Научная статья на тему 'Анализ инновационного потенциала новой продукции промышленного предприятия'

Анализ инновационного потенциала новой продукции промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / INNOVATION / INNOVATION POTENTIAL / CAUSE-EFFECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Александр Алексеевич, Костерин Сергей Геннадьевич

Проведено исследование причинно-следственных связей между коммерциализацией продукта, его инновационностью, ресурсами и условиями, при которых достигается успех инновации на рынке. Сформулировано определение инновационного потенциала как модели оценки эффективности достижения коммерческого результата. Предложена числовая мера оценки инновационного потенциала продукта. Данная мера характеризует способность нового продукта обеспечивать получение высоких результатов коммерциализации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на управление его жизненным циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL ANALYSIS OF NEW PRODUCTION OF INDUSTRIAL COMPANY

A research has been conducted concerning cause-effect relations between commercialization of a product, its innovativeness, resources and conditions under which innovation success on the market is reached. Innovation potential is defined as a model estimating efficiency of gaining commercial result. A numerical measure is proposed for estimating innovation potential of a product. This measure characterizes the ability of a new product to provide high commercialization results under rational usage of resources given to maintain its lifecycle.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационного потенциала новой продукции промышленного предприятия»

УДК 330

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Александр Алексеевич АБРАМОВ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической информатики, e-mail: abramov@ef.unn.ru © Сергей Геннадьевич КОСТЕР ИН Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра экономической информатики, e-mail: skosterin@list.ru

Проведено исследование причинно-следственных связей между коммерциализацией продукта, его инновационностью, ресурсами и условиями, при которых достигается успех инновации на рынке. Сформулировано определение инновационного потенциала как модели оценки эффективности достижения коммерческого результата. Предложена числовая мера оценки инновационного потенциала продукта. Данная мера характеризует способность нового продукта обеспечивать получение высоких результатов коммерциализации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на управление его жизненным циклом.

Ключевые слова: инновация; инновационный потенциал; причинно-следственные связи.

Введение

Успех инновационной деятельности и развития любого промышленного предприятия в рыночной экономике определяется конечными финансовыми результатами от реализации «нового продукта», достижение которых зависит от ряда ключевых факторов. Между конечными результатами коммерциализации «нового продукта» и ключевыми факторами существуют сложные причинноследственные зависимости. Раскрытие механизма воздействия факторов на конечные результаты коммерциализации позволяет определить подходы к построению методики оценки «нового продукта», которая может быть применена как на ранних стадиях его проектирования, так и на последующих этапах жизненного цикла. Новый продукт считается инновационным, если он востребован рынком и обеспечивает производителю получение прибыли. Разработчики и производители нового продукта заинтересованы в оценке ожидаемого успеха коммерциализации продукта на ранних стадиях его проектирования. На всех последующих этапах жизненного цикла продукта также необходимо оценивать результаты его продвижения на рынок. Оценки успеха коммерциализации продукта позволяют принимать решение о внесении соответствующих изменений для продления его жизни на рынке. Анализ ре-

зультатов коммерциализации продукта позволяет определять момент запуска альтернативной инновации для удержания целевого сегмента рынка, однако построение их оценки представляет собой сложную задачу.

Факторы достижения коммерческого успеха нового продукта

Выбор ключевых факторов успеха нового продукта во многом определяется концепцией понятия «инновационность». Необходимо выявить причинно-следственные связи между ключевыми факторами успеха и конечными результатами коммерциализации инновационного продукта. Для исследования причинно-следственных отношений может быть использована диаграмма Исикавы, известная как диаграмма «Рыбья кость» -«Fishbone diagram» [1].

Согласно методике построения диаграммы Исикавы необходимо представить конечную цель создания «инновации» (продукта) -достижение коммерческого результата - как «голову рыбы» (рис. 1).

Новизна инновационного продукта для предприятия-производителя относительно

продуктов его конкурентов рассматривается как условие достижения коммерческого результата. Ранее было установлено, что новизна создаваемого нового продукта определяется свойствами технологической и маркетинговой инновационности. Данные свойства

рассматриваются как главные факторы («причины»), от которых зависит достижение коммерческого результата. На диаграмме выделены главные факторы - «ребра», которые соответствуют второму уровню иерархии изучаемых причинно-следственных отношений.

При изучении инновационного продукта необходимо учитывать «относительность» представлений о его новизне. Новизна может быть установлена для предприятия-производителя и / или отраслевых конкурентов, что позволяет различать типы инновационных продуктов - «инновация для предприятия» и «инновация для отрасли». Учитывая «относительность» представлений о новизне продукта, следует рассмотреть два направления создания инновационных преимуществ нового продукта - на уровне предприятия и на уровне отрасли.

Инновационность на уровне предприятия:

- технологическая инновационность

(новизна технологии проектирования нового продукта и создание новых потребительских свойств с новым или улучшенным уровнем качества);

- маркетинговая инновационность

(понимание потребителей и новизна техно-

логии продвижения).

Инновационность на уровне отрасли:

- технологическая инновационность

для отрасли (обладание новыми технологиями создания нового продукта, которые превосходят отраслевой уровень);

- маркетинговая инновационность для отраслевого рынка (обладание новыми потребительскими свойствами, которые превосходят уровень, достигнутый конкурентами в отрасли).

Таким образом, при создании инновационного продукта принято выделять два главных направления достижения инновационных преимуществ - реализация технологической и / или маркетинговой инновационности. Технологическое и маркетинговое свойства инновационности могут быть одновременно реализованы в конкретном продукте, однако возможны комбинации их реализаций.

На третьем уровне иерархии причинно -следственных связей находятся факторы, от

которых зависит достижение инновационности по маркетинговому и технологическому направлениям. При этом необходимо учитывать ориентировку на достижение инновационности как для предприятия-создателя «инновации», так и для конкурентов в отрасли.

Аналогичным образом детализация может быть представлена для каждой из характеристик третьего уровня иерархии, которая определяет приобретение новым продуктом свойств инновационности (второй уровень).

Рассмотренные причинно-следственные зависимости между факторами, обеспечивающими успех «инновации», были представлены в виде иерархической структуры типа диаграммы «Рыбья кость» (рис. 1). Однако причинно-следственные связи могут быть и более сложной природы, например, в виде отношений «многие ко многим». В этом случае для представления связей следует использовать ориентированную сеть с одной конечной вершиной, которая представляет конечный результат создания «инноваций».

Соотношение используемых понятий при раскрытии механизма достижения успешной коммерциализации инновации может быть представлено в виде пирамиды знаний об инновационном продукте. Информацию об инновационном продукте необходимо извлечь, чтобы численно оценить успешность коммерциализации продукта (рис. 2). Успех коммерциализации «инновации» опирается на реализованный уровень свойств инновационности, которые могут быть достигнуты предприятием, которое использует в своей деятельности современные модели создания «инноваций».

Определение понятия инновационного потенциала

В настоящее время среди аналитиков отсутствует единое представление о понятии «инновационный потенциал продукта». Однако словосочетание «инновационный потенциал» широко применяется в описании исследований инновационных процессов [2; 3], причем каждый исследователь понимает под инновационным потенциалом собственную систему понятий для описания инновационных возможностей объекта изучения.

Рис. 1. Анализ с помощью диаграммы Исикавы причинно-следственных зависимостей между факторами успеха инновационности и конечными результатами коммерциализации

Рис. 2. Иерархия знаний, используемых при оценке успешности коммерциализации инновационного продукта

В исследованиях новых продуктов понятие «инновационный потенциал» обычно применяется как описание ожидаемых успехов продукта на рынке. Довольно часто в аналитических отчетах можно встретить выражение «созданный продукт обладает большим инновационным потенциалом». В такой трактовке данный термин используется для словесной характеристики качества созданного инновационного продукта.

Прежде чем дать определение понятия «инновационный потенциал нового продукта», следует рассмотреть семантику терминов «потенциал» и «инновационный». Термином «потенциал» [4] обозначается способность объекта к реализации скрытых возможностей. Применительно к новому продукту, скрытые возможности понимаются как «инновационные», т. е. сообщающие продукту новизну, которая воспринимается потребителями через свойства инновационности. Реализация в продукте свойств инновационности означает, что новое изделие при запуске на рынок должно за счет воплощенной в нем новизны достигнуть определенных результатов при его коммерциализации.

Необходимость управления жизненным циклом нового продукта требует применения системного подхода для описания сложной системы факторов, от которых зависит создание и продвижение «инновации» на рынок в условиях конкурентного окружения. Анализу должны быть подвергнуты условия формирования свойства инновационности в новом продукте и достигаемые коммерческие результаты. Прежде чем сформулировать определение понятия «инновационный потенциал нового продукта», необходимо уточнить наиболее важные принципы:

- Системное представление - применение системного подхода к изучению инновационных технологий создания продукта в условиях конкурентного окружения. Предполагает рассмотрение нового объекта как элемента системы, в состав которой могут входить изучаемый новый продукт как «ядро» системы, ее внешнее окружение (продукты-конкуренты, потребители в целевых сегментах, конкурирующие предприятия), внутренние элементы системы (производитель и его технологии). Между элементами системы инновационного продукта существуют отношения, которые определяют динамические

изменения значений факторов инновационности на протяжении всего жизненного цикла «инновации».

- Диффузия инновации и жизненный цикл нового продукта - предполагает, что особенности этапов создания и продвижения нового продукта на рынок должны быть изучены с привлечением понятия диффузии инновации, рассматриваемой как процесс распространения информации о новом продукте между потенциальными покупателями (потребителями). Диффузионный процесс продвижения продукта на рынок определяет динамику продаж на этапах его жизненного цикла, а распространение информации о новом продукте является объективной закономерностью, которая должна быть учтена при исследовании инновационного потенциала продукта.

Диффузионный характер распространения «инновации» на этапах ее жизненного цикла необходимо изучать при исследовании инновационного потенциала нового продукта на ранних стадиях проектирования инновации, а на всех последующих этапах проводить аудит достигнутых и ожидаемых коммерческих результатов от его продаж. Такой аудит способствует принятию управленческих решений по продвижению на рынок, развитию и продлению жизни продукта на рынке. Оценка результативности продаж позволяет выделить информацию о создании и продвижении продукта, на основе которой принимаются решения о запуске улучшающих «инноваций» как нового поколения действующего продукта.

- Потребительские свойства нового продукта - целью «инновации» является предоставление качественно новых преимуществ потребителям, а ее успех определяется превосходствами над продуктами-аналогами. Новый продукт должен занять долю на целевом сегменте рынка и потеснить своих конкурентов.

- Затраты и достигнутые результаты при создании нового продукта - это поиск баланса между затратами, ожидаемыми и достигаемыми коммерческими результатами, который следует рассматривать как определяющий момент при разработке «инновации» и последующем продвижении ее на рынок.

Как известно, управление новым продуктом на всем протяжении его жизненного

цикла - от возникновения идеи, проектирования, запуска, роста, зрелости и до момента вывода с рынка и замены на новую инновацию - требует различных затрат. При создании продукта предприятие устанавливает приемлемые для него пропорции между понесенными / ожидаемыми затратами и достигаемыми финансовыми результатами. Обоснование перспективности продукта и его успешности может рассматриваться как аргумент в пользу увеличения определенных статей затрат. На завершающих этапах жизненного цикла продукта принимается решение о прекращении его производства или замене на новую «инновацию». Решение принимается на основе сопоставительного анализа суммарных затрат, полученных суммарных финансовых результатов и ожидаемых результатов до момента выведения продукта с рынка. Для оценки ожидаемых результатов применяются методы оценки рисков.

- Современные концепции инноваций - создатель нового продукта должен использовать в своей деятельности современные модели инноваций с учетом их эволюционного развития.

При анализе инновационности нового продукта изучается соответствие используемой технологии проектирования нового продукта принципам выбранной модели создания инновации («парадигме инновации»). Необходимо учитывать, что «модель инновации» является развивающейся во времени категорией знаний, и следовательно, при реализации нового продукта должны быть использованы стратегические и технологические решения, которые представляют собой современные инновационные подходы, а не технологии, которые считались «инновационными» в прошлом.

Использование модели инноваций предполагает следование принципам и методам организации создания нового продукта, который должен стать инновационным, т. е. обладать новыми потребительскими свойствами и приводить к соответствующим коммерческим результатам. Стратегический выбор модели создания инновационной продукции определяет систему метрик, которые должны системно описывать технологию создания продукта и его жизненный цикл с позиций выбранной категории инновации.

- Многокритериальное^ анализа инновации - это использование инновационного потенциала как инструмента исследования инновационности нового продукта, требующее совместного изучения многих факторов, от которых зависят результаты коммерциализации. Воздействие факторов на результаты коммерциализации оценивается многими числовыми значениями. Применение многих критериев при анализе продукта и его конкурентов предполагает привлечение многокритериальных методов сравнения альтернатив.

- Практическая направленность означает, что инновационный потенциал продукта должен быть практическим инструментом исследования, который позволяет оценить создаваемую «инновацию» относительно альтернатив и конкурирующих продуктов, применяется на всех этапах жизненного цикла для принятия стратегических и технологических решений.

Рассмотренные принципы необходимо учитывать при определении понятия «инновационный потенциал», которое следует рассматривать как инструмент для сравнительной оценки нового продукта относительно конкурентов в рамках развиваемого системного подхода к исследованию инновационности на всех этапах его жизненного цикла.

Вводимое понятие инновационного потенциала нового продукта можно рассматривать с двух точек зрения.

В широком смысле инновационный потенциал является моделью оценки эффективности достижения коммерческого результата при помощи увеличения инновационности продукта при рациональном использовании затрат на его создание.

В узком смысле инновационный потенциал нового продукта может рассматриваться как числовая оценка изучаемого продукта, характеризующая его способность обеспечить получение высоких результатов коммерциализации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на управление его жизненным циклом. В данном случае следует использовать уточняющий термин «значение инновационного потенциала» нового продукта как метрику, вычисленную с помощью модели оценки его потенциала.

Заключение

Моделирование инновационного потенциала продукта предполагает построение формализованной процедуры оценки его способности получать коммерческие результаты на основе реализованных свойств инновационности. Реализуемые в продукте свойства инновационности позволяют с наибольшей отдачей использовать ресурсы, которые выделены на его создание и продвижение. Образно можно сказать, что свойства инновационности «преобразуют» затраты и условия создания нового продукта в достигнутые или ожидаемые результаты коммерциализации.

1. Ishikawa K. Guide to Quality Control. Asian Productivity Organization, UNIPUB, 1976.

2. Большой энциклопедический словарь. Москва; Санкт-Петербург, 1997.

3. Иванов С.А., Осип Е.Я. Инновационный потенциал развития экономической безопасности хозяйственной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 2009. № 2. С. 120-133.

4. Белоусов Д.А. Оценка инновационного потенциала производственной деятельности организаций: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Новосибирск, 1998.

Поступила в редакцию 28.06.2012 г.

UDC 330

INNOVATION POTENTIAL ANALYSIS OF NEW PRODUCTION OF INDUSTRIAL COMPANY

Aleksander Alekseyevich ABRAMOV, Nizhniy Novgorod State University named after N.I. Lobachevski, Nizhniy Novgorod, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Economical Informatics Department, e-mail: abramov@ef.unn.ru

Sergey Gennadyevich KOSTERIN, Nizhniy Novgorod State University named after N.I. Lobachevski, Nizhniy Novgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Economical Informatics Department, e-mail: skosterin@list.ru

A research has been conducted concerning cause-effect relations between commercialization of a product, its innovativeness, resources and conditions under which innovation success on the market is reached. Innovation potential is defined as a model estimating efficiency of gaining commercial result. A numerical measure is proposed for estimating innovation potential of a product. This measure characterizes the ability of a new product to provide high commercialization results under rational usage of resources given to maintain its lifecycle.

Key words: innovation; innovation potential; cause-effect relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.