Научная статья на тему 'Анализ используемого инструментария трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах в связи с актуальным состоянием российского рынка труда'

Анализ используемого инструментария трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах в связи с актуальным состоянием российского рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРУДА / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СПРОС НА ТРУД / ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцева Маргарита Васильевна, Смирнов Владимир Михайлович, Юрзинова Ирина Леонидовна

Задача. В статье рассматриваются основные инструменты и методы повышения эффективности государственной политики в сфере трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах. Ретроспективный анализ динамики уровня безработицы в России по различным возрастным группам в период с 2000 по 2014 гг. позволяет сделать выводы об актуальности проблематики молодежной занятости в нашей стране и предложить адаптацию широко используемых в развитых странах инструментов государственной политики к российским реалиям. Методы и источники информации. На основе анализа открытых источников, проведено детальное статистическое исследование эффективности применения различных методов и инструментов, используемых в европейских странах и США. Выводы. Предложена адаптация широко используемых в развитых странах инструментов государственной политики к российским реалиям, таких как прогнозирование рынка труда, профориентация. Разработка более целенаправленной государственной политики по профориентации детей, подростков и молодежи, четкое понимание необходимого спектра профессий и определение количества вакансий в среднеи долгосрочной перспективе, наряду с комплексной работой по информированию представителей молодых поколений о необходимых экономике профессиях, о ситуации на рынке труда будут способствовать улучшению соответствия между спросом и предложением на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе. Рамки исследования. Анализ зарубежного опыта проводится в разрезе сопоставления европейской и северо-американской традиций государственного регулирования и особенного внимания к опыту Германии и США. Практическое значение. Результаты исследования предназначены для специалистов в области регулирования рынка труда и могут быть использованы при разработке молодежной политики в области занятости. Социальные последствия. Адаптация российской политики занятости в соответствии с международным опытом позволит улучшить ситуацию на рынке труда, будет способствовать росту соответствия между спросом и предложением на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязанцева Маргарита Васильевна, Смирнов Владимир Михайлович, Юрзинова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EMPLOYMENT POLICIES AND VOCATIONAL GUIDANCE FOR YOUNG PEOPLE IN DEVELOPED COUNTRIES REGARDING THE CURRENT STATUS OF THE RUSSIAN LABOR MARKET

Background. In present article the basic approaches to improve the employment policies and vocational guidance for young people in developed countries are considered. The relevance of the problems of youth employment regarding Russia are based on the retrospective analysis of the dynamics of unemployment in Russia in various age groups between 2000 and 2014. It has allowed us to consider and adopt approaches widely used in developed countries to Russian realities. We have analyzed and compared the experience of the state regulation of the European and North American labor markets. Materials and methods. Based on open sources we conducted detailed statistical study of the approaches that have been used in European countries and the United States. Conclusions. General recommendation based on the presented study is to employ in Russia strategies widely used in developed countries, such as forecasting of the labor market and vocational guidance. Development of more goal-directed national employment policy and vocational guidance for children, adolescents and young people would provide a clear understanding of the required range of professions and determine the number of vacancies in the medium and long term. Moreover, it would improve the matching between supply and demand of skills on the labor market. We have analyzed and compared the experience of the state regulation of the European and North American labor markets. Particular attention was paid to German and American approaches. Results. Results of the study are intended for policy-makers, scholars and professionals in the field of labor market regulation and can be used in the development of youth employment policies. Learning international experience and its adaptation to Russian reality would improve both the employment situation and the match between demand and supply of professional skills.

Текст научной работы на тему «Анализ используемого инструментария трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах в связи с актуальным состоянием российского рынка труда»

7. ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

7.1. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ В СВЯЗИ С АКТУАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ

и 1

РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА1

Рязанцева Маргарита Васильевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mriaz@yandex. ш

Смирнов Владимир Михайлович, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Института сокращенных программ, профессор департамента экономической теории

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

VMSmirnov@fa.ru

Юрзинова Ирина Леонидовна, доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической теории

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

yurzinovail@mail.ru

Аннотация

Задача. В статье рассматриваются основные инструменты и методы повышения эффективности государственной политики в сфере трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах. Ретроспективный анализ динамики уровня безработицы в России по различным возрастным группам в период с 2000 по 2014 гг. позволяет сделать выводы об актуальности проблематики молодежной занятости в нашей стране и предложить адаптацию широко используемых в развитых странах инструментов государственной политики к российским реалиям. Методы и источники информации. На основе анализа открытых источников, проведено детальное статистическое исследование эффективности применения различных методов и инструментов, используемых в европейских странах и США.

Выводы. Предложена адаптация широко используемых в развитых странах инструментов государственной политики к российским реалиям, таких как прогнозирование рынка труда, профориентация. Разработка более целенаправлен-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверсите-та 2016 года.

ной государственной политики по профориентации детей, подростков и молодежи, четкое понимание необходимого спектра профессий и определение количества вакансий в средне- и долгосрочной перспективе, наряду с комплексной работой по информированию представителей молодых поколений о необходимых экономике профессиях, о ситуации на рынке труда будут способствовать улучшению соответствия между спросом и предложением на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе. Рамки исследования. Анализ зарубежного опыта проводится в разрезе сопоставления европейской и североамериканской традиций государственного регулирования и особенного внимания к опыту Германии и США. Практическое значение. Результаты исследования предназначены для специалистов в области регулирования рынка труда и могут быть использованы при разработке молодежной политики в области занятости.

Социальные последствия. Адаптация российской политики занятости в соответствии с международным опытом позволит улучшить ситуацию на рынке труда, будет способствовать росту соответствия между спросом и предложением на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе.

Ключевые слова: экономика труда, рынок труда, профориентация, профессионально-квалификационный уровень, трудоустройство, спрос на труд, предложение труда.

ANALYSIS OF EMPLOYMENT POLICIES AND VOCATIONAL GUIDANCE FOR YOUNG PEOPLE IN

DEVELOPED COUNTRIES REGARDING THE CURRENT STATUS OF THE RUSSIAN LABOR MARKET

Ryazantseva Margarita V., PhD, associate professor

Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mriaz@yandex.ru

Smirnov Vladimir M., Vice Director of the Institute of Accelerated Programmes of the University of Finance under auspices of the Government of the Russian Federation. DoS (economics), Assistant Professor

Work place: the Institute of Accelerated Programmes of the Financial University under the Government of the Russian Federation

VMSmirnov@fa.ru

Yurzinova Irina L., Doctor of Science (economics), associate professor, professor of the economic theory department Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

yurzinovail@mail. ru

Annotation: Background. In present article the basic approaches to improve the employment policies and vocational guidance for young people in developed countries are considered. The relevance of the problems of youth employment regarding Russia are based on the retrospective analysis of the dynamics of unemployment in Russia in various age groups between 2000 and 2014. It has allowed us to consider and adopt approaches widely used in developed countries to Russian realities. We have analyzed and compared the experience of the state regulation of the European and North American labor markets.

Materials and methods. Based on open sources we conducted detailed statistical study of the approaches that have been used in European countries and the United States.

Conclusions. General recommendation based on the presented study is to employ in Russia strategies widely used in developed countries, such as forecasting of the labor market and vocational guidance. Development of more goal-directed national employment policy and vocational guidance for children, adolescents and young people would provide a clear understanding of the required range of professions and determine the number of vacancies in the medium and long term. Moreover, it would improve the matching between supply and demand of skills on the labor market. We have analyzed and compared the experience of the state regulation of the European and North American labor markets. Particular attention was paid to German and American approaches. Results. Results of the study are intended for policy-makers, scholars and professionals in the field of labor market regulation and can be used in the development of youth employment policies. Learning international experience and its adaptation to Russian reality would

improve both the employment situation and the match between demand and supply of professional skills.

Keywords: work economy, labor market, career guidance, vocational level, employment, demand for work, offer of work.

Проблемы трудоустройства и профориентации молодежи в настоящее время являются ключевыми и системообразующими в рамках формирования стратегического видения будущего развития любой развитой и развивающейся страны, так как от их решения зависит устойчивость социально-экономических систем и перспективы их развития. Иными словами проблемы трудоустройства и профориентации молодежи - это более чем просто экономические проблемы, это проблемы стратегического развития любой экономики и государства. В этой связи особенно актуальным для России представляются формы и способы их решения в различных странах, и в первую очередь, в странах, добившихся высоких успехов в социально-экономическом развитии.

В современной России вопрос трудоустройства молодежи, хотя и не стоит достаточно остро в сравнении с другими социально-экономическими проблемами, тем не менее, является критически важным для перспектив обеспечения социальной стабильности и перехода к инновационному развитию. За последние пятнадцать лет ситуация с безработицей населения существенно изменилась в лучшую сторону, что качественно подтверждается цифрами официальной статистики (таблица 1). На август 2016 года численность безработных, просчитанная по сопоставимым критериям, составила 4037 тысяч человек, что существенно не превышает уровень 2014 года (рост 3,8 %) и не влияет ключевым образом на сделанные нами выводы. При расчете таблиц 1,2 и рисунка 1 был использованы источники [1,2].

Таблица 1

Общая численность безработных в РФ по возрастным группам населения*

тесепо Л" 20 20-24 25-29 30-34 35-33 40-44 45-49 50-54 55-5Р (50-72

2000. в % 100.00% 9.6 [7.2 12.5 Î1.6 13,6 12.9 [0.4 6.4 .1 2.8

2000, птыс. чал. 7700 739,2 ¡324,4 962,5 *93,2 1047,2 993,3 800,8 492,11 231 215,6

2005. и И. im 9.5 1Я.1 13.6 ll.R 9.9 11.3 11.2 КГ, л. Я 1.9

2005, в тыс. чел J 2-12 ■/97,99 959,29 712,91 618,56 518,96 592,3 5 5 Я 7,1 450,81 199,2 99,598

100 4.2 20.3 15.8 [2.4 10.2 8.6 8.7 10.3 6.3 2.9

201В ТЫС. чгл. 38X9 163.34 7X9J7 614,46 4X2,2-1 396,611 334,45 338,34 408,35 245,01 112.78

^Составлено автором по данным сборника «Российский статистический ежегодник. 2015».

Довольно позитивная картина снижения в течение длительного периода общего уровня безработицы сопровождается повышением доли младших возрастных групп в общей численности безработных, что является довольно тревожным сигналом. Дополняет представленную выше картину рассчитанные данные по численности самих возрастных групп населения и доли безработных уже не в разрезе всей численности безработных, а относительно численности соответствующей

возрастной группы (таблица 2). Самая младшая (до 20 лет) и самая старшая возрастная (от 60 до 72 лет) группы не учитывались в связи с тем, что в статистических справочниках не удалось подобрать адекватную информацию для сопоставления данных показателей. Однако в целях нашего исследования анализ восьми основных возрастных групп представляется вполне достаточным для формулирования выводов.

Таблица 2

Доля безработных в возрастных группах населения РФ*

Возрастная группа

20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59

чи сл е н нос ть во зр астн ой группы, тыс. чел., 2000 11106 10451 9620 11333 12651 11434 9409 4995

% безработных я группе 11,93 9,21 9,28 9,24 7,85 7,00 5,24 4,62

ч и сл с и 11 ос ть во зр астм о й группы, тыс. чел., 2005 12122 12012 11016 10211 9251 10561 11509 10063

% безработных е группе 7,91 5,93 5,62 5,08 6,40 5,56 3,92 1,98

численность возрастной группы, тыс. чел., 2011 9293 12620 12092 10881 10122 9140 10957 10873

% безработных в группе 8,50 4,87 3,99 3,64 3,30 3,70 3,73 2,25

^Составлено автором по данным сборника «Российский статистический ежегодник.

Сложившиеся тенденции могут быть усилены повышением пенсионного возраста и существенными изменениями в функционировании образовательной системы в Российской Федерации, что создает опасность повышения доли незанятых среди молодых поколений, провоцируя все связанные с этим явлением социально-экономические и политические риски (рисунок 1).

-% безр- в возрастной группе, 2000

безр. в возрастной группе,

2005

-% безр. в возрастной группе,

2014

20-2425-2930-3435-3940-4445-4950-5455-59

Рисунок 1.

В этой связи представляется чрезвычайно актуальным и важным изучение опыта развитых стран в рамках исследуемой нами проблематики с учетом того, что эксперты различных международных организаций (Международная организация труда (ILO), Европейский фонд образования (ETF), Европейский центр по развитию профессионального образования (Cedefop) и др.) отмечают растущий уровень молодежной безработицы. Так, по оценкам экспертов ILO, численность безработных в мире в возрасте от 15 до 24 лет в 2016 г. составит 71 млн. человек (или 13,1 процента), что на 0,5 млн. больше, чем в 2015 г. Причем с этой проблемой сталкиваются все страны, правда, как видно из представленных в таблице 3 данных, в разной степени. И если в странах развитой экономики, уровень молодежной безработицы превышает общемировой уровень (по оценкам в 2016 г. он составит 14,5%), имеется тенденция на его снижение. В странах быстрорастущих развивающихся экономик (emerging economy) уровень молодежной безработицы растет: если в 2015 г. он составлял 13,3 процента, то в 2017 г. он возрастет до 13,7 процентов. Самый низкий, и что важно, достаточно стабильный, уровень молодежной безработицы отмечается в развивающихся (developing) странах [3]. Решение проблемы недоиспользования трудовых ресурсов позволит уменьшить влияние демографических изменений, которые испытывают практически все страны, кроме того позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения.

Решению проблемы более эффективного трудоустройства молодежи и снижению молодежной безработицы способствуют различные меры, в том числе профориентация [4].

Цель данной статьи заключается в обобщении международного опыта трудоустройства и профориентации молодежи. В качестве объектов исследования были выбраны два различных полюса современного развитого мира: страны Европейского союза, в частности, Германия, которая смогла достичь одного из низких уровней молодежной безработицы в мире, и США, которая обладает интересным опытом по профориентации молодежи, для чего в данной стране создано большое число онлайн ресурсов. Большой интерес представляют собой новые, концептуальные подходы, которые направлены на вовлечение, социализацию молодежи в рамках поиска для каждого претендента оптимального и максимально эффективного рабочего места, что в целом повышает эффективность общественного воспроизводственного механизма.

Информационную базу исследования составили общедоступные материалы международных организаций ETF, ILO, Cedefop, Правительства Германии, образовательных организаций США и др.

Одной из серьезных демографических проблем Европы является старение населения, сопровождающееся повышением возраста трудовой активности граждан, что, наряду с расширением автоматизации производственных процессов, влечет за собой повышение консервативности рынков труда и снижение эластичности процесса создания новых рабочих мест по отношению к экономическому росту. Поэтому европейские страны проводят масштабную работу, направленную на помощь молодежи в трудоустройстве и профориентации. В рамках стран Европейского союза принят ряд специальных инициатив, например, Skills Panorama, представляющая собой онлайн ресурс, аккумулирующий данные о спросе, предложении и несоответствии между ними на европейском рынке труда. Для уменьшения барьеров, обусловленных различиями в уровне и условиях образования в разных странах, реализуются Болон-ский, Копенгагенский, Туринский процессы.

Стратегия по борьбе с молодежной безработицей была разработана в рамках Европейской стратегии занятости и принята странами Евросоюза в 2010 г. В 2012 г. данная стратегия была дополнена инициативой «Шансы для молодого поколения», в соответствии с которой предполагались реформы институтов и механизмов регулирования рынка труда с целью создания более благоприятных условий для трудоустройства молодежи.

Одним из новых механизмов стало создание в рамках ЕС ряда специальных фондов, в частности Европейского социального фонда (ESF), предназначенного не только для вы-

платы пособий, но и для финансирования программ переобучения молодежи.

Реализуемая в настоящее время программа «Европа-2020» направлена на обеспечение 75 процентной занятости трудоспособного населения Европы в возрасте от 20 до 64 лет.

Особые задачи поставлены в отношении выпускников учебных заведений: время поиска работы выпускниками не должно превышать 4 месяцев. Решить данную задачу должно помочь увеличение гибкости и подвижности европейского рынка труда.

Регулирование европейского рынка труда базируется на следующих основополагающих принципах:

- содействие адаптации и интеграции;

- развитие предпринимательства;

- помощь в трудоустройстве;

- равные возможности.

Во всех странах ЕС для достижения стратегических целей используются схожие инструменты, такие как партнерские связи между государственными и коммерческими агентствами по трудоустройству, создание разветвленной системы профориентации; информирование молодежи о необходимых на рынке труда вакансиях, обучение и переобучение, привлечение работодателей в процесс обучения и стажировки молодежи.

Германия присоединилась к рекомендациям ЕС по разработке гарантий для молодежи в апреле 2013 г. Это расширило возможности по сокращению молодежной безработицы в странах-членах ЕС и создало важные стимулы для улучшения образования и политики на рынках труда. Германия рассматривает разработку молодежных гарантий как динамичный, постоянно развивающийся процесс.

Разработку, управление и координацию программы по предоставлению гарантий молодежи осуществляет Федеральное министерство труда и социальной защиты (The Federal Ministry for Labor and Social Affairs). Федеральное агентство занятости является ключевым элементом на рынке труда Германии в сфере предоставления гарантий и страховании молодежной безработицы.

Так же, наряду с местными центрами занятости и муниципальными агентствам, создана сеть центров по поиску работы локального уровня, которые оказывают разнообразный сервис по профессиональному обучению, консультированию, продолжению профессионального образования и трудоустройству.

Безусловно, рекомендации ЕС были подвергнуты национальной интерпретации. Правительство Германии уделяет особое внимание обеспечению гарантий молодежи из стран ЕС, молодежной политике занятости и проблеме молодежной безработицы, что позволило Германии добиться самого низкого среди стран Евросоюза уровня молодежной безработицы (таблица 1, рисунок 1) [5].

Таблица 3

Динамика уровня безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет*_

2004 2009 2011 2012 2013 2014 2015

Германия 6,2 5,8 4,5 4,1 4,0 3,9 3,5

Швеция 9,0 12,8 12,1 12,4 12,8 12,7 11,2

Франция 7,3 9,1 8,3 8,8 9,0 8,9 9,1

^Источник: Составлено авторами, на основе данных Евростата [6]

> LrtkOr^-MmQ^lMt-nfLOKB^XCTlO^fNrvi

□ cnmmcTicrrjnQnoQQrjno^Hrt^H^

— cnmmmmoQoooooooooooo

о. ^^^^^M^JrMMrNMr^M^JrMMrNMr^

и Year

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z3

-Age 15 to 74 - Under 25 age

Рисунок 2. Изменение уровня безработицы в Германии в 1995-2013 гг. Источник: [5, с. 8].

Это обусловлено проводимой в Германии работой среди молодежи по профессиональной ориентации, наставничеством («Berufseinstiegsbegleitung»). Статистические данные о ситуации на рынке труда Германии наглядно свидетельствуют, что, как правило, с проблемами поиска работы и период поиска работы дольше среди молодежи, не имеющей профессиональной квалификации: уровень безработицы для такой молодежи составляет порядка 20%, что намного выше, чем уровень безработицы среди молодежи со средним профессиональным образованием (около 5%) и академическим образованием (около 3,5%). Рабочие места для высококвалифицированной молодежи являются более стабильными. Кроме того, уровень образования влияет на уровень оплаты труда: молодежь, имеющая профессиональное образование или прошедшая стажировку, получает на 30 % больше, а молодежь, имеющая диплом университетов - на 60% [5,7].

В дополнение к существующим университетам и профессионально-техническим институтам, в Германии создана так называемая дуальная (dual) система образования и стажировок, с привлечением работодателей и профсоюзов, которая предполагает одновременное обучение в учебном заведении и прохождение практики на производстве (до 80% предусмотренного учебным планом на обучение времени). Подобная система способствует профессиональному самоопределению, профориентации и формированию необходимого практического опыта. В Германии специально создаются профессиональные курсы на основе дуального обучения на базе университетов и институтов. Таким образом, разнообразные учебные заведения обеспечивают экономику Германии необходимыми ей высококвалифицированными рабочими и учеными, при этом способствует их трудоустройству.

Непрерывное обучение таким образом необходимо для того чтобы заполнить образующийся между спросом и предложением труда разрыв. И это также помогает молодежи сделать правильный профессиональный выбор и помогает им найти постоянную работу.

В Германии реализуется программа содействия региональной мобильности. Федеральное агентство занятости готовит ежедневный перечень вакансий по всей стране. Этот перечень помогает корректировать диспропорции на региональном рынке труда. Для того, чтобы способствовать трудовой мобильности, соискатели работы могут получить соответствующую помощь из бюджета определенного уровня, например, чтобы покрыть затраты на проезд на интервью или расходы на переезд.

В Германии, при Федеральном агентстве занятости, создан специальный он-лайн сервис «JOBBORSE», на котором размещается информация о существующих вакансиях в разных регионах и обеспечивается содействие в поиске работы по всей стране. Кроме того, Агентство осуществляет мониторинг ситуа-

ции на рынке труда, результаты которого упрощают понимание и увеличивают степень доступности данных, представленных в виде инфограмм о региональном дефиците квалифицированных кадров.

Для решения проблемы нехватки трудовых ресурсов, Федеральное Правительство разработало и реализует специальную программ «The Job of My Life (MobiPro-EU), в соответствии с которой осуществляется поддержка профессиональной мобильности молодых людей в возрасте 18-35 лет из стран ЕС, не имеющих профессиональной квалификации, но заинтересованных в получении профессионального образования или прохождении профессиональных курсов в Германии. Вторая целевая группа включает молодых квалифицированных рабочих, которые в настоящее время являются безработными и кто заинтересован в смене профессии или занятия получении квалифицированной вакансии в тех сферах, по которым имеется нехватка квалифицированных кадров в Германии. Только в 2013-2014 гг. с начала старта программы было получено около 7000 заявок, более 4000 из которых из Испании. Причем, около 65% заявлений было подано с целью получения профессионально-технического образования или обучения.

Для содействия занятости среди молодежи, Правительство Германии реализовало и продолжает реализовывать большое число программ по созданию благоприятного предпринимательского климата в стране. Реализуются специальные проекты по информированию молодежи о возможностях работать в качестве самозанятых в университетах, школах, профессиональных учебных заведениях, на курсах.

Швеция также реализует общеевропейские принципы молодежной политики, тем не менее, уровень молодежной безработицы в этой стране является достаточно высоким. В этой стране аналогично Германии используются собственные инструменты. В соответствии с принципами молодежной политики Швеции, ни один молодой человек не должен столкнуться с проблемой длительной безработицы. Молодые люди получат возможность либо учиться, либо работать. Муниципалитеты Швеции обязаны предоставлять молодым людям в возрасте до 25 лет с образованием, опытом или без опыта работы рабочие места в течение 90 дней. Планируется расширять использование учебных договоров и ученических рабочих мест.

Проблемы молодежной безработицы являются актуальными и для США. В то время как в октябре 2014 года уровень безработицы для физических лиц в возрасте 25-54 составлял 4,9 процента, для молодежи в возрасте 20-24 лет он был почти в два раза выше (10,5 процента), а для лиц в возрасте 16-19 лет -выше почти в четыре раза (18,6 процента). Данные цифры очевидны, поскольку лица более низким уровнем образования имеют меньше возможностей на рынке труда. В 2014 г. уровень безработицы среди молодежи, не имеющей среднего образования, составлял 7,9 процентов, а для выпускников колледжей - только 3,1 процента от общего числа выпускников колледжей. Уровень образования влияет и на уровень доходов. В США лица, не получившие среднего образования, зарабатывают в течение жизни примерно на 25 процентов меньше тех, кто имеет среднее образование, и почти на 60 процентов меньше выпускников колледжей.

Для решения проблемы молодежной безработицы в США реализуются меры, подобные европейским. Выделяются гранты Career Connect для финансирования сотрудничества местных работодателей, колледжей, школ.

Бюджет 2015 включал расходы в размере $ 2,5 млрд. на программу Summer Jobs Plus, в рамках которой будут финансироваться шестьсот тысяч летних и круглогодичных рабочих мест для молодежи.

Правительство США реализует активные программы на рынке труда (например, «Мост к работе»), в рамках которых разрабатываются государственные стратегические планы по повышению доступа молодежи к качественному образованию, при этом пристальное внимание уделяется лицам с ограниченными возможностями, молодежи, не обучающейся в школе. Совершенствуются системы профессиональной переподготовки взрослого населения, в том числе уволенной молодежи, которые финансируются Департаментом труда США, реализуются программы по обучению и повышению квалификации для молодежи из неблагополучных семей.

В соответствии с изменениями в спросе на навыки, в США реализуется программа «YouthBuild», направлена на развитие академических и профессиональных навыков, а также развитие лидерских качеств молодежи в возрасте 16-24. Осуществляются инвестиции в программы повышения квалификации учителей, что позволит повысить качество образования и выпускников. Ведется работа по интеграции образования и работодателей (совершенствуются образовательные программы с учетом потребностей работодателей, создаются места для стажировок молодежи). Федеральное правительство субсидирует низкий уровень процентных ставок по студенческим кредитам.

Положительным примером трудоустройства специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, является система трудоустройства магистров, созданная в США. Учебные заведения проводят профориентацию магистров, для этого издаются специальные справочники.

Аналогичную работу проводят департаменты начального и среднего образования (ESE), которые также разрабатывают специальные учебные пособия для учащихся средней школы, содержащие разнообразную информацию о рынке труда. Цель данных пособий - комплексное знакомство молодежи не только с информацией о рынке труда (знакомство с базами данных об отраслях и профессиях, данные о спросе на профессии по отраслям и др.), а возможность проведения детального экономического исследования. Тем самым данные пособия способствуют более осознанному планированию карьеры молодежи с учетом реальной ситуации в экономике и на рынке труда (с учетом местожительства, реального спроса, уровня оплаты труда и др.). Кроме того, данные пособия знакомят с информационными ресурсами о рынке труда, которые позволят молодежи в поиске работы.

По мнению экспертов, выбор профессии, планирование карьеры в современных условиях осложнено высоким уровнем подвижности внешней среды. В процессе профориентации молодежи очень важно ориентировать молодежь не на выбор какой-то одно узкой профессии. Необходимо ориентировать молодежь на выбор профессиональных кластеров и развивать у них такие способности как гибкость, способность перемещаться в рамках профессионального кластера. Для более эффективного планирования карьеры с учетом реальных потребностей экономики и рынка труда, рекомендуется преподавателям осуществлять совместно с учащимися исследовательские проекты, целью которых должна заключаться в анализ сложившейся ситуации в экономике и на рынке труда [8, 9].

Как видно из представленных в таблице 4 данных, в США создано большое количество общедоступных информационных ресурсов, которые могут помощь молодежи найти работу.

В данной таблице представлена информация об основных веб-сайтах и базах данных, которые рекомендуются учащимся школ и студентам колледжей и университетов для выбора профессии и поиска работы в США. (Ссылки приведены по состоянию на 1 августа 2016 года) [9].

Таблица 4

Информационные ресурсы, используемые для профориентации молодежи в США

Сайт Содержание URL

Bureau of Labor Statistics Статистические данные по рынку труда. Информация по профессиональным группам -о средней заработной плате, необходимом уровне образования и др. http://www.bls.gov/

U.S. Census Bureau Демографические данные за десять лет http://www.census.gov/ topics/population.html

UMass— Donahue Institute; Population Estimates Program Сгруппированные данные о численности населения по возрасту для Массачусетса http://pep.dona hue-institute.org/

Federal Reserve Bank of St. Louis База данных по населению трудоспособного возраста https://research.stlouisfed.org/ fred2/series/LFWA64TTUSM64 7S

NAICS System Классификация отраслей промышленности и коды http://www.census.gov/ eos/www/naics

Standard Occupational Classification System Профессиональная классификация и коды http://www.bls.gov/soc/

National Employment Matrix Промышленность/П рофессия переходы http://www.bls.gov/emp/home .htm

O*NET Профессиональная сеть США https://www.onetonline.org/

O*NET Academy Инструменты и обучающие материалы по использованию базы данных O*NET http://www.onetacademy.org

MassCIS Информационная система Массачусетс Карьера https://masscis.intoca reers.org/ materials/portal/home.html

Massachusetts Labor Market Data Региональная (по штатам, муниципалитетам) информации о рынке труда http://www.mass. gov/lwd/ economic-data

Employer Locator Работодатели Массачусетса по отраслям и местоположению http://lmi2.detma.org/lmi/ employers.asp

Одной из проблем, сдерживающих возможности трудоустройства молодежи является профессиональное регулирование рынка труда. По мнению экспертов (Коите^а М. И др., 2014) меры профессионального регулирования более широко распространены и оказывают более сильное влияние на работников в США (в соответствии с законодательством 29% работников подлежат обязательному лицензированию), чем в странах ЕС, где в зависимости от страны, разным методам регулирования подвержены от 9 до 24 процентов работников [10, С. 34].

Таблица 5

Число регулируемых профессий в разных странах. Источник: [10, С. 33].

Страна Количество регулируемых профессий

Швеция 38

Германия 86

Франция 90

Причем, как можно увидеть из представленных на рисунке 2 данных, в США наблюдается явный тренд на увеличение лицензируемых сфер деятельности, что, безусловно, создает дополнительные барьеры для входа молодежи на рынок труда.

0.45 0.4 0.35 0.3 0.15 0.2 0.15 0.1 0,05

-upper (юигк! -lower bound -USA

Рисунок 3. Тенденции в распространенности профессионального регулирования занятости в выборке из восьми государств-членов ЕС (лицензирование, аккредитация, или сертификации) и США (только

лицензирование). Источник [10, С. 43] Важно заметить, что сложная ситуация на рынке труда стимулирует молодежь инвестировать в развитие собственного образовательного уровня и профессиональных навыков. По результатам исследований, проведенных ОСЭР, как видно из представленных на рисунке 4 данных, молодежь в возрасте 20 лет, которая имеет занятость (либо работает, либо учится), имеет более высокий уровень профессиональных навыков.

Рисунок 4. Зависимость уровня квалификации молодежи

Выводы.

Обобщая результаты проведенного исследования международного опыта содействия трудоустройству и профориентации молодежи, можно выделить основные стратегии, которые целесообразно внедрить в российскую практику. В основном в развитых странах происходит отход от практики прямой финансовой поддержки безработных в среде молодежи в пользу расширения инструментария поддержки получения более качественного образования и профориентации.

Необходима разработка более целенаправленной государственной политики по профориентации детей, подростков и молодежи. Четкое понимание необходимого спектра профессий и определение количества вакансий в средне- и долгосрочной перспективе, наряду с комплексной работой по информированию будущего поколения о необходимых экономике профессиях, о ситуации на рынке труда может способствовать более разумному выбору профессии. При этом на уровне государства важно понимать, что одним из приоритетных факторов выбора профессии является оплата труда. Поэтому важно изменение политики в данной сфере: сглаживание региональных диспропорций, задействование механизмов экономической политики, способствующих повышение реального уровня оплаты труда.

Одним из действенных инструментов повышения эффективности функционирования рынка труда в части расширения вовлечения молодых людей в трудовую деятельность являются государственные и частно-государственные информационные ресурсы. Администраторами подобных ресурсов могут являться как органы государственной власти, так и общественные организации, в частности профессиональные объединения работодателей. Интересен опыт США в части формирования информационных ресурсов высшими учебными заведениями.

Необходимо расширить систему мер, стимулирующих работодателей к созданию рабочих мест для молодежи в возрасте до 25 лет. Это позволит не только сгладить указанные во введении диспропорции в численности безработных по возрастным группам, но станет дополнительным каналом трансмиссии потребностей работодателей в профессиональных навыках и компетенциях, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, то есть позволит усилить сотрудничество с

от возраста и вида занятости, 2010. Источник: [11, С. 28] образовательными учреждениями и увеличить количество рабочих мест для прохождения стажировок и практик.

Список литературы:

1. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М.: 2015. - 728 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 18 сентября 2016 года).

3. Report in short: Youth employment in 2016. [Электронный ресурс] // http://www.ilo.org/global/about-the-ilo/multimedia/video/video-interviews/WCMS_514954/lang--en/index.htm (Дата обращения: 30 августа 2016 г.).

4. Субочева А.О., Рязанцева М.В., Кокорева Ю.А. Некоторые проблемы и тенденции российского рынка труда // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. 163 с. С. 122-123.

5. National Implementation Plan to Establish the EU Youth Guarantee in Germany. // Ministry of Labour and Social Affairs// April, 2014 [Электронный ресурс] // http://www.bmas.de/SharedDocs /Downloads/DE/PDF-Publikationen/a761-implementierungsplan-jugendgarantie-

en.pdf?_blob=publicationFile (Дата обращения: 05 августа 2016 г.)

6. Eurostat [Электронный ресурс]. // http://ec.europa.eu/eurostat /tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tespm080&plugin=1. (Дата обращения: 29 августа 2016 г.)

7. German Stability Programme 2016 [Электронный ресурс]. // http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/EN/Standardartikel/Press_ Room/Publications/Brochures/german-stability-programme-for-2016.html (Дата обращения: 29 августа 2016 г.)

8. The Current Population Survey // The Bureau of Labor Statistics. [Электронный ресурс]. // http://www.bls.gov/emp/ep_chart_001.htm (Дата обращения: 29 августа 2016 г.)

9. A Primer about Labor Market Information. Methods for Researching Industries and Occupations to Help Massachusetts Students Make Good Career Decisions [Электронный ресурс]. // http://www.doe.mass.edu (Дата обращения: 05 августа 2016 г.)

10. Koumenta М., Humphris A., Kleiner К. , Pagliero М. Occupational Regulation in the EU and UK: Prevalence and Labour Market Impacts (2014). [Электронный ресурс] // https://www.gov.uk/government/uploads/ sys-tem/uploads/attachment_ data/file/343554/bis-14-999-occupational-regulation-in-the-EU-and-UK.pdf (Дата обращения: 05 августа 2016 г.)

11. Better Skills, Better Jobs, Better Lives. A Strategic Approach to Skills Policies OECD, 2012. [Электронный ресурс] // http://innclub.info/wp-content/uploads/2012/05/1_Skills_strategy.pdf (Дата обращения: 05 августа 2016 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.