Научная статья на тему 'Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий'

Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7739
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / АНАЛИЗ / МЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / КРЕДИТОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БАНКИ / ГОСУДАРСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ANALYSIS / IMPROVEMENT MEASURES / ECONOMY / CREDITING / BUSINESS / BANKS / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна, Потокина Сетлана Алексеевна, Ланина Ольга Ивановна

В современных условиях стоит острая проблема: многие банки осторожно относятся к кредитованию малого и среднего бизнеса, считая его рисковым. Одной из основных причин этого является нежелание заемщиков предоставлять информацию о своем бизнесе, а выходом из подобной ситуации может послужить повышение доверия между банками и заемщиками. Для решения данной проблемы в статье использовались следующие методы исследования: историко-генетический, абстрактно-логический, системного анализа. Анализ кредитования малых и средних предприятий показал, что число предприятий с каждым годом будет расти. Следовательно совокупный объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу и дальше будет повышаться как за счет прироста новых предприятий, так и благодаря увеличению с каждым годом сумм выдаваемых кредитов. В статье сделан вывод, что в России целесообразно принять следующие меры по созданию благоприятных условий для кредитования малого и среднего бизнеса: увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов; увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам; поощрение создания и развития страховых объединений предпринимателей обществ взаимного страхования; содействие созданию специализированных банков по кредитованию малого бизнеса; развитие сотрудничества мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого и среднего бизнеса и снижения кредитных рисков. Данная статья заключает, что сегодня банки активно ведут борьбу за сектор малого и среднего бизнеса, разрабатывая новые программы кредитования, снижая уровень предъяв-ляемых требований к заемщикам, ускоряя процесс принятия решений о выдаче кредита, а крупные банки стали практиковать беззалоговое кредитование. Именно поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году кредитование малых и средних предприятий сократит разрыв с другими сегментами бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна, Потокина Сетлана Алексеевна, Ланина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CREDITING OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA: CREATING FAVOURABLE CONDITIONS MEASURES

In modern conditions there is a cute problem: many banks carefully treat financing of small and medium business, considering its risky. One of the main reasons for it is the unwillingness of borrowers to provide information on the business and as an exit from a similar situation can serve the trust increase between banks and borrowers. For the solution of this problem the following methods of research were used in article: historical and genetic, abstract and logical, system analysis. The analysis of crediting of small and medium-sized enterprises showed that the number of the enterprises will grow every year. Therefore, the total volume of the given-out credits to small and medium business will increase further both at the expense of a gain of the new enterprises, and thanks to increase every year the sums of the given-out credits. In article the conclusion is drawn that in Russia it is expedient to take the following measures for creating favourable conditions for financing of small and medium business: increase in federal and regional budgets of volume of financial means on development of system of guarantee funds; increase in federal and regional budgets of volume of financial means on subsidizing of interest rates for the credits; encouragement of creation and development of insurance associations of businessmen societies of a mutual insurance; assistance to creation of specialized banks on financing of small business; development of cooperation of small and large banks for expansion of bank financing of small and medium business and decrease in credit risks. This article concludes that today banks actively fight for sector of small and medium business, developing new programs of crediting, reducing level of qualifying standards to borrowers, accelerating decision-making process about giving the credit, and large banks began to practice unsecured crediting. For this reason it is quite probable that next year crediting of small and medium-sized enterprises will reduce a gap with other segments of business.

Текст научной работы на тему «Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕ ДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ:

МЕРЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

О. Н. БОЧАРОВА, С. А. ПОТОКИНА, О. И. ЛАНИНА

В современных условиях стоит острая проблема: многие банки осторожно относятся к кредитованию малого и среднего бизнеса, считая его рисковым. Одной из основных причин этого является нежелание заемщиков предоставлять информацию о своем бизнесе, а выходом из подобной ситуации может послужить повышение доверия между банками и заемщиками. Для решения данной проблемы в статье использовались следующие методы исследования: историко-генетический, абстрактно-логический, системного анализа. Анализ кредитования малых и средних предприятий показал, что число предприятий с каждым годом будет расти. Следовательно совокупный объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу и дальше будет повышаться как за счет прироста новых предприятий, так и благодаря увеличению с каждым годом сумм выдаваемых кредитов. В статье сделан вывод, что в России целесообразно принять следующие меры по созданию благоприятных условий для кредитования малого и среднего бизнеса: увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов; увеличение в федеральном и региональных бюджетах объема финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам; поощрение создания и развития страховых объединений предпринимателей -обществ взаимного страхования; содействие созданию специализированных банков по кредитованию малого бизнеса; развитие сотрудничества мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого и среднего бизнеса и снижения кредитных рисков. Данная статья заключает, что сегодня банки активно ведут борьбу за сектор малого и среднего бизнеса, разрабатывая новые программы кредитования, снижая уровень предъяв-ляемых требований к заемщикам, ускоряя процесс принятия решений о выдаче кредита, а крупные банки стали практиковать безза-логовое кредитование. Именно поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году кредитование малых и средних предприятий сократит разрыв с другими сегментами бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, анализ, меры совершенствования, экономика, кредитование, предпринимательство, банки, государство.

В зависимости от масштабов деятельности все предприятия можно разделить на сегмент крупного бизнеса и сегмент малого и среднего бизнеса. Данная классификация необходима, поскольку подходы к обслуживанию этих клиентских групп различны из-за размера их деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день критерии разграничения бизнеса слишком усреднены. Но мы можем руководствоваться определением, используемым ОАО «Сбербанк России». В его Стратегии содержится наиболее четкое разделение корпоративных клиентов по значениям годового оборота. Так, к сегменту крупного и крупнейшего бизнеса он относит предприятия с годовым оборотом свыше

2,5 млрд руб., к сегменту среднего бизнеса - с оборотом от 150 млн до 2,5 млрд руб., а для малого бизнеса и микропредприятий - менее 150 млн руб. [10].

По итогам 2009 г., суммарный оборот малого и среднего бизнеса превысил 19,2 трлн руб. Объ-

ем выданных кредитов малым и средним предприятиям показал положительную динамику и поднялся до уровня в 2,62 трлн руб. [3]. По данным Федеральной службы государственной статистики доля произведенной добавленной стоимости предприятиями малого и среднего бизнеса (доля в ВВП) составила в 2009 г. - 22,5 %. Число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составило 1617,6 тыс., а средняя сумма кредита данным предприятиям равнялась

2,9 млн руб. [9].

В 2010 г. суммарный оборот увеличился по отношению к 2009 г. на 18,2 % и составил 25,26 трлн руб. Портфель кредитов МСБ вырос на 22 % до 3,2 трлн руб. По темпам прироста кредитование малого и среднего бизнеса вновь оставило позади корпоративное кредитование и розницу (рост портфелей на 10 % и 14 % соответственно) [1]. В 2010 г. было зарегистрировано 1 669,439 тыс.

предприятий малого и среднего бизнеса, которые составили 23 % в общем объеме ВВП. Средняя сумма кредита составляла 3,2 млн руб. [2].

По итогам 2011 г. портфели кредитов, выданных банками малому и среднему бизнесу, не только набрали вес, но и улучшили свое качество. Эксперты прогнозируют дальнейшую положительную динамику этого рынка, но считают, что темпы прироста несколько снизятся.

В 2011 г. было активное наращивание портфелей кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), хотя, по экспертным оценкам, в сравнении с другими сегментами кредитного рынка оно происходило менее динамично. В общем объеме задолженности в банковской системе доля задолженности малых и средних компаний по кредитам за год уменьшилась с 22 % до 20 % и составила

2.9 трлн руб., уступив часть рынка кредитованию крупного бизнеса и физических лиц.

Федеральной службой государственной статистики [7] в 2011 г. проводилось сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса, по результатам которого ежегодные обороты малого и среднего бизнеса в России составили 30,8 трлн руб., а число предприятий МСБ составило 1654,7 млн руб. Доля выпуска продукции МСБ составила 27 % ВВП.

В 2012 г. рынок кредитования сектора малого и среднего бизнеса демонстрирует умеренную положительную динамику - задолженность прибавила по итогам мая 1,21 %, и ее объем превысил отметку в 4,1 трлн руб.

Объем выданных за май кредитов снизился, по сравнению со значением предыдущего месяца на 2,1 % и по итогам 5 месяцев 2012 г. составил

2,6 трлн руб., что на 18,6 % больше, чем за аналогичный период 2011 г. При этом доля продукции малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП на конец года составила 27 %.

Рост доли малого и среднего бизнеса в объеме ВВП свидетельствует об увеличении рынка малых и средних предприятий, а, следовательно, и о рынке кредитования. За последние три года доля произведенной добавочной стоимости предприятий малого и среднего бизнеса увеличивалась в среднем на 2,25 %. К концу 2012 г. она составила 29,25 %, а в 2013 г. - 31,5 %.

Но, несмотря на такие обнадеживающие показатели, доля просроченной задолженности с начала года уже достигла отметки в 9,5 % [2].

Средняя сумма кредита, приобретаемого МСБ, на сегодняшний день по России составляет

3.9 млн руб.

По наблюдениям портала «Финансист» ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в прошлом году и начале года текущего менялись незначительно, без резких перепадов. В июле

2012 г. ставки, в сравнении с июлем 2011 г., ниже в среднем на 1-2 %. Однако банкиры считают, что предел снижения достигнут, и теперь ставки начнут увеличиваться.

Согласно статистическим данным РБК совокупный объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2011 г. 78 участников рейтинга составил чуть более 2,25 трлн руб., тогда как по итогам 2010 г. те же самые банки прокредито-вали российский развивающийся бизнес на общую сумму в 1,46 трлн руб. [8]. Таким образом, прирост за год составил около 54 %, в позапрошлом году темп прироста был ненамного ниже - в пределах 40 % - 45 %.

По данным опроса кредитных организаций, проводимого «Эксперт РА» [9], сильное давление на рынок кредитования малого и среднего бизнеса оказало снижение прозрачности заемщиков из-за повышения социальных страховых взносов (табл. 1).

По результатам таблицы 1 на первом месте, как и в 2012 г. осталась непрозрачность заемщиков, из-за этого при оценке МСБ невозможно полноценное использование скоринговых моделей.

Надо отметить, что многие банки осторожно относятся к кредитованию малого и среднего бизнеса, считая его рисковым. Одной из основных причин подобного мнения является нежелание заемщиков предоставлять информацию о своем бизнесе.

Выходом из подобной ситуации может послужить повышение доверия между банками и заемщиками.

Ключевым драйвером роста рынка в ближайшие два года станут новые продукты банков, основанные на адаптации розничных технологий к сегменту малого и среднего бизнеса, и консультирование заемщиков. Это дает крупным банкам все шансы вернуть ранее утраченные позиции. Именно лидеры рынка сегодня активно развивают направление небольших ссуд малому бизнесу (до 3 млн руб.) на основе скоринговых систем. Примером может служить программа уже предлагаемая Сбербанком - «кредитная фабрика». Отличительной чертой подобной системы кредитования является небольшой объем займа, поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринго-вых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. Внедрение подобных технологий позволит выдавать кредиты предпринимателям за 3 дня.

Таблица 1

Результаты опроса банковских учреждений по оценке факторов, влияющих на снижение темпов кредитования малого и среднего бизнеса

Фактор Место по значимости (опрос в феврале 2012 г.) Место по значимости (опрос в феврале 2013 г.)

Непрозрачность заемщика МСБ 1 1

Отсутствие залогового обеспечения у МСБ 2 2

Плохое качество залогового обеспечения МСБ 3 3

Необходимость создавать повышенные резервы по ссудам, выданным заемщикам МСБ, из-за неполноты отчетности и/или искажения финансового результата субъекта МСБ 4 4

Неразвитость законодательства 5 7

Отсутствие у МСБ понимания сути банковских продуктов 6 6

Высокие процентные ставки по кредитам МСБ 7 5

Нехватка квалифицированных кадров 8 8

Недостаток опыта кредитования МСБ 9 9

Недостаточное развитие филиальных сетей банков 10 10

Банки начали расширять возможности дополнительного обслуживания клиентов малого и среднего бизнеса, об этом говорит и динамика числа офисов и сотрудников, ориентированных на работу с МСБ. За 2012 г. число структурных подразделений, где возможна выдача кредитов по специальным программам кредитования малого и среднего бизнеса, в целом по рынку выросло на 14 %, основную долю прироста дали банки ТОП-30. Численность персонала, занятого кредитованием малого и

среднего бизнеса, выросла за тот же период времени на 21 % [8]. Несмотря на стремление банков расширить продуктовую линейку и ускорить процедуру предоставления кредита, рост рынка малого и среднего бизнеса не будет носить взрывного характера: у банков нет ни большого запаса капитала, ни избыточной ликвидности. По оценкам экспертов, темп прироста кредитного портфеля МСБ в 2012 г. выше, чем в предыдущем, но не более 22 %, а в

2013 г. составил 19,1 % (рис. 1) [9].

Рис. 1. Темп прироста портфелей МСБ в 2012-2014 гг.

Исходя из проведенного исследования малого и среднего бизнеса, можно сделать вывод, что число предприятий с каждым годом будет расти. Об этом свидетельствует увеличение доли малых

и средних предприятий в объеме ВВП. Следовательно, совокупный объем выданных кредитов МСБ и дальше будет повышаться, как за счет прироста новых предприятий, так и благодаря

увеличению с каждым годом сумм выдаваемых кредитов.

Согласно вышеизложенному, видно, что сегодня банки активно ведут борьбу за сектор малого и среднего бизнеса. Они разрабатывают новые программы кредитования, снижают уровень предъявляемых требований к заемщикам, ускоряют процесс принятия решений о выдаче кредита, а крупные банки стали практиковать беззало-говое кредитование. Поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году кредитование малых и средних предприятий сократит разрыв с другими сегментами бизнеса.

Целесообразно также выявить меры по созданию благоприятных условий для кредитования малого и среднего бизнеса.

Итак, кредитование малого и среднего бизнеса - сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого и среднего бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходим комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования

- повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого и среднего бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры:

- во-первых, увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов. Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования малого и среднего бизнеса. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов [7]. Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, международные финансовые институты и организации. Заслуживает внимания и дальнейшего распространения опыт ряда российских регионов по созданию специального имущественного фонда, средства которого выступают в качестве залога по выдаваемым кредитам;

- во-вторых, увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств

на субсидирование процентных ставок по кредитам. По мнению представителей банковского сообщества и малого бизнеса, государство должно субсидировать 60 % процентной ставки банка, сами банки - 20 %, предприниматели - 20 %. Большинство экспертов отмечает крайнюю неэффективность системы господдержки малого и среднего бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Действующая система предусматривает перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходит прямое финансирование отдельных предпринимателей. Необходимо создать механизмы, позволяющие использовать денежные средства и имущество Федерального фонда поддержки малого предпринимательства для субсидирования процентной ставки по кредитам, а также в качестве залогового обеспечения;

- в-третьих, всемерно поощрять создание и развитие страховых объединений предпринимателей - обществ взаимного страхования;

- в-четвертых, содействовать созданию специализированных банков (государственных или коммерческих) по кредитованию малого бизнеса. Деятельность таких банков могла бы осуществляться не только за счет собственных средств, но и с опорой на систему государственного рефинансирования. Альтернативный вариант может предусматривать государственное рефинансирование специально отобранных для этой цели банков;

- в-пятых, развивать сотрудничество мелких и крупных банков в целях расширения банковского кредитования малого бизнеса и снижения кредитных рисков.

В частности, крупные банки могли бы выделять своим партнерам из числа небольших банков целевые кредитные линии для финансирования малого и среднего бизнеса. Таким образом, мелкие банки смогут более эффективно удовлетворять спрос на кредиты со стороны малого бизнеса, а крупные - получать доход, не неся существенных затрат на кредитование большого количества малых предприятий.

Для улучшения условий банковского кредитования малого и среднего бизнеса необходимо также внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности:

- исключить из налогооблагаемой базы банков доход от кредитов, выданных малому бизнесу;

- снизить плату за регистрацию договоров залога транспорта и недвижимости у нотариусов путем установления фиксированной платы, а не процента от стоимости имущества [6; 4];

- способствовать развитию сети кредитных бюро;

- установить внеочередной порядок списания средств со счета для погашения ссудной задолженности и процентов по ней;

- признать обеспеченными кредиты, предоставленные малому и среднему бизнесу под гарантии и поручительство региональных фондов поддержки малого предпринимательства, а также крупных российских и зарубежных банков.

Следовательно, проведенный выше анализ банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства служит базой для выявления проблем и поиска необходимых мер по созданию благоприятных условий в данной сфере.

Литература

1. Александрова А. И. Роль предпринимательской среды в инновационном развитии // Проблемы современной экономики. 2013. № 3. С. 213-221.

2. Бочарова О. Н. Направления совершенствования государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 10.

3. Мамонтов В. Д., Осадчая Т. Г. Российское предпринимательство: тенденции движения к новой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9.

4. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов, 2013.

5. Сутягин В. Ю. Российский ипотечный рынок: до и после кризиса // Социально-экономические процессы. Тамбов, № 10. 2011.

6. Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2011 г. РБК. Рейтинг. иКЬ: http://rating.rbc.ru

7. Малое и среднее предпринимательство в России. Федеральная служба государственной статистики иКЬ: http://www.gks.ru

8. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». иКЬ: www.raexpert.ru

9. Российский малый бизнес в условиях кризиса 2008-2009 гг. иКЬ: http://www.memoid.ru

10. Стратегия развития Сбербанка России на период до 2014 г. иЯЬ: www.sbrf.ru

* * *

THE ANALYSIS OF CREDITING OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA: CREATING FAVOURABLE CONDITIONS MEASURES

O. N. Bocharova, S. A. Potokina, O. I. Lanina

In modern conditions there is a cute problem: many banks carefully treat financing of small and medium business, considering its risky. One of the main reasons for it is the unwillingness of borrowers to provide information on the business and as an exit from a similar situation can serve the trust increase between banks and borrowers. For the solution of this problem the following methods of research were used in article: historical and genetic, abstract and logical, system analysis. The analysis of crediting of small and medium-sized enterprises showed that the number of the enterprises will grow every year. Therefore, the total volume of the given-out credits to small and medium business will increase further both at the expense of a gain of the new enterprises, and thanks to increase every year the sums of the given-out credits. In article the conclusion is drawn that in Russia it is expedient to take the following measures for creating favourable conditions for financing of small and medium business: increase in federal and regional budgets of volume of financial means on development of system of guarantee funds; increase in federal and regional budgets of volume of financial means on subsidizing of interest rates for the credits; encouragement of creation and development of insurance associations of businessmen - societies of a mutual insurance; assistance to creation of specialized banks on financing of small business; development of cooperation of small and large banks for expansion of bank financing of small and medium business and decrease in credit risks. This article concludes that today banks actively fight for sector of small and medium business, developing new programs of crediting, reducing level of qualifying standards to borrowers, accelerating decision-making process about giving the credit, and large banks began to practice unsecured crediting. For this reason it is quite probable that next year crediting of small and medium-sized enterprises will reduce a gap with other segments of business.

Key words: small and medium business, analysis, improvement measures, economy, crediting, business, banks, state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.