Научная статья на тему 'Анализ методов пространственно-временной обработки сигналов в самолетных РЛС ДРЛО'

Анализ методов пространственно-временной обработки сигналов в самолетных РЛС ДРЛО Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1999
682
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПУЛЬСНО-ДОПЛЕРОВСКАЯ РЛС / ДАЛЬНЕЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОБРАБОТКА / PULSE DOPPLER RADAR / AIRBORNE EARLY WARNING / SPACE-TIME PROCESSING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Нечаев Евгений Евгеньевич, Вайс Станислав Николаевич, Трофимов Арий Александрович

Проанализированы виды и методы пространственно-временной обработки радиолокационных сигналов в импульсно-доплеровских РЛС. Рассмотрены виды помех, возникающие в результате отражений от земной поверхности, принимаемых по боковым лепесткам ДНА в самолётных импульсно-доплеровских РЛС дозора в сантиметровом и дециметровом диапазонах длин волн и представлены модели сигналов отражений. Предложен альтернативный способ пространственно-временной обработки радиолокационных сигналов для борьбы с помехами, принимаемыми по боковым лепесткам ДНА в результате отражений от земной поверхности для самолётных станций ДРЛО с ДНА, имеющей единственный пространственный канал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Нечаев Евгений Евгеньевич, Вайс Станислав Николаевич, Трофимов Арий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SPACE-TIME PROCESSING METHODS USES FOR AIRBORNE RADAR OF DISTANT EARLY WARNING

Analysis of space-time processing forms and methods for Pulse Doppler radar is given. Forms of jamming at Pulse Doppler radar for centimeter and decimeter waves are analyzed. Models of altitude signal are delivered. Alternative method of space-time processing for airborne radar of distant early warning with singular spatial pathway is recommended.

Текст научной работы на тему «Анализ методов пространственно-временной обработки сигналов в самолетных РЛС ДРЛО»

УДК 621.396

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ В САМОЛЁТНЫХ РЛС ДРЛО

Е.Е. НЕЧАЕВ, С.Н. ВАЙС, А.А. ТРОФИМОВ

По заказу редакционной коллегии

Проанализированы виды и методы пространственно-временной обработки радиолокационных сигналов в им-пульсно-доплеровских РЛС. Рассмотрены виды помех, возникающие в результате отражений от земной поверхности, принимаемых по боковым лепесткам ДНА в самолётных импульсно-доплеровских РЛС дозора в сантиметровом и дециметровом диапазонах длин волн и представлены модели сигналов отражений. Предложен альтернативный способ пространственно-временной обработки радиолокационных сигналов для борьбы с помехами, принимаемыми по боковым лепесткам ДНА в результате отражений от земной поверхности для самолётных станций ДРЛО с ДНА, имеющей единственный пространственный канал.

Ключевые слова: импульсно-доплеровская РЛС, дальнее радиолокационное обнаружение, пространственновременная обработка.

Введение

По данным, опубликованным в [1], первым в мире самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) стал самолёт британских ВВС «Веллингтон», на который установили первую в мире самолётную станцию ДРЛО. Он использовался для управления и наведения истребителей ПВО на носители самолётов-снарядов V1. За прошедшие 70 лет задачи самолётов ДРЛОиУ не изменились, изменилась техника, а также методы ведения военных действий. Большие мощности радиолокаторов позволяют производить дальнее радиолокационное обнаружение и сопровождение целей, при этом находясь вне зоны действия комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет, а также истребительной авиации противника. Но так как комплекс является источником мощного радиоволнового излучения, он хорошо заметен для противника. Небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, поэтому в реальных условиях комплексы ДРЛОиУ без прикрытия систем ПВО или истребительной авиации не применяются. Появление целей с малой ЭПР, таких как самолёты типа Stealth и крылатых ракет накладывает жёсткие требования по обнаружению к бортовым радиолокационным станциям (БРЛС) самолётов ДРЛО.

Целью работы является анализ видов и методов пространственно-временной обработки сигналов для импульсно-доплеровских самолётных РЛС ДРЛОиУ для борьбы с сигналами, принимаемыми по боковым лепесткам ДНА от подстилающей поверхности, а также анализ двумерных характеристик помех от подстилающей поверхности в дециметровом и сантиметровом диапазоне длин волн.

Некоторые виды современных самолётов ДРЛОиУ

В настоящее время существует несколько самолётов ДРЛОиУ, которые отвечают современным требованиям, активно эксплуатируются, модернизируются и заслуживают особого внимания. К ним относятся: E-2C Hawkeye и E-3A Sentry (США), Wedgetail AEW&C (Австралия), S 100B Argus (Швеция) и А-50 (Россия).

Все эти самолёты различаются по конструкции БРЛС ДРЛОиУ, а также методам, используемым для борьбы с сигналами, отражёнными от земной поверхности, принимаемыми по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны (ДНА). Классически антенна БРЛС ДРЛОиУ

установлена в надфюзеляжном обтекателе, а вся аппаратура, в том числе аппаратура обработки, находится в фюзеляже. Так, по данным [2] самолёт Е-2С Иашкеуе (рис. 1) имеет фазированную антенную решётку, размещённую в надфюзеляжном обтекателе. Элементы комплекса ДРЛО условно сведены в шесть основных связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления. Основой подсистемы обнаружения является трёхкоординатная РЛС ЛК/ЛР8-145, работающая в дециметровом диапазоне радиоволн. Экипаж самолёта состоит из пяти человек: двух лётчиков, находящихся в передней кабине и трёх операторов, находящихся в фюзеляжном отсеке. Первый оператор отвечает за работу всего комплекса, второй - за управление боевыми действиями, третий - за управление аппаратурой разведки и наблюдения.

Рис. 1. Самолёт ДРЛОиУ Е-2С Hawkeye

В самолёте S 100B Argus шведских ВВС используется антенная решетка с электрическим сканированием. Это двухсторонняя активная фазированная антенная решётка (АФАР) с многофункциональной РЛС PS-890 Ericsson Erieye, которая работает в дециметровом диапазоне длин волн. Экипаж самолета состоит из пилотов и четырех операторов.

Рис. 2. Самолёт ДРЛОиУ S 100B Argus

Можно предположить, что применение ФАР связано с требованиями высоких скоростей обзора из-за большого количества высокоскоростных целей. Выполнение этих требований возможно только при использовании антенн с электронным сканированием. Антенны с механическим сканированием не в состоянии выполнить данные требования.

Виды и методы пространственно-временной обработки сигналов в самолётных РЛС ДРЛОиУ

Отдельного рассмотрения заслуживает обработка сигналов. Так как РЛС создаёт единое информационное поле маловысотных и средневысотных воздушных целей, то её ДНА неизбежно захватывает значительные области подстилающей поверхности. Это обусловливает главную проблему - необходимость селекции отражённых сигналов от воздушных целей на фоне отражений от подстилающей поверхности. Вследствие того, что самолёт-носитель движется относительно земной или водной поверхности, появляется эффект движения носителя, который необходимо компенсировать. Рассеиватели, которые создают пассивные помехи, име-

ют относительно самолётной РЛС радиальную скорость, которая отличается от осевой скорости антенны. В результате движения РЛС спектр пассивных помех расширяется, вследствие этого движения он перекрывает диапазон с границами, смещёнными вверх и вниз от несущей частоты на доплеровскую частоту, соответствующую скорости РЛС. Так, например, в самолёте Е-2С Hawkeye применена техника смещённого фазового центра антенн (СФЦА) [3] для работы по водной поверхности, чтобы компенсировать движение носителя. Морской радиолокатор использует низкую частоту повторения импульсов и не имеет неоднозначности по дальности вплоть до максимальной дальности поиска. Применяемая длина волны приводит к неоднозначностям скорости цели кратным 140 м/с. Техника СФЦА, сдвигая эффективный центр излучения антенны назад, компенсирует движение передвигающейся вперёд платформы (самолёта), так чтобы по нескольким интервалам частоты повторения импульсов антенна как бы была стационарна в пространстве. Полученная стационарность антенны в пространстве вызывает резкое сужение распространения спектра доплеровских частот отражений от земной поверхности. Это позволяет обнаружить цели, летящие с малой скоростью, которые без использования техники СФЦА были бы скрыты внутри спектра (рис. 3).

Рис. 3. Отображение дальность/доплер, демонстрирующее свойство аннулирования отражений от земной поверхности системы с СФЦА. Данные получены системой MASR (Multiple-Antenna Surveillance Radar) [3]. Слева показан выход сигнала с процессора обработки сигнала, использующего данные только от одного фазового центра. Справа - результат, полученный вычитанием обработанных данных с выходов двух фазовых центров

Как следует из рис. 3, результат, полученный с выхода от одного фазового центра, представляет собой сильные отражения от земной поверхности, в которых замаскирован сигнал от цели. Совершенно другим выглядит результат, полученный при обработке данных с двух фазовых центров - отражения от земной поверхности исчезают, и отклик сигнала от движущейся цели ясно виден.

На рис. 4 показан экспериментальный самолёт с системой MASR. Эта система представляет собой антенну, которая состоит из 252 элементов, расположенных в 42-х вертикальных столбцах. Один вертикальный столбец составляют шесть излучающих элементов. Только 76% всей апертуры антенны используется передатчиком, оставшиеся элементы или участвуют в работе переключения фазового центра, или составляют крайние столбцы, которые стабилизируют взаимное влияние в среде по краям границы. Принятые сигналы после аналогового сжатия импульса оцифровываются и обрабатываются в параллельном микропрограммном процессоре. Затем производится вычитание 32 пар импульсов и взвешивания их разности, а затем происходит обработка по алгоритмам быстрого преобразования Фурье (БПФ) для того, чтобы получить 32 канала доплеровской частоты.

СФЦА

СФЦА

Рис. 4. Система МЛБЯ, установленная на экспериментальном самолёте

Совершенно другим методом обработки принимаемых сигналов в БРЛС ДРЛО является пространственно-временная обработка. Задачей метода пространственно-временной обработки является адаптация характеристик обработки во времени и пространстве к поступающим на вход приёмного устройства сигналам [4]. Основная проблема, которую призвана решить пространственно-временная обработка сигналов - проблема борьбы с сигналами, отражёнными от земной поверхности и поступающими по боковым лепесткам ДНА. Как было справедливо замечено в [5], отражённый от земли сигнал является сложной суммой сигналов, поступающих на вход приёмника РЛС, и распределён в двумерной области «азимут-доплеровская частота». Функция плотности пассивных помех для участка дальности определяется суммой отражений от участков, разделённых единичным интервалом частот. Поэтому необходимо обработать сигнал в массиве поступающих данных во времени и в пространстве.

Проблема, которую призвана решить данная обработка, заключается ещё и в том, что на самолётах-носителях возможна установка только ограниченных по размерам антенных решёток, а также существует влияние конструкций самолёта на распространение при передаче и на приём отражённых сигналов. С ограничением по размерам антенных решёток напрямую связана проблема возникновения боковых лепестков в диаграмме направленности, а с этим, в свою очередь, связана проблема выбора длины волны для БРЛС ДРЛО (длина волны также выбирается из условий эффектов ослабления сигналов в атмосфере). Так как сигнал необходимо обработать в пространстве, то для этого нужно создать несколько пространственных каналов. Из сказанного выше можно сделать вывод, что применение пространственно-временной обработки связано с использованием фазированных антенных решёток (ФАР), так как именно они позволяют обеспечить множество пространственных каналов, необходимых для данной обработки сигналов во времени и пространстве.

Так, например, при ближайшем рассмотрении антенной решётки AWACS ЛРУ-1/2 [6], показанной на рис. 5, можно предположить, что она вполне подходит для применения пространственно-временной обработки сигналов, так как имеет 28 волноводов с 4000 прорезанными щелями, которые соединены с 28 ферритовыми фазовращателями для сканирования в вертикальной плоскости. Эта антенная система позволяет сформировать несколько пространственных каналов при сканировании в вертикальной плоскости. В отличие от Е-2С Hawkeye система AWACS работает в сантиметровом диапазоне волн и является воздушным радиолокатором с высокой частотой повторения импульсов (ЧПИ). Данный радиолокатор ввиду высокой ЧПИ имеет неоднозначность по дальности, в отличие от Е-2С Hawkeye, рассмотренного выше, с промежутками примерно в 6 км. Для борьбы с неоднозначностью по дальности используют множество ЧПИ для определения истинной дальности до цели. Ввиду использования сантиметрового диапазона радиоволн данный радиолокатор имеет намного меньшие боковые лепестки диаграммы направленности антенны, чем Е-2С Hawkeye.

Рис. 5. Антенная решётка ЛРУ-1/2 самолёта AWACS

Как следует из [7], пространственно-временную обработку можно разделить на пред-доплеровскую и пост-доплеровскую. В первом случае обработка представляет собой способ, снижающий вычислительную нагрузку на систему, то есть предлагается подавить помехи, принимаемые по боковым лепесткам ДНА при помощи пространственно-временной обработки, произведённой до обнаружения целей с заданной вероятностью ложной тревоги. В данной обработке предлагается сразу «взвешивать» при помощи трансверсального фильтра сигналы М с каждого канала N в каждом стробе дальности К (фильтр имеет N на М адаптивных весов) и после этого произвести обработку при помощи БПФ в «медленном времени» (то есть БПФ с задержками) с целью разделить выход на различные «элементы выборки» с различными частотами Доплера. Недостатком данного метода являются небольшие значения числа импульсов, используемых в обработке, а это означает, что очень медленно движущиеся цели не могут быть обнаружены. Во втором случае предлагается произвести адаптивную обработку сигналов после проведения доплеровской обработки на каждом канале подмассива данных. Это означает, что из информации, поступающей по N каналам антенной решётки, формируется куб данных. Куб данных представляет собой набор матриц N каналов на Ми импульсов, при этом для каждого строба дальности формируется своя матрица. Далее при помощи БПФ эти матрицы переходят к виду N каналов на Ми доплеровских отсчётов. Этот способ, в отличие от первого, повышает вычислительную нагрузку на систему обработки, но при этом приобретается пространственная чувствительность фильтра. Оба эти способа связаны с использованием многоканальных антенных систем типа ФАР и являются достаточно перспективными, хотя и имеющими свои недостатки.

Одной из главных особенностей авиационных станций ДРЛО, расположенных на скоростных носителях, является то, что маскирующие сигналы, отражённые от разных участков подстилающей поверхности, приобретают различные доплеровские частоты, подчиняющиеся закону Ба = БтаххСо8ахСо8Р, где Бтах - максимальное значение доплеровской частоты для неподвижного объекта, находящегося по направлению вектора скорости, а - доплеровская частота отражений от объекта, находящегося в направлении относительно вектора скорости: а - по азимуту и в - по углу места. Угол места для любой из точек на плоской подстилающей поверхности будет однозначно связан с высотой полёта носителя и расстоянием до его вертикальной проекции на плоскость (горизонтальной дальностью), а азимут - с отклонением рассматриваемой точки от оси, совпадающей с проекцией вектора скорости. В связи с этим на подстилающей поверхности возникает определённое распределение доплеровских частот. На рис. 6 показано типичное распределение доплеровских частот на подстилающей поверхности в виде линий одинаковых относительных частот, где за единицу принята максимальная частота, V - проекция вектора скорости. Высота полёта около 10 км, подстилающая поверхность представлена в декартовых координатах, отсчитываемых в км. Очевидна симметрия доплеровских частот относительно вектора скорости.

ш .40 -Э[| -3] -]0 0 Ш Ш ЗП -40 за

Рис. 6. Распределение доплеровских частот на подстилающей поверхности

Область рассеивающих точек поверхности, участвующих в создании эхо-сигнала одного элемента разрешения по дальности, обычно представляет собой узкую кольцевую импульсную площадку, в пределах которой распределение мощности отражений по азимуту будет соответствовать азимутальной ДНА (на рис. 6 импульсная площадка показана в виде окружности с увеличенной шириной линии). При недостаточно низких боковых лепестках (БЛ) ДНА отражения могут заметно превышать внутренние шумы приёмного тракта, создавая сигналы, сравнимые с сигналом цели. Так как существует детерминированная связь между доплеровской частотой сигналов отражений и азимутом внутри каждого из элементов разрешения по дальности, принято оперировать моделью сигнала в двумерной области «азимут-частота».

На рис. 7 показана модель сигнала в двумерной области «азимут-частота» для станции ДРЛО, работающей в дециметровом диапазоне волн с однозначностью по дальности. Из-за наличия боковых лепестков ДНА отражения от земли присутствуют не только в области главного максимума ДНА, но также и во всех остальных азимутах в виде узкого протяженного максимума, простирающегося практически во всём доплеровском диапазоне. Сигнал цели локализован в пределах азимута главного луча ДНА и одного из значений (произвольного) доплеровской частоты.

Создание достаточно больших антенн для самолётов ДРЛО невозможно, что не позволяет обеспечить необходимо малые БЛ ДНА в дециметровом диапазоне волн. Отсюда следует, что необходимо локально уменьшить величину этих максимумов с помощью специальных технологий двумерной обработки сигналов и подавления помех по боковым лепесткам. На рис. 8 показан вид двумерной характеристики устройства обработки, соответствующей приведенной модели сигнала.

Направление

максимума Сечение на

Относительная частота Сигнал

(отн. Бп) цели

Рис. 7. Двумерная модель сигнала в дециметровом диапазоне волн

Рис. 8. Двумерная характеристика устройства обработки

При использовании сантиметрового диапазона волн, при достаточно больших горизонтальных размерах антенны (рис. 5) обычно удаётся получить необходимо низкий уровень БЛ ДНА по азимуту и обеспечить уровень принимаемых по ним сигналов ниже чувствительности станции ДРЛО. В то же время существенно меньшие размеры антенны по вертикали, а также необходимость электрического сканирования в вертикальной плоскости приводят к тому, что угломестные БЛ оказываются недостаточно низкими, а сигналы отражений из области подстилающей поверхности, находящейся на небольших дальностях непосредственно под носителем могут заметно превысить пороговый уровень. Область этих отражений соответствует достаточно большим значениям углов места, поэтому во многих случаях их доплеровские частоты могут значительно отличаться от частот отражений, получаемых по главному лучу с больших дальностей.

На рис. 9 показана модель сигнала в двумерной области «угол места-частота» для сантиметровой станции ДРЛО, когда отражениями от подстилающей поверхности на азимутальных БЛ можно пренебречь. Изменения мощности сигналов отражений, связанные с различием КНД антенны для разных углов места и с различной дальностью до отражающих площадок, в данной модели не учитывались. Положение главного максимума ДНА по азимуту принималось равным 45 градусам.

В связи с тем, что между углом места, высотой полёта и наклонной дальностью существует однозначная связь, на рис. 10 показана аналогичная модель сигнала в двумерной области «дальность-частота» в предположении однозначности по дальности. Высота полёта принималась равной 10 км. На рис. 11 показана та же модель сигнала в области «неоднозначная дальность-частота» с учётом неоднозначности по дальности, реально возникающей из-за необходимости повышения частоты повторения. Интервал однозначности по дальности принимался равным 10 км.

Рис. 9. Модель сигнала отражений в сантиметровом диапазоне в двумерной

области «угол места-частота»

60

к

«л

10 0 03 0 4 Об 08

К«1 Ртах

Рис. 10. Модель сигнала отражений в сантиметровом диапазоне в двумерной области «дальность-частота»

Рис. 11. Модель сигнала отражений в сантиметровом диапазоне в двумерной области «неоднозначная дальность-частота»

При дальнейшем рассмотрении двумерной модели сигнала в станции ДРЛО с неоднозначностью по дальности на рис. 12а мы видим проблемы с возникновением отражений от земной поверхности, поступающих по боковым лепесткам ДНА. Как и в случае дециметрового диапазона волн, здесь также возможно применение такого метода, как адаптивная пространственновременная обработка, позволяющая значительно снизить помехи, поступающие по боковым лепесткам ДНА. На рис. 12б продемонстрировано сечение одного из значений частоты двумерной модели сигнала в сантиметровом диапазоне волн с использованием алгоритмов адаптивной пространственно-временной обработки. По своей сути полученный результат показывает, что данный алгоритм не вырезает помехи, а является именно методом пространственно-временной обработки, при которой происходит «задавливание» помехи, приходящей по боковым лепесткам ДНА при помощи пространственных минимумов, создаваемых для разных значений допле-ровских частот в разных элементах дальности. Создание пространственных минимумов может быть полезно не только с точки зрения снижения помех, принимаемых по боковым лепесткам ДНА от земной поверхности, но также является одним из способов борьбы станций ДРЛО с постановщиками активных помех, излучающих широкополосный сигнал.

Рис. 12. Сечения для одного из значений частоты двумерной модели сигнала

в сантиметровом диапазоне волн

В статье [8] были продемонстрированы блок-схемы обработки для «обычной» неадаптивной РЛС и для РЛС с адаптивной пространственно-временной обработкой. Их различие заключается в том, что в схеме с адаптивной обработкой сигналы от каждого приёмопередающего модуля ФАР обрабатываются по времени и совместная обработка множества сигналов происходит независимо для каждого доплеровского канала. Таким образом, ФАР даёт возможность сформировать набор независимых ДНА, управлять ими в пространстве и обрабатывать их как в пространстве, так и во времени.

Итак, можно сделать вывод, что идёт активное исследование обработки сигналов в области дециметровых длин волн. Это связано с постоянной модернизацией самолётов типа Е-2С Иа^'кеуе, а также разработкой новых типов станций ДРЛО, использующих данный диапазон длин волн, который привлекателен в связи с условиями радиолокационного рассеяния разных типов покровов за счёт повышения зеркальности и уменьшения рассеяния от сравнительно «гладких» участков (сельскохозяйственных и естественных полей, водной поверхности и т.д.). Так, например, при работе над водной поверхностью обнаруживаемые цели являются радиоконтрастными на фоне воды, а при работе по земной поверхности, в частности по лесным массивам, возможно обнаружение металлических объектов, скрытых в массиве листвы, сучьев и стволов деревьев. Также в данном диапазоне длин волн удаётся получить достаточно низкие потери энергии СВЧ в тракте передачи энергии к антенне за счёт конструктивных особенностей в отличие от РЛС сантиметрового диапазона. Экспериментальными данными подтверждено, что при работе в условиях дождя потери намного меньше, чем при использовании сантиметрового диапазона радиоволн (рис. 13).

Рис. 13. Потери энергии при работе в условиях дождя

К сожалению, в области пространственно-временной обработки в настоящее время сантиметровый диапазон оказался мало изученным, поэтому представляет собой перспективное направление в изучении и развитии пространственно-временной теории обработки, а также её применимости в реальных станциях ДРЛО, работающих в данном диапазоне. Такими станциями прежде всего являются А-50 (Россия) и E-3A Sentry (США). В самолётных станциях, работающих с ДНА, имеющей единственный пространственный канал и не имеющей возможности формирования нескольких, как например в ФАР, - существует возможность подавления помех от земной поверхности по боковым лепесткам при помощи компенсационной антенны и корреляционных автокомпенсаторов, изобретённых ещё в середине 20 века для борьбы с постановщиками активных помех и успешно применяемых в настоящее время в ракетах комплексов ПВО. Этот способ является альтернативным методом пространственно-временной обработки. Интересным является то, что корреляционный компенсатор представляет собой пространственный фильтр, обладающий хорошей пространственной чувствительностью, а это означает, что при использовании его вместе с компенсационной антенной и проведении БПФ обработки получается полноценная пространственно-временная обработка сигнала. Применение корреляционных автокомпенсаторов в совокупности с компенсационной антенной по предварительным оценкам может дать снижение помех от земной поверхности, поступающих по боковым лепесткам ДНА на 20.. .30, а в идеальном случае и все 40 дБ. При всём этом из-за малого коэффициента усиления компенсационной антенны попаданием цели в область компенсационной ДНА можно пренебречь. Одной из главных задач в применении компенсационной антенны и корреляционных автокомпенсаторов является вычисление коэффициента корреляции между компенсирующим лучом и боковыми лепестками. То, насколько точно этот коэффициент будет высчитан, будет зависеть компенсируемый уровень помех. На рис. 14 показан пример подавления боковых лепестков при помощи компенсационной антенны.

Угол

Рис. 14. Подавление боковых лепестков ДНА при помощи компенсационной антенны

Поэтому первое, что необходимо сделать, это разработать алгоритм снижения помех, принимаемых по боковым лепесткам ДНА от подстилающей поверхности. Следующим шагом должно быть вычисление коэффициента корреляции между компенсирующим лучом ДНА компенсационной антенны и боковыми лепестками станции для успешного использования корреляционного автокомпенсатора помех. В целях проверки правильности работы алгоритма снижения помех, в связи с невозможностью проверки эмпирическим путём, в силу больших производственных и денежных затрат необходимо произвести математическое моделирование, а именно: разработать модель снижения помех от земной поверхности, принимаемых по боковым лепесткам ДНА станцией ДРЛОиУ, и произвести анализ полученных данных.

Заключение

Конечно, алгоритмы и схемные решения пространственно-временной обработки сигнала могут быть разными ввиду конструктивных особенностей построения бортовых станций ДРЛО, но они приводят к решению одних общих для них проблем - проблем борьбы с помехами, поступающими от земной поверхности по боковым лепесткам ДНА, и проблем борьбы с постановщиками активных помех. Опираясь на существующую современную элементную базу и вычислительные мощности ЭВМ, вполне реально достижение поставленных задач по обработке сигналов, а также исследование существующих методов обработки с их внедрением в комплексы ДРЛОиУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климович Е., Никольский М. Развитие и применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и Космонавтика. - 2000. - №2.

2. Бобков А. Авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления иностранных государств // Зарубежное военное обозрение. - 2006. - №6.

3. Muehe C. E., Labbit M. Displaced-Phase-Center Antenna Technique // Lincoln Laboratory Journal. 2000. № 2.Vol. 12.

4. Klemm, R. Principles of Space-time adaptive processing. The Institution of Electrical Engineers, London, UK, 2002.

5. Верба В.С., Трофимов А.А., Чернышёв М.И. Применение пространственно-временной обработки сигналов в самолётной РЛС дозора // Радиотехника. - 2009. - №8.

6. Robert M. O’Donnell Airborne Pulse Doppler Radar // Radar Systems Course 1. 1 January 2010

7. Savy L., Richardson P. G., Medley J. C., Buerger W. The Relative Merits of Pre/Post-Doppler STAP. IET Conference on Waveform Diversity and Digital Radar. London. Dec. 2008.

8. Гандурин В.А., Трофимов А.А., Чернышев М.И. Структура и алгоритмы пространственно-временной обработки сигналов в импульсно-доплеровской РЛС дозора, расположенной на самолёте // Радиотехника. - 2009. - № 8.

ANALYSIS OF SPACE-TIME PROCESSING METHODS USES FOR AIRBORNE RADAR OF DISTANT EARLY WARNING

Nechaev E.E., Vays S.N., Trofimov A.A.

Analysis of space-time processing forms and methods for Pulse Doppler radar is given. Forms of jamming at Pulse Doppler radar for centimeter and decimeter waves are analyzed. Models of altitude signal are delivered. Alternative method of space-time processing for airborne radar of distant early warning with singular spatial pathway is recommended.

Key words: pulse Doppler radar, airborne early warning, space-time processing.

Сведения об авторах

Нечаев Евгений Евгеньевич, 1952 г.р., окончил НГТУ (1974), доктор технических наук, профессор, проректор МГТУ ГА, заведующий кафедрой управления воздушным движением МГТУ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов - антенные измерения, техника СВЧ, использование спутниковых технологий при ОрВД.

Вайс Станислав Николаевич, 1987 г.р., окончил МГТУ ГА (2010), аспирант кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, область научных интересов - радиолокация.

Трофимов Арий Александрович, 1933 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ОАО «Концерн радиостроения «ВЕГА», автор более 40 научных работ, область научных интересов - радиолокация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.