Научная статья на тему 'Анализ инвестиционного климата муниципального образования'

Анализ инвестиционного климата муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2176
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / КЛИМАТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамсутдинова М.Р.

Формирование благоприятного инвестиционного климата и его поддержки становятся первоочередной задачей муниципальных образований, которые обладают огромным экономическим потенциалом. Каждое из них имеет свои особенности и проблемы. Именно поэтому возникает необходимость проводить оценку эффективности происходящих преобразований. Этому и посвящена предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционного климата муниципального образования»

39 (81) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 332.02

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

м.Р. шамсутдинова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: sham-marina@yandex.ru Институт экономики управления и права, филиал в г. Бугульме

Формирование благоприятного инвестиционного климата и его поддержка становятся первоочередной задачей муниципальных образований, которые обладают огромным экономическим потенциалом. Каждое из них имеет свои особенности и проблемы. Именно поэтому возникает необходимость проводить оценку эффективности происходящих преобразований. Этому и посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: инвестиция, климат, муниципальное образование.

Основная цель муниципальной инвестиционной политики — обеспечение экономического подъема и повышение уровня жизни в муниципальном образовании за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные создать собственный инвестиционный потенциал. Другими целями инвестиционной политики являются:

- создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса в районе и повышению уровня его конкурентоспособности;

- создание новых производств и вывод предприятий из кризиса [1, с. 110].

Инвестиционная деятельность индивидуальных инвесторов напрямую зависит от инвестиционной привлекательности страны либо отдельного ее региона, района или отрасли, которые, в свою очередь, зависят от их инвестиционного климата.

По мнению Ю. А. Корчагина и В. Н. Логунова, инвестиционный климат — это обобщенная харак-

теристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона) [3, с. 36].

Инвестиционный климат представляет собой систему отношений, формирующихся под воздействием совокупности факторов, отражающих объективные возможности и объективные ограничения муниципального образования по развитию инвестиционной деятельности, а также текущую динамику инвестиций.

Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне, от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности [2, с. 18].

Анализ инвестиционного климата муниципального образования проводился автором на примере Бу-гульминского муниципального образования, которое расположено на юго-востоке Республики Татарстан. Основным источником доходной части бюджета являются отчисления от предприятий, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов.

Переход экономики Российской Федерации на инновационный путь развития требует от муниципальных образований особого внимания к поиску и использованию внутренних резервов развития на

основе имеющегося научного и интеллектуального потенциала, в частности, совершенствования системы управления промышленной политикой города, использования высоких технологий для выпуска конкурентоспособной продукции в условиях истощения природных ресурсов.

Важнейшим направлением развития промышленной политики муниципального образования является создание альтернативных производств нефтедобывающему производству, а это направление развития муниципалитета без привлечения инвестиций не представляется возможным.

Перед Бугульминским муниципальным районом, так же, как и перед другими районами Республики, стоят серьезные проблемы, связанные с ситуацией в экономике, характеризующейся спадом производства, сокращением инвестиций, бюджетными ограничениями.

В настоящее время первоочередное значение имеют:

- улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу;

- создание благоприятной среды для ведения бизнеса, поддержка всех форм предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса;

- повышение эффективности бюджетной политики на основе оптимизации использования финансовых ресурсов и муниципального имущества;

- модернизация отраслей городского хозяйства и социальной сферы.

Приоритетными задачами, которые ставит перед собой Бугульминский муниципальный район — это создание благоприятного инвестиционного и делового климата для привлечения максимально возможных инвестиций в экономику района.

Работа в области привлечения инвестиций проводилась по двум основным направлениям:

- первое — реализация инвестиционных проектов;

- второе — создание максимально благоприятного инвестиционного климата в городе.

Для привлечения инвестиций в экономику района составлен и периодически обновляется реестр инвестиционных проектов и предложений, планируемых к реализации на территории муниципального образования. Если рассмотреть их по видам экономической деятельности, то они относятся к сельскому хозяйству, учреждениям спорта и культуры, строительству.

Работа сельского хозяйства в рыночных отношениях требует, чтобы выращивание сельскохозяйственной продукции должно быть рентабельным, экономически выгодным, конкурентоспособным, т. е. высокого качества и низкой себестоимости. Добиться этого возможно только через модернизацию технологической базы.

Поднять уровень развития сельского хозяйства до требований сегодняшнего дня возможно только с привлечением инвестиций, участвуя в инвестиционных проектах развития вида экономической деятельности, привлекая крупных инвесторов в район.

К сожалению, слабые, ограниченные финансовые возможности сельскохозяйственных предприятий Бугульминского района не позволяют участвовать в крупных инвестиционных проектах. Но определенная работа по привлечению инвесторов администрацией района ведется.

Инвестиционные вложения организаций города направляются в основном на приобретение оборудования для модернизации процессов производства, а также на реконструкцию и расширение существующих производственных мощностей.

На инвестиционный климат оказывают влияние:

- политическая стабильность;

- развитость рыночных отношений;

- наличие природных ресурсов;

- квалификация персонала;

- цена рабочей силы.

Любой инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наиболее благоприятные условия.

Инвестиционный климат состоит из инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

Ключевой инструмент формирования притока/ оттока капиталообразующих инвестиций — показатель инвестиционной привлекательности муниципальных образований, определяющий решение инвестора о вложении средств. При определении инвестиционной привлекательности муниципальных образований необходимо также учитывать коммерческие интересы инвестора.

Для него важным является доходность вложенного капитала и риски, связанные с этим вложением. Инвестиционная привлекательность территории определяется целым комплексом составляющих, которые формируются под воздействием позитивных

39 (81) - 2011 _

и негативных факторов социально-экономического развития: степени устойчивости и финансовой независимости, уровня жизни населения и уровня деловой активности [2, с. 18].

При описании инвестиционной среды муниципального образования целесообразно рассмотреть методологию составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, применяемую аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА». Методика основывается на анализе двух групп факторов инвестиционной привлекательности, которые определяют инвестиционный потенциал и инвестиционный риск по группе показателей.

В рамках такого метода возможно выделение наиболее приоритетных направлений, отраслей и секторов муниципального развития, законодательных, экономических, политических, административных стимулов и барьеров для инвестирования, наличия ресурсов для развития инвестиционного потенциала муниципального образования.

В рамках такого подхода анализ структуры инвестиционного потенциала позволяет определить ряд составляющих.

Трудовой потенциал — характеризует качественный и количественный состав трудовых ресурсов. Преобладающая часть занятого населения Бугульминского муниципального района сосредоточена в крупных и средних организациях. В январе — декабре 2010 г. в них работали 26 142 чел.

Инвестиционная политика

В 2010 г. на фоне уменьшения общей численности населения Бугульминского района произошел рост трудоспособного населения, которое составляет 11 401 чел. На конец декабря 2010 г. численность граждан, состоящих на учете в службе занятости, составила 23 919 чел. Численность незанятых трудовой деятельностью граждан — 6 158 чел., из них 4 580 чел. имели статус безработного. Уровень безработных составляет 3,38 %.

Демографический потенциал. Демографическая ситуация в Бугульминском муниципальном районе характеризуется процессом естественной убыли населения, связанным с низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 1.

Потребительский потенциал характеризуется развитием торговли, сферы услуг и уровнем покупательской способности населения. В 2010 г. оборот розничной торговли города и района составил 7 310 млн руб. и превысил показатель 2009 г. на 7,8 %. В расчете на одного жителя в 2010 г. реализовано потребительских товаров на сумму 65 тыс. руб., против 60 тыс. руб. в 2009 г. Объем оборота общественного питания в 2010 г. сохранился на уровне 2009 г. и составил 188 млн руб. Удельный вес бытовых услуг в структуре платных услуг составил 11 %.

Производственный потенциал определяет совокупный потенциал хозяйственной деятельности предприятий и населения (табл. 2). Валовой объем

Таблица 1

Социально-демографическая ситуация в Бугульминском муниципальном районе за 2008—2010 гг.

Показатель 2008 2009 2010 Абсолютные отклонения

2009/2008 2010/2009

Численность населения на конец года, всего, чел. 112 299 112 043 111 757 —256 —286

В том числе:

— город, чел. 90 204 89 936 89 621 —268 —315

— район, чел. 22 095 22 107 22 136 12 29

Число родившихся, всего, чел. 1 267 1 291 1 329 24 38

В том числе:

— город, чел. 1 088 1 107 1 101 19 —6

— район, чел. 179 184 228 5 44

Число умерших, всего, чел. 1 712 1 688 1 648 —24 —40

В том числе:

— город, чел. 1 418 1 332 1 349 —86 17

— район, чел. 294 356 299 62 —57

Естественный прирост (убыль), всего, чел. —445 —397 —319 48 78

В том числе:

— город, чел. —330 —225 —248 105 —23

— район, чел. —115 —172 —71 —57 101

Количество зарегистрированных браков 760 793 802 33 9

Количество зарегистрированных разводов 494 478 416 —16 —62

Таблица 2

Итоги деятельности основных производственных предприятий Бугульминского муниципального района за 2008—2010 гг.

Предприятие Объем продукции, млн руб. Относительное отклонение, %

2008 2009 2010 2009/2008 2010/2009

Механический завод 2 321 2 648 3 143 114 119

Электронасосный завод 858 234 322 27 138

Комбинат хлебопродуктов № 1 364 388 424 107 109

Комбинат хлебопродуктов № 2 772 433 437 56 101

Ликероводочный завод 286 245 190 86 78

Молочный комбинат 214 304 323 142 106

Мясокомбинат 134 135 137 101 101

Опытный завод нефтеавтоматики 84 71 105 85 148

Завод железобетонных изделий 87 59 62 68 105

Кирпичный завод 77 37 55 48 135

продукции, работ, услуг составляет 26,1 млрд руб. Структура валового объема продукции, работ, услуг за 2010 г.: геология — 36 %, промышленность — 23 %, транспорт и связь — 11 %, строительство — 10 %, наука — 3 %, агропромышленный комплекс — 2 %, прочие — 15 %.

Финансовый потенциал. Достаточно стабильно предоставляются муниципальному образованию субвенции, в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза возросли бюджетные ссуды (табл. 3). В муниципальном образовании реально существуют возможности мобилизации бюджетных средств за счет оживления экономики. Большие резервы существуют в реализации программы поддержки малого бизнеса.

Инновационный потенциал характеризует уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса. Интенсивность инновационной деятельности во многом опреде-

ляет уровень экономического развития и объемы привлекаемого капитала. Для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений администрация Бугульминского района осуществляет поддержку инновационного развития.

Главной целью муниципальной инновационной политики является создание условий для стабильного экономического роста за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности продукции. Эффективное и стабильное развитие предприятий, а значит, и высокий уровень жизни населения возможны только при постоянном развитии производства на основе наукоемких инновационных технологий.

Природно-ресурсный потенциал представляет собой средневзвешенную обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов. Для Бугульминского района характерно преобладание

Таблица 3

Формирование доходной и расходной частей бюджета Бугульминского муниципального района за 2008—2010 гг., тыс. руб.

2008 2009 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение, %

Доходы, всего 112 662 101 720 90,3 145 839 141 633 97,1 174 201 161 611 92,8

В том числе:

— собственные 66 124 55 478 83,8 65 616 63 939 97,4 97 158 88 715 91,3

— дотации 18 736 18 736 100 1 491 1 491 100 1 589 1 589 100

— субвенции 10 022 9 726 97 9 021 6 492 72 7 485 7 485 100

— средства, перечисленные 17 780 17 780 100 69 711 69 711 100 69 558 65 411 94

по взаимным расчетам

Расходы, всего 126 545 105 736 83,6 146 507 145 987 99,6 184 097 185 441 100,7

Превышение расходов —13 883 —4 016 —668 —4 354 —9 896 —23 830

над доходами (дефицит)

Кредиторская задолженность 17 756 19 906 15 229

финансовая аналитика

проблемы и решения ' 29

39 (81) - 2011

Инвестиционная политика

привлекательной пересеченной местности и степной растительности. В то же время обеспеченность водными и биологическими ресурсами сравнительно невысока.

Лесное хозяйство является важной составляющей ресурсного потенциала города и района. Выращивание посадочного материала производится в питомнике лесхоза, где выращивается посадочный материал в количестве 2,2—2,5 млн шт., в основном сосна, ель, лиственница, тополь-гибрид-38 (без пуха). Земельные ресурсы (почвы) находятся в депрессивном состоянии. В Бугульминском муниципальном районе сельхозугодия подвержены эрозии. Это связано главным образом с малой об-лесенностью пашни и значительными уклонами, а также распашкой значительной части сельхозугодий и несоблюдением агротехнических приемов.

Величина инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В качестве основных составляющих в рамках методики рассматриваются следующие виды рисков:

1) законодательный риск характеризует правовые условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. В Бугульминском муниципальном районе отсутствуют нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционные процессы. Таким образом, инвестиционная деятельность в районе ничем не регулируется, следовательно, риск высокий;

2) финансовый риск определяет состояние таких важнейших показателей экономики муниципального района, как сбалансированность консолидированного бюджета и финансов предприятия. Анализ данных по исполнению консолидированного бюджета муниципального района за последние годы показывает, что в условиях подготовки к введению новых условий бюджетной системы, в связи с закреплением ряда доходных источников за федеральным бюджетом и бюджетом республики, ранее зачисляемых в бюджет района, не происходит сокращения как дефицита бюджета района, так и дефицита консолидированного бюджета. Риск высокий;

3) социальный риск характеризует уровень социальной напряженности в районе. В Республике Татарстан Бугульминский муниципальный район относится к числу регионов демографического неблагополучия: высокая смертность, низкая плотность и сокращение сельского населения, высокая доля населения старше трудоспособного возраста и т. д.

Высок коэффициент демографической нагрузки, характеризующий нагрузку на экономику непроизводительного населения — детей и стариков. Это свидетельствует о высокой доле затрат на пенсии и другие виды социальных пособий. Риск средний.

4) криминальный риск характеризует уровень преступности в муниципальном районе. Количество зарегистрированных преступлений в 2010 г. снизилось на 17,3 % по сравнению с 2009 г. За 2010 г. зарегистрировано на 9 % больше тяжких и особо тяжких преступлений. Наблюдается высокий уровень грабежей, хотя количество расследований в 2010 г. сократилось. Риск низкий.

5) экологический риск характеризует уровень загрязнения окружающей среды. На очистку загрязняющих веществ поступило 1,79 тыс. т, из них 1,72 тыс. т уловлено и обезврежено, что составляет 23,4 % от общего количества выделяющихся веществ. Экологический риск высокий.

Одним из показателей, характеризующих развитие экономики муниципального образования, является показатель инвестиционной активности — объем инвестиций в основной капитал (табл. 4).

Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных крупными, средними и малыми предприятиями Бугульминского муниципального района, по итогам 2010 г. составил 29 319 млн руб. на душу населения, что превышает показатель за 2009 г. на 37 %. Начиная с 2008 г. объем капиталовложений на территории района стал значительно увеличиваться.

Одним из основных направлений политики администрации района является стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов для новых производств и рабочих мест, что позволит увеличить налоговые отчисления во все уровни бюджетов.

Проведенный анализ составляющих инвестиционного климата показал, что позиция, занимаемая муниципальным районом, сохраняется с незначительными изменениями. Так, выявлены положительные и отрицательные тенденции экономического развития района. Прослеживается некая положительная ситуация в экономической деятельности, стабилизируется социальная обстановка в районе. Экологическая ситуация по-прежнему остается напряженной. Кроме того, остро стоит проблема морального и физического износа основных фондов предприятий, поэтому наблюдается некоторое снижение объемов промышленного производства.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал, осуществленные крупными, средними и малыми предприятиями Бугульминского муниципального района в 2008—2010 гг., млн руб.

Показатель 2008 2009 2010 Относительное отклонение, %

2009/2008 2010/2009

Общий объем инвестиций в основной капитал, всего 16 229 21 444 29 319 132 137

В том числе:

— инвестиции в основной капитал, осуществленные 13 958 18 802 26 402 135 140

крупными и средними предприятиями — инвестиции в основной капитал, осуществленные 2 271 2 642 2 917 116 110

малыми предприятиями

Ухудшают инвестиционный климат наличие убыточных предприятий, дефицит бюджета.

Для снижения совокупного инвестиционного риска района следует разрабатывать планомерную политику, направленную на уменьшение экологического, финансового, криминального рисков.

Бугульминский район характеризуется низкой инвестиционной активностью. Темпы роста инвестиций в основной капитал предприятиями района недостаточны. Низкая инвестиционная активность препятствует технологическому обновлению промышленного сектора экономики района, росту производительности труда.

Таким образом, несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора, в районе имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие, следовательно, стабильность экономики, уровень жизни населения. Налицо отраслевые диспропорции в уровне оплаты труда. Серьезную озабоченность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и сельского хозяйства.

Стратегическая цель инвестиционной политики Бугульминского муниципального района состоит в повышении качества жизни горожан на основе комплексного и сбалансированного развития экономики. Финансовые вложения — одна из составляющих инвестиционной деятельности. Общий объем финансовых вложений за 2010 г. по предприятиям города составил 99 167,7 млн руб., из них наибольший объем приходится на краткосрочные финансовые вложения (85 %). Долгосрочные финансовые вложения составляют 15 %.

Администрацией г. Бугульмы разрабатываются городские целевые программы, основной целью которых является развитие промышленности муниципального района на основе использования внутренних ресурсов, повышения инвестиционной привлекательности и укрепления межхозяйственных и межрегиональных экономических и финансовых связей.

Приоритетными задачами, которые ставит перед собой Бугульминский муниципальный район — это создание благоприятного инвестиционного и делового климата для привлечения максимально возможных инвестиций в экономику района. Ухудшают инвестиционный климат Бугуль-минского района наличие убыточных предприятий, дефицит бюджета. Для снижения совокупного инвестиционного риска района следует разрабатывать планомерную политику, направленную на уменьшение экологического, финансового, криминального рисков.

Список литературы

1. Газизова А. А. Анализ и оценка инвестиционного потенциала муниципального образования в регионе // Экономический вестник. 2009. № 3.

2 . Земскова Н. П. Формирование привлекательного инвестиционного климата муниципального образования // Интеграл. 2007. № 3.

3 . КорчагинЮ. А, Логунов В. Н. Инвестиции и инновации в экономике России и регионов. Воронеж: ЦИРЭ, 2008.

4. Харитонова В. С. Инвестиционный климат в регионе: оценка и анализ // Финансы. 2009. № 3.

финансовая аналитика

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.