Рашидов Ш.М.,
канд. юрид. наук, старший преподаватель Института (филиала)
Московской государственной юридической академии в г. Махачкале
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ПРАВОМЕРНОСТИ ИСКУССТВЕННОГО
ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблема абортов 2 в Российской Федерации в современных социально-демографических условиях занимает особое место. Число искусственных абортов в России с каждым годом растет, а число неконтролируемых криминальных абортов приобретает угрожающий характер, что вызывает определенную озабоченность данной проблемой.
Искусственный аборт является, прежде всего, социальной проблемой, т.к. касается не только интересов женщины, но и государства. В современных условиях развития России наблюдается резкий спад рождаемости населения. И уже сегодня смертность в два раза превышает рождаемость населения. Вот почему государство заинтересовано в сокращении искусственных абортов, создавая различные социальные и материальные условия для стимулирования рождаемости. Хотя следует отметить, что принимаемые меры
1 См., например: АликперовХ.Д. Уголовно-правовая борьба с кражами грузов на железнодорожном транспорте / под ред. Г.М. Миньковского. Баку, 1988. С. 110; Козаченко И., Симакова И. Освобождение от уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами // Уголовное право. 2003. № 1. С. 54; Миронов И.В. Освобождение от уголовной ответственности в связи со специальными видами деятельного раскаяния (проблемы теории и практики): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 11-12, 21-23; и др.
2 Аборт в переводе с латинского (abortus) означает выкидыш.
в этом направлении еще недостаточны и по многим параметрам значительно отстают от аналогичных мер, принимаемых в ряде других государств
В ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ динамика рождаемости в нашей стране рассматривается как серьезная социально-демографическая проблема, скорейшее решение которой является неотложной задачей государства.
При сложившейся демографической ситуации аборты и материнская смертность после абортов, несмотря на устойчивые тенденции к снижению, занимают ведущее место в структуре реализации репродуктивной функции женщины и структуре репродуктивных потерь. В России абсолютное число абортов в 2002 году составило 1782,3 тыс., показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста — 45,8 на 100 родившихся живыми и мертвыми — 128,3; удельный вес женщин, умерших после аборта в структуре материнской смертности — 18,5%. Эти показатели превышают показатели экономически развитых стран. Так, число абортов на 1000 женщин фертильного возраста в США составляет 21,3; Великобритании — 14,2; Финляндии — 11,7; Нидерландах — 5,3; на 100 родившихся живыми и мертвыми в Швеции — 29, Германии — 14, Финляндии — 16 2.
Решение сложных медико-социальных и этических проблем, связанных с абортами в последние годы в России, как и в мире в целом, осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами в области прав человека, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. и документами Всемирной организации здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения более 30 лет назад признала аборт серьезной проблемой охраны здоровья женщин. Распространенность и динамика абортов и материнской смертности после абортов является показателем, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом и находится в прямой зависимости от действующего законодательства в отношении абортов, от развития службы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, распространенности и доступности современных методов контрацепции, квалифицированной медицинской помощи, эффективности образования, информированности и просвещения в этой области.
Россия стала первой страной в мире, разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР производство абортов допус-
1 Эркенова И.В. К истории развития медицинского и уголовно-правового понятия искусственного прерывания беременности. // Медицинское право, 2006. № 4. С. 12.
2 Абрамченко В.В., Гусева E.H. Медикаментозный аборт / Руководство для врачей. — СПб.: Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2005. С. 5—6.
калось лишь при наличии угрозы жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, а также при наличии наследственных заболеваний родителей.
В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 в целях предоставления женщине возможности решать вопрос о материнстве, предупреждения вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения материнской смертности после абортов, аборт был легализован при соблюдении определенных требований: проведение этой операции только врачом и в соответствующем лечебном учреждении, до определенного срока беременности, при наличии согласия беременной женщины на операцию и соответствующих медицинских показаний о возможности ее проведения.
В настоящее время Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. от 18 октября 2007 № 230-Ф3)2 определены правовые основы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Статья 36 Основ принятие решения об аборте оставляет за самой женщиной, где сказано, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Однако термин «аборт» в указанном нормативном акте не применяется, а используется термин «искусственное прерывание беременности». Говоря об абортах, речь, прежде всего, идет о проблемах искусственного прерывания беременности. Однако в медицине употребляется и такое понятие, как «самопроизвольный аборт» (abortus spontaneus), отождествляемый с самопроизвольным выкидышем. Самопроизвольный аборт (выкидыш) — непреднамеренное прекращение беременности до наступления срока, когда развитие плода достигает способности к внеутробной жизни 3. Его отличие от искусственного аборта (abortus artificialis) заключается в том, что преждевременное прерывание беременности происходит помимо воли и намерения женщины, без содействия ее самой или другого лица 4. Поэтому законодатель и применяет термин «искусственное прерывание беременности», а не более широкое понятие «аборт», включающее в себя и «самопроизвольный выкидыш».
Искусственное прерывание беременности (аборт) может проводиться лишь в соответствии со специальными правилами, допускающими производство этой операции по желанию женщины, только в медицинском учреждении,
1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1955. № 22. Ст. 425.
2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 18 октября 2007 №230-Ф3) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 167.
3 Энциклопедический словарь медицинских терминов (в трех томах) / под ред. Б.В. Петровского. Советская энциклопедия, 1982.
4 Гентер Г.Г. Учебник акушерства. М.: Медицинская литература, 1976. С. 433.
получившем лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку, и при отсутствии противопоказаний.
Статья 36 Основ является бланкетной, поскольку специальные условия проведения искусственного прерывания беременности регулируются актами Правительства РФ и ведомственными актами Минздрава РФ. Указанные правила производства аборта определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности», Приказе Министерства здравоохранения РФ от 14 октября 2003 г. № 484 «Об утверждении Инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности».
Проведение искусственного прерывания беременности по законодательству РФ возможно:
• по желанию женщины — при сроке беременности до 12 недель;
• по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель;
• при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности.
Статья 32 Основ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства предусматривает информированное добровольное согласие гражданина. Среди всех медицинских оперативных вмешательств в гинекологии проблематичным является документальное оформление информированного согласия на хирургический аборт по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель. Во-первых, потому что не осложненная патологией беременность не является основанием для медицинского хирургического вмешательства, во-вторых, женщина идет на это вмешательство заранее желая его, что, безусловно, предполагает согласие. В то же время не вызывает сомнения, что подобное согласие представляет собой очевидный и типичный пример неинформированного согласия. Женщины, как правило, не имеют представления о характере операции, о полном диапазоне ее последствий 1.
Инструкция о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности, утвержденная Приказом Минздрава России от 14 октября 2003 г. № 484, предусматривает, что объем квалифицированной медици-
1 Силуянова И.В., Сабурова В.И., Силуянова В.А., Тузенко Т.Н. Информированное согласие в гинекологической практике // Медицинское право, 2007. № 1. С. 12.
некой помощи при искусственном прерывании беременности должен включать эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию после аборта.
Отсутствие противопоказаний является необходимым условием для проведения хирургического аборта. Наличие противопоказаний предполагает потенциальную угрозу жизни и здоровью женщины и иные негативные последствия. Врач при подготовке к проведению аборта в каждом случае обязан уведомлять женщину о негативных последствиях прерывания беременности, осложнениях, могущих возникнуть в ходе операции или после нее, а при наличии медицинских противопоказаний вовсе отказать в искусственном прерывании беременности.
Медицинскими противопоказаниями к операции искусственного прерывания беременности являются:
а) острые и подострые воспалительные заболевания женских половых органов;
б) острые воспалительные процессы любой локализации;
в) острые инфекционные заболевания.
При наличии других противопоказаний (заболевания, состояния, при которых прерывание беременности угрожает жизни или наносит серьезный ущерб здоровью) вопрос решается индивидуально в каждом конкретном случае. Прерывание беременности возможно после излечения указанных заболеваний.
Вопрос об искусственном прерывании беременности в поздние сроки по социальным показаниям решается в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, комиссией в составе руководителя учреждения, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 485. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности включает наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности 1—11 группы у мужа или смерть мужа во время беременности.
При наличии социальных показаний для искусственного прерывания беременности в поздние сроки женщине выдается заключение с полным
клиническим диагнозом, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности приводится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности». Здесь речь идет о наличии у женщины некоторых инфекционных и паразитарных заболеваниях (главным образом, туберкулезе), злокачественных новообразованиях, болезнях эндокринной системы, болезнях крови, психических расстройствах, болезнях органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и проч.
В таких случаях вопрос о прерывании беременности при желании женщины решается консилиумом врачей индивидуально.
К числу основных требований к приведению аборта относится и то, что он проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.
Для получения направления на операцию искусственного прерывания беременности женщина обращается к врачу акушеру-гинекологу женской консультации, поликлиники (амбулатории), врачу общей практики (семейному врачу), в сельской местности — к врачу акушеру-гинекологу районной больницы или врачу участковой больницы.
При отсутствии медицинских противопоказаний к операции прерывания беременности женщине выдается направление в лечебно-профилактическое учреждение с указанием срока беременности, результатов обследования, заключением комиссии о прерывании беременности по конкретным медицинским показаниям (диагноз) и социальным показаниям.
Разрешается проводить искусственное прерывание беременности в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
• в ранние сроки беременности при задержке менструации не более 20 дней;
• при сроке беременности до 12 недель — в условиях дневных стационаров, организованных на базе клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений, многопрофильных городских, областных больниц и других лечебно-профилактических учреждений, имеющих условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. экстренной хирургической, реанимационной и интенсивной.
При прерывании беременности в ранние сроки в женской консультации за ней следует закрепить гинекологический стационар для госпитализации женщин с осложнениями, которые могут возникнуть во время и пос-
Уголовно-правовое понятие торговли людьми и
Карабашев М.А.
ле аборта, и обеспечить своевременную доставку больной в стационар санитарным транспортом.
Искусственное прерывание беременности до 12 недель у женщин с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке, внематочная беременность), миомой матки, хроническими воспалительными процессами с частыми обострениями, аномалиями развития половых органов и другой гинекологической патологией, при наличии экстрагенитальных заболеваний, аллергических заболеваний (состояний) производится только в условиях стационара.
Искусственное прерывание беременности во II триместре необходимо производить в стационаре, имеющем условия для оказания квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. экстренной хирургической, реанимационной и интенсивной.
Проведение операции искусственного прерывания беременности должно осуществляться с обязательным адекватным обезболиванием.
Длительность пребывания в стационаре после операции искусственного прерывания беременности определяется лечащим врачом индивидуально в зависимости от состояния здоровья женщины.
После прерывания беременности в ранние сроки и в сроке до 12 недель, произведенного в условиях дневного стационара амбулаторно-полик-линического учреждения без осложнений, женщина должна находиться под наблюдением медицинского персонала не менее 4 часов.
В связи с операцией искусственного прерывания беременности работающим женщинам выдается листок нетрудоспособности в установленном порядке, но не менее чем на 3 дня.
Проведение аборта с нарушением вышеуказанных требований квалифицируется как нарушение правил проведения аборта и влечет установленную законодательством РФ ответственность, в частности незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации.