Научная статья на тему 'Анализ и совершенствование налогового администрирования патентной системы налогообложения сделок с недвижимостью'

Анализ и совершенствование налогового администрирования патентной системы налогообложения сделок с недвижимостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / PATENT SYSTEM OF TAXATION / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / НЕДВИЖИМОСТЬ / REAL ESTATE / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / LOCAL BUDGET / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX REVENUES / BUDGET INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Анна Ивановна, Пригожин Вячеслав Львович, Огнев Дмитрий Владимирович

В статье анализируются объемы поступления и особенности применения патентной системы налогообложения на территории муниципального образования «Город Ангарск» Иркутской области. Авторами выявлены проблемы и предложены пути совершенствования налогового администрирования патентной системы налогообложения. Особое внимание уделяется возможностям увеличения доходной части налоговых поступлений в местный бюджет города от усиления налогового контроля за налогообложением сделок с недвижимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина Анна Ивановна, Пригожин Вячеслав Львович, Огнев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE TAXATION PATENT SYSTEM OF REAL ESTATE TRANSACTIONS

The article analyzes the amounts of revenues and application features of the patent system of taxation in the municipal formation “the City of Angarsk” of the Irkutsk region. The authors reveal the problems and suggest the ways to improve the tax administration of the patent system of taxation. A detailed consideration is given to the possibilities of increasing the revenue part of the city local budget due to the strengthening of tax control over the taxation of real property transactions.

Текст научной работы на тему «Анализ и совершенствование налогового администрирования патентной системы налогообложения сделок с недвижимостью»

УДК 336.221.262

АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

© А.И. Сорокина1, В.Л. Пригожин2, Д.В. Огнев3

1Ангарская государственная техническая академия, 665835, Россия, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, 60. 2,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье анализируются объемы поступления и особенности применения патентной системы налогообложения на территории муниципального образования «Город Ангарск» Иркутской области. Авторами выявлены проблемы и предложены пути совершенствования налогового администрирования патентной системы налогообложения. Особое внимание уделяется возможностям увеличения доходной части налоговых поступлений в местный бюджет города от усиления налогового контроля за налогообложением сделок с недвижимостью. Ключевые слова: налог; патентная система налогообложения; налоговое администрирование; недвижимость; местный бюджет; доходы бюджета; налоговые поступления.

TAX ADMINISTRATION ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE TAXATION PATENT SYSTEM OF REAL ESTATE TRANSACTIONS

А.!. Sorokina, V.L. Prigozhin, D.V. Ognev

Angarsk State Technical Academy, 60 Chaikovsky St., Angarsk, Irkutsk region, 665835, Russia. Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St, Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the amounts of revenues and application features of the patent system of taxation in the municipal formation "the City of Angarsk" of the Irkutsk region. The authors reveal the problems and suggest the ways to improve the tax administration of the patent system of taxation. A detailed consideration is given to the possibilities of increasing the revenue part of the city local budget due to the strengthening of tax control over the taxation of real property transactions.

Keywords: tax; patent system of taxation; tax administration; real estate; local budget; budget income; tax revenues.

Патентная система налогообложения входит в состав специальных налоговых режимов, предусмотренных российским налоговым законодательством, с 2013 г. Известно, что бюджетная направленность налогов на совокупный доход носит территориальное закрепление, то есть указанные налоги формируют доходную часть региональных и местных бюджетов. Введение нового налогового режима изменило порядок формирования налоговой составляющей доходной части регионального и местного бюджетов (табл. 1).

Как видно из табл. 1, большая часть собираемых налогов по специальным налоговым режимам идет в местный бюджет. По единому налогу на вмененный доход и по патентной системе налогообложения вся

сумма полностью поступает в местный бюджет. Безусловно, местные бюджеты заинтересованы в максимально возможном увеличении поступающих сумм. Особо пристальное внимание налоговых органов должно быть направлено на новую систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства - патентную - как источника формирования доходов местного бюджета. На территории Иркутской области патентная система налогообложения введена с 2013 г. [2].

Рассмотрим количество патентов, выданных налоговыми органами в Иркутской области и муниципальном образовании «Город Ангарск» (табл. 2).

1Сорокина Анна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, маркетинга и психологии управления, тел.: 89149410394, e-mail: annasorokina_07@mail.ru

Sorokina Anna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy, Marketing and Management Psychology, tel.: 89149410394, e-mail: annasorokina_07@mail.ru

Пригожин Вячеслав Львович, кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики и менеджмента, тел.:89025125194, e-mail: prigozhins@mail.ru

Prigozhin Vyacheslav, Candidate of Economics, Doctoral Candidate of the Department of Economy and Management, tel.: 89025125194, e-mail: prigozhins@mail.ru

3Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

Ognev Dmitriy, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89025790838, e-mail:odv1974@rambler.ru

Таблица 1

Процент поступления налогов по специальным налоговым режимам _в бюджеты разных уровней в 2012-2014 гг. [1]_

Наименование налога Областной бюджет 2012 г., % Местный бюджет 2012 г., % Областной бюджет с 2013 г., % Местный бюджет с 2013 г., %

Единый налог на вмененный доход 0 100 0 100

Единый сельскохозяйственный налог 30 70 15 85

Минимальный налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения (УСН) 50 50 50 50

Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН 50 50 - -

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - - 0 100

Налог, взимаемый по УСН с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 50 50 50 50

Налог, взимаемый по УСН с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 50 50 50 50

Таблица 2

Количество патентов, выданных в связи с применением упрощенной системы налогообложения

на основе патента и патентной системы налогообложения на территории Иркутской _области и муниципального образования «Город Ангарск» в 2012-2014 гг. [3-5]_

Вид услуг Выдано патентов, ед.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

МО «Город Ангарск» Иркутская область МО «Город Ангарск» Иркутская область МО «Город Ангарск» Иркутская область

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий 4 35 3 20 13 24

Ремонт и пошив обуви 1 18 2 5 1 3

Ремонт и обслуживание бытовой техники 3 12 1 9 2 12

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 3 66 1 16 2 15

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 13 175 1 23 1 13

Автотранспортные услуги 32 302 6 70 6 67

Ремонт и строительство жилья и других построек 3 39 3 25 5 38

Ритуальные услуги 2 12 2 5 2 5

Услуги общественного питания 9 87 3 10 4 11

Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления 3 9 3 6 3 6

Услуги по производству монтажных, санитарно-технических, сварочных работ 5 17 11 26 14 41

Аренда жилья - - 2 40 6 69

Другие виды предпринимательской деятельности 39 365 17 189 21 219

Итого 117 1137 55 444 80 523

Как видно из данных, представленных в табл. 2, при переходе от упрощенной системы налогообложения к патентной количество налогоплательщиков изменилось. По Иркутской области в 2013 г. было выдано на 61% меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. число выданных патентов выросло по отношению к 2013 г. на 17,8%. В муниципальном образовании «Город Ангарск» на начало 2015 г. было 80 предпринимателей, использующих патентную систему, что на 46% больше, чем в 2013 г. При этом наибольшее количество патентов выдано по автотранспортным, сантехническим услугам, по ремонту жилья и пошиву швейных изделий.

Отметим, что аналогичные тенденции наблюдаются в целом по РФ. По данным ФНС России, в 2013 г. по отношению к 2012 г. отклонение составило 22%.

Далее наблюдается рост числа выданных патентов: в 2014 г. было выдано на 37,7% больше. При этом Сибирский федеральный округ занимает 4 место среди прочих округов по числу выданных патентов (табл. 3).

Анализируя данные табл. 3, видно, что в 2014 г. по отношению к 2013 г. значительный рост числа выданных патентов отмечен в трех федеральных округах: Северо-Кавказском (333%), Южном (на 134,5%). Центральном (на 62,5%), и в Сибирском федеральном округе в 2014 г. рост составил 16,5%.

При рассмотрении показателей в разрезе Сибирского федерального округа отмечено, что в Иркутской области наблюдается незначительное увеличение числа выданных патентов в 2014 г. по отношению к 2013 г. - на 17,8% (табл. 4).

Таблица 3

Количество патентов, выданных в связи с применением упрощенной системы налогообложения

на основе патента и патентной системы налогообложения на территории РФ _в разрезе федеральных округов в 2012-2014 гг. [6-8]_

Наименование федерального округа РФ Выдано патентов

2012 г. 2013 г. 2014 г.

ед. уд. вес, % ед. уд. вес, % ед. уд. вес, %

Центральный 25683 22,5 32375 36,5 52594 43,1

Северо-Западный 13413 11,8 6125 7 6709 5,5

Северо-Кавказский 2890 2,5 819 0,9 3545 2,9

Южный 111 0,1 1939 2,2 4547 3,7

Приволжский 36220 31,8 18531 20,8 21024 17,2

Уральский 9052 7,9 13595 15,3 17399 14,3

Сибирский 16829 14,8 8480 9,6 9877 8,1

Дальневосточный 9751 8,6 6824 7,7 6403 5,2

Российская Федерация, всего 113949 100 88688 100 122098 100

Таблица 4

Количество патентов, выданных с связи с применением упрощенной системы налогообложения

на основе патента и патентной системы налогообложения на территории _Сибирского федерального округа за 2012-2014 гг. [6-8]_

Наименование субъекта СФО Выдано патентов

2012 г. 2013 г. 2014 г.

ед. уд. вес, % ед. уд. вес, % ед. уд. вес, %

Республика Алтай 0 0 21 0,2 25 0,3

Республика Бурятия 4436 26,4 906 10,8 773 7,7

Республика Тыва 2208 13,1 727 8,6 665 6,7

Республика Хакасия 738 4,4 359 4,2 341 3,5

Алтайский край 0 0 60 0,7 68 0,7

Красноярский край 2095 12,3 1327 15,6 1431 14,5

Иркутская область 1137 6,8 444 5,2 523 5,3

Кемеровская область 775 4,6 569 6,7 1290 13,1

Новосибирская область 1242 7,4 1088 12,8 1453 14,7

Омская область 0 0 276 3,3 559 5,7

Томская область 0 0 344 4,1 488 4,9

Забайкальский край 4198 25,0 2359 27,8 2261 22,9

Сибирский федеральный округ, всего 16829 100 8480 100 9877 100

Причинами невысоких темпов прироста является сокращение на 15% числа индивидуальных предпринимателей - с 71973 ед. по состоянию на 01 января 2014 г. до 61239 ед. на 1 января 2015 г. [9]. Это может объясняться кризисными явлениями, увеличением ставок по кредитам, ростом размера фиксированных взносов в государственные внебюджетные фонды, нежеланием лиц, занимающихся частной практикой, регистрироваться в налоговых органах и пр.

Из всех видов деятельности, которые могут применяться при патентной системе налогообложения, особо следует отметить аренду жилья.

Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, объекты недвижимости, как особый товар, имеют большое значение для налоговой политики. Во-вторых, рынок жилой недвижимости в РФ развит и большинство сделок аренды с объектами недвижимости происходит на нем. В-третьих, именно аренда может принести дополнительный доход в местный бюджет муниципалитетов.

Известно, что средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры в г. Ангарске в среднем составляет 8-10 тыс. руб. в месяц, двухкомнатной -10-12 тыс. руб. в месяц, трехкомнатной - 15-17 тыс. руб. в месяц. Одной из проблем, возникающих в данной сфере, является частое отсутствие регистрации арендодателей как индивидуальных предпринимателей либо добросовестное исполнение ими налоговой обязанности по уплате части полученного дохода лишь в размере 13% в рамках налога на доходы физических лиц. Данные нарушения законодательства должны быть пресечены. В Иркутской области в 2014 г. из 523 выданных патентов всего 13% (69 ед.) составляют патенты на право сдавать в аренду жилье. В целом по Российской Федерации в 2014 г. из 122098 выданных патентов на аренду жилья выдано 15% (18193 ед.) [10]. Отметим, что отношение числа выданных патентов по всем видам деятельности к общему количеству зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в регионе составляет не более 1%. Таким образом, новая патентная система налогообложения не получила пока еще широкого распространения.

Совершенствование налогового администрирования патентной системы налогообложения на региональном и местном уровнях является важной задачей. Предлагаются следующие меры в данном направлении [11]:

1) уточнение и увеличение перечня видов деятельности, на которые будет распространяться льготная система;

2) снижение стоимости патентов;

3) совершенствование льгот по ставкам страховых взносов как с доходов индивидуального предпринима-

теля, так и с доходов наемных работников;

4) максимальное упрощение взаимодействия предпринимателей с налоговыми органами в части постановки и снятия с учета;

5) проведение разъяснительной работы среди населения с целью выявления преимуществ нового налогового режима и привлечения в малый бизнес новых предпринимателей

С нашей стороны добавим, что необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укреплять основы налоговой грамотности и культуры населения;

- привлекать агентства недвижимости в качестве посредников для активного сотрудничества с налоговыми органами;

- ужесточить административные меры, которые предусматривали бы ответственность агентств недвижимости за сокрытие информации об аренде жилья и других участников сделок с арендой недвижимости.

С увеличением количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занимающихся сдачей жилья в аренду, сумма налога, поступающего в бюджет по патентной системе налогообложения, также будет увеличиваться. Поскольку поступления от патентной системы налогообложения полностью идут в местный бюджет, то в перспективе это поможет значительно увеличить налоговые доходы бюджета муниципального образования. Так, по данным УФНС России по Иркутской области, в 2014 г. поступления от уплаты налогов по патентной системе налогообложения в бюджет МО «Город Ангарск» составили 14 млн 830 тыс. руб. [12]. Отметим, что индивидуальные предприниматели при регистрации обязаны оплатить государственную пошлину и вносить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Рост числа лиц, добросовестно уплачивающих налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от аренды жилья, также позволит увеличить поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц является регулирующим и его часть в размере от 5 до 15% остается в местных бюджетах.

Таким образом, патентная система налогообложения при ее гибком использовании позволит не только привлечь население к предпринимательской деятельности и легализовать малый бизнес, но и будет способствовать увеличению доходов бюджетов и поступлению средств во внебюджетные фонды. Отметим, что муниципальные налоговые органы готовы к внедрению таких мероприятий. На исполнительность других участников должны повлиять комплексные государственные меры воздействия.

Статья поступила 11.08.2015 г.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от l3.07.2015 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. URL: http: www.consultant.ru (16.04.2015).

2. О применении индивидуальными предпринимателями па-

тентной системы налогообложения на территории Иркутской области: Закон Иркутской области от 29.11.2012 г. № 124-ОЗ, принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области 14.11.2012 г. № 49/13а-СЗ [Электронный ресурс] // Гарант. Ру. Информационно-правовой

портал. URL: http: www.base.garant.ru (16.04.2015).

3. Отчет о количестве выданных патентов на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2013 в целом по Иркутской области и в разрезе муниципальных образований Иркутской области [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://test.nalog.ru/ rn38/related_activities/statis-tics_and_analytics/forms/4308756/ (04.04.2015).

4. Отчет о количестве выданных патентов на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2014 в целом по Иркутской области и в разрезе муниципальных образований Иркутской области [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://test.nalog.ru/ rn38/related_activities/statis-tics_a nd_a na lytics/fo rms/4308755/ (04.04.2015).

5. Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015 в разрезе муниципальных образований Иркутской области [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://test.nalog.ru/rn38/related_activities/statistics_and_analy-tics/forms/4803139/ (04.04.2015).

6. Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015 по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://nalog.ru/rn38/rela-ted_activities/statistics_and_analytics/forms/4883072/ (04.04.2015).

7. Отчет о количестве выданных патентов на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2014 по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://nalog.ru/rn38/related_activities/statis-tics_a nd_analytics/fo rms/4212885/ (04.04.2015).

8. Отчет о количестве выданных патентов на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2013 по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://nalog.ru/rn38/related_activities/statis-tics_a nd_analytics/fo rms/4212884/ (04.04.2015).

9. В Иркутской области количество зарегистрированных ИП сократилось на 15% [Электронный ресурс] // ИА «Клерк. Ру». URL: http://www.klerk.ru/buh/news/356411/ (16.04.2015).

10. Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015 в целом по России [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru/rn38/related_ activities/statis-tics_and_analytics/forms/4883072/ (16.04.2015).

11. Марширова Л.Е., Максимова Н.В. Патентная система налогообложения: становление, развитие, перспективы // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 10. С. 48-54.

12. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2015 года [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru/rn38/related_activities/statistics_and_analyti cs/forms/5393390 (04.04.2015).

УДК 33-336.719

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

© А.П. Стерхов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основе системного подхода и разработанной автором концепции обеспечения комплексной безопасности бизнеса рассматриваются его особенности через создание собственной службы безопасности. Исследуется специфика построения системы безопасности для малого, среднего и крупного бизнеса. Система обеспечения безопасности инновационного бизнеса строится на основе учета характерных черт, присущих деятельности инновационного бизнеса и соответствующих им специфических угроз и опасностей. Приводятся основные структурные элементы, которые должны входить в систему безопасности бизнеса на базе формирующейся научной теории обеспечения безопасности. Представлены схема системного подхода к работе службы безопасности и схема управления и контроля, раскрывающие смысл эффективности функционирования системы безопасности. Ключевые слова: безопасность бизнеса; инновационный бизнес; системный подход; служба безопасности.

ENSURING INNOVATION BUSINESS SECURITY THROUGH INTERNAL SECURITY SERVICE CREATION A.P. Sterkhov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Based on a systematic approach and the concept of integrated business security developed by the author the article

1 Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

Sterkhov Anatoly, Candidate of technical sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89641026955, e-mail: rabota@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.