Научная статья на тему 'Анализ информационной насыщенности сайтов вузов'

Анализ информационной насыщенности сайтов вузов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
494
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ВУЗОВ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / АБИТУРИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Бурлакова Юлия Владимировна

В статье приведен анализ информационной насыщенности сайтов вузов Нижнего Новгорода. Рассмотрен положительный опыт вузов из рейтинга «Эксперт РА», направленный на привлечение абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Бурлакова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ информационной насыщенности сайтов вузов»

7. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

8. Медведева М. Л. Почему люди так редко работают по выбранной специальности? / Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 103-106.

9. Петров Ю. Н. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе. Монография / Ю. Н. Петров, Л. И. Васильева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2008.

10. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

11. Сафонова К. И., Данилова У. В. Профессионально-квалификационный портрет магистра экономики. / Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 44-48.

12. Цверов В. В., Булганина С. В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.

13. Шевченко С. М., Мухина М. В., Лебедева Т. Е., Каткова О. В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина / Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.

14. Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives / International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.

Анализ информационной насыщенности сайтов вузов Шкунова А. А.1, Бурлакова Ю. В.2

1Шкунова Анжелика Аркадьевна /Shkunova Anjelica Arkadyevna - кандидат педагогических

наук, доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента,

2Бурлакова Юлия Владимировна /Burlakova Yulia Vladimirovna - студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье приведен анализ информационной насыщенности сайтов вузов Нижнего Новгорода. Рассмотрен положительный опыт вузов из рейтинга «Эксперт РА», направленный на привлечение абитуриентов.

Ключевые слова: официальные сайты вузов, контент-анализ, информационная насыщенность, транспарентность, абитуриенты.

Высокая степень конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет вузы активно использовать маркетинговые инструменты в своей деятельности [1, 2, 5, 7]. С помощью контент-анализа проведем оценку информационной насыщенности официальных сайтов вузов, результаты которой сведены в таблицу. Все рассмотренные нами вузы города Нижнего Новгорода имеют свои собственные сайты. Насыщенность и понятность навигации для абитуриентов оценивалась по 5 -бальной шкале.

46

Таблица 1. Анализ информационной насыщенности сайтов вузов г. Н. Новгород

\ оЗ \ ГО \ ^ \ m \ и \ оЗ \ и \ 00 \ 03 \д ННГУ (www.unn.ru) НГТУ (www.nntu.ru ) ННГАСУ (www.nngasu.ru ) НГЛУ (www.lunn.ru) оЗ _ В е в bp •2 'е W 1 к £ С | m Й м и Н 2 m ■© § 1 § | е о g 2 о © 3 К | НФ МИИТ (www.nnov-miit.ru) НФ УРАО (www.uraonn.ru) ВГУВТ (www.vsawt.ru )

Реклама + + + + + + - - + +

Насыщенность +++ ++++ +++ ++ ++ ++++ ++++ ++ + ++

сайта ++ + + +

Понятность +++ ++++ +++ +++ ++ +++ ++++ ++ ++ +++

навигации + + +

Поисковик + + + + + + + + + +

Личный - - - + + + + + - +

кабинет

пользователя

Версия для + + + - - - - + + -

слабовидящих

SD-туры - - - - - - - - - -

Мобильная - - - - - - - + - -

версия

ВУЗ в - + + - + + + + + +

соцсетях

Самым богатым содержанием и степенью наполненности сайта, на наш взгляд, обладают такие ВУЗы, как ННГУ им. Лобачевского, НГТУ им. Алексеева, НФ НИУ ВШЭ и НФ МЭСИ. Наиболее понятными в управлении и навигации являются сайты НГТУ им. Алексеева и НФ МЭСИ. Все рассмотренные официальные страницы нижегородских вузов имеют возможность поиска по сайту, версию для слабовидящих имеют только 5 из 10 страниц (50 %). Возможность пользования личным кабинетом предоставляется 60 % вузами области. Для нашего высокотехнологичного общества XXI века необходимы опции, значительно упрощающие пользование в интернете. Возможность доступа откуда и где угодно, с любого устройства, будь то планшет или смартфон, является несомненным преимуществом любого WEB-сайта. Проведя исследование, выявили, что только НФ МИИТ имеет мобильную версию сайта. Поскольку среди молодежи наиболее популярны социальные сети, как критерий транспарентности [3, 4, 9] было рассмотрено наличие рабочих ссылок на официальном сайте каждого вуза с возможностью выхода на страницы в соцсети. Наиболее популярными соцсетями стали ВКонтакте, Facebook и канал YouTube. Как правило, на страницах ВК и РаееЬоок располагается информация новостного характера, фотографии с различных мероприятий, проводятся обсуждения и беседы. YouTube предназначен для просмотра видео-лекций, новостей, событий, отражающих образовательную среду [6, 8] и другого в видеоформате. Наличие виртуальных прогулок и обзор интерьера в формате 3D здания университета как снаружи, так и изнутри позволяет «гостю» приобрести некое впечатление и осознание общей концепции вуза, а также возникает желание абитуриента поступить или не поступить в данный вуз. 3D-туры не присутствуют ни на одном из вышерассмотренных сайтов нижегородских вузов при этом данном критерии оценки.

47

По рейтингу «Эксперт РА» в 2015 году в «пятерку» лучших ВУЗов страны (http://raexpert.ru/rankingtable/university/2015/main/) вошли: Московский

государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физикотехнический институт (национальный исследовательский университет), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Сайты вузов имеют высокую степень насыщенности, однако возможности виртуальной прогулки по зданиям и помещениям не предполагается.

В порядке убывания были проанализированы сайты российских вузов, вошедших в «100 лучших». Так, например, занимающий 13 строчку Национальный исследовательский Томский государственный университет (www.tsu.ru) имеет 3Б-тур по ГТУ на главной странице. Новосибирский государственный технический университет (www.nstu.ru) находится на 20 строчке рейтинга, сайт простой и имеет возможность просмотра экскурсии по корпусам НГТУ, но, к сожалению, не во все корпуса университета можно «зайти». Строчкой ниже располагается Российский Университет Дружбы Народов (РУДН www.rudn.ru), его сайт не так насыщен, как у «лидеров», но, тем не менее, в нем присутствует виртуальный тур, кнопка которого расположена на главной странице. Данный тур позволяет в несколько кликов совершить увлекательную прогулку по территории кампуса РУДН, увидеть лекционные аудитории, актовые и конференц-залы, библиотеку и музей РУДН, заглянуть в научные лаборатории, побывать в комнатах студенческих общежитий и даже подняться на крыши главного и жилых корпусов.

Ниже по списку находятся Самарский государственный аэрокосмический университет им. ак. С. П. Королёва (НИУ www.ssau.ru), Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (www.rea.ru), Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет www.susu.ac.ru), Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (www.altstu.ru), Уральский государственный университет путей сообщения (www.usurt.ru), Омский государственный технический университет (www.omgtu.ru). Сайты этих университетов имеют полноценные 3Б-туры, которые позволяют посетителю сайта окунуться в атмосферу учреждения, оценить интерьер, дизайн, состояние корпусов и аудиторий, «погулять» по коридорам и помещениям. Наибольшее впечатление оставил web-сайт Кубанского государственного

технологического университета (www.kubstu.ru), расположившегося на 97 строчке рейтинга, поскольку его виртуальный тур позволяет посмотреть не только некоторые корпуса, холлы и аудитории университета, но и общежития, парковки, стадион.

Таким образом, из 100 лучших ВУЗов России по версии «Эксперт РА» 3Б-туры или виртуальные туры имеют лишь 10 университетов, из не входящих в рейтинг 3 D-экскурсии имеют следующие российские вузы: Новосибирский государственный педагогический университет (www.nspu.ru/), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (www.sut.ru), Московский Государственный машиностроительный университет (МАМИ www.mami.ru), главным достоинством которого является музыкальное сопровождение и карта. Орловский государственный университет (www.univ-orel.ru) представляет виртуальную экскурсию по художественно-графическому факультету, где можно увидеть отделение живописи, художественные мастерские, экспозиции работ преподавателей и студентов и многое другое под музыкальное сопровождение. Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (www.prouniver.ru) и Башкирский государственный университет (www.bashedu.ru) представляют возможность виртуального обзора отдельных помещений без «прогулки» по ним.

48

Таким образом, проведенный анализ показал возможности расширения

информационной насыщенности нижегородских вузов.

Литература

1. Булганина С. В., Гончарова Н. В. Исследование факторов позиционирования нижегородских вузов экономико-управленческого профиля на рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 165-171.

2. Вакуленко Р. Я., Колосова В. В. Социальная значимость имиджа вуза: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 14.— Режим доступа: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=826343

3. Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.

4. Помазной Ю. А. О понятии информационного общества // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 65-68.

5. Рамазанов И. Ш. Формирование конкурентных преимуществ предприятия // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 82-83.

6. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

7. Цверов В. В., Булганина С. В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149.

8. Шкунова А. А. Основные компоненты образовательной среды учебного заведения // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Сборник статей по материалам II Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 179-181.

9. Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.

Формирование механизма мотивации в контексте рыночных преобразований Лебедева Т. Е.

Лебедева Татьяна Евгеньевна / Lebedeva Tatiana Evgenievna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье предпринята попытка проанализировать формирование механизма мотивации студентов и педагогов высшего учебного заведения в современных экономических условиях.

Ключевые слова: экономика образования, мотивация студентов, система

стимулирования студентов.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.