Научная статья на тему 'Анализ международных нормативно-правовых актов, направленных на противодействие незаконного оборота наркотических средств'

Анализ международных нормативно-правовых актов, направленных на противодействие незаконного оборота наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
921
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ / ПРЕКУРСОРЫ / ОПИАТЫ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Приведение современного антинаркотического законодательства с учетом международных нормативных актов, в соответствие с существующими криминальными реалиями позволит значительно расширить возможности борьбы с наркоманией и наркотизмом, создаст комплексную правовую систему для сдерживания экспансии этих негативных социальных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ международных нормативно-правовых актов, направленных на противодействие незаконного оборота наркотических средств»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х

6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4563; Официальный интернет-портал правовой информации.

7. Министерство труда и социального развития РФ постановление 30 марта 2004 г. №41 об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

8. 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Статья 23. Условия труда инвалидов.

9.Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

10. Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) С изменениями и дополнениями от: 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004, 6/2007, 7/2012

11. Щербинина, Ю. В. Социально-экономические явления и процессы: Журнал/Ю. В. Щербинина.

© Доморников А. Н. 2016

УДК 342.9.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация Е-тай: pkobets37@rambler.ru

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Аннотация

Приведение современного антинаркотического законодательства с учетом международных нормативных актов, в соответствие с существующими криминальными реалиями позволит значительно расширить возможности борьбы с наркоманией и наркотизмом, создаст комплексную правовую систему для сдерживания экспансии этих негативных социальных явлений.

Ключевые слова

Наркопреступность, противодействие преступности, государственная политика по контролю за наркотиками, прекурсоры, опиаты, незаконный оборот.

Первая международная конвенция о наркотиках была принята в Гааге в 1912 г., в которой участвовала Россия. Конвенцией был провозглашен ряд принципов, нашедших дальнейшее развитие в международных соглашениях (использование наркотиков только «в медицинских и других разумных целях», правовое регулирование производства и торговли и т. д.). На созданную международную организацию - Лигу Наций был возложен общий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими веществами. За 20 лет существования Лиги Наций было принято несколько международно-правовых актов по борьбе с наркоманией и контроля над распространением наркотиков (Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г.), закрепивших принципы Гаагской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

конвенции 1912 г. и установивших, что наркотики могут производиться только для законных потребностей, а также расширивших список наркотиков [1, с.39].

Существенную новизну в международно-правовую практику внесла Женевская конвенция 1936 г.: было установлено международное уголовное преследование за преступления, связанные с незаконным распространением наркотических веществ. Нарушение законов о наркотиках влекло за собой при определенных условиях выдачу преступника иностранному государству. Но конвенция имела недостаток: под контроль ставились готовые наркотики, а сырьё для производства, оставалось за пределами такого контроля [2, с.198].

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН создал Комиссию по наркотическим средствам основную организацию, осуществляющую координацию международной деятельности в рассматриваемой сфере. После многолетней работы Комиссии по наркотическим средствам в Нью-Йорке в 1961 г. была принята действующая и поныне Единая конвенция о наркотических средствах, которая заменила международные документы, принятые ранее на протяжении полувека (кроме Женевской конвенции 1936 г.) [3, с.88].Основные положения Конвенция с поправками, внесенными Протоколом 1972 г.: предусматривается классификация наркотиков по 4 спискам-перечням наркотических веществ или препаратов, причем отнесение к тому или иному списку обуславливается различием мер контроля, применяемых к тем или иным наркотическим средствам; государства участники конвенции взяли на себя обязательство объявить наказуемыми правонарушениями культивирование и производство, изготовление, предложение, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств [4, с.22].

Система международного контроля над психотропными веществами предусмотрена Венской конвенцией о психотропных веществах 1971 г. В соответствии с видами контроля, основанных на неодинаковой степени опасности психотропных веществ и разнице в их фармакологическом действии и терапевтической полезности, утверждены 4 списка режима контроля. Конвенция установила эффективную систему регистрации психотропных веществ; регулирование проводимых проверок хранения этих веществ, регистрации и деятельности лабораторий; запрет публичной рекламы; строгую систему инспектирования производителей, экспортеров, оптовых и розничных распространителей психотропных веществ, а также медицинских и научных учреждений, применяющих эти препараты [5, с.35].

Конвенция ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обязывает государства наказывать за незаконный оборот наркотиков, за сговор или намерение заниматься им, а также за отмывание денег, полученных от продажи наркотиков. Она предлагает объявить преступлением приобретение и хранение наркотиков лицами, использующими их. Конвенция может выполнять роль договора об экстрадиции между государствами, которые такого договора не заключали, но ратифицировали данную конвенцию

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. Анализ отдельных проблем в области противодействия наркобизнесу. Наркоконтроль. М.: 2006., № 3.

2. Кобец П.Н. Предупреждение преступности: теоретические аспекты. Международной научный журнал «Символ науки». № 8., 2015.

3. Кобец П.Н. Анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России, и об участии в нем иностранцев. Научно-практический журнал "Российский криминологический взгляд" № 1 (5) 2006.

4. Кобец П.Н. Противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: опыт и проблемы. Монография М. 2014.

5. Кобец П.Н. К вопросу о предупреждении незаконного оборота наркотиков. Наркоконтроль. М., 2008 № 4.

© Кобец П.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.