Научная статья на тему 'Анализ и опыт системы подготовки компетентного специалиста в контексте требований регионального рынка труда и конечного потребителя'

Анализ и опыт системы подготовки компетентного специалиста в контексте требований регионального рынка труда и конечного потребителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драницына Татьяна Юрьевна

Профессиональное образование сегодня активно переориентируется на образовательные программы, формирующие у обучающихся компетенции. Преобразования касаются целей, содержания, условий и организации образования, в основу которого положены региональные особенности рынка труда, требования работодателей к уровню и качеству подготовки выпускников. Рассматривается профессиональное самоопределение и адаптация в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драницына Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и опыт системы подготовки компетентного специалиста в контексте требований регионального рынка труда и конечного потребителя»

УДК 377. 5

Драницына Татьяна Юрьевна

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калужский политехнический колледж», 4842764513@mail.ru, Калуга

АНАЛИЗ И ОПЫТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛьНОГО РЫНКА ТРУДА И КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Dranitsyna Tatiana Yurievna

Deputy director on educational work of the state budget an educational institution of secondary vocational education “Kaluga Polytechnic College ”, 4842764513@mail.ru, Kaluga

ANALYSIS AND EXPERIENCE OF TRAINING OF PERSONNEL COMPETENT IN THE CONTEXT

OF THE REQUIREMENTS OF THE REGIONAL LABOR MARKET

AND END-USER

Исследования в области современной педагогики в контексте модернизации российского образования, экономики и производства приводит к осознанию необходимости поиска новых образовательных структур, способствующих созданию условий подготовки компетентного специалиста, новых путей и подходов, обеспечивающих рост качества и уровня их профессионального образования [7].

Компетентный специалист конкурентоспособный на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, профессионально мобильный, способный к самопро-ектированию, саморазвитию, самореализации, социально ответственная творческая личность отвечает приоритетным и перспективным запросам новой инновационной экономики государства [6].

Как известно, «долгосрочная концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» предполагается технологическое развитие производства, интенсивное обновление всех базовых секторов промышленности. Активное переоснащение промышленных производств, позволит внедрить современное высокотехнологичное оборудование, в том числе и на основе информационных технологий. Отвечая на вопрос: «Каким должен быть выпускник учреждения профессионального образования в данных условиях?» были проанализированы требования работодателей крупных предприятий машиностроительной отрасли региона. Большинство из них отмечают резкий дефицит кадров по рабочим профессиям и специальностям, низко оценивая профессиональную подготовку выпускников уч-

реждений профессионального образования. Работодатели как конечные потребители заинтересованы в принятии на работу выпускников уже готовых к ней. Помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования и опытом работы они предъявляют и требования непосредственно связанные с проявлением ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, кооперативных, проблемных.

Сегодня наиболее востребованы выпускники, обладающие совокупностью теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, способностью решать профессиональные проблемы и задачи, в реальных ситуациях с использованием знаний и жизненного опыта. Концептуальной основой преобразования системы обучения является компетентностный подход, который не противопоставляется традиционному подходу, а усложняет знания, углубляет их практическую ориентированность, расширяет содержание подготовки и позволяет сделать уклон на формирование конкретных компетенции, востребованных реальными условиями производства. Чем больше знаний выпускник приобретает в процессе подготовки, тем выше его уровень образованности [15, с. 64]. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний [9, с. 3-12].

Для компетентностного подхода основными являются понятия «компетентность» и «компетенция». В настоящее время в педагогической науки не существует единства в понимании сути данных терминов. Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличии от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что» [13].

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил обобщить понятия «компетентность», «компетенция»:

1. Признание данных понятий совпадающими и тождественными в исследованиях Л. Н. Болотова, В. В. Серякова В. С. [1, с. 8-14], Леднева,

Н. Д. Никадрова, М. В. Рыжакова [3]. Авторы говорят о практической направленности компетенций, являющейся сферой отношений существующих между знанием и действием.

2. Дифференциация понятий «компетентность», «компетенция» по каким-либо параметрам в работах И. А. Зимней, А. В. Хуторского, Ю. В. Фролова, Ю. Г. Татур. Исследователи полагают, что понятие компетентность гораздо шире понятий: знание, умение, навык, «:...оно включает их в себя, наряду с мотивационной, этической, социальной и поведенческой составляющими» [5].

На наш взгляд существенным является содержательное определение компетенций, которые должны приобрести обучающиеся в процессе профессионального обучения. Из них ключевые компетенции служат фундаментом, обеспечивающим профессиональную мобильность специалиста, на их основе формируется профессиональная компетентность специалиста. Иначе, ключевые компетенции - это комплекс универсальных компетенций, приме-

нимых в различных жизненных и профессиональных ситуациях, а профессиональная компетентность - это комплекс теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности, который является критерием оценки качества образования.

Состав компетенций может быть различным не только для разных уровней профессиональной подготовки, но и внутри определенной профессии. Современное производство использует самый широкий спектр технологий при изготовлении деталей изделий, как традиционные технологии (обработка материалов резанием, литье, штамповка, ковка, прокатка и др.), так и ряд новых (лазерная и плазменная резка, высокоскоростное фрезерование, элек-троэрозийные методы обработки и др.). Сотрудничество колледжа и предприятия в сфере подготовки компетентных специалистов осуществляется через согласование с заводом учебных планов, учебных рабочих программ производственной практики. Изучение особенностей, требований производственного цикла завода позволяет разработать изменения и дополнения к учебному рабочему плану профессии, выделить общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетентности специалиста машиностроительного профиля. В частности позволяет дифференцировать компетенции внутри одной профессии, т. е. усилить одну компетенцию относительной другой, необходимой для данного предприятия. Это может быть вызвано различной технической оснащенностью производства, уровнем технического состояния станочного парка, наличием автоматизированных обрабатывающих центров, кадровой обеспеченностью предприятия.

Например, при внедрении в производственный процесс конкретного предприятия систем автоматизированного проектирования объектов в формате 3D-моделирования необходимыми специальными компетентностями будут: пространственное мышление, мысленные образы плоских и объемных чертежей, системное мышление, геометрическое моделирование, видение конечного результата работы. Для формирования данных компетентностей необходимо углубить теоретическую подготовку в области математического обеспечения, геометрии форм и тел, материаловедения, инженерной и компьютерной графики, информатики, разработать специальные практические задания в условиях автоматизированного проектирования технологических процессов.

Сегодня, в связи с внедрением новых образовательных стандартов, актуальной является модульно-компетентностная модель. Построение содержания образования на основе модульных программ, в пределах которых осуществляется комплексное освоение знаний и умений при формировании конкретной компетенции по специализации, позволяет разработать теоретический курс и практические задания, индивидуальные для обучающихся подготавливаемых по заявкам предприятий. Так практико-ориентированное обучение формирует устойчивое взаимодействие образования и производства, которое предусматривает тщательное планирование и организацию производственной практики, связанное с целям и задачами обучения. По-

стоянное практическое закрепление материала, отработка умений в каждом модуле значительно повышает качество и теоретической, и практической подготовки, в итоге способствует быстрой адаптации к новым условиям производства.

Все это послужило отправной точкой проведения исследования в колледже, направленного на разработку эффективной системы подготовки специалистов машиностроительного профиля, в условиях непрерывного образования ориентированного на конечного потребителя, при модульно-компетентностном подходе профессионального обучения.

Для реализации поставленной цели исследования предполагается решение следующих задач:

- разработка и апробация модели подготовки компетентного специалиста в учреждениях непрерывного профессионального образования - ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с производственной практикой и инновационными процессами в образовании;

- оказание помощи в профессиональном самоопределении и выборе профессии, для реализации прав и возможностей молодежи на получение различных уровней профессионального образования: поэтапно или непрерывно;

- разработка и реализация учебных планов и программ, предусматривающих преемственность в содержании, технологиях практико-ориентирован-ного обучения;

- мониторинг регионального рынка труда на предмет востребованности специалистов;

- анализ требований конечного потребителя к уровню компетентности специалистов машиностроительного профиля;

- оценка качества обучения через адаптацию к профессиональной деятельности.

Перечисленные выше задачи, предстоит осуществлять в условиях дефицита квалифицированных рабочих и специалистов машиностроительной отрасли, который обусловлен обострением проблем, связанных с выбором подростками востребованных на рынке труда профессий.

Исследуя проблему выбора профессии выпускниками школ, их дальнейшее трудоустройство и адаптацию к условиям производства, обозначилось несколько противоречий: между потребностями рынка туда в высокой квалификации специалиста и отсутствием ее у выпускников учреждений профессионального образования; между потребностями предприятий в определенном спектре профессий и заинтересованностью выпускников школ в получении этих профессий.

Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни, включая: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, склонностей; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии, выбор профессии и образа жизни [11]. Другими словами это не единовременный акт, а «непрерывный

процесс, реализующий его содержание, формы и методы на различных этапах развития личности, в процессе обучения» [14].

Самоопределение в процессе обучения необходимо рассматривать как деятельность обучающихся, направленную на осознание своих способностей, возможностей, степени подготовки и соотнесение этих факторов со специализацией, конкретным трудовым функциям, в пределах избранной профессии и будущей профессиональной деятельности.

Процесс профессионального образования в колледже ориентирован на региональный рынок труда, требования работодателей к уровню компетентности специалиста. Дифференциация компетентностей по потребностям предприятий позволяет углубить, усложнить теоретический курс и практические задания, учитывая интересы, склонности и способности обучающихся.

Являясь учреждением непрерывного профессионального образования колледж реализует программы: допрофессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ, начального профессионального и среднего профессионального образования [10].

Теоретическая подготовка является важной составляющей профессионального образования, от ее уровня зависит качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Поэтому в колледже определены пути и методы повышения результатов образовательного процесса.

1. Использование технологии уровневой дифференциации - позволяет совершенствовать механизм осуществления координации всего учебного процесса; создать все необходимые условия для реализации обучения студентов с разными способностями и разной степенью усвоения учебного материала на разных этапах подготовки.

2. Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий - повышают эффективность обучения. В частности личностно-ориентированная модель обучения, способствует формированию готовности обучающихся к профессиональной деятельности, обеспечивает развитие интеллектуальных, мыслительных и творческих способностей, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Причем личностно-ориентированная парадигма образования способна преодолеть существующий кризис профессионального образования, выстроить соотношение традиционного и инновационного обучения с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой - как становление качественно новой образовательной системы.

3. Усиление профессиональной направленности в теоретическом обучении:

а) разработка и коррекция учебных планов с учетом машиностроительного профиля;

б) разработка дидактического материала на основе межпредметных и междисциплинарных связей, в условиях многоступенчатого обучения;

в) разработка и реализация учебных модулей, проведение бинарных уроков;

г) составление заданий с производственным содержанием.

4. Совершенствование форм текущей, рубежной и итоговой аттестации:

а) разработка контрольных работ, лабораторно-практический работ, зачётов на основе тестовых заданий;

б) повышение уровня научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов;

б) совершенствование систем оценки результатов обучения на основе мониторинга учебного процесса;

в) диагностика качества знаний обучающихся - неотъемлемая часть их подготовки к профессиональной деятельности. Наиболее удачным средством диагностики является рейтинговая система.

5. Организация диагностики стартового и итогового уровня обученности учащихся - направлена на выявление пробелов в знаниях и умениях и своевременное принятие мер по их устранению, в рамках аудиторного и внеаудиторного времени.

Производственная (профессиональная) практика в колледже направлена на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, ориентированная на региональный рынок труда и исполнение социального заказа города, и включает следующие компоненты:

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в профессиональном образовании, профессиональной подготовки;

- оптимальное построение образовательного процесса в зависимости от индивидуальных способностей, склонностей обучающихся;

- профессиональная компетентность выпускников, способность самосовершенствоваться, осваивать новые технологии.

Участие работодателей в процессе подготовке квалифицированных специалистов в колледже осуществляется через совместную подготовку кадров, на основе договоров с предприятиями города. Тесное сотрудничество учреждения профессионального образования и конечного потребителя позволяет осуществлять адресую подготовку компетентных специалистов удовлетворяющих потребностям работодателей. Основными результатами данного сотрудничества являются:

- стремление к приему обучающихся и подготовке кадров востребованных на рынке труда согласно заявкам предприятий;

- согласование рабочих учебных планов, содержания регионального компонента с требованиями предприятий;

- проведение производственного обучения, производственной практики в условиях реального производства;

- заинтересованность работодателей в присвоении квалификационного разряда после каждого года обучения, а значит возможность выполнения обучающимися различного комплекса работ, согласно квалификационным требованиям;

- защита письменных экзаменационных работ и дипломных проектов на предприятии, под председательством ведущих специалистов предприятий;

- обеспечение мест прохождения практики и гарантия трудоустройство по окончании обучения.

Студенты не только овладевают навыками и умениями по конкретной профессии, специальности, но и получают более глубокие теоретические и практические знания, что позволяет им в будущем осваивать новые технологии.

Данный подход к организации профессионального образования способствует обеспечению связи обучения с производственным трудом, включению обучающихся в систему производственных отношений, возможности изучения всех дисциплин сквозь призму получаемой профессиональной подготовки, повышение политехнической подготовки.

Важным параметром подготовки выпускников является их трудоустройство по окончании определенной ступени обучения. В результате внедрения модели подготовки компетентного специалиста в учреждении непрерывного профессионального образования прослеживается динамика роста процента трудоустройства выпускников по специальности, на предприятия к которым обучающиеся были адаптированы в процессе обучения.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы в колледже в период с 2005 по 2010 год установлено, что до внедрения модели подготовки компетентного специалиста, выпускникам предоставлялось свободное трудоустройство - 61% (от общего количества выпускников в год), призывались в РА - 36%, продолжали обучения - 3,3%. Результаты внедрения модели показывают, что по заявкам предприятий трудоустроено - 45% выпускников; предоставлено свободное трудоустройство - 16%; призвано в РА - 32,5%; продолжили обучение - 5,3%. А по сведениям предприятий также установлено, что из трудоустроенных выпускников 42% продолжают работу и год спустя на этих предприятиях, 29% выпускников демобилизованных из РА трудоустроились на предприятия, по заявкам которых обучались в колледже.

Качественным показателем эффективности подготовка обучающихся, по профессиям и специальностям являются конкурсы профессионального мастерства, проводимые Министерством образования и науки Калужской области, а также участие во Всероссийских конкурса профессионального мастерства.

Предложенная модель подготовки компетентного специалиста способствует самоопределению, самореализации, профессиональному росту, развитию личности обучающихся. Позволяет осуществить подготовку рабочих и специалистов в системе ключевых и профессиональных компетенций, с учетом преемственности содержания многоступенчатого обучения и комплексного применения инновационных педагогических технологий.

Библиографический список:

1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

2. Горохова, С. Е. Развитие профессионального лицея в системе непрерывного образования в новых социально-экономических условиях [Текст] / С. Е. Горохова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 173-179.

3. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В. С. Леднев [и др. ] - М., 2002. - 59 с.

4. Дуброва, Т. И. Дифференциация профессионального образования как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста [Текст] / Т. И. Дуброва // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 227-233.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года №1662-р от 17 ноября 2008 года.

7. Беловолов, В. А. Образование и культура в развитии современного общества [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. -С.28-39.

8. Кочнева, Е. Н. Модульно-компетентностный подход к созданию профессиональных образовательных программ в системе среднего педагогического образования [Текст] / Е. Н. Кочнева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. -С. 287-297.

9. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.

10. Никитин, М. В. Автономное учреждение СПО: задачи, механизмы, подходы [Текст] / М. В. Никитин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. -С.311-322.

11. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций) [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского Университета, 1971. - 45 с.

12. Слесарев, Ю. В. Сравнительный анализ общих, федеральных, социальных компетенций и компетентностей: структура и содержание [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 251-265.

13. Смирнов, И. П. Теория профессионального образования [Текст] / И. П. Смирнов. - М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2006. - 320 с.

14. Смирнов, И. П. Человек, образование, профессия, личность [Текст] / И. П. Смирнов. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. - 420 с.

15. Судибор, И. В. Педагогические технологии формирования готовности студентов колледжа к профессиональной деятельности [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. - М., 2008. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.