Научная статья на тему 'Анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе повышения качества производимой продукции во Вьетнаме'

Анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе повышения качества производимой продукции во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
541
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / РИС / КОФЕ / ЧАЙ / ЭКСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВО ВЬЕТНАМА / УРОЖАЙНОСТЬ ВО ВЬЕТНАМЕ / QUALITY OF PRODUCTION / RICE / COFFEE / TEA / EXPORT / PRODUCTION OF VIETNAM / PRODUCTIVITY IN VIETNAM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Ле Тхи Хыонг Куэ

В связи с возросшим интересом в проблемах экспорта Вьетнама не издано комплексного научного исследования, где бы рассматривалось решение общеэкономических проблем переходного периода и факторов повышения конкурентоспособности страны. В начале XXI в. вьетнамская экономическая наука наибольшее значение уделяет анализу конкурентных отношений в мировой и региональной торговле. В последние годы во Вьетнаме факторы экономического обновления стали исследоваться с оглядкой влияния конкурентоспособности, особенно это выражено после присоединения к СТЗ АСЕАН и ВТО. Однако критерии кредитоспособности применительно к национальной специфике СРВ исследованы и обозначены недостаточно, что доказывает актуальность выбора темы данной статьи. Поэтому проблеме нового качества внешней торговли и повышению конкурентоспособности страны уделяется особое внимание в мировой теории глобализации и регионализма. В статье проведен анализ состояния и развития конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции в отдельных провинциях Вьетнама. Были рассмотрены соответствующие меры для повышения конкурентных преимуществ предприятий сельскохозяйственного производства во Вьетнаме. Во Вьетнаме проблема конкурентоспособности широко обсуждалась и нашла отражение на страницах журналов «Социально-экономическое развитие Вьетнама», «Vietnam Economic Review», «Инвестиции» (на вьетнамском языке), а также в монографиях «ASEAN Economic Community and Major Impactson Vietnam Economy», Hanoi, 2006, До Хоай Нам «ASEAN'sposition in New World Contexts and ASEAN Russia strategic Partnership», Hanoi, 2006, и в других публикациях, сюда же и входит ежегодно издаваемый Центральным Институтом экономического Управления (CIEM) Referent book «Vietnam's Economy».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF OUTPUT IN VIETNAM

Due to the increased interest in problems of export of Vietnam there is no published complex scientific research where the solution of all-economic problems of a transition period and factors of increase of competitiveness of the country would be considered. At the beginning of the XXI century the Vietnamese economic science gives the greatest value to the analysis of the competitive relations in world and regional trade. In recent years in Vietnam began to investigate factors of economic updating with caution competitiveness influences, especially after accession to FTZ of ASEAN and the WTO. However criteria of solvency in relation to national specifics of SRV are insufficiently investigated and designated that proves relevance of the choice of a subject of this article. Therefore the special attention in the world theory of globalization and a regionalism is paid to a problem of new quality of foreign trade and increase of competitiveness of the country. In article the author made the analysis of a state and development of the competitive market of agricultural production in the certain provinces of Vietnam, considered the appropriate measures for increase of competitive advantages of the enterprises of agricultural production in Vietnam. In Vietnam the problem of competitiveness was widely discussed and has found reflection on pages of magazines «Social and Economic Development of Vietnam», «Vietnam Economic Review», «Investments» (in Vietnamese), and also in monographs «ASEAN Economic Community and Major Impacts on Vietnam Economy», Hanoi, 2006, To Hoai Nam «ASEAN's position in New World Contexts and ASEAN Russia strategic Partnership», Hanoi, 2006, and in other publications, here and Referent book «Vietnam's Economy» which the Central Institute of economic Management (CIEM) annually publishes.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе повышения качества производимой продукции во Вьетнаме»

doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-46-55

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ

ЛЕ ТХИ ХЫОНГ КУЭ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: huongque77@gmail.com

В связи с возросшим интересом в проблемах экспорта Вьетнама не издано комплексного научного исследования, где бы рассматривалось решение общеэкономических проблем переходного периода и факторов повышения конкурентоспособности страны. В начале XXI в. вьетнамская экономическая наука наибольшее значение уделяет анализу конкурентных отношений в мировой и региональной торговле. В последние годы во Вьетнаме факторы экономического обновления стали исследоваться с оглядкой влияния конкурентоспособности, особенно это выражено после присоединения к СТЗ АСЕАН и ВТО. Однако критерии кредитоспособности применительно к национальной специфике СРВ исследованы и обозначены недостаточно, что доказывает актуальность выбора темы данной статьи. Поэтому проблеме нового качества внешней торговли и повышению конкурентоспособности страны уделяется особое внимание в мировой теории глобализации и регионализма. В статье проведен анализ состояния и развития конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции в отдельных провинциях Вьетнама. Были рассмотрены соответствующие меры для повышения конкурентных преимуществ предприятий сельскохозяйственного производства во Вьетнаме. Во Вьетнаме проблема конкурентоспособности широко обсуждалась и нашла отражение на страницах журналов «Социально-экономическое развитие Вьетнама», «Vietnam Economic Review», «Инвестиции» (на вьетнамском языке), а также в монографиях «ASEAN Economic Community and Major Impactson Vietnam Economy», Hanoi, 2006, До Хоай Нам «ASEAN'sposition in New World Contexts and ASEAN - Russia strategic Partnership», Hanoi, 2006, и в других публикациях, сюда же и входит ежегодно издаваемый Центральным Институтом экономического Управления (CIEM) Referent book «Vietnam's Economy».

Ключевые слова: качество продукции, рис, кофе, чай, экспорт, производство Вьетнама, урожайность во Вьетнаме

Сельскохозяйственный сектор играет важную роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности, в том числе и для снижения уровня бедности во Вьетнаме. Стабилизирующую роль в социальной и экономической жизни Вьетнама играет сельское хозяйство, обеспечивая рабочими местами около 70 % населения, а также продуктами питания. В процессе глобальной экономической интеграции сельское хозяйство является ключевым сектором Вьетнама, а экспорт сельскохозяйственной продукции достаточно существенен. При этом сельское хозяйство обеспечивает содействие частным инвестициям в несельскохозяйственном секторе Вьетнама.

В течение почти 30 лет реформ с 1986 до 2015 гг. экономика Вьетнама достигла значительного роста и поступательного развития, в том числе и в сфере сельскохозяйственного производства. Рост объемов и качества товарной продукции сельского хозяйства - это уверенный шаг к интеграции с мировыми рынками. Сельское хо-

зяйство обеспечивает средствами к существованию 9,53 млн сельских домохозяйств или 68,2 % населения (60 млн. чел.); в структуре ВВП страны составляет 18 %-22 % и 23 %-35 % стоимости экспорта [1].

В 2014 г. экспорт сельскохозяйственной продукции, продукции лесного хозяйства и рыболовства составил 30,8 млрд долл., что на 11,2 % больше по сравнению с 2013 г. Рост экспорта в данном секторе по сравнению с 2013 г. составил 9,5 млрд долл. Экспорт товаров по многим товарным позициям демонстрирует значительный рост. Так, рост экспорта кофе составил 32,2 % , кешью - 21,1 %, перца - 34,1 %, фруктов и овощей - 34,9 %, продукции рыболовства - 18 %, продукции лесной промышленности и изделий из древесины -12,7 %, риса - 5,3 %.

Стоимость большинства экспортируемых продуктов сельскохозяйственного Вьетнама: рис, кофе, каучук, чай, кешью, перец и другие достигли более 1 млрд долл.

В тоже время экономический спад оказал сильное влияние на промышленную отрасль, причем сельскохозяйственный сектор преодолел многие трудности и его рост достиг высокой скорости [2].

На сегодняшний день во Вьетнаме имеются традиционно важнейшие товары и продукция сельскохозяйственных отраслей: рис в дельте реки Меконга провинции Лонг Ан, Тиен Занг, Бен Че, Винь Лонг, ЧаВинь, Кан Тхо, Соцчанг, Бак Лиеу, Ка Мау, Киен Занг, Ан Занг, Донг тхап, Нау Занг и

дельте Красной реки (в том числе провинции Винь Фук, Ханой, Бак Нинь, Ха Нам, Нынг Иен, Хай Зыонг, Хай Фон, Тай Бинь, Нам Динь, НиньБинь, КуангНинь) (рис. 1, табл. 1); производство кофе, каучук, кешью в Хаи Гуиене. Северная Мидлендс и Горные районы (включая провинции: Ха Занг, КаоБанг, Лао Кай, Бак Кан, Ланг Шон, ТуиенКуанг, Иен Бай, Тхаи Нгиуен, Фу Тхо, Бак Занг, Лай Чау, Диен Биен, Сон Ла, ХоаБинь) также являются областями с благоприятными условиями для развития чайной промышленности [3].

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

Вся страна

Дельта Красной Реки Хонг Дельта Меконг

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 1. Площадь посевов риса

Таблица 1

Производство риса, тыс. т [4]

Год Вся страна Дельта Красной Реки Хонг Дельта Меконг

2010 40005,6 6805,0 21595,6

2011 42398,5 6965,9 23269,5

2012 43737,8 6881,3 24320,8

2013 44076,1 6698,0 24993,0

2014 44840,0 5800,0 25200,0

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Таблица 2

Площадь посевов риса, тыс. га [4]

Год Вся страна Дельта Красной Реки Хонг Дельта Меконг

2010 7489,4 1150,1 3945,9

2011 7655,4 1144,5 4093,9

2012 7761,2 1138,7 4184,0

2013 7899,4 1130,7 4337,9

2014 7800,0 1100,0 4225,0

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Рис. 2. Производство риса

50000 40000 30000 20000 10000

I I I.

Вся Страна

Дельта Красной Реки Хонг Дельта Меконг

2010 2011 2012 2013 2014

0

Государственная поддержка инноваций в сельскохозяйственном производстве обеспечивает поступательное развитие данного сектора экономики. Данная поддержка направлена на расширение таких мер, как мелиорация, ирригация, расширение посевных площадей риса, селекция новых сортов риса, повышение урожайности, качества, устойчивости к болезням, рационализации процессов земледелия. Поэтому во Вьетнаме посевные площади, урожайность, производство риса динамично росли последние 15 лет [5].

По данным государственного реестра в настоящее время во Вьетнаме около четырех миллионов гектаров площадей сельскохозяйственного назначения используется под посевы риса, что составляет около 40 % площади земель сельскохозяйственного назначения (табл. 2). В течение 10 лет (2001-2011 гг.) посевные площади риса увеличились примерно до 7,5 млн га. В 2012 г. посевы увеличилось до 7,7 млн га, а в 2014 г. достигли 7,8 млн га. Дельта реки Меконга является самым крупным рисоводческим регионом в стране, с площадью посевов в 4,2 млн га в 2014 г. В дельте Красной реки Хонг, втором по величине рисоводческом регионе, более чем 1,1 млн га (табл. 2, рис. 1).

С 2015 по 2020 гг. площади посевов риса в провинции Дельты Меконга будут постепенно снижаться, обеспечивая, тем не менее, устойчивые показатели производства риса в 24,5 млн т ежегодно, что на 500000 т ниже, чем в 2014 г. Эти изменения планировались Министерством сельского хозяйства и сельского развития в соответствии с тенденциями внутреннего потребления и экспорта в будущем. Для выполнения этой цели, сельское хозяйство в провинциях переорганизовывается производство риса в направлении повышения качества и цены готовой продукции на 1,82 млн га

земли для посевов риса [6]. В связи с этим оборот снизится с 2,3 раза до 2,1 раза в год, а посевные площади риса снизятся с 4,25 млн га до 4 млн га. В провинции планируется использовать сорта риса с высокой урожайностью, отвечающие высоким стандартам качества, для того, чтобы повысить среднюю урожайность с 5,9 тонн/гектар/год до 6,2 тонн/гектар/год в настоящее время.

Рисоводческие провинции применяют передовые современные технологии, происходит повышение всхожести семян с 70 % до 80 %. Высокими темпами идет расширение механизации и послеуборочных технологий для повышения производительности и снижения затрат на производство [7]. Производство риса в период 2010-2014 гг. значительно увеличилось, в 2010 г. производство риса во всей стране достигало 40 млн т, а в 2014 г. повысилось до 44,84 млн т (табл. 3). В Дельте Красной реки Хонг наблюдается снижение производства, в 2010 г. составило 6,80 млн т, а уже в 2014 г. только 5,8 млн т. Основная причина этого - сокращение рисоводческих площадей и неурожай. В дельте Меконга наблюдается рост производства риса с 21,59 млн т в 2010 г. до 25,2 млн т в 2014 г. Этот рост был обусловлен расширением рисоводческих площадей и применением посевного материала с высокой всхожестью [8].

Вьетнам занимает ведущие позиции в Юго-Восточной Азии по производству риса, производство выше на 17 %, чем в среднем по региону. Однако, производство риса во Вьетнаме ниже, чем в Китае, Корее и Японии, и достигает лишь 75 % - 77 % от уровня этих стран.

Вьетнам исторически выступает страной-экспортером риса. В 2010 г. экспорт риса достиг рекордной как по количеству, так и по стоимости экспорта и составил почти 3 млн долл или 6,89

млн т; в 2011 г. экспорт достиг 7 млн т; в 2012 г. -7,7 млн т, он же является самым высоким показателем по настоящее время. Однако, в 2013 и 2014 гг. в связи с возросшей конкуренцией и снижением спроса на традиционных рынках, таких как Малайзия, Филиппины и Индонезия, произошло снижение экспорта риса до 6 млн т, что ниже на

Объемы и стоимо

1,7 млн т (на 17,76 %) по сравнению с 2012 г. Экспортная выручка составила почти 2,93 млрд долл, демонстрируя снижение на 20,36 % [9]. С данными результатами Вьетнам занял третью позицию по показателю экспорта риса, после Индии и Таиланда (табл. 3).

Таблица 3

экспорта риса [4]

Объемы экспорта риса Стоимость экспорта риса

Год Млн т Год Млн долл.

2010 6893,0 2010 2912,00

2011 7116,3 2011 3507,00

2012 8017,1 2012 3234,00

2013 6610,0 2013 2950,00

2014 6380,0 2013 2960,00

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Производство кофе во Вьетнаме демонстрирует устойчивый рост в течение последних 3 лет. В 2014 г. площади посева кофе составили 653 тыс. га, что на 2,7 % больше по сравнению с 2013 г. Сбор кофе в сезоне 2013/14 гг. составил почти 30000 тыс. мешков, где каждый мешок 60 кг, что эквивалентно 1,7 млн т, что больше по сравнению с предыдущим сезоном (табл. 4) [10].

По данным Департамента сельского хозяйства и развития сельских провинций, плантации кофе в 2014 г. увеличились до 653000 га (табл. 5), что на 2 % больше по сравнению с 2013 г. (613000 га). Провинции Дак Лак, Зия Лай и Лам Донг продолжают расширять посадки кофе, особенно кофе сорта Робуста. В 2014 г. плантации кофе Арабика

Плантации, объемы произ

в Лам Донге, Шон Ла и Куанг-Чи достигли в 45000 га, что составляет 7 % от общих посевных площадей страны. Количество осадков было благоприятным с середины апреля и благоприятная погода обеспечила высокий урожай кофе в сезоне 2014-15 гг., особенно в Тау Нгуене, Дак Лак За Лай, Кон Том [11]. По предварительным оценкам Департамента сельского хозяйства и развития сельских провинций производство кофе в сезоне 2014/15 гг. во Вьетнаме составило 1,75 тыс. т (эквивалент 29,2 млн мешков). Дополнительные посадки кофе в новых регионах компенсировали снижение урожайности кофе Арабика в регионах на севере страны, пострадавших от холодов с конца 2013 г. до начала 2014 г. [11].

Таблица 4

ъа и урожайность кофе [4]

Год Плантации (га) Объем производства (млн т) Урожайность (т/га)

2011 571000 1450 2,25

2012 616000 1590 2,47

2013 633295 1740 2,68

2014 660000 1750 2,65

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

На протяжении последних пяти лет до 2012 г., когда плантации кофе во Вьетнаме составляли 500 000 га, а валовый сбор составил свыше 1 млн т, объем экспорта превысил 1 млн

т. По данным Министерства сельского хозяйства и развития сельских провинций объем экспорта в 2015 г. достигнет 1,6 млн т, с оборотом более 3,3 млрд долл [11].

Шон Ла Куанг Кон Бинг донг най

2% ДруЮйЧИ 2% 1%

I умФыос 2% 2%

3%

За Лай 12%

ДакЛак 33%

Дак Нонг 19%

Лам Донг 24%

Рис. 3. Площади плантаций кофе по регионам в 2014 г.

Таблица 5

Площади плантаций кофе по регионам Вьетнама [4]

Провинция 2013 г. (га) 2014 г. (га) Процент 2014 (%) Цель до 2020 г.

Дак Лак 207152 210000 32,1 190000

Лам Донг 151565 153432 23,5 150000

ДакНонг 122278 122278 18,7 115000

За Лай 77627 78030 11,9 75000

Донг Най 20000 20800 3,2 20000

Бинг Фыок 14938 15646 2,4 15000

Кон Шм 12158 13381 2,0 12500

БариаВунгтау 7071 15000 2,3 6000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шон Ла 9000 10650 1,6 7000

КуангЧи 5050 5505 0,8 5000

Диен Биен 3385 3385 0,5 4500

Другие Регионы 5700 5000 0,9

Сумма 635924 653352 100 600000

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Таким образом, пик экспорта кофе во Вьетнаме достигнут в 2015 г., как по объему, так и в обороте (табл. 6). Вьетнам впервые обогнал Бразилию по объемам экспорта, и занял первое место в мире. Кофе Вьетнама экспортируется в 70 стран по всему миру, причем, на первые 14 приходится 80 % от общего экспорта кофе. В сезоне 20132014 гг. Германия превзошла США, став крупней-

Экспорт кофе

шим импортером кофе из Вьетнама. Третьей по объемам импорта стала Бельгия. Экспорт обработанного кофе, обжаренного кофе, молотого кофе и растворимого кофе растет в последние несколько лет, прогноз экспорта этих видов кофе на сезон 2013-14 гг. около 55 тыс. т, что 21 % больше по сравнению с предыдущим сезоном (табл. 7, рис. 8).

Таблица 6

Вьетнаме [4]

Год Экспорт (тыс. т) Экспортная выручка (млн долл)

2011 1297 2730

2012 1600 3397

2013 1426 3041

2014 1730 3620

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

С 2010 г. во Вьетнаме прослеживается тенденция к сокращению площадей посева чая, они составляли 129,9 тыс. га, а к 2014 г. уже только 125,0 тыс. га. Причина такого сокращения в невысоких урожаях чая в некоторых провинциях, что приводит к переходу на другие культуры с более высокой доходностью. Однако, в Северном Мидлендсе и горных районах площади посева чая ежегодно возрастают с 68,5 тыс. га в 2010 г. до 100 тыс. га в 2014 г. [11]. Причиной увеличения площади посева является высокая урожайность чая, для данных регионов чай - это главная культура (табл. 8, рис. 5). Несмотря на общее сокращения посева чая, годовой объем

Экспорт кофе Вьетнама в с

производства увеличился в Северном Мидлендсе и горной области, а также в целом по стране (табл. 9) [10].

Во Вьетнаме 63 провинции выращивают чай, но в основном посев чая сосредоточены в Северном Мидлендсе и горной области, где они составляют 100 тыс. га. Во Вьетнаме около 650 чайных фабрик с производственной мощностью от 2 до 10 т свежего чая в день, также в стране тысячи частных семейных предприятий, занимающихся переработкой чая на дому. В сфере производства и переработки чая занято до 3 млн работников, что составляет 50 % населения, живущего в регионах выращивания чая.

Таблица 7

ж 2012-13 и 2013-14 гг., т [4]

Страна С октября 2012 г. до марта 2013 г. (т.) Страна С октября 2013 г. до апреля 2014 г. (т.)

США 111 599 Германия 134 874

Германия 102 879 США 105 930

Испания 70 559 Бельгия 89 312

Бельгия 64 392 Италия 71 034

Италия 60 592 Испания 61 111

Эквадор 28 071 Япония 46 615

Япония 27 521 Алжир 37 847

Россия 25 122 Россия 28 370

Алжир 23 705 Англия 22 395

Франция 21 979 Китай 21 241

Англия 19 755 Франция 21 169

Индия 19 620 Корея 20 891

Корея 17 929 Филиппины 18 614

Китай 17 056 Индия 18 141

Другая страна 152 890 Другая страна 172 456

Сумма 763 670 Сумма 870 000

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Рис. 4. Экспорт кофе Вьетнама в сезонах 2012-13 и 2013-14 гг. [4]

Таблица 8

Площади посева чая во Вьетнаме, тыс. га [4]

Год Вся страна Северный Мидлендс и Горые районы

2010 129,9 68,5

2011 127,8 90,0

2012 128,3 90,3

2013 128,2 92,2

2014 125,0 100,0

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Таблица 9

Производство чая во Вьетнаме, тыс. т [4]

Год Вся страна Северный Мидлендс и Горые районы

2010 834,6 533,0

2011 878,9 576,1

2012 909,8 595,3

2013 921,7 605,4

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

Таблица 10

Экспорт чая и экспортные цены на чай [4]

Год Объем экспорта

Количество (тыс. тонн.) Стоимость (млн долл.)

2010 130,0 190

2011 133,9 204

2012 146,7 224,6

2013 141,4 229,7

2014 145,0 240,0

Источник: Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама

150

1(

Страна

Гористая местность севера

2010

2011

2012

2013

201

Рис. 5. Площади посева чая во Вьетнаме

Чай пользуется стабильным спросом, как внутри страны, так и за рубежом. Чай Вьетнама экспортируется в 110 стран, а экспортная выручка достигает 200 млн долл. в год. Хотя мировая экономика последние годы все еще сталкивается с многочисленными трудностями, но экспорт чая демонстрирует положительные результаты.

По данным Генерального бюро статистики, в 2012 г. экспорт чая составил 146,7 тыс. т, общей

стоимостью в 226,4 млн долл. В 2013 г. страна экспортировала чая 141,4 тыс. т. на сумму 229,7 млн долл., хотя в количественной оценке экспорта чая снизился по сравнению с 2012 г., но общая стоимость экспорта выросла, поскольку в 2013 г. возросли мировые цены на чай. Вьетнамский чай, в силу невысокой цены и хорошего качества, пользуется большим спросом во всем мире (табл. 10) [11].

j

Торговая марка «Вьетнамский чай» была зарегистрирована и защищена патентами в 70 странах. Самыми крупными рынками чая для Вьетнама являются Россия, Германия, Китай, Пакистан. Вьетнам занимает пятое место в мире по производству и экспорту чая, после Китая, Индии, Шри-Ланки, Кении.

Во Вьетнаме свыше 160 внешнеторговых организаций, занимающихся экспортом чая, которые поставляют на мировой рынок множество видов чайной продукции, среди которых черный чай составляет основу экспорта (около 78 % от общего объема), другие виды - это зеленый чай и прочая продукция на основе чая.

Выращивание и переработка чая решает также социальные проблемы. Чайное дерево является основным растением в Северном Мидлендсе и горном районе. В производстве чая в этих регионах задействовано более 400 000 чел. Средняя себестоимость производства составляет, в среднем, 68 млн донг/га, в некоторых местах достигая 90-100 млн донг/га. Поэтому чайное производство способствует снижению нищеты, повышению доходов населения в горной местности.

По данным Главного департамента таможни, экспорт чая в течение первых двух месяцев 2015 года достиг 15447 т, стоимостью в 26 260160 долларов, что демонстрирует снижение на 6,01 % по цене и на 0,03 % по количеству, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [11].

Пакистан остается самым крупным рынком экспорта чая для Вьетнама, объем экспорта достиг 4983 т общей стоимостью в 10 132931 долл., что составило 92,92 % по количественной оценке и 103,51 % по стоимостной оценке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт чая на рынок Пакистана составляет 39 % от общей стоимости экспорта. В феврале 2015 г. Вьетнам, в основном, экспортировал зеленый и черный чай в Са1;Ьа1 и Хайфон по экспортным ценам 2,85 долл./кг и 1,60 долл./кг, соответственно [11].

Экспорт чайной продукции в Пакистан возрастает с каждым годом. Пакистан, с населением около 200 млн. чел., и с давними традициями культуры чаепития, является одним из крупнейших рынков экспорта чая.

Россия и Тайвань являются крупнейшими экспортными рынками чая из Вьетнама. Экспорт в Россию составил 12 % от всего экспорта чая Вьетнам экспортировал, в основном, жасминовый чай на тайваньский рынок через порты Динь Ву и Сат Лай Хо Ши Мин по экспортным ценам в 1,20 доллар/кг. Экспорт чая в Тайвань занимал 10 % от

общей стоимости экспорта чая за первые два месяца 2015 г.

Решение выявленных проблем возможно в следующем:

Во-первых, рыночная ориентация.

Предприятия должны определить потребность внутреннего и внешнего рынка в приоритетных продуктах сельскохозяйственного производства. Например:

- Рис: Внутреннее потребление 80 %, 20 % -экспорт на другие ключевые рынки: Индонезию, Малайзию, Африку, Ирак, Иран, Китай, Кубу.

- Кофе: Внутреннее потребление 5 %, 95 % -экспорт на другие крупные рынки: ЕС, Япония, США, Россия.

- Чай: Внутри страны 50 %, 50 % - экспорт на другие приоритетные рынки: Ирак, Иран, Восточную Европу, ЕС, Японию, Тайвань. Существуют и другие потенциальные рынки, такие как Россия, США, Великобритания, Пакистан, Египет.

Во-вторых, научные исследования в области маркетинга, логистики и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий Вьетнама.

Основная задача таких исследований - определить конкурентные преимущества приоритетных видов сельскохозяйственной продукции страны, конкурентные преимущества региона, отдельных провинций, и благодаря этому спланировать рациональное использование ресурсов в соответствии с требованиями рынка.

Проводимые исследования должны быть нацелены на определение масштабов производства, требований национальных и мировых стандартов качества, потребностей внутреннего и внешнего рынков, политики экспорта, приоритетных для Вьетнама стран, таких как Китай, США, ЕС, Япония.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, формирование брендов и диверсификация качества продукции.

Основное требование рынка, это постоянный рост качества сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственная продукция, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет невысокую конкурентоспособность, так как качество вьетнамской продукции проигрывает иностранным аналогам. Для повышения качества сельскохозяйственной продукции Вьетнама необходимы инвестиции в улучшение семенного фонда и посадочного материала, в сельскохозяйственные технологии.

Для обеспечения роста цен на экспортную продукцию на международном рынке необходимо формировать и продвигать бренды вьетнамской товарной продукции, регистрация национальных торговых марок.

Литература

1. АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. М., 2004.

2. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. М., 2003.

3. Бурр В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4.

4. Министерство сельского хозяйства и сельского развития Вьетнама. URL: http:// www.indexmundi.com/ agriculture/?country=vn&graph=production

5. Быков А. Н. Россия и СНГ: вызовы глобализации и стратегия евразийской интеграции. М., 2005.

6. Буй Тай Чанг. ЕС и экономическая интеграция Вьетнама. // Социально-экономическое развитие Вьетнама. 2004. № 38.

7. До Хоай Нам. Позиция АСЕАН в новом мировом контексте и стратегическое партнерство АСЕАН Россия // Вьетнамское экономическое обозрение. 2006. № 7.

8. Ле Лык Тань. Стратегия индустриализации и опыт Вьетнама // Экономические проблемы развития стран Азии: вызовы, противоречия, трудности. М., 2001.

9. Нгуен Куок Нги Устойчивый экономический рост во Вьетнаме из мер по сдерживанию торгового дефицита // Журнал экономики и развития. № 170. 2011.

10. Нгуен Хыу Хунг Вьет. Стратегия внешнеторговой политики Вьетнама в XXI веке // Страны Восточной Азии вступают в XXI век: стратегия развития и сотрудничества. М., 2005.

11. Нгуен Шин Гук. Современное состояние и перспектива производства и экспорта риса до 2015 г. // Вьетнамское экономическое обозрение. 2420 лет политики обновления во Вьетнаме. Ханой, 2015. № 12.

References

1. А8БАК i vedushchiye strany АTR: problemy i perspektivy [ASEAN and leading Asia-Pacific countries: problems and prospects]. M., 2004.

2. Bogomolov O. T. Аnatomiya global'noj ekonomi-ki [Anatomy of global economy]. M., 2003.

3. Burr V. Kontseptsiya ustojchivogo konkurentnogo preimushchestva [Concept of steady competitive advantage] // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2004. № 4.

4. Ministerstvo sel'skogo khozyajstva i sel'skogo razvitiya V'etnama [Ministry of Agriculture and rural development of Vietnam ] www.indexmundi.com/agriculture/?country=vn&graph=pr oduction (data obrashheniya 10.01.2016)

5. Bykov A. N. Rossiya i SNG: vyzovy globalizatsii i strategiya evrazijskoj integratsii [Russia and CIS: challenges of globalization and strategy of the Euroasian integration]. M., 2005.

6. Buj Taj Chang. ES i ekonomicheskaya integratsiya V'etnama [EU and economic integration of Vietnam] // Sot-sial'no-ekonomicheskoye razvitiye V'yetnama. 2004, № 38.

7. Do Khoaj Nam. Pozitsiya ASEAN v novom mi-rovom kontekste i strategicheskoye partnerstvo ASEAN Rossiya [Position of ASEAN in a new world context and strategic partnership of ASEAN Russia] // V'etnamskoye ekonomicheskoye obozreniye, 2006, №7.

8. Le Lyk Tan'. Strategiya industrializatsii i opyt V'yetnama [Strategy of industrialization and experience of Vietnam] // Ekonomicheskiye problemy razvitiya stran Azii: vyzovy, protivorechiya, trudnosti. M., 2001.

9. Nguen Kuok Ngi Ustojchivyj ekonomicheskij rost vo V'yetname iz mer po sderzhivaniyu torgovogo defitsita [Sustained economic growth in Vietnam from measures for control of trade deficiency] // Zhurnal ekonomiki i razvitiya, № 170, 08/2011

10. Nguen Khyu Khung V'et. Strategiya vneshnetor-govoj politiki V'yetnama v XXI veke [Strategy of a foreign trade policy of Vietnam in the 21st century] // Strany Vos-tochnoj Azii vstupayut v XXI vek: strategiya razvitiya i sotrudnichestva. M., 2005.

11. Nguen Shin Guk. Sovremennoye sostoyaniye i perspektiva proizvodstva i eksporta risa do 2015 g. [Current state and prospect of production and export of rice till 2015] // V'yetnamskoye ekonomicheskoye obozreniye. 2015, №12 (na v'yetn.yaz.) 2420 let politiki obnovleniya vo V'yetname. Khanoj. 2015 (na v'yetn. yaz.).

* * *

THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF OUTPUT IN VIETNAM

LE THI HUONG QUE Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: huongque77@gmail.com

Due to the increased interest in problems of export of Vietnam there is no published complex scientific research where the solution of all-economic problems of a transition period and factors of increase of competitiveness of the country would be considered. At the beginning of the XXI century the Vietnamese economic science gives the greatest value to the analysis of the competitive relations in world and regional trade. In recent years in Vietnam began to investigate factors of economic updating with caution competitiveness influences, especially after accession to FTZ of ASEAN and the WTO. However criteria of solvency in relation to national specifics of SRV are insufficiently investigated and designated that proves relevance of the choice of a subject of this article. Therefore the special attention in the world theory of globalization and a regionalism is paid to a problem of new quality of foreign trade and increase of competitiveness of the country. In article the author made the analysis of a state and development of the competitive market of agricultural production in the certain provinces of Vietnam, considered the appropriate measures for increase of competitive advantages of the enterprises of agricultural production in Vietnam. In Vietnam the problem of competitiveness was widely discussed and has found reflection on pages of magazines «Social and Economic Development of Vietnam», «Vietnam Economic Review», «Investments» (in Vietnamese), and also in monographs «ASEAN Economic Community and Major Impacts on Vietnam Economy», Hanoi, 2006, To Hoai Nam «ASEAN's position in New World Contexts and ASEAN - Russia strategic Partnership», Hanoi, 2006, and in other publications, here and Referent book «Vietnam's Economy» which the Central Institute of economic Management (CIEM) annually publishes.

Key words: quality of production, rice, coffee, tea, export, production of Vietnam, productivity in Vietnam

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.