Научная статья на тему 'Анализ и прогнозирование развития 3D сектора кинотеатрального показа в мировом кинематографе'

Анализ и прогнозирование развития 3D сектора кинотеатрального показа в мировом кинематографе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ / КИНОПРОКАТ / КИНОПОКАЗ / УПРАВЛЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНА / NATIONAL AND INTERNATIONAL CINEMA / FILM / MOVIE SCREENING / MANAGEMENT / CINEMA AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Павел Вячеславович

Раскрыты результаты корреляционно-регрессионного анализа динамики кинотеатрального сектора в мировых кинематографических зонах и построении на этой основе прогноза его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилов Павел Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORECAST 3D CINEMA TO WORLD

In the article the results of correlation and regression analysis of the dynamics of world cinema in the film sector and the construction zone on this basis of the forecast of its development.

Текст научной работы на тему «Анализ и прогнозирование развития 3D сектора кинотеатрального показа в мировом кинематографе»

УДК 338.12.017: 791.64/.65 ББК 65.05

П.В. ДАНИЛОВ

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ 3D СЕКТОРА КИНОТЕАТРАЛЬНОГО ПОКАЗА В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Ключевые слова: национальная и мировая кинематография, кинопрокат, кинопоказ, управление, кинематографическая зона.

Раскрыты результаты корреляционно-регрессионного анализа динамики кинотеатрального сектора в мировых кинематографических зонах и построении на этой основе прогноза его развития.

P.V. DANILOV ANALYSIS AND FORECAST 3D CINEMA TO WORLD

Key words: national and international cinema, film, movie screening, management, cinema area.

In the article the results of correlation and regression analysis of the dynamics of world cinema in the film sector and the construction zone on this basis of the forecast of its development.

В сложившихся условиях хозяйствования, характеризуемых сокращением темпов экстенсивного развития, все большее значение для финансового результата деятельности дистрибьюторов и организаций кинопоказа приобретают интенсификационные процессы [1]. В кинотеатральном секторе они выражаются в виде модернизации основных фондов и переходе на новые технологии кинопоказа. Научно-технический прогресс в кинематографии и изменения зрительских предпочтений определили в качестве приоритетных направлений внедрение цифровых и 3D технологий демонстрации аудиовизуальных произведений.

Общая динамика изменения количества 3D кинозалов в регионах мира представлена в таблице.

Динамика изменения количества 3D кинозалов в регионах мира в 2008-2010 гг.

Регионы 2008 2009 2010

Северная Америка (NA) 1514 3548 8459

Удельный вес в мире 59,54% 39,51% 38,56%

Европа, Средний Восток и Африка (EMEA) 594 3485 7909

Удельный вес в мире 23,36% 38,81% 36,05%

Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) 344 1584 4498

Удельный вес в мире 13,53% 17,64% 20,51%

Латинская Америка (LA) 91 362 1070

Удельный вес в мире 3,58% 4,03% 4,88%

Весь мир 2543 8979 21936

Удельный вес 100% 100% 100%

Примечание. Таблица составлена автором по данным [2, 3].

Из данных таблицы следует, что общемировое количество кинозалов, поддерживающих технологию 3D, увеличилось за последние 3 года в 8,6 раза с 2543 в 2008 г. до 21 936 в 2010 г.

Несмотря на то, что удельная доля 3D кинотеатров в зоне «Северная Америка» сократилась с 59,4% в 2008 г. до 38,56% в 2010 г., США является лидером по количеству таких кинозалов. В результате высокого уровня потребления в ней развлекательного киноконтента общее число таких залов в исследуемой зоне в 2010 г. достигло 8459.

Более чем в 13 раз увеличилось число 3D залов в зоне «Европа, Средний Восток и Африка (EMEA)» с 594 (или 23,36% от всех 3D залов мире) в 2008 г. до

7909 в 2010 г. Существенный вклад в этот процесс внесли развитые европейские кинематографические державы - Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Норвегия, Швеция, а также Португалия, Финляндия, Дания, Польша и ряд других. Отметим, что переоборудование кинозалов в исследуемый период также наблюдалось в странах Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты и др.) и Африки (Египет, ЮАР и др.).

Незначительное сокращение удельной доли европейских, африканских и ближневосточных 3D кинотеатров с 38,8% в 2009 г. до 36,05% в 2010 г. было обусловлено интенсификацией процесса модернизации кинозалов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АРАС), удельная доля которых выросла с 13,53% (344) в 2008 г. до 20,51% (4498) в 2010 г. Это стало возможным благодаря усилиям резидентов, прежде всего Японии, Китая и Гонконга.

За счет внедрения 3D технологий кинопоказа в Мексике, Бразилии и Аргентине в исследуемый период увеличилось число специализированных кинозалов и в зоне «Латинская Америка (ЬА)» с 91 в 2008 г. до 1070 в 2010 г., что позволило увечить удельную долю этих стран с 3,58% до 4,88%.

Вследствие того, что технологии цифрового кинопоказа могут быть двойного назначения, т.е. позволяют демонстрировать как 3D, так и 2D фильмы, в мире возрастет значимость использования именно такого кинопроекционного оборудования (рис. 1).

Действительно, если в 2009 г. удельная доля 3D экранов в мире превысила только 50%, то в 2010 г. она выросла ещё на более чем на 10% и составила уже 60,83%. Более того, в 2010 г. удельная доля 3D кинотеатров во всех кинематографических зонах превысила рубеж в 50%.

Как нам представляется, превышение удельной доли 2D кинозалов в зонах «Северная Америка» и «Азиатско-Тихоокеанский регион» связано с ранним внедрением в кинотеатры цифровых проектов первого поколения в США и Японии, традиционно ориентированных на инновационное развитие.

Все эти факты свидетельствуют о высоком значении фильмов, произведенных по технологии 3D, для финансовых результатов деятельности международных дистрибьюторских предприятий и национальных организаций кинопоказа.

40000 -

Северная

Америка

Европа,

Ближний

Восток,

Африка

Азиатско-

Тихоокеанский

регион

Латинская

Америка

Рис. 1. Распределение 30 и 20 экранов по мировым кинематографическим зонам

Объективизация авторских суждений требует использования математического аппарата. Для наглядности нашей гипотезы на основе данных таблиц источников [2, 3] постоим график сравнительной динамики валовых кинотеатральных сборов и ввода в эксплуатацию 30 залов в различных регионах мира (рис. 2). Коэффициент корреляции между динамикой темпов изменения валовых кинотеатральных сборов и вводом в эксплуатацию 30 залов в зоне «Северная Америка (ЫА)» составляет 0,73, в зоне «Европа, Средний Восток и Африка (ЕМЕА)» - 0,91, в зонах «Азиатско-Тихоокеанский регион (АРАС)», «Латинская Америка (ЬА)», а также в мировой кинематографии в целом - 0,99. Таким образом, гипотеза о существовании зависимости подтверждается.

в г

25000 г 33

31 Н

о

30 1=£

29 1 28 ^

&Н 27 §

26 25

Ш Количество ЗЭ залов Валовые кинотетральные сборы

д

Рис. 2. Сравнительная динамика темпов изменения валовых кинотеатральных сборов и ввода в эксплуатацию Эй залов: а - в кинематографической зоне «Северная Америка (ЫА); б - в зоне «Европа, Средний Восток и Африка (ЕМЕА);

в - в зоне «Азиатско-Тихоокеанский регион (АРАС); г - в зоне «Латинская Америка (ЬА); д - в мире в целом

В зоне «Северная Америка (ЫА)» значение коэффициента корреляции ниже, чем в мире и остальных кинематографических зонах, что связано с от-

носительно более низким удельным весом цифровых 3й залов в общем числе коллективных мест просмотра кинофильмов - 19,9% (таблица и рис. 1). Это свидетельствует о высоком значении 2й кинозалов в финансовом результате деятельности дистрибьюторских предприятий и организаций кинопоказа.

Для объективизации анализа взаимосвязи представленных экономических данных и построения прогноза необходимо использовать линейную регрессионную модель. Полученное уравнение линейной регрессии между темпами изменения валовых кинотеатральных сборов и вводом в эксплуатацию 3й залов в зоне «Северная Америка (ЫА)» представлено в виде формулы у = 9823 + 0,1х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3й залов.

Здесь необходимо проверить адекватность полученной регрессионной модели с помощью коэффициента детерминации I2. При анализе рядов данных исследуемых параметров г2 составил 0,53. Найденное нами значение данного коэффициента указывает на существование зависимости между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3й залов в Северной Америке, но эта зависимость не является линейной. То есть подтверждается предположение, высказанное ранее о высокой значимости в этой кинематографической зоне 2й кинозалов.

Уравнение линейной регрессии между темпами изменения валовых кинотеатральных сборов и вводом в эксплуатацию 3й залов в зоне «Европа, Средний Восток и Африка (ЕМЕА)», в свою очередь, будет выглядеть следующим образом: у = 9405 + 0,12х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3й залов. Коэффициент I2 при анализе рядов данных исследуемых параметров при этом составляет 0,85. Такое значение коэффициента детерминации свидетельствует о существовании в Европе, Среднем Востоке и Африке зависимости между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3й залов более явной, чем в Северной Америке, более того, с вероятностью 85% эта зависимость является линейной, и ввод в эксплуатацию новых 3й залов повысит доходность дистрибьюторских подразделений и кинотеатров.

В зоне «Азиатско-Тихоокеанский регион (АРАС)» уравнение линейной регрессии между темпами изменения валовых кинотеатральных сборов и вводом в эксплуатацию 3й залов примет вид: у = 6564,96 + 0,47х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3й залов. Коэффициент детерминации г2 при анализе рядов данных исследуемых параметров в данном случае составит 0,99, что указывает не только на прямую зависимость между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3й залов, но и на необходимость существенного увеличения 3й релизов в данной кинематографической зоне, так как доходность 2й залов имеет тенденцию к сокращению.

Аналогичный вывод можно сделать при сравнительном анализе динамики темпов изменения валовых кинотеатральных сборов и ввода в эксплуатацию 3й залов в странах Латинской Америки, где уравнение линейной регрессии примет следующий вид: у = 1535,16 + 0,52х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3й залов. При анализе рядов данных исследуемых параметров коэффициент детерминации г2 также составляет 0,99, что свидетельствует о существовании прямой зависимости между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3й залов в Латинской, Центральной и Южной Америке.

Интегральный корреляционно-регрессионный анализ сравнительной динамики темпов валовых кинотеатральных сборов и количества 3й залов в мире позволил составить следующее уравнение линейной регрессии:

у = 27 400 + 0,2х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3D залов, r2 при анализе рядов данных исследуемых параметров в данном случае составит 0,99, что также свидетельствует о существовании прямой зависимости между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3D залов во все мире. Это позволяет сделать прогноз об увеличении валовых кинотеатральных сборов при вводе в эксплуатацию 3D залов, а также увеличении 3D релизов новых кинофильмов при условии сохранения существующих трендов изменений зрительских предпочтений.

Литература

1. Данилов П.В., Какосьян Э.К. Особенности моделей управления процессом проектного инвестирования в продюсерской деятельности в России и за рубежом // Вестник института экономки и управления / под ред. А.Д. Евменова. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. Вып. 2 (31). С. 33-40.

2. Focus 2010. World Film Market Trends. Marche du film. Festival de Cannes, 2010.

3. Focus 2011. World Film Market Trends. Marche du film. Festival de Cannes, 2011.

ДАНИЛОВ ПАВЕЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры продюсерства, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (dan_pavlo@rambler.ru).

dAnILOV PAVEL VYACHESLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Producing Chair, St. Petersburg University of Film and Television, Russia, St. Petersburg.

УДК 621.001.12/.18 ББК 65.2

А.О. ЕГОРОВА, М.М. КУТЕПОВ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ РФ

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, совокупный оборот (выручка), индекс производства, экономические показатели машиностроения, инвестиции, технологическое развитие.

Рассмотрены экономическое положение и основные проблемы развития российского машиностроения. В частности, дан анализ основных экономических показателей деятельности предприятий машиностроения. Отражены сильные и слабые стороны машиностроительной отрасли. Представлены современные направления технологического развития машиностроения.

А.О. EGOROVA, М.М. KUTEPOV MODERN STATE AND DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF MECHANICAL ENGINEERING OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: mechanical engineering, aggregate turnover (consolidated revenues), index of production, economic performances of mechanical engineering, investments, technological development.

The economical status and fundamental problems of the development of Russian mechanical engineering are considered in the article. In particular, the authors conducted an analysis of the leading economic performances of enterprises engaged in mechanical engineering. Strong and weak spots of mechanical engineering are reflected. Modern directions for the technological development of mechanical engineering are considered.

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России, базой технического перевооружения общественного производства. От уровня его развития зависят масштабы и темпы внедрения современного оборудования, уровень механизации и автоматизации производства, производительность общественного труда и благосостояние народа. Машиностроительный сектор является единственным поставщиком капитальных ресурсов на предприятия различных отраслей промышленности. Предприятия машиностроительной отрасли обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население - предметами потребления [2. С. 2]. В настоящее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.