям и, наконец, образ жизни. За исключением последнего фактора, все остальные мало зависят от воли конкретной личности, но именно образ жизни является тем компонентом, который на 50-60% опре-

деляет продолжительность и качество жизни каждого конкретного человека [1, 5]. В свою очередь, здоровый образ жизни включает культуру питания (рациональная и сбалансированная диета), культуру движения (физическую активность), отсутствие вредных привычек, соблюдение гигиенических требований и культуру эмоций, в том числе снижение стрессовой нагрузки [3].

В идеальном случае подразумевается, что формирование здорового образа жизни должно стать неотъемлемым компонентом системы образования и воспитания любого государства, однако исследования последних десятилетий фиксируют неуклонное снижение среди представителей современной молодежи числа лиц, которых, во-первых, можно было бы считать абсолютно здоровыми, а во-вторых, ведущих здоровый образ жизни, что является общемировой тенденцией [7, 8]. Наиболее тревожной выглядит ситуация в сфере питания, когда в рационе учащихся доминируют блюда быстрого приготовления, фаст-фуд, хлебобулочные изделия, газированные напитки и десерты, содержащие большое количество сахаров и вкусовых добавок; при этом количество свежих овощей, фруктов, крупяных блюд и кисломолочных продуктов неуклонно снижается [6, 7]. Нерациональное и нерегулярное питание, превалирующее среди студенческой молодежи, становится причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной, а также сердечно-сосудистой системы, чрезвычайно распространенных среди учащихся учреждений высшего и среднего профессионального образования. Еще одной серьезной проблемой является повсеместное снижение двигательной активности, проявляющееся не только в увеличении периодов времени, затрачиваемого на выполнение заданий и общение в режиме on-line, но и в повсеместном игнорировании учащимися занятий по физической культуре, являющихся обязательным компонентом учебного расписания.

С учетом упомянутых выше моментов следует признать, что задача формирования здорового образа жизни у современных учащихся, решение которой зависит не столько от системы органов здравоохранения, сколько от комплекса ценностей, сложившихся в каждой конкретной семье, а также от деятельности средств массовой информации и обязательного участия учреждений среднего и высшего образования, - является долгосрочной, сложной и требующей объединения усилий всех вышеперечисленных структур. Однако даже с учетом активной пропаганды здорового образа жизни поставленная цель не может быть достигнута без личной заинтересованности самих учащихся, для которых профилактические меры, направленные на сохранение собственного здоровья, должны стать обязательным компонентом повседневной жизни.

А. А. Ганичев выделяет три уровня, связанных с установкой на формирование здорового образа жизни: информационный (когнитивный) - охватывающий весь спектр представлений личности об окружающей действительности, факторах, влияющих на здоровье, и основных компонентах здорового образа жизни; эмоциональный - субъективное отношение к окружающей действительности; практико-деятельностный - соблюдение норм и правил, обеспечивающих сохранение здоровья [2]. Не отрицая важности каждого из перечисленных уровней, следует признать, что последний из них является наиболее значимым, так как ни имеющаяся система знаний и ценностей, ни позитивное отношение к двигательной активности и рациональному питанию не обеспечивают профилактики заболеваний и поддержания здоровья без предпринимаемых каждой личностью активных действий в данном направлении, требующих целеустремленности и волевых усилий. К сожалению, как показывает ряд исследований, несмотря на положительное в целом отношение к здоровому образу жизни, реально придерживаются его, по разным данным, от 15% до 35% учащихся учреждений среднего и высшего образования, что является слишком низким показателем [3-5]. Следовательно, прежде чем вести речь о важности здорового образа жизни, необходимо выяснить представления учащихся о нем, а также основные проблемы, мешающие признать последний обязательным компонентом своей жизни, в каждой конкретной студенческой аудитории.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

С целью выяснения как теоретического отношения учащихся к здоровому образу жизни, так и реальных практических действий, предпринимаемых по его реализации, среди студентов первого курса колледжа Уральского государственного экономического университета было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовало 154 человека (102 девушки и 52 юноши в возрасте 16-17 лет) экономических и гуманитарных специальностей. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, затрагивающих как понимание компонентов здорового образа жизни, так и реальное их воплощение в практику. Опрашиваемые выбирали один из предложенных вариантов ответов; при разработке анкеты использовалась стандартная методика [7]. Вопросы включали основные принципы и компоненты здорового образа жизни, которых придерживались (или не придерживались) опрашиваемые: занятий физкультурой и спортом, режима питания, наличия вредных привычек, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как свидетельствуют данные, зафиксированные в таблице 1, представления учащихся колледжа о важности тех или иных компонентов для здорового образа жизни существенно варьируют и имеют отчетливую корреляцию с гендерной принадлежностью опрашиваемых. Если для юношей превалирующей деятельностью являются занятия физической культурой и спортом, что соотносится с традиционными представлениями о большей физической активности представителей мужского пола в целом, то девушки отдают приоритет рациональному питанию, что может быть обусловлено заинтересованностью последних не столько в сохранении здоровья, сколько в поддержании внешней привлекательности. С этим же, по всей видимости, связана большая важность для женской части аудитории соблюдения норм личной гигиены, в то время как юноши, значительная часть которых не является коренными жителями мегаполиса, придают соблюдению санитарных норм гораздо меньшее значение, придерживаясь консервативных установок по поводу «мужественного облика», исключающего чрезмерную заботу о внешнем имидже. В то же время важность для сохранения собственного здоровья полноценного отдыха (в первую очередь сна) и отсутствия вредных привычек признают практически в равной мере обе категории респондентов.

Таблица 1- Представления учащихся о значимости основных компонентов здорового образа жизни__

Основные компоненты здорового образа жизни % ответов

Юноши Девушки

Рациональное питание 62,3 78,4

Занятия физкультурой и спортом 83,6 74,5

Отсутствие вредных привычек 53,4 57,5

Соблюдение санитарно-гигиенических норм 42,2 63,5

Полноценный отдых 79,4 73,2

Как отмечалось ранее, установка на формирование здорового образа жизни включает не только когнитивный, но также эмоциональный и практико-деятельностный уровни. Значимость последних двух уровней в повседневной жизни учащихся представлены в таблицах 2, 3. Мнения респондентов о необходимости личного соблюдения принципов здорового образа жизни также существенно дифференцируются, но не имеют столь четкой гендерной зависимости, как в предыдущем случае. В целом, более половины опрошенных признают, что все правила здорового образа жизни, независимо от конкретных компонентов, необходимо соблюдать полностью, а около 1/3 всех участников анкетирования допускают частичное соблюдение правил в зависимости от возможностей или персональной заинтересованности. Негативное в целом отношение к поддержанию собственного здоровья продемонстрировали 17,2% и 6,9% девушек: в данном случае фикси-

руется большая предрасположенность женской аудитории если не к здоровому образу жизни как таковому, то к восприятию последнего как некоей «правильной» модели поведения.

Таблица 2 - Мнения учащихся о необходимости соблюдения основных принципов здорового образа жизни__

Необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни % ответов

Юноши Девушки

Принципы здорового образа жизни необходимо соблюдать в любом случае 58,6 61,7

Принципы здорового образа жизни достаточно соблюдать лишь частично 34,2 31,4

Нет никакой необходимости соблюдать принципы здорового образа жизни 17,2 6,9

Практико-деятельностный уровень здорового образа жизни в пределах конкретной выборки учащихся можно оценить, используя данные, представленные в таблице 3. Как свидетельствуют полученные результаты, чаще всего соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и поддерживается минимальная двигательная активность (у юношей). В то же время большинство девушек, обучающихся на первом курсе, признавалось в личной беседе, что не занимаются спортом и не посещают фитнесс-залы, а также стараются избегать занятий по физкультуре в течение семестра, мотивируя свою низкую физическую активность нехваткой времени. Наиболее тревожной выглядит ситуация с рациональным питанием и отдыхом учащихся. Отсутствие того и другого обе гендерные категории чаще всего объясняют ограниченностью свободного времени. Согласно утверждениям самих учащихся, продолжительность сна у многих из них не превышает четырех-пяти часов в сутки, что приводит к компенсационному отдыху прямо во время занятий и сказывается на восприятии информации и качестве учебы.

Таблица 3 - Принципы здорового образа жизни, которых придерживаются сами учащиеся

Основные компоненты здорового образа жизни % ответов

Юноши Девушки

Рациональное питание 22,3 31,7

Занятия физкультурой и спортом 56,4 22,1

Отсутствие вредных привычек 41,2 48,6

Соблюдение санитарно-гигиенических норм 58,6 81,7

Полноценный отдых 24,2 27,6

Согласно авторским данным, у значительной части студентов колледжа присутствуют болезни пищеварительной системы, на втором месте - аллергические заболевания, инспирируемые пищевыми продуктами (цитрусовые, молоко и молочные продукты, мед, шоколад). Большинство учащихся утверждает, что питание у них нерегулярное и нередко - не более двух раз в сутки со значительными (свыше шести часов) интервалами между приемами пищи. В перерывах между занятиями основная часть студентов перекусывает чипсами, шоколадом, печеньем, мороженым, то есть наиболее калорийными продуктами с высоким содержанием сахаров, а в качестве предпочитаемых напитков были названы различные виды газированной воды, стерилизованные соки, кофе и горячий шоколад, а также холодный чай. Питьевая вода и натуральные соки пользуются гораздо меньшей популярностью. Таким образом, наблюдается ситуация, когда когнитивный уровень (система представлений о здоровом образе жизни) не коррелирует с практико-деятельностным (реальным воплощением принципов в жизнь), что свидетельствует в большей степени о проблемах в воспитательной, нежели образовательной сфере; это необходимо учитывать при разработке программы занятий по таким предметам как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что на когнитивном уровне учащиеся имеют достаточно отчетливое представление об основных компонентах здорового образа жизни, хотя значимость последних оценивается по-разному и коррелирует с гендерной

принадлежностью опрошенных. Приоритетная роль принадлежит полноценному отдыху, физической активности и рациональному питанию (у девушек). В то же время на эмоциональном уровне важность соблюдения всех принципов здорового образа жизни лично для себя отмечают только около 60% участников опроса, что свидетельствует о расхождении понимания «правильности» принципов и значимости их для конкретного человека. Кроме того, результаты опроса показали, что практико-деятельностный уровень здорового образа жизни представлен в наименьшей степени: за исключением соблюдения санитарно-гигиенических норм и занятий физкультурой и спортом (для юношей), все остальные компоненты поддержания здоровья практически отсутствуют в повседневной деятельности у более чем половины учащихся. Результаты опроса необходимо учитывать при разработке плана проведения учебных дисциплин, в число задач которых входит формирование здоровьесберегающих общекультурных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачурин, Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Бачурин // Экономика образования. - 2011. - № 3. - С. 200-204.

2. Ганичев, А.А. Теоретические аспекты формирования отношения школьников к здоровому образу жизни / А.А. Ганичев // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 7-10.

3. Горбунов, В.И. Медико-социальные аспекты состояния здоровья студентов / В.И. Горбунов, Г.В. Возженникова, И.Н. Исаева // Ульяновский медико-биологический журнал. -2014. - № 1. - С. 93-96.

4. Денисов, Л.А. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи в автономных центрах здоровья, созданных в учебных заведениях Зеленограда / Л.А. Денисов, Н.М. Савичева, А.В. Федорович // Педиатрическая фармакология. - 2013. - Т. 10 (6). - С. 118-122.

5. Звездина, М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся / М.Л. Звездина // Научный диалог. - 2013. - № 8. - С. 8-23.

6. Семенова, Н.В. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста) / Н.В. Семенова, Е.С. Василевская, Ю.П. Денисов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL : www.science-education.ru/article/view?id=18225 (дата обращения 10.08.2017).

7. Халикова, С.С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи высших учебных заведений / С.С. Халикова // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - № 2. - URL : http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_75.pdf (дата обращения 12.08.2017).

8. Bano, A. Comparative study of knowledge, attitude, practice of nutrition and non-nutrition student towards a balanced diet in Hail University / А. Bano, E. Al Shammari, B. Syeda // Journal of Nursing and Health Science. - 2013. - Vol. 2. - No. 1. - Р. 29-36.

REFERENCES

1. Bachurin, N.N. (2011), "Formation the basis of healthy lifestyle of school students by means of physical training and sport", Economics of Education, No. 3, pp.200-204.

2. Ganichev, A.A. (2013), "Theoretical aspects of formation of schoolchildren's relation to a healthy lifestyle", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 2, pp.7-10.

3. Gorbunov, V.I., Vozzhennikova, G.V. and Isaeva, I.N. (2014), "Medical and social aspects of students' health state", Ulyanovsk Medico-Biological Journal, No. 1, pp.93-96.

4. Denisov, L.A., Savicheva, N.M. and Fedorovich, A.V. (2013), "Formation of healthy lifestyle of children, adolescents and students at autonomous health centers on the basis of Zelenograd educational establishments", Pediatric Pharmacology, Vol. 10 (6), pp.118-122.

5. Zvezdina, M.L. (2013), "Variety of scientific approaches to formation of students' healthy lifestyle", Scientific Dialog, No. 8, pp.8-23.

6. Semenova, N.V., Vasilevskaya, E.S. and Denisov Yu.P. (2015), "Youth healthy lifestyle (from the entrant of medical university to the expert)", Modern Problems of Science and Education, No. 1, available at: www.science-education.ru/article/view?id=18225.

7. Chalikova, S.S. (2016), "Formation of healthy lifestyle of student youth of higher education institutions", Scientific reviews of PNU, No.2, available at: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2016/TGU_7_75.pdf.

8. Bano, A., AlShammari, E. and Syeda, B. (2013), "Comparative study of knowledge, attitude, practice of nutrition and non-nutrition student towards a balanced diet in Hail University", Journal of Nursing and Health Science, Vol. 2 No. 1, pp.29-36.

Контактная информация: ivgord@mai.ru

Статья поступила в редакцию 04.09.2017

УДК 796.011.3

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алена Николаевна Гросс, магистрант, Наталья Нефедовна Назаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Гельшиган Миргазовна Популо, кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти

Аннотация

Авторы федеральной программы «Здоровый ребёнок» констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом и психологическом развитии. Данная работа посвящена важнейшей части подготовки дошкольников - развитие двигательных способностей, необходимых для всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях принадлежит важная роль. Использование разнообразных физических упражнений и игр, в режиме дня дошкольника, способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию личности ребенка, его творческому воображению. Исходя из этого, гипотеза исследования заключалась в том, что специально организованная игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию двигательных и коммуникационных способностей детей. В данной работе автор знакомит с разработанным комплексом подвижных игр, которые создали благоприятные условия для закрепления базового программного материала, основных видов движений. Проведен сравнительный анализ результатов проведенного опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: подвижные игры, дошкольное воспитание, физическое развитие, дети, здоровье, группа, потребность, педагогическое воздействие, исследование, упражнения, способности.

ACTIVE GAMES AS A WAY OF DEVELOPMENT OF MOVING ABILITIES OF PRESCHOOL AGED CHILDREN

Alyona Nikolaevna Gross, the master's student, Nataliya Nefedovna Nazarenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Gelshigan Mirgazovna Populo, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Togliatti State University, Togliatti

Annotation

The authors of the program «Healthy child» stated the tendency of increasing in Russia the number of children lacking the physical and psychological abilities development. The article is devoted to the most significant part of the pre-school children preparation - physical activity development necessary for the overall physical development and maintaining health. Physical education is very important in pre-school institutes. Usage of the various physical exercises and games during the daily pre-school regime leads to the intelligent, moral and esthetic development of children as well as creativity development. According to the information above the research supposition is that specially organized game activity of the under-school aged children will lead to the moving and communicative skills development. In this article the authors reveal the prepared active games complex, creating favorable conditions for mastering the basic program and basic movements. The comparative analysis of the results before and after the experiment was held.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.