После значительного сокращения в текущем году денежных доходов населения, в 2010-2012 гг. их восстановление будет идти умеренными темпами. Среднедушевые денежные доходы в 2012 г. по отношению к 2009 г. возрастут в номинальном выражении до 20 050 рублей, или на 37,6%.
Размер среднемесячной заработной платы в прогнозируемый период в номинальном выражении вырастет почти на 36,6% к уровню текущего года и к 2012 г. составит 20393 руб.
Прогнозируется рост величины прожиточного минимума на душу населения. В 2010 г. ее рост составит 13,8% к уровню 2009 г., в 2012 г. - 60,6% [1].
Созданная в Татарстане инфраструктура антикризисного управления в полной мере удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня и позволяет эффективно функционировать системе антикризисного управления.
Литература
1. Доклад министра экономики РТ М.Р.Сафиуллина «Об итогах социально-экономического развития РТ в 2009году, среднесрочных прогнозах и концепции стратегии республики на 2010-2012 гг.», www.wert.tatar.ru
2. Идрисов А. «Стратегия развития региона» // Интернет-ресурс: сайт Агентства финансовой информации «Консультант», http:// www.dinform.ru/newanalit
3. К. Латухина Правительство РФ выносит на обсуждение Программу антикризисных мер // «Российская газета» — Центральный выпуск №4872 от 20 марта 2009 г.
4. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление — СПб.: Питер, 2005.
5. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004 г.
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Г.А. Галимова,
доцент кафедры финансов и налогообложения экономического факультета Башкирского государственного университета (г. Уфа), кандидат экономических наук
А.А. Сукиасян,
ассистент кафедры финансов и налогообложения экономического факультета Башкирского государственного университета (г Уфа)
В статье освещены некоторые аспекты инвестиционного процесса в Республике Башкортостан. Выделены основные показатели оценки инвестиционного климата. Определена необходимость смещения приоритетов при формировании инвестиционной политики региона от оценки инвестиционных рисков к инвестиционному потенциалу. Проведен анализ источников инвестирования с учетом иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный анализ, инвестиционная политика.
УДК 336.581 (470.51); ББК 65.9 (2 Рос. 57)-56
Необходимость усиления региональной компоненты в государственной инвестиционной политике вызвана разворачивающимися во всем мире процессами регионализации. Это предполагает формирование эффективных механизмов достаточного инвестиционного обеспечения регионального развития всех субъектов РФ и создания условий для оптимального встраивания экономики каждого из российских регионов в экономику страны.
Насыщенность инвестициями, элементами и компонентами их образующими в значительной мере определяет богатство региона, стратегическую основу его развития. При этом свою роль играют не только наличие инвестиций, их объемы, видовой состав, но и их дифференциация по направлениям и формам собственности, видам деятельности.
Российская экономика потенциально располагает необходимыми инвестиционными ресурсами. Однако решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности проблематично. Основными характерными недостатками данной модели являются ее разбалансированность, слабая связь с процессом расширенного воспроизводства.
Следует отметить еще одну проблему, сдерживающую инвестиционные процессы - не заинтересованность инвесторов во вложение средств. Имеющиеся денежные капиталы не могут быть направлены в реальный сектор экономики в силу того, что значительная часть производств низкорентабельна [4, 5]. Наряду с обеспеченностью инвестиционными ресурсами, актуальность приобретает обеспеченность нерыночными институциональными механизмами, позволяющими направить инвестиционные ресурсы в экономику. Все это порождает необходимость целенаправленных действий в сфере инвестиционной политики региона.
Инвестиционный климат является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в регионах РФ и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций. Основные компоненты структуры инвестиционного климата региона показаны на рис. 1.
Инвестиционная активность в регионе представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал
Инвестиционный климат региона
Инвестиционная привлекательность
±
к
о
Инвестиционная активность
Инвестиционный Инвестиционные
потенциал риски
Рис.1. Структура инвестиционного климата региона
Таблица 1
Динамика отдельных показателей по Республики Башкортостан
показатель 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ВРП в млрд руб 56,5 145,1 166,9 187,8 242,9 310,8 381,6 505,2 601,3
в % к предыдущему году 91,9 105,5 108,3 102,8 109 106,4 106,9 108,5 109,5
Инвести- ции в млрд руб 12,7 35,5 47,0 47,0 54,8 67,4 84,5 107,7 160,3
в % к предыдущему году 89 137,9 117,9 90,5 102,3 106 110,6 113,5 130,1
Инвестиции в % к ВРП 22,4 24,5 28,2 25 22,6 21,6 22,1 21,3 26,6
Численность населения, тыс. чел. 4119,8 4115,2 4108,2 4102,3 4092,3 4078,8 4063,4 4050,9
Инвестиции на душу населения, тыс. руб. 8,6 11,4 11,4 13,3 16,5 20,7 26,5 39,6
региона. Динамика обобщенных показателей, отражающих инвестиционную активность по Республике Башкортостан (РБ) представлена в табл. 1.
При росте объема инвестиций за весь анализируемый период, отмечаются существенные колебания в темпах роста по сравнению с каждым предыдущим годом. Сочетание стабильности экономики, репутации добросовестного заемщика и делового партнера, а также значительного инвестиционного потенциала позволило создать заинтересованность инвесторов в увеличении вложений в экономику региона. Однако динамика инвестиций в основной капитал свидетельствует о длительности и сложности восстановления разрушенного инвестиционного потенциала.
Долгое время в Российской Федерации ведущим показателем при определении инвестиционной привлекательности оставался инвестиционный риск. Имеются различные методики оценки инвестиционных рисков, которые используют рейтинговые агентства. Достаточный уровень инвестиционной безопасности РБ констатируется всеми международными агентствами. В подтверждение в табл. 2 приведена оценка двух признанных международных рейтинговых агентств «Moody’s» и «Standard&Poor’s».
Таблица 2
Оценка инвестиционной безопасности РБ
Standard&Poor’s Moody’s
2003 В+, прогноз стабильный Ва3, прогноз стабильный
2004 ВВ-, прогноз стабильный Ва1, прогноз стабильный
2005 ВВ-, прогноз позитивный Ва1, прогноз стабильный
2006 ВВ, прогноз стабильный Ва1, прогноз стабильный
2007 ВВ, прогноз стабильный Ва1, прогноз стабильный
2008 ВВ+, прогноз стабильный Ва1, прогноз стабильный
Однако данный показатель как фактор активизации инвестиционных процессов по-нашему мнению изжит, что связано с двумя причинами. С одной стороны, благодаря усилиям федерального центра возможности для региональной самостоятельной деятельности существенно сократились, что привело к определенной нивелировке региональных различий по уровню рисков. С другой, — за прошедшие годы те региональные власти, которые всерьез занимались созданием благоприятного инвестиционного климата, уже успели принять все быстро ре-
ализуемые меры по минимизации рисков и исчерпали имеющиеся возможности.
В сложившихся условиях инвестиционный потенциал как ведущий показатель инвестиционной привлекательности регионов становится отправной точкой при определении инвестиционной политики.
Инвестиционный потенциал — это объективные предпосылки (возможности) региона для инвестиций, т.е. насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.д.), которые могут быть выражены количественно. Вместе с тем, инвестиционный потенциал региона — это совокупность объективных социально-экономических и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций в его основной капитал. Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.
Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов: трудового, потребительского, инфраструктурного, производственного, инновационного, финансового, институционального, природно-ресурсного. Данный подход учтен рейтинговым агентством «Эксперт» при составлении рейтинга инвестиционных потенциалов регионов Российской Федерации. При ранжировании регионов также учитывается туристический потенциал, как составная часть инвестиционного потенциала. По инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску агентство «Эксперт» определяет Республике Башкортостан 15 ранг в течение 2006-2008 гг. При расчете инвестиционного потенциала некоторые авторы в содержание данного понятия вкладывают только объем финансовых ресурсов, в частности объем сбережений. Так в основу анализа инвестиционного потенциала регионов РФ, проведенного Мельниковой Л.В, были положены два показателя: объем расчетных инвестиционных ресурсов и их доля, направленная на инвестиции в основной капитал. При этом в основе первого показателя использована разность между валовым региональным продуктом, фондом оплаты труда и суммы налогов, направляемых в региональный бюджет (некий показатель, заменяющий валовые сбережения, расчет которого не возможен в силу отсутствия данных по системе региональных счетов). В результате проделанной работы все округа РФ были дифференцированы на инвестиционно избыточные и инвестиционно дефицитные. При
этом Приволжский федеральный округ согласно этим данным был определен инвестиционно самодостаточным. [5].
Башкортостан, как один из регионов Приволжского округа можно считать регионом с благоприятным инвестиционным климатом и достаточно высоким инвестиционным потенциалом в силу ряда очевидных факторов:
• высокий уровень экономического развития (Башкортостан входит по этому показателю в первую десятку регионов России);
Структура источников
• интенсивный рост уровня доходов населения;
• богатые природные ресурсы;
• мощный, хотя технически устаревший производственный потенциал.
С точки зрения анализа инвестиционного процесса в РБ немаловажное значение имеет структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, что отражено в табл. 3.
Таблица 3
финансирования в РБ
2000 2005 2006 2007
млн рублей % млн рублей % млн рублей % млн рублей %
Всего инвестиций 32384,8 100 62967,1 100 77900,0 100 110414,9 100
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 16328,3 50,4 32319,8 51,3 35861,9 46,0 51359,2 46,5
их них за счет
Прибыли 9933,0 30,7 15371,0 24,4 17392,2 22,3 28111,9 25,5
Амортизации 5690,7 17,6 15622,2 24,8 16436,0 21,1 20968,0 19
привлеченные средства 16056,5 49,6 30647,3 48,7 42038,1 54,0 59055,7 53,5
в том числе:
кредиты банков 204,7 0,6 5916,4 9,4 7112,8 9,1 12021,5 10,9
заемные средства других организаций 248,8 0,8 1236,4 2,0 2404,9 3,1 4057,0 3,7
бюджетные средства 11075,6 34,2 11036,6 17,5 19165,5 24,6 24551,0 22,2
федерального бюджета 611,1 1,9 2397,6 3,8 4173,4 5,4 7105,6 6,4
республиканского и местных бюджетов 10464,5 32,3 8639,0 13,7 14992,1 19,2 17445,4 15,8
средства внебюджетных фондов 3337,5 10,3 29,7 0,1 57,0 0,1 72,8 0,1
Прочие (иностранные инвестиции) 1189,9 3,7 12428,2 19,7 13297,9 17,1 18353,4 16,6
Данные без учета инвестиций субъектов малого предпринимательства
Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ (Башкортостанстат).
Наиболее существенные темпы роста объема инвестиций в основной капитал по Республике Башкортостан были отмечены в 2000 и 2007 гг. Однако структура источников финансирования меняется неоднозначно. Данные табл. 3 показывают, что в 2000 г. преобладали собственные средства, а в 2007 г. — привлеченные средства. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты не имеют достаточных средств для инвестиций в основной капитал и вынуждены привлекать инвестиционные средства. Среди привлеченных средств в структуре источников инвестиций 2007 г. наибольшую долю занимают бюджетные средства — 22,2%, иностранные инвестиции 16,6%, кредиты банков — не более 10%. В целом темпы роста бюджетных средств снижаются, что обусловлено ограниченными возможностями использования бюджетных средств. Незначительно увеличивается удельный вес кредитов банков, что было связано с некоей стабилизацией экономики и банковского сектора. В 2008 г. объем кредитов в целом увеличился, однако в связи с финансовым кризисом темпы роста кредитных ресурсов по сравнению с 2007 г. сократились почти в два раза. В целом структура инвестиций по источникам имеет незначительные колебания, что подтверждает недостаточно активную инвестиционную политику в регионе.
По нашему мнению, увеличение объема инвестирования экономики возможно только при комплексном подходе к разработке инвестиционной политики и совершенствованию финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Однако механизмы воздействия и рычаги управления данных источников имеют несколько разноплановый характер.
Более подробно следует остановиться на анализе иностранных инвестиций, являющихся перспективным ресурсом. В РБ привлечение иностранных инвестиций становится задачей от эффективности, решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимой инвестиционной политики. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить все инвестиционные проблемы в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно. Для этого проследим объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности. Иностранные инвестиции
в РБ значительно повысились в 2005 году и имеют устойчивую тенденцию к росту.
Таблица 4 демонстрирует, что по видам экономической деятельности последние пять лет наблюдается резкий перекос иностранных инвестиций в сферу обрабатывающего производства. Более 60% иностранных инвестиции в 2008 г. направилось в эту сферу, а в 2006 г. доля составила более 99%. Также приоритетными сферами инвестирования являются государственное управление, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Меньше всего иностранных инвестиций было привлечено в здравоохранение и образование.
На сегодня около 90 стран мира являются партнерами республики в различных отраслях производства. Среди таких государств особо выделяются: Великобритания, Германия, Австрия и Турция. Суммарная доля этих стран, в общем объеме накопленных в РБ инвестиций, составила 80%.
Анализируя иностранные инвестиции по форме привлечения в 2005-2008 гг. можно сказать, что тенденцией является преобладание так называемых «прочих инвестиций», что можно увидеть на рис. 2. Преобладание прочих иностранных инвестиции в общем объеме можно легко посмотреть по долям с 2006 по 2008 соответственно 40%, 60% и 40% из общего объема иностранных инвестиций. Однако многие аналитики считают, что если бы не начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис, то в 2008 г. для прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла бы минимум 70% от общего объема иностранных инвестиций.
Что касается распределения иностранных инвестиций на территории РБ, то за период 2005-2008 гг., сохранилась ситуация прошлых лет. В РБ они направляются в основном только в Уфимский район, город Уфу и в город Салават. Инвестиционный потенциал муниципальных образований с точки зрения возможности привлечения иностранных инвесторов практически не рассматривается
В настоящее время существует ряд негативных факторов, которые сдерживают приток иностранных инвестиций в экономику. Среди них следует отметить: неразвитую систему страхования иностранных инвестиций; несовершенное налоговое и таможенное законодательство; неразвитость инфраструктуры;
Иностранные инвестиции в РБ по видам экономической деятельности в 2004-2008 гг.
Таблица 4
2004 2005 2006 2007 2008
тыс. долларов США тыс. долларов США тыс. долларов США тыс. долларов США тыс. долларов США
Всего инвестиций 91073,2 242734,1 61276,6 319617,1 178004,6
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,1 0,1 732,8 1,2
добыча полезных ископаемых 1,6 21213,8 11543,5
обрабатывающие производства 77172,1 240383,2 53869,5 228485,5 107989,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,1 98,9 0,4 1,2
Строительство 0,7 354,2 49,8 5,1 22,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2516,5 177,7 447,8 3535,3 1161,4
гостиницы и рестораны 0,1 4,9 247,9
транспорт и связь 10863,9 2043,3 753 1674,6
финансовая деятельность 0,3 3,5 2662,2 12742,1 2100,3
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 518,1 1422,7 232,6 3113 22693,8
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 607,1 45000 25000
Образование 0,6 0,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,2 0,6 0,1 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,2 288,3 1114,3 4035,8 5816,2
Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ (Башкортостанстат)
350000 /
300000-
250000
200000
150000-
100000-
50000
0 /
/
2004
2005
2006
Год
2007
2008
□ Всего инвестиций
□ портфельные инвестиции
□ прямые инвестиции
□ прочие инвестиции
Рис. 2. Объем и структура иностранных инвестиций в экономике РБ по видам инвестирования
непоследовательность инвестиционной государственной политики как в рамках региона, так и в целом по России.
Необходимы меры активизации притока иностранных инвестиций в экономику, среди которых следует выделить первоочередные:
• прозрачность российских предприятий для инвесторов и кредиторов;
• приоритет при государственной поддержке инвестиционных проектов должен отдаваться инновационным проектам;
• разработка мер, направленных на использование ресурсного потенциала региона с учетом задачи развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
• создание конкретного механизма предоставления льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции;
• привлечение иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Данные меры не абсолютны, но они, на наш взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении экономики.
Региональная инвестиционная политика представляет собой систему мер, осуществляемых региональными органами власти, по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально ориентированного развития региона [4]. Инвестиционное политика республики соответствует требованиям времени, закрепляет все основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Однако не достаточно разработаны адекватные механизмы реализации, а возможности их использования ограничены или исчерпаны.
Безусловно, ресурсное обеспечение является отправной точкой, на основе которой осуществляется формирование инвестиционного механизма. Однако следует учесть, что инвестиционный блок представляет собой переплетение производственно-экономических процессов и финансовых потоков. Одно из условий высокой эффективности инвестиционных процессов в регионе — разработка отлаженного механизма их взаимодействия.
При комплексном подходе к инвестиционным процессам инвестиционный механизм является определяющим фактором. Он включает в себя следующие составляющие: мотивационный блок, ресурсное обеспечение, правовое и методическое обеспечение, организационное обеспечение. Конечным результатом реализации каждого блока в совокупности инвестиционного механизма должен стать синергетический эффект от совместного, подчиненного единой цели использования инвестиционного капитала всех участников региональной финансовой системы.
По нашему мнению, для успешной реализации региональной стратегии укрепления инвестиционного потенциала, целесообразно осуществить ряд мероприятий, которые позволили бы путем косвенного воздействия на инвестиционную среду со стороны государственных органов управления и муниципальных
органов, активизировать имеющиеся ресурсы и тем самым заинтересовать потенциальных инвесторов во вложении средств.
Так, создание специализированного информационно-аналитического центра по комплексной обработке информации о субъектах региональной инвестиционной системы и состоянии инвестиционного климата в регионе, позволит концентрировать совокупность информационных ресурсов региона, обеспечивающих взаимодействие всех участников реализации стратегии. Актуально также профессиональное информационно-инвестиционное обеспечение предпринимательских и промышленных структур региона, например, через информационно-аналитические центры и региональные средства массовой информации.
Немаловажную роль может иметь создание специальной комплексной программы «Инвестиционный атлас региона», позволяющей обеспечить открытость информации о регионе, его инвестиционном рынке.
Таким образом, укрепление инвестиционного потенциала и расширение инвестиционных процессов в экономике видится в развитии коллективных инвестиционных капиталов путем создания системы государственной поддержки инвестиционной деятельности на региональном уровне.
Литература
1. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). — Уфа, 2009.
2. Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов // Вопр. статистики. — 2007. — № 6. — С. 48.
3. Голубович А.Д. Иностранные инвестиции в России. Законодательное регулирование.- М.: «АРГО», 2008.
4. Давыдова Л.В., Ильминская С.В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на основе оценки инвестиционных процессов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 13. — С. 56-62.
5. Литвинцева Г.П. Инвестиции в основной капитал: сибирский федеральный округ // Регион — 2006. — №4. — С. 182-197.
6. Мартынов А.С. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. — М.: «СТАР», 2009.
7. Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Рос. экон. журн. — 2007. — №5. — С.34-46.
8. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Рос. экон. журн. — 2007. — № 2. — С.49-58.
9. Рахимов М.Г. О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году: Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан. — Уфа, 2008.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ОБЛАСТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В.Н. Хасанова,
доцент кафедры менеджмента Сургутского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются различные точки зрения на природу экономической категории «качество жизни», основные подходы к его измерению, сопоставлению, и как следствие к установлению оправданных границ его применения. Показана правомерность и целесообразность применения данной категории для оценки условий человеческого существования. Исследованы основные направления реализации наиболее значимых программ Правительства Югры в области обеспечения качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: качество жизни населения, уровень жизни, индикаторы жизни, прожиточный минимум.
УДК 330.101 + 316.344.2; ББК 65.010 + 60.526.1
Несмотря на то, что понятие качество жизни прочно вошло в научную литературу и правительственные документы, проблема исследования качества жизни и его оценки остается актуальной. Во многих экономических и социологических исследованиях
уровень и качество жизни сводится к общему понятию — качество жизни.
По мнению авторского коллектива научного издания «Ква-лиметрия жизни», «качество и уровень жизни являются характе-