Научная статья на тему 'Анализ интеллектуальных видов спорта'

Анализ интеллектуальных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1226
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / БЕЗДУХОВНОСТЬ / КОМПЕТЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горбунов А. Ю.

Рубеж тысячелетий актуализирует вопросы, связанные с возможностями и целями современной физической культуры, перегруженной кризисами цивилизации (не только экологическим, демографическим и другими глобальными кризисами, но прежде всего кризисом бездуховности, ущербностью человека, вовлеченного в рыночный либо информационный бум). Актуальность проблемы анализа развития интеллектуальных видов спорта в том, что в информационный век особенно остро встают вопросы информационных технологий и педагогического обоснования видов спорта, связанных с информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Горбунов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ интеллектуальных видов спорта»

УДК 796

АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

А.Ю. Горбунов - старший преподаватель кафедры физической культры Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь

ANALYSIS OF THE INTELLECTUAL SPORTS

A.Y. Gorbunov - senior lecturer of the physical culture department Perm National Research Polytechnic University,

Perm

e-mail: panachev@pstu .ru

Ключевые слова: интеллектуальные виды спорта, информационный век, глобальный кризис, бездуховность, компетенностный подход.

Аннотация. Рубеж тысячелетий актуализирует вопросы, связанные с возможностями и целями современной физической культуры, перегруженной кризисами цивилизации (не только экологическим, демографическим и другими глобальными кризисами, но прежде всего - кризисом бездуховности, ущербностью человека, вовлеченного в рыночный либо информационный бум). Актуальность проблемы анализа развития интеллектуальных видов спорта в том, что в информационный век особенно остро встают вопросы информационных технологий и педагогического обоснования видов спорта, связанных с информационными технологиями.

Keywords: intellectual sports, information age, global crisis, spiritual impoverishment, competence approach.

Annotation. The border of millenniums actualizes the questions, connected with possibilities and aims of the modern physical culture, overloaded by crises of civilization (not only by ecological, demographic and other global crises but, first of all, by the crisis of spiritual impoverishment, spiritual impoverishment of the person, who is involved in market or information boom). Urgency of the intellectual sports development analysis problem is in the fact that in information age the problems of information technologies and pedagogical motivation of sports, connected with information technologies sharply arise.

ВВЕДЕНИЕ.

Трудно найти больший парадокс в общественном мнении, чем контраст между имиджем шахмат и собирательным образом шахматиста. Сама игра уже давно стала символом интеллектуальной деятельности. По словам Стефана Цвейга, она «выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей, это единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу»[1]. Согласно официальной легенде, медленная военная игра наподобие шахмат зародилась в Индии и ее истоки теряются в глубине веков. Понемногу видоизменяясь, игра прошла длинный путь через юг Средней Азии, Персию и страны Арабского Востока к Пиренейскому полуострову. Впрочем, европейцам «индийская» версия происхождения шахмат стала известна лишь в конце XVII века. С достоверностью можно утверждать одно: современные шахматы возникли в конце XV века в Средиземноморье и являются чисто европейским изобретением. Способность к творчеству - одно из тех человеческих качеств, которые считаются врожденными и неизменными. Вы либо

рождаетесь с этим качеством, либо завидуете его обладателям. Мы часто слышим о людях, которые «фонтанируют идеями», и задаемся вопросом, не повезло ли им с хорошей наследственностью. Чтобы стать новатором и остаться на переднем крае, необходимо следить за происходящими вокруг нас переменами и открытиями. Такие наблюдения часто приводят к новым открытиям в совершенно иных областях. Инновационные идеи возникают целыми группами, и это не случайное совпадение. При накоплении критической массы знаний сходные идеи и новшества начинают появляться по всему миру. Мы должны следить за тенденциями, если хотим извлечь из них пользу и выбрать собственные направления развития. Освобождение от догматического мышления гораздо проще провозгласить, чем осуществить. По словам психоаналитика Эриха Фромма, «творчество требует мужества для избавления от предубеждений»[2]. Мы лелеем свое знание, полагаемся на него и гордимся им. Переход к оригинальному мышлению и решению проблем требует не отказа от уже известного, а расширения границ возможного, чтобы хоть ненадолго взглянуть на вещи под другим углом, увидеть их в иной перспективе. Вдохновляясь поисками нового, не следует забывать и о важности тщательной оценки пройденного. Лишь после того как мы глубоко усвоим известное, можно уверенно сделать шаг в сторону и окинуть взором общую картину. Отсюда мы можем видеть новые пути и проводить новые аналогии. Тогда открываются прежде неведомые горизонты, старые знания приобретают обновленный смысл и новаторство становится не исключением, а нормой.

Потеря психической энергии отражается на физическом состоянии. Депрессия вызывает такую же усталость, как многокилометровая пробежка. В наши дни часто злоупотребляют термином «самоутверждение», но это действительно важная сторона нашей личной и профессиональной жизни. Когда мы владеем ситуацией или хотя бы считаем, что находимся у руля, то действительно становимся сильнее. В качестве примера можно привести зловещий эксперимент над двумя мышами в соседних клетках. На дно клеток через случайные интервалы времени подавался электрический импульс, воздействовавший на мышей. В одной из клеток имелся рычаг, при рефлекторном нажатии которого мышь могла отключать ток. Обе мыши получали одинаковый разряд, но мышь в клетке с рычагом надолго переживала свою соседку. Сталкиваясь со случайными и неуправляемыми событиями, даже мыши теряют волю к жизни, а без нее жизнь быстро угасает. Ощущение контроля над своей жизнью - за шахматной доской, дома, в учебе или на работе - полезно для физического и психического здоровья. Это также означает, что лучших результатов можно достичь и в более широком масштабе. Начавшаяся в 70-е годы революция в сфере менеджмента привела к ликвидации многих уровней руководства и децентрализации процесса принятия решений. Небольшие подразделения, расположенные ближе к источникам информации, могут принимать решения быстрее и лучше, а потому и более устойчивы и эффективны. Мы часто слышим жалобы насчет слишком большой ответственности, но альтернатива гораздо хуже. Чувство облегчения, которое мы испытываем, когда кто-то принимает решения за нас, очень недолговечно, особенно если эти решения непосредственно касаются нашей жизни (хотя и необязательно через испытание электрическим током). Мы слишком часто пускаем дело на самотек, вместо того чтобы взять его в свои руки. Мы идем по проторенному пути и в лучшем случае спрашиваем себя: «Что случится, если я ничего не сделаю?» Уклонение от ответственности начинается с экономии времени и сил, но неизбежно отдаляет нас от достижения наших целей.

В истории о яблоке, упавшем на голову Ньютона, есть доля истины (мифологическая традиция «рокового плода»). Мы любим истории с хорошей концовкой, особенно такие, где не упоминается о неустанном труде, скрывающемся за так называемой гениальностью. Людям свойственно выискивать забавные или тривиальные аспекты чужого величия. Если вы введете запрос о Ньютоне в поисковую систему Интернета, то может показаться, что изобретенная им откидная дверца для кошек имела не менее важное значение для человечества, чем открытие дифференциального исчисления. Даже поразительные идеи, переворачивающие традиционные представления с ног на голову, имеют свой источник. Для движения вперед необходимо глубоко разбираться в том, что было достигнуто ранее. «Если я видел дальше

других, то потому, что стоял на плечах гигантов», - сказал Ньютон [3]. Главные вехи в истории развития информационных ресурсов и технологий - хорошие примеры такого рода. Каждая из них отмечает новую ступень развития цивилизации. Изобретение алфавита и письменности вывело человека из каменного века. Законодательные кодексы, письменные реестры и контракты произвели переворот в политической и деловой жизни, придав ей большую стабильность и постоянство. Печатный пресс упростил распространение информации и сделал ее гораздо менее контролируемой. Человечество перешло в современную научную эпоху, где данные стали подтверждаемыми и сравнительно легко доступными, благодаря системе ссылок и каталогов. Интернет стал следующим шагом на пути к информационной глобализации. Он далеко продвинулся по пути установления безграничного и мгновенного доступа к сумме знаний, накопленных человечеством, и прямого общения между людьми. Влияние Интернета на общество уже огромно, но его возможности еще далеко не исчерпаны. Мы так много слышим об Интернете, и для многих из нас он стал такой неотъемлемой частью жизни, что мы часто упускаем из виду его роль в формировании общества будущего. Наши дети растут уже совсем в другом мире. Трудно переоценить возможности Интернета для раннего обучения и новых карьерных возможностей. Шестилетний ребенок может за несколько минут найти массу сведений по любому интересующему его вопросу. Картина, конечно, замечательная, но какие последствия все это может иметь - положительные или отрицательные? Как это влияет на развитие критического мышления у наших детей и на их желание глубоко и серьезно изучать тот или иной предмет? Не приведет ли возможность получения мгновенных ответов на любые вопросы к атрофии мыслительной способности, подобно тому, как мышцы ног и бицепсы становятся вялыми от постоянной конторской работы за столом? Использование технологии - далеко не то же самое, что оценка ее перспектив и включение сделанных выводов в свою жизненную стратегию. Чтобы стать новатором и остаться на переднем крае, необходимо следить за происходящими вокруг нас переменами и открытиями. Такие наблюдения часто приводят к новым открытиям в совершенно иных областях. Инновационные идеи возникают целыми группами, и это не случайное совпадение. При накоплении критической массы знаний сходные идеи и новшества начинают появляться по всему миру. Мы должны следить за тенденциями, если хотим извлечь из них пользу и выбрать собственные направления развития. Освобождение от догматического мышления гораздо проще провозгласить, чем осуществить. По словам психоаналитика Эриха Фромма, «творчество требует мужества для избавления от предубеждений». Мы лелеем свое знание, полагаемся на него и гордимся им. Переход к оригинальному мышлению и решению проблем требует не отказа от уже известного, а расширения границ возможного, чтобы хоть ненадолго взглянуть на вещи под другим углом, увидеть их в иной перспективе. Вдохновляясь поисками нового, не следует забывать и о важности тщательной оценки пройденного. Лишь после того, как мы глубоко усвоим известное, можно уверенно сделать шаг в сторону и окинуть взором общую картину. Отсюда мы можем видеть новые пути и проводить новые аналогии. Тогда открываются прежде неведомые горизонты, старые знания приобретают обновленный смысл и новаторство становится не исключением, а нормой. Так случилось, например, с небезызвестным селиконом для пластических операций, когда американские химики нашли ему применение в роботах, способных пролезть в небольшую щель в поисках людей под завалами.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сейчас часто пишут о «гормонах стресса» и других веществах, подтверждающих давнюю догадку о том, что разум действительно имеет власть над материей. Ощущение контроля над своей жизнью - за любым видом интеллектуальных видов спорта, дома, в учебе или на работе - полезно для физического и психического здоровья. Это также означает, что лучших результатов можно достичь и в более широком масштабе. Современные требования глобализации жестки, поэтому способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития современного общества, которому нужны современные профессионально подготовленные бакалавры,

магистры и специалисты. Поэтому главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Таким образом, в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны и долгосрочные перспективы развития современного общества. Основная цель политики российского государства в модернизации образования. В такую систему образования, которая бы была конкурентоспособной на мировом уровне. Высокий уровень образования невозможен без обеспечения оптимальных соотношений затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Вышесказанное отражается в целевой программе образования Российской Федерации «Реализация направлений развития образовательной системы Российской Федерации».

Рубеж тысячелетий актуализирует вопросы, связанные с возможностями и целями современной физической культуры, перегруженной кризисами цивилизации (не только экологическим, демографическим и другими глобальными кризисами, но, прежде всего, - кризисом бездуховности, ущербностью человека, вовлеченного в рыночный либо информационный бум). Актуальность проблемы анализа развития интеллектуальных видов спорта в том, что в информационный век особенно остро встают вопросы информационных технологий и педагогического обоснования развития видов спорта, связанных с информационными технологиями.

Динамические изменения, происходящие в современном обществе, дают достаточные основания считать изучение аспектов развития творческой личности интеллектуальными видами спорта актуальной темой научного исследования. Во-первых, изучение проблемы творчества имеет большой социальный смысл. Это связно, прежде всего, с ростом потребности общества в творчески деятельных работниках во всех сферах. Поэтому исследованием различных аспектов творчества заняты философы, социологи, психологи, педагоги, историки, экономисты, кибернетики и представители других наук. Во-вторых, выбранная тема актуальна в теоретическом плане. В-третьих, необходимость данного исследования обусловлена изменениями организационных аспектов развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе, как в нашей стране, так и за рубежом. Отметим, что наряду с традиционными для страны шахматами и шашками в последнее время активно развиваются такие виды спорта, как го, нарды, рэндзю, бразильские шашки, киберспорт и др. С каждым днем увеличивается количество граждан Российской Федерации, охваченных деятельностью различных общественных организаций по этим видам спорта. Особую роль в столь стремительном развитии интеллектуальных видов спорта играют современные средства коммуникации. Благодаря компьютеризации населения не только изменяются теоретические основы данных видов спорта, но и преобразовываются формы проведения соревнований, видоизменяется тренировочный процесс. Эти социальные явления выдвигают в приоритетный ряд те исследования, которые изучают специфику развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе и их воздействие на процесс формирования личности. Но проблема формирования творчества не выделяется из общей социальной проблематики в данном аспекте. Тем самым проблема развития творчества интеллектуальными видами спорта требует своего решения.

Первые международные игры интеллектуальных видов спорта «Кубок IMSA» -спортивный турнир по интеллектуальным видам спорта, прошедший 27-29 апреля 2008 года в Перми. Турнир был организован Международной ассоциацией интеллектуального спорта (IMSA) и Ассоциацией мультиспорта России (АМР) при поддержке Олимпийского комитета России и Европейского Олимпийского комитета. "Кубок IMSA" является генеральной

репетицией перед Всемирными интеллектуальными играми. Спортсмены соревновались по 4 видам интеллектуального спорта: шахматам, бриджу, шашкам и го. Регламентом предусмотрена круговая система проведения турнира. Победителями стали те, кто набрал большее количество очков. Первое, второе и третье место определяются в каждом виде спорта.

Результаты и их обсуждение. Анализ закономерностей функционирования интеллектуальных видов спорта в мифологическом сознании необходим для экстраполяции полученного знания в область нового, искусственно создаваемого, мифологического сознания, характерного для постиндустриальной парадигмы интеллектуальных видов спорта. В первом контексте интеллектуальный спорт интегрирован в общественную систему и обеспечивает ее устойчивость и самосохранение в той мере, в какой физкультурная и спортивная деятельность способствует развитию человека, его воспроизводству как биологического и социального субъекта.

Что касается других контекстов интегрирующей значимости данного спорта, то она имеет следующие проявления:

- сближение и объединение людей в социальные группы, в стабильные физкультурные спортивные коллективы и организации на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению, норм честной игры и товарищества;

- интеграция разных поколений, например, посредством семейного спорта или туризма;

- преодоление межкультурных барьеров, в том числе межэтнических, развитие отношений толерантности;

- сокращение социальной дистанции между людьми;

-формирование более широких коллективных идентичностей, например, национальных, чему способствуют международные соревнования, олимпийские игры.

Следует отметить еще одно из возможных проявлений эффекта социальной интеграции посредством массового спорта: интеграция в общественную систему, восстановление социальных связей индивидами, имеющими проблемы в физическом и в социальном функционировании и развитии (людей с ограниченными физическими и умственными возможностями, маргинальных слоев общества)[4]. Тем самым интеллектуальный спорт позволяет снизить проявления социальной эксклюзии.

Человек XXI в по-прежнему сталкивается с тем же кругом проблем, где главным является его восхождение к человечности, духовности. Духовный потенциал российского образования значим для него, поскольку может реализоваться в разнообразных проективных образовательных процессах и стратегиях Госстандарта третьего поколения. Методология имеет комплексный характер в силу многосторонности и сложности предмета исследования. Философско-антропологический подход определяет рассмотрение, и уточненное содержание и философское обоснование понятий интеллектуальных видов спорта. Принцип целостности, реализуемый в рамках этого подхода, позволяет определить основные факторы, влияющие на процесс развития интеллектуальных видов спорта. В данной статье проводится мысль о том, что интеллектуальные виды спорта возникли на заре человечества. Сегодня интеллектуальные виды спорта выступают одним из фундаментальных, организующих, формообразующих, экономических и культурных факторов современности. Проблема формирования личности, именно творческой личности, является одной из наиболее исследуемых на современном этапе развития интеллектуальных видов спорта. Очевидно, серьезные исследования в этом направлении позволят перейти от концептуальных основ интеллектуальных видов спорта (ИВС) к построению целостной теории. Такой переход базируется на методологии развития взглядов на ИВС, в основе которой, в частности, лежат диалектические принципы: принцип всеобщей связи, принцип развития и принцип целостности. Реализация этих принципов в русле развития взглядов на ИВС и ее формирование предполагают учет законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания, а также вытекающих из их толкования концепции соотношения биологического и социального в развитии человека, концепции уровней и форм

движения материи, кибернетического закона необходимого разнообразия. Рассмотрение ИВС строится с учетом категорий диалектики, прежде всего необходимости и свободы, сущности и явления, содержания и формы. Сверхзадача ИВС состоит в предоставлении личности условий для самосовершенствования, самореализации и самовыражения на всех уровнях ее развития в социокультурном и образовательном пространствах.

Исходя из диалектики соотношения высших и низших форм движения материи, активную роль биологии человека в его социальном развитии невозможно переоценить. Таким образом, формирование ИВС согласно принципу развития прежде всего предполагает учет диалектики человеческого биологического и социального. В онтогенезе их соотношение неодинаково. На различных его этапах своеобразно взаимодействуют процессы, определяющие развитие организма, развертывание психической деятельности, освоение человеком социальных норм, ценностей ФК, становление его как гражданина, полноправного члена общества. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что формирование ИВС происходит по нелинейной спиралевидной траектории. В ней выделяются свои циклы, стадии, которым отрицание отрицания придает законченный повторяющийся, круговой характер. Очевидно, поэтому ему следует придать ступенчатый характер, осуществляя восхождение от уровня к уровню, в социальном и в биологическом плане, по мере накопления соответствующего потенциала физкультурно-личностной компетентности. Восхождение по иерархии ИВС здесь надо понимать как системное обогащение человека влиянием на нее мира движений и всего того, что с ним связано.

Как иерархическая и многогранная целостность ИВС может проявляться посредством присущих ей свойств на биологическом, психологическом и социальном уровнях развития. Известно, что каждому из этих уровней присуща своя структура. Все это важно понимать для вовлечения человека в процесс освоения ценностного потенциала ИВС. Учитывая все это, при формировании ИВС следует руководствоваться кибернетическим принципом обратной связи. Это позволит задействовать механизмы управления и самоуправления физическим совершенствованием человека, адекватным образом технологически стимулируя прогрессивные изменения как на социальном, социопсихическом, биопсихическом, нейрофизиологическом и биохимическом уровнях структуры ИВС каждого компонента, так и на уровне ее целостности.

Очевидно, ИВС следует представлять системно связанным многоуровневым и многоаспектным образованием. Их структуру, видимо, составляют следующие уровни: биологический (биохимический, морфологический, нейрофизиологический, биопсихический); психологический (социопсихический, социально-психологический); социальный (социальное бытие, социальная деятельность). Все эти уровни и их составляющие взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимообусловлены. Итогом таких трансформаций, сопровождающих развитие человека, является приобретение им нового системного свойства - развитие интеллектуального потенциала личности именно в ИВС.

Как же ИВС связаны с духовностью? Духовность - непростое явление. К сожалению, общество отдаёт её на откуп церкви, полагая, что духовность ограничивается религией. Духовен не тот, кто с утра до вечера в келье или в храме прославляет Бога и вымаливает рай на случай смерти. Не может быть любви к Богу там, где имеют место корысть и выгода; не может иметь место нравственность там, где советчиком является страх (в том числе перед божьим наказанием); не может быть духовности там, где идеологией является догматизм. Кроме того, необходимо признаться, что среди представителей духовенства тоже встречаются поучающие фарисеи, бездуховные люди. Истинно духовный человек находится в постоянном движении, занят самосовершенствованием, поиском истины, следовательно, он - думающий человек, и как настоящий диалектик способен подвергать сомнению устоявшиеся понятия, понимает взаимосвязанность мира, понимает, что зло порождает зло, но умеет противостоять злу, не попустительствует ему. Для выявления истины он овладевает и научными знаниями, и фольклором (народной мудростью, традиционной культурой). Если желает изменить социальный мир, начинает с себя, показывает пример. Кроме того, духовного человека характеризуют такие качества, как добро-

детель, трудолюбие, трудовой образ жизни, доброта, забота о близких и далёких людях, любовь, способность сострадать и сопереживать, милосердие, толерантность, способность к самопожертвованию, почитание старших, вера, оптимизм, восторженно-поэтическое восприятие мира, разумное поведение, чувство меры, умение находить золотую середину, открытость, способность преодолевать себя (в том числе преодолевать страх, агрессивность, зависть, обидчивость, ревность, месть, лень и ненужные привычки, надуманные телесные потребности), свобода от суеты, сочетание покоя со сверхчувствительностью, способность слушать других, понимание гармонии, чувство достоинства, цельность и целостность[5].

ВЫВОДЫ.

Анализ развития интеллектуальных видов спорта позволил раскрыть их возможности не только в интеллектуальном потенциале, но и в аспектах духовности личности:

1. Духовный человек не может самосовершенствоваться вне человеческого общества, вне деятельности, полезной для окружающих, для всего общества. Индивид, занимаясь только собой, может стать прекрасным специалистом, чемпионом в спорте, поэтом, звездой эстрады, учёным, но никогда не станет истинным Человеком. Индивидуальностью необходимо стать не через индивидуализм, не через противопоставление себя окружающему миру, не через отчуждение, а через духовное самосовершенствование, через стремление достичь высоты мудрости или даже просветления. Подобное возможно, если жизнь посвятить не достижению победы над другими, не опережению других, то есть не доказательству, что я лучше других, а посвятить полезной для людей и общества деятельности и достижению победы над самим собой.

2. У духовного человека сознание не отделено от своего тела, оно управляет им. Духовный человек, зная законы биологии и психологии, сознательно управляет своими витальными древностями, формирует и старается удовлетворять духовные потребности; ведёт здоровый образ жизни; укрепляет здоровье, используя физические нагрузки, безлекарственные методы народной природной медицины; претворяет в жизнь принцип «В здоровом теле здоровый дух».

3. Духовное и материальное - взаимосвязаны. Это особенно ярко проявляется при занятиях интеллектуальными видами спорта. Действительно, нет духовности вне материального мира. Духовность должна работать на созидание, на созидателей материальных ценностей. И наоборот, только с определённой оговоркой можно делить культуру на материальную и духовную. В физической культуре и спорте духовность выносится на первое место в нравственном воспитании молодежи, особенно студентов. Это относится и к интеллектуальным видам спорта.

Литература

1. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности /Д. А Леонтьев // http://institut.smysl.ru/article/spirit.php

2. Попова, Л.В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы /Л.В Попова // Психол. наука и образование. - 2009. - № 4. - C. 101-114.

3. Рубцов, В. В. Образование одаренных - государственная проблема / В. В Рубцов // Психол. наука и образование. - 2009. - № 4. - C. 5-14.

4.Холманский, А.С. Духовно-физический изоморфизм /А.С. Холманский // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 7. - Вып. 1. - 2008. - URL :

http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/TITL.HT%D0%9C. 5.Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности / В.М Эфроимсон - М. : Тайдекс Ко, 2002. - 376 с.

Bibliography

1. Leontiev, D.A. Spirituality, self-regulation and values / D.A Leontiev // http://institut.smysl.ru/article/spirit.php

2. Popova, L.V. The Educational programs for gifted children in Europe / L.V Popova // Psychological science and education. - 2009. - № 4. - P. 101-114.

3.Rubtsov, V.V. Education of gifted children - a state problem / V.V. Rubtsov // Psychological science and education. - 2009. - № 4. - P. 5-14.

4. Holmanskiy, A.S. Spiritual-physical isomorphism / A.S. Holmanskiy // Mathematical morphology. Electronic mathematical and medico-biological journal. - T. 7. issue 1. - 2008. - URL :http://www.smolensk.ru/user/sgma/MM0RPH/TITL.HT%D0%9C

5. Efroimson, V.P. Genetics of genius / V.P. Efroimson. - M. : Taydeks Ko, 2002. - 376 p.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.