Научная статья на тему 'Анализ инвестиционной активности в рамках развития направления «Зеленой экономики» в Приморском крае'

Анализ инвестиционной активности в рамках развития направления «Зеленой экономики» в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЁНАЯ" ЭКОНОМИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / "ЗЕЛЁНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / "GREEN" ECONOMY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / "GREEN" INVESTMENTS / AGGREGATE COSTS / INVESTMENT PROJECTS / RUSSIAN FEDERATION / PRIMORSKY TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савченко Алёна Геннадьевна, Ибрагимова Маргарита Хакимовна

В данной статье исследовано понятие «зелёная» экономика с широкой и более узкой точки зрения. Автор подчеркивает тесную взаимосвязь «экологизации» экономики и устойчивого социального и политического развития. Рассмотрена актуальность данного направления, с помощью статистических данных обоснована необходимость развития «зелёной» экономики в Российской Федерации. Представлена оценка экологического и экономического ущерба от нерационального природопользования и неграмотной хозяйственной деятельности и проведена денежная оценка издержек, связанных с загрязнением окружающей среды. Рассмотрены основные цели перехода к «зелёной» экономике, некоторые способы достижения и их нормативно-правовое обеспечение. Представлены результаты от реализации «зелёных» проектов. Проанализирована тенденция к увеличению совокупных затрат на охрану окружающе6й среды и ее практические результаты, рассматриваемые через совокупные ввод природоохранных мощностей. В статье подчеркивается, что развитие «зелёной» экономики в России носит неравномерный характер. Субъектом для более детального рассмотрения выбран Приморский край. Определены и подтверждены статистическими данными основные проблемы региона, представлены планируемые инвестиционные проекты в рамках решения данных вопросов. Выявлены некоторые проблемы развития исследуемого направления в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of investment activity in the framework of the development direction of «green economy» in the Primorsky Territory

This article explores the concept of a "green" economy from a broader and narrower point of view. The author emphasizes the close relationship between the "greening" of the economy and sustainable social and political development. The urgency of this direction is considered, with the help of statistical data, the necessity of developing a "green" economy in the Russian Federation is substantiated. The estimation of ecological and economic damage from irrational nature management and illiterate economic activity is presented and the monetary estimation of the costs connected with environmental pollution is carried out. The main goals of the transition to a "green" economy, some ways of achieving and their regulatory support are considered. Results from the implementation of "green" projects are presented. The tendency to increase the total costs of environmental protection and its practical results, considered through the cumulative introduction of environmental protection capacities, is analyzed. The article emphasizes that the development of the "green" economy in Russia is uneven. The Primorsky Territory was chosen as the subject for more detailed consideration. The main problems of the region were determined and confirmed by statistical data, planned investment projects were presented in the framework of solving these issues. Some problems of development of the investigated direction in the province are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционной активности в рамках развития направления «Зеленой экономики» в Приморском крае»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN317.pdf

Статья опубликована 29.05.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Савченко А.Г., Ибрагимова М.Х. Анализ инвестиционной активности в рамках развития направления «зеленой экономики» в Приморском крае // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 330.332

Савченко Алёна Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток

Студент-бакалавр E-mail: savchenko-alenka@mail.ru

Ибрагимова Маргарита Хакимовна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток

Школа экономики и менеджмента1 Старший преподаватель кафедры «Экономики предприятия» E-mail: ibragimova.mkh@dvfu.ru; risha20@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=811283

Анализ инвестиционной активности в рамках развития направления «зеленой экономики» в Приморском крае

Аннотация. В данной статье исследовано понятие «зелёная» экономика с широкой и более узкой точки зрения. Автор подчеркивает тесную взаимосвязь «экологизации» экономики и устойчивого социального и политического развития. Рассмотрена актуальность данного направления, с помощью статистических данных обоснована необходимость развития «зелёной» экономики в Российской Федерации. Представлена оценка экологического и экономического ущерба от нерационального природопользования и неграмотной хозяйственной деятельности и проведена денежная оценка издержек, связанных с загрязнением окружающей среды. Рассмотрены основные цели перехода к «зелёной» экономике, некоторые способы достижения и их нормативно-правовое обеспечение. Представлены результаты от реализации «зелёных» проектов. Проанализирована тенденция к увеличению совокупных затрат на охрану окружающебй среды и ее практические результаты, рассматриваемые через совокупные ввод природоохранных мощностей. В статье подчеркивается, что развитие «зелёной» экономики в России носит неравномерный характер. Субъектом для более детального рассмотрения выбран Приморский край. Определены и подтверждены статистическими данными основные проблемы региона, представлены планируемые инвестиционные проекты в рамках решения данных вопросов. Выявлены некоторые проблемы развития исследуемого направления в крае.

Ключевые слова: «зелёная» экономика; охрана окружающей среды; экологизация экономики; «зелёные» инвестиции; совокупные затраты; инвестиционные проекты; Российская Федерация; Приморский край

1 690050, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8

Существование и жизнедеятельность человека испокон веков связаны с взаимодействием с окружающей средой. По мере совершенствования технологий и орудий труда, с одной стороны, появилась возможность всё большего изъятия и преобразования природных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей, с другой - становление современной техносферы привело к истощению многих компонентов природной среды и нарушению экологического равновесия на Земле. Именно поэтому в течение последних лет ведётся активное обсуждение необходимости формирования нового уровня экономического мышления, учитывающего не только разрастающиеся интересы и потребности людей, но и состояние природы в целом. То есть хозяйственная деятельность в части потребления ресурсов и воздействия на окружающую среду должна осуществляться в рамках долгосрочного планирования с учетом не только финансовых выгод. Концепция устойчивого развития делает упор на «экологизацию» экономики, то есть переход к «зеленой» экономике, предполагающей уменьшение воздействия на окружающую среду.

В широком смысле эксперты Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) рассматривают «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «результатом которой являются рост благосостояния населения и социальная справедливость, и которая в то же время значительно уменьшает экологические риски и дефицит природных ресурсов», т.е. улучшение качества жизни и среды проживания наряду с модернизацией и повышением эффективности производства2.

В более узком смысле под «зеленой» экономикой понимается внедрение технологий и оборудования для ресурсосбережения, экологически безопасной переработки отходов производства и снижения выбросов в окружающую среду, для учёта и прогнозирования климатических изменений, с целью повышения благосостояния населения в долгосрочной перспективе и минимизации негативных последствий хозяйственной деятельности людей [2]. Технологическую основу «зелёной» экономики составляют инновационные разработки в области повышения эффективности использования ресурсов и применения возобновляемых источников энергии.

Наиболее остро проблемы «зелёной» экономики обсуждались на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», на которой чётко подчеркнули взаимосвязь экономики, экологии и устойчивого развития и определили борьбу с бедностью одним из основных направлений. Однако, анализируя инструменты и способы перехода к «зелёной» экономике, многие учёные считают, что реальную возможность для такого процесса имеют лишь страны с высоким уровнем (США, Япония и др.) или темпом экономического развития (Бразилия, Китай и др.).

Данное направление крайне актуально и популярно в исследовательских работах российских учёных, что объясняется следующими факторами: прочная зависимость экономики России от углеводородов и других полезных ископаемых, стремительное истощение природных ресурсов, мировой переход к технологическим требованиям, формирующимся с учётом экологических факторов, а также установление «зеленых барьеров» для импортируемых товаров, что существенно влияет на положение России на международном рынке.

Необходимость внедрения технологий «зелёной» экономики в России подтверждается статистическими данными об объёмах различных выбросов в окружающую среду. Так,

2 Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности: обобщающий доклад для представителей властных структур / ЮНЕП [Электронный ресурс: http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/GER synthesis ru.pdf].

например, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) в 2013 году на территории Российской Федерации в атмосферу было выброшено 18446,5 тысяч тонн загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2014 году - 17451,9 тысяч тонн; в 2015 году - 17295,7 тысяч тонн. Конечно, некая тенденция к снижению количества выбросов просматривается, что говорит о попытках внедрений «зелёных» технологий на отдельных предприятиях, но они весьма незначительны. Также ЕМИСС отмечает, что ежегодное образование отходов, начиная с 2011 года, увеличивается в среднем на 400-700 млн. тонн при сохранении низкого уровня утилизации отходов. На данный момент общий объем накопленных неутилизированных отходов в стране оценивается приблизительно в 82 млрд. тонн; насчитывается около 11 тыс. полигонов и свалок. При этом уровень вторичного использования отходов производства составляет 35%, твердых бытовых отходов - 3-4%. Приведенные цифры доказывают остроту проблемы накопленного экологического ущерба. Денежная оценка издержек, связанных с загрязнением окружающей среды, проводится на основе методологии "стоимости заболевания" (табл. 1), включающую в себя:

1. Затраты на лечение, состоящие из расходов на государственную систему здравоохранения, деленные на общее число зарегистрированных случаев заболеваний в год и расходов домашних хозяйств на оплату медицинских и санаторно-оздоровительных услуг.

2. Потерю ВВП, рассчитанную как ВВП/чел. в день, умноженный на 16 дней (средняя продолжительность госпитализации в России по данным Федеральной службы государственной статистики3).

Таблица 1

Денежная оценка издержек, связанных с загрязнением окружающей среды в РФ, за период с 2012 г. по 2014 г.

Показатели 2012 2013 2014 Суммарное значение за период

Совокупные затраты на лечение (тыс. руб.), в том числе: 12,79 13,00 13,97 39,75

1. расходы на государственную систему здравоохранения (тыс. руб.) 10,10 10,03 10,78 30,90

2. расходы домашних хозяйств на оплату медицинских и санаторно-оздоровительных услуг без учёта покупки медикаментов (тыс. руб.) 2,69 2,97 3,19 8,85

Потеря ВВП в текущих ценах, млрд. рублей 2727,38 2926,26 3111,23 8764,87

Потеря ВВП в текущих ценах, тыс. руб./чел. 19,07 20,41 21,66 61,13

Стоимость заболевания, тыс. руб./чел. 31,85 33,41 35,62 100,89

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики

В период с 2012 года по 2014 год в России наблюдается тенденция к росту потерь ВВП, связанных с загрязнением окружающей среды. Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своих докладах о реализации государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы подчеркивает, что ежегодный экономический ущерб от ухудшения состояния природы держится в рамках 4-6% ВВП. При этом затраты на охрану окружающей среды на 2015 год составили 0,7% ВВП. Для сравнения, в таких соседних странах, как Китай и Южная Корея, этот показатель равен 1,5% и 2% соответственно. Однако, именно в России природа является важнейшей частью богатства страны. По оценкам Всемирного Банка доля

3 Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. / Росстат [Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free doc/doc 2015/zdrav15.pdf1.

природного капитала в структуре национального богатства РФ составляет около 70%, в то время как в развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет всего около 5%.

Россия обладает огромными человеческими, материальными, технологическими и природными ресурсами для перехода к «зеленой» экономике. Экологические и социальные цели такого перехода, в основном, включены в главный концептуальный документ -Долгосрочную концепцию социально-экономического развития страны до 2020 г., принятую в 2008 году, которая важнейшей задачей определяет повышение энергоэффективности ресурсов, которая повлечёт улучшение в различных сферах жизни общества. Приоритеты развития секторов «зеленой» экономики по отдельным видам ресурсов определяются в таких долгосрочных программах, как Энергетическая стратегия РФ до 2030 г., Водная Стратегия РФ до 2020 г., Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и др. Помимо выше перечисленных документов, необходимо отметить следующие правовые акты, регулирующие и регламентирующие «зелёную» экономику России: «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994); Указ Президента «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996), Экологическую Доктрину Российской Федерации (2002), Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Водный и Лесной Кодексы РФ и др.

На современном этапе главной целью «зелёной» экономики в целом и российской экономики признаётся уход от сырьевой модели. Это объясняется тем, что, несмотря на лидирующие позиции России по объемам запасов многих полезных ископаемых, постепенно приближаются сроки их рентабельного исчерпания. В сложившейся ситуации перспективным становится применение возобновляемых источников энергии (ВИЭ), отличающихся долгосрочностью применения и экологической чистотой. Так, в июле 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «Об охране окружающей среды» была введена статья 28.1. «Наилучшие доступные технологии», реализация которого должна обеспечить внедрение и применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Одним из реально действующих механизмов в рамках данного закона можно считать ввод новых генерирующих мощностей с использованием ВИЭ, который в 2014 году составлял около 35,2 МВт, а к 2019 году будет увеличен до 929 МВт, причём более 53% будет приходиться на ветряную генерацию4. Данный ввод позволит высвободить значительные объемы газа и нефти для химической промышленности и экспорта. Неспроста многие инвесторы признают перспективность ветроэнергетических установок, особенно размещенных в прибрежных районах, ведь по общему ветроэнергетическому потенциалу Россия является мировым лидером. Ближайшие перспективы развития ВИЭ в России также связаны с малыми ГЭС и установками, использующими биомассу. Возможностями для сооружения таких установок, использующих отходы древесины, обладают многие регионы России, и биогазовых установок, утилизирующих отходы животноводства, - в Белгородской области и т.д. В целом, по оценке экспертного совета Комитета Государственной думы по энергетике, потенциал использования биомассы оценивается в 20 ГВт на перспективу до 2020 года.

С целью ускорения темпов перехода России к «зелёной» экономике, 2017 год признан Годом экологии, существенная часть плана которого посвящена обращению с отходами: от ликвидации незаконных полигонов и свалок до внедрения системы сбора ртутьсодержащих отходов и батареек, а также перевооружение предприятий на более «зеленые» технологии.

4 Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс: http://tass.ru].

Одним из основных компонентов отрасли по обращению с отходами станет переход всех субъектов РФ на новую систему организации сбора, транспортировки, обработки и утилизации мусора, который должен завершиться к 1 января 2019 года5. Также план Года экономики включает рекультивацию мусорных полигонов, свалок и их уничтожение в 16 регионах. Остро стоит и вопрос переработки отходов: к концу 2016 года количество использованных отходов производства и потребления составило 2665,8 млн. тонн, количество обезвреженных отходов -19,3 млн. тонн при количестве образованных отходов равном 5060,2 млн. тонн. Эти цифры объясняют необходимость запланированного в рамках Года экологии строительства одного мусоросжигающего и четырех мусороперерабатывающих заводов, которые увеличат суммарное количество обезвреженных и вторично использованных отходов почти на 6%.

Также в рамках решения этого вопроса принят государственный приоритетный проект «Чистая страна», сроком реализации с января 2017 года по 2025 год включительно. Основная цель проекта - уменьшение экологического ущерба, связанного с захоронением твёрдых бытовых отходов и снижение экологических рисков, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде. Проект предусматривает строительство пяти экологически безопасных объектов термической переработки твёрдых коммунальных отходов, четыре из которых будут построены в Московской области. Их работа к 2023 году позволит уменьшить объём хранения таких отходов на свалках до 30%. В Казани, согласно плану, будет достигнута модель «нулевого захоронения». Одновременно с переработкой отходов данные заводы будут производить электроэнергию в размере 2,68 млрд. кВт*ч в год. В целом, это улучшит экологические условия проживания для 23 млн. человек. В рамках реализации проекта «Чистая страна» планируется восстановить и рекультивировать около 1,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного вреда, что улучшит экологические условия проживания для 4,3 млн. человек к 2025 году6.

Кроме этого, достаточно велико влияние государства на охрану окружающей среды со стороны частного сектора посредством нормативно-правовых актов, обязующих предприятия соблюдать и принимать те или иные меры. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, за счёт собственных средств предприятий увеличились с 97,7 млрд. рублей на 2013 год до 121,4 млрд. рублей на 2016 год. Также значительно возросли капиталовложения предприятий, предназначенные на охрану и рациональное использование водных ресурсов и земель: в 2013 году - 48,95 млрд. рублей, в 2016 году - 63,93 млрд. рублей 7.

В целом по Российской Федерации можно отметить прирост инвестиций в охрану окружающей среды на 178% за период с 2004 г. По 2015 г. (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2

Совокупные текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды в РФ, включая оплату услуг природоохранного назначения, за период с 2004 г. по 2015 г.

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2011 2012 2013 2014 2015

Затраты, млрд. руб. 145,208 163,928 189,824 206,920 217,447 283,598 332,111 343,691 361,487 403,429

Источник: составлено автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы

5 Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс: http ://government.ru!.

6 Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс: http://government.ru!.

7 Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс: https://www.fedstat.ru!.

в РФ, включая оплату услуг природоохранного назначения, за период с 2004 г. по 2015 г. (источник: составлено автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы)

Реализация программ государства и частного сектора даёт видимые результаты в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, начиная с 2009 года, наблюдается тенденция по увеличению ввода в действие природоохранных мощностей (табл. 3).

Таблица 3

Совокупный ввод в действие природоохранных мощностей

Направления и объекты природоохранной деятельности 2009 2013 2016 Темп прироста в 2016 г. по отношению к 2009 г.

Всего природоохранных мощностей, в том числе: 18227,74 25879,1 26786 47%

- контрольно-регулировочные пункты по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей, единиц 14 26 162 1057%

- предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, бытовых и др. отходов, единиц 31 37 38 23%

- противоселевые, противооползневые и противолавинные сооружения, га 0,74 0 6,2 738%

- рекультивация земель, га 16607,6 17348,7 17576,8 6%

- рыбозащитные устройства, единиц 3 5 25 733%

- создание защитных лесных насаждений, га 1484,4 8347,4 8318 460%

- установки (производства) для утилизации и переработки отходов производства, единиц 16 34 34 113%

- установки по сбору нефти, мазута, мусора и других жидких и твердых отходов с акваторий рек, водоемов, портов и внутренних морей, единиц 71 81 626 782%

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы

За период с 2009 г. по 2016 г. наблюдаются значительные темпы прироста природоохранных мощностей по различным направлениям. Так, например, количество пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов, количество противоселевых сооружений, количество установок по сбору нефтесодержащих продуктов с акваторий водоемов увеличилось на 1057%, 738% и 782% соответственно. Но при этом направления по

рекультивации земель и созданию предприятий по утилизации отходов, требующие более значительных капиталовложений, приросли всего на 6% и 23% соответственно. Если говорить о совокупном вводе природоохранных мощностей, то за 8 лет он изменился всего на 47%, что говорит о недостаточном суммарном объеме инвестиций в охрану окружающей среды.

Рассматривая развитие «зеленой» экономики в субъектах Российской Федерации, можно отметить, что оно, однозначно, носит неравномерный характер. Так, одним из приоритетных регионов для инвестирования, в том числе и в «зелёную» экономику, выбран Приморский край, обладающий огромным природным потенциалом, который может стать основой долгосрочного и экологически устойчивого экономического роста.

Таблица 4

Совокупные текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения, за период с 2004 г. по 2015 г.

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2011 2012 2013 2014 2015

РФ, млрд руб. 145,3 163,9 189,8 206,9 217,5 283,6 332,1 343,7 361,5 403,4

Приморский край, млрд руб. 0,539 0,571 0,561 0,802 0,961 1,637 1,845 2,102 2,501 2,201

Доля ПК в РФ, % 0,37 0,35 0,30 0,39 0,44 0,58 0,56 0,61 0,69 0,55

Темп роста затрат по ПК, % 105,94 98,25 142,96 119,83 170,34 112,71 113,93 118,98 88,00 н/д

Темп роста затрат по РФ, % 112,89 115,80 109,01 105,09 130,42 117,11 103,49 105,18 111,6 н/д

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы

С учётом «зеленой» тенденции была разработана государственная программа Приморского края «Охрана окружающей среды Приморского края» на 2013 - 2020 годы, одной из основных задач которой является ограничение и предупреждение негативного воздействия отходов производства и потребления на природу. Например, в рамках подпрограммы N1 "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" будет разработана территориальная схема обращения с отходами в Приморском крае. Ее утверждение даст начало реформе действующей системы обращения с отходами и созданию новых механизмов регулирования данной сферы. На сегодняшний день объем образования твердых бытовых отходов у населения в Приморском крае составляет более 1 млн тонн в год, дефицит по утилизации ТБО - почти 500 тыс. тонн в год, дефицит по переработке - 912 тыс. тонн в год [3]. По словам руководителя департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Приморского края Александра Коршенкова, области сбора и переработки отходов различного масштаба в крае представлено более 150 действующих и ожидаемых проектов.

Стоит отметить проект индустриального парка по переработке отходов в Надеждинском муниципальном районе, поддержанный на уровне департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и получивший статус резидента территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская», который станет пилотным для края и задаст основу формированию отходоперерабатывающей отрасли. Индустриальный парк представляет собой управляемый единым оператором комплекс объектов с необходимым набором помещений и сооружений, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, с установленными административно-правовыми условиями для размещения и функционирования. В основной (производственной) зоне планируется разместить завод по переработке древесных отходов в возобновляемый топливный источник, завод по переработке пластиковых отходов, а также завод по выпуску строительных материалов по экологически безопасным технологиям. На первом этапе планируется запуск завода по производству пеллет (до 14 тысяч тонн в год), выпуск до 38 тысяч декинг-досок в год и производство 560 тонн ПЭТ-

дроблёнки8. Индустриальный парк отличается выгодным местоположением: он расположен близко к Владивостоку - городу, который создает максимальный в Приморье объем мусора, находиться недалеко от аэропорта и железнодорожных путей, что создает удобную логистику для транспортировки необходимых ресурсов и итогового продукта. Срок реализации проекта -2023 год, необходимый объём инвестиций - 1750 млн рублей. Инициатором создания парка стала приморская компания «Ава Трейд», вложившая 70 млн рублей в создание необходимой инфраструктуры, кроме этого в проекте уже принимают участие японская компания "Хоккайдо Корпорэйшн", выступающая в качестве экспортера-дилера, и японская компания "Super Faiths", которая обеспечит оборудованием и информационно-технической поддержкой в процессе запуска производства. Несмотря на вышесказанное, на данный момент проект находится только на подготовительной к реализации стадии из-за отсутствия необходимого количества капиталовложений.

Кроме этого, крайне привлекателен для инвестирования проект создания технопарка по утилизации и обезвреживанию промышленных отходов с производственным центром на территории ТОР «Надеждинская», предусматривающий создание комплекса по глубокой переработке таких отходов, как отработанные автопокрышки, свинцовые аккумуляторные батареи и бытовая техника. Во всех регионах Дальневосточного федерального округа будут организованы площадки для сбора, складирования, обработки, включая сортировку, очистку и первичное дробление, и транспортировки перечисленных отходов на территорию ТОР «Надеждинская» для дальнейшей переработки. Планируемая мощность заводов по переработке отработанных автопокрышек - 25000 тонн/год, отработанной бытовой и электронной техники -15000 тонн/год, отработанных свинцовых аккумуляторных батарей - 20000 тонн/год. Стоимость проекта - 1820 млн рублей, требуемые вложения - 1520 млн рублей, при этом дисконтированный срок окупаемости капиталовложений равен 7,8 годам при внутренней норме доходности в 26%9. Привлекательность проекта так же в том, что варианты сотрудничества с инвесторами открыты для обсуждения.

Подводя итоги, можно сказать, что экологический вопрос постепенно выходит на первый план в системе глобальных отношений, становясь одним из важнейших аспектов дальнейшего устойчивого развития, причём переход к «зелёной» экономике влечёт изменения не только в экономической сфере, но и в политической, социальной и культурной. Проведенное автором исследование свидетельствует о том, что Россия уже встала на путь перехода к «зелёной» экономике. Однако, несмотря на огромный объём инвестиций и относительно быстрые темпы её развития, существует ряд ограничителей для её становления, одним из которых можно считать неравномерный характер, масштаб и результат внедрения «зелёных» технологий в разных регионах страны. России необходим продуманный, дифференцированный и поэтапный подход к развитию «зелёной» экономики с учетом производственно-технологических, социальных, экономических и природно-географических особенностей субъектов РФ.

Рассматривая тенденции развития данного направления в Приморском крае, стоит отметить, что большинство планируемых «зеленых» проектов направлены на борьбу с выбросами и отходами, так как данный экологический вопрос наиболее актуален для региона.

8 Проект «Индустриальный парк в сфере переработки отходов» [Электронный ресурс: https://invest.primorsky.ru/investicionnYi кПпШ/п^^ тус5ПсюппуИ ргоекЮуЛМивМаЬпуьрагк-у^еге-регегаЬоШ-otkhodov/?lang=ru-RUl.

9 Проект «Технопарк по утилизации (переработке) и обезвреживанию промышленных отходов» [Электронный ресурс: https://invest.primorsky.ru/investicionnyi klimat/reestr investicionnyh proektov/tekhnopark-po-utilizatsii-pererabotke-i-obezvrezhivaniiu-promyshlennykh-otkhodov/?lang=ru-RUl.

Однако, реализация проектов крайне дорогостоящая и требует привлечения внешних капиталовложения, в роли которых в текущий момент частично выступают страны ближнего зарубежья, такие как Китай, Япония и другие. Финансирование за счёт бюджетных средств весьма незначительно, несмотря на то что в последние годы край выбран одним из приоритетных регионов развития, доля Приморского края в совокупных затратах страны на охрану окружающей среды на период с 2004 года по 2015 год не превышает 0,7%. Темп роста затрат самого региона в этот же период не имеет чёткой тенденции к увеличению, что мешает долгосрочному прогнозированию и планированию природоохранных мер и проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берденова К.А., Штанг В.В., Синцов С.В. «Зелёная» экономика как двигатель устойчивого развития / К.А. Берденова, В.В. Штанг, С.В. Синцов // Сибирский торгово-экономический журнал. - № 15. - 2012. - С. 54 - 59.

2. Кучеров А.В., Шибилева О.В. Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития / А.В. Кучеров, О.В. Шибилева // Молодой ученый. - №4. - 2014. - С. 561-563.

3. Оковитая Н. Технологический прорыв для отходов [Электронный ресурс] // Интернет-издание Золотой Рог. - 2016. - Режим доступа: http://www.zrpress.ru/business/primorje_09.08.2016_79200_tekhnologicheskij-proryv-dlja-otkhodov.html (дата обращения: 16.03.2017).

4. Порфирьев Б.Н. «Зелёная» экономика: новые тенденции и направления развития мирового хохяйства / Б.Н. Порфирьев // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - № 10. - 2012. - С. 9 - 32.

5. Рогожкина О.Е., Внуковская Т.Н. Перспективы развития «зелёной» экономики в России / О.Е. Рогожкина, Т.Н. Внуковская // Научно-исследовательские публикации. - № 4 (8). - 2014. - С. 150 - 155.

6. Чуракова А.П. «Зелёная экономика» в системе постиндустриального общества / А.П. Чуракова // Вестник Полоцкого государственного универститета. Серия D: Экономические и юридические науки. - 2016. - № 6. - с. 81 - 85.

7. Fritz M., Koch M. Economic development and prosperity patterns around the world: Structural challenges for a global steady-state // Global Environmental Change. - 2016. - Vol. 38. - P. 41 - 48.

8. Kumar P., Kant S. Revealed social preferences and joint forest management outcomes // Forest Policy and Economics. - 2016. - Vol. 72. - P. 37 - 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nemet G., Jakob M., Steckel J., Edenhofer O. Addressing policy credibility problems for low-carbon investment // Global Environmental Change. - 2017. - Vol. 42. - P. 47 -57.

10. Rosenbloom D., Pathways: An emerging concept for the theory and governance of low-carbon transitions // Global Environmental Change. - 2017. - Vol. 43. - P. 37 - 50.

Savchenko Alena Gennad'evna

Far East federal university, Russia, Vladivostok E-mail: savchenko-alenka@mail.ru

Ibragimova Margarita Khakimovna

Far East federal university, Russia, Vladivostok E-mail: ibragimova.mkh@dvfu.ru; risha20@mail.ru

The analysis of investment activity in the framework of the development direction of «green economy» in the Primorsky Territory

Abstract. This article explores the concept of a "green" economy from a broader and narrower point of view. The author emphasizes the close relationship between the "greening" of the economy and sustainable social and political development. The urgency of this direction is considered, with the help of statistical data, the necessity of developing a "green" economy in the Russian Federation is substantiated. The estimation of ecological and economic damage from irrational nature management and illiterate economic activity is presented and the monetary estimation of the costs connected with environmental pollution is carried out. The main goals of the transition to a "green" economy, some ways of achieving and their regulatory support are considered. Results from the implementation of "green" projects are presented. The tendency to increase the total costs of environmental protection and its practical results, considered through the cumulative introduction of environmental protection capacities, is analyzed. The article emphasizes that the development of the "green" economy in Russia is uneven. The Primorsky Territory was chosen as the subject for more detailed consideration. The main problems of the region were determined and confirmed by statistical data, planned investment projects were presented in the framework of solving these issues. Some problems of development of the investigated direction in the province are revealed.

Keywords: "green" economy; environmental protection; "green" investments; aggregate costs; investment projects; Russian Federation; Primorsky Territory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.