Научная статья на тему 'Анализ хозяйственной деятельности в системе управления автономного учреждения'

Анализ хозяйственной деятельности в системе управления автономного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4398
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА АКТИВОВ И ПАССИВОВ / AUTONOMOUS INSTITUTIONS / REPORTING / ANALYSIS OF THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF ASSETS AND LIABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Наталья Владимировна, Марширова Лариса Евгеньевна

В статье рассматриваются основные аспекты информационно-методического обеспечения проведения анализа деятельности автономных учреждений: определены цели и задачи анализа, информационная база, пользователи результатов анализа. На примере баланса автономного учреждения предложен алгоритм укрупнения статей для расчета показателей оценки структуры и динамики активов и пассивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова Наталья Владимировна, Марширова Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of economic activity in the control system of an autonomous institution

The article discusses the main aspects of information and methodological support for the analysis of autonomous institutions: the goals and objectives of the analysis, information base, the users of the analysis on the example of the balance of the autonomous institutions of integration algorithm for the calculation of articles assessing the structure and dynamics of assets and liabilities.

Текст научной работы на тему «Анализ хозяйственной деятельности в системе управления автономного учреждения»

му взаимодействию всех участников рынка, что, в свою очередь, требует формирования адекватной системы координации рынка потребителей.

Координация потребительского рынка - это совместное упорядочение деятельности и инструмент защиты всех его участников, а также согласование их интересов, это приведение в соответствие действий, происходящих на потребительском рынке, в целях максимизации удовлетворения потребностей каждого его участника и обеспечения эффективного развития торговли, сферы услуг, бытового обслуживания и общества в целом. На современном этапе координационную деятельность в сфере потребительского рынка должны осуществлять не только государственные органы, но и предпринимательские структуры, союзы, ассоциации, торгово-промышленные палаты, общественные организации.

В современных рыночных условиях мировой глобализации экономики и роста возможностей производственной интеграции предприятия-производители предлагают схожие по ряду показателей товары и услуги потенциальным покупателям. В сложившейся ситуации ценовая конкуренция ча-

сто становится малоэффективным инструментом, постепенно теряет силу и эмоциональный эффект от рекламной деятельности. В условиях наличия широко ассортимента похожих товаров, чьи потребительские свойства заранее не поддаются проверке (т.е. в условиях классической информационной ас-симетрии рынков по Д. Акерлофу), только соответствие самым высоким стандартам качества и ориентированность на перспективу могут стать существенным фактором потребительского выбора.

Библиографический список

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник. Серия «Ното faber». - Экономистъ, 2006. -525 с.

2. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Р.Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - М.; СПб.; К.: Вильям, 2002. - 944 с.

3. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1996. - 433 с.

4. Федько Н.Г., Федько В.П. Поведение потребителей. - М.: Феникс, 2001. - 352 с.

УДК 658

Максимова Наталья Владимировна

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Нижний Новгород nvmaksimova@hse.ru

Марширова Лариса Евгеньевна

кандидат экономических наук Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Нижний Новгород marshiro va@gmail. com

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются основные аспекты информационно-методического обеспечения проведения анализа деятельности автономных учреждений: определены цели и задачи анализа, информационная база, пользователи результатов анализа. На примере баланса автономного учреждения предложен алгоритм укрупнения статей для расчета показателей оценки структуры и динамики активов и пассивов.

Ключевые слова: автономные учреждения, отчетность, анализ деятельности, структура и динамика активов и пассивов.

Происходящее реформирование бюджетной сферы стало насущной необходимостью вследствие сложившихся в последнее время в России условий. С одной стороны, учреждения хотели большей свободы в распоряжении заработанными предпринимательской деятельностью средствами, с другой стороны, государство стремилось расходовать средства бюджета более экономно и эффективно. В результате были созданы учреждения, механизм деятельности которых основывался на партнерских отношениях с государством по выполнению государственного заказа, под который из бюджета выделяется финансовое обеспечение и на финансовой самостоятельности в отношении прочей деятельности. Изменение

правовой основы деятельности государственных и муниципальных учреждений связано с принятием в 2006 году Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1] (далее - Закон).

Однако получить статус «автономное» бюджетные учреждения не спешили. В действующем законодательстве не все положения, касающиеся их деятельности, были однозначными. С принятием в 2010 году Федерального закона N° 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2] ускоренный процесс перехода учреждений в автономные стал неизбежным.

В соответствии с законодательством, часть бюджетных учреждений приобретала статус казенных, осуществляла свою деятельность на деньги, полученные из бюджета на основе бюджетной сметы. Перечень таких учреждений состоял из организаций, которые по специфике своей деятельности не могли вести предпринимательскую деятельность,

и, следовательно, зарабатывать дополнительные средства. В число казенных учреждений перешли психиатрические больницы и лепрозории, следственные изоляторы, Федеральная таможенная служба и аналогичные учреждения. Все прочие бюджетные учреждения должны были определиться со своим статусом: остаться бюджетными (их определение содержится теперь не в Бюджетном кодексе, а в Федеральном законе № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях или перейти в разряд автономных». Различию в статусе, деятельности и ведению бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений посвящено множество исследований [3; 4]. Приведем цитату из исследования Д. Жигалова: «.. .У статуса автономного учреждения по сравнению со статусом бюджетного учреждения нет ощутимых недостатков, но есть явные преимущества. В этой связи в условиях действующего законодательства государственным и муниципальным учреждениям, которые с 2011 года приобретут статус бюджетных учреждений, имеет смысл не задерживаться в этом статусе, а выступить с инициативой о своем преобразовании в автономные учреждения» [3, с. 23].

Согласно п. 1 ст. 2 Закона, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) [1].

Согласно приведенному определению, автономное учреждение является некоммерческой организацией, а значит в качестве основной цели своей деятельности не предусматривает извлечение прибыли и не должно распределять ее между участниками, тем более что автономные учреждения создаются только публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. Однако выполнение государственного задания может занимать достаточно небольшую часть деятель-

ности. Например, для учреждений высшего профессионального образования государственные задания формируются на основе информации о потребности региона в тех или иных специалистах, имеющих высшее образование, а созданная «учебная база» может охватить гораздо больший контингент обучающихся, которые и будут обучаться на коммерческой основе. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, такие автономные учреждения могут использовать для улучшения материально-технической базы, для повышения заработной платы персонала, для ведения научноисследовательской работы и привлечения ведущих мировых специалистов. Не следует также забывать

о спонсорских средствах и грантах, которые могут быть получены автономными учреждениями.

Управление экономическим объектом базируется на четырех последовательных этапах: планирование, учет, анализ, регулирование. Автономное учреждение перед началом финансового года составляет План финансово-хозяйственной деятельности, определяя свои расходы за период по всем видам деятельности и результаты по деятельности, приносящей доход. В бухгалтерском учете отражаются все хозяйственные операции, которые совершаются в автономном учреждении, поэтому считается, что данные бухгалтерского учета служат информационным обеспечением процесса управления организацией. Далее наступает этап, когда необходимо сравнить «что хотели получить» и «что получили на деле», то есть выполнить анализ на основе плановой и фактической информации. Результатом анализа должны стать не только количественные изменения основных показателей деятельности, но и их оценка - положительные или отрицательные отклонения от запланированных показателей, а также причины, которые к ним привели. По результатам анализа вырабатываются управленческие решения, направленные на устранение причин отрицательных отклонений, и вскрываются внутрихозяйственные резервы повышения эффективности деятельности. Этап регулирования связан с реализацией принятых управленческих решений. На основе результатов анализа и регулирования разрабатываются новые планы финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений на следующий отчетный период.

В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета, цель бухгалтерского учета при формировании информации для внутренних пользователей состоит в подготовке полезной информации для принятия руководством управленческих решений [5].

В соответствии со статьей 2 Закона, управление автономным учреждением осуществляют его органы, в число которых входят созданный учреждением наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения. Кроме названных выше к органам управления можно также отнести пре-

Рис. 1. Основные процессы хозяйственной деятельности автономного учреждения по выполнению государственного (муниципального) задания

дусмотренные законодательством, уставом автономного учреждения и спецификой деятельности ученый совет, художественный совет, общее собрание работников автономного учреждения и прочие. Из статьи 11 Закона следует, что наблюдательный совет без предварительного инициирования учредителя или руководителя автономного учреждения не принимает решения, а рассматривает и утверждает их предложения. Статьей 13 Закона установлено, что именно руководитель автономного учреждения решает вопросы текущего управления деятельностью автономного учреждения, за исключением тех, которые, в соответствии с законодательством или уставом автономного учреждения, находятся в ведении его учредителя, наблюдательного совета или иных органов. На практике в контракте, заключенном с руководителем автономного учреждения, должны быть прописаны критерии результативности деятельности учреждения и ответственность за выполнение государственного задания, эффективность использования выделенных под его выполнение субсидий и закрепленного за автономным учреждением имущества. Руководитель также должен быть заинтересован в осуществлении прочей деятельности, приносящей доход, изыскивать новые виды услуг, оказываемых автономным учреждением на платной основе, плани-

ровать расходование полученных средств. Таким образом, именно руководителя и сотрудников административно-управленческого аппарата можно считать основными внутренними пользователями результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) автономного учреждения.

Для определения задач анализа ФХД рассмотрим виды деятельности автономного учреждения.

Во-первых, необходимо выделить основную деятельность автономного учреждения, направленную непосредственно на достижение целей, ради которых оно создано. К основной деятельности относится выполнение государственного (муниципального) задания. Для его выполнения выделяется финансовое обеспечение в виде субсидий от учредителя. Расходы осуществляются в соответствии с целями предоставления субсидий и бюджетных инвестиций по кодам классификации операций сектора государственного управления. На рисунке 1 представлена последовательность процессов хозяйственной деятельности автономного учреждения по выполнению государственного (муниципального) задания.

Во-вторых, кроме выполнения государственного (муниципального) задания автономное учреждение может по своему усмотрению оказывать услуги, выполнять работы для граждан и юридичес-

Рис. 2. Пример видов доходов от выполнения работ и услуг, оказываемых автономным учреждением высшего профессионального образования по своему усмотрению сверх государственного (муниципального) задания

Заключение Материально-

договоров на техническое Оказание Получение

выполнение Получение обеспечение услуг, платы в

работ, —> авансовых —> выполнения > выполнение > окончательный

оказание платежей работ, оказание работ расчет

услуг услуг - расходы

Рис. 3. Процессы хозяйственной деятельности автономного учреждения по выполнению работ и услуг, отличных от государственного (муниципального) задания

ких лиц на платной основе. Иная деятельность осуществляется лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создано автономное учреждение. Доходы от этой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. На рисунке 2 представлен пример видов доходов автономного учреждения высшего профессионального образования.

Пример последовательности хозяйственных процессов по таким видам деятельности показан на рисунке 3.

И, наконец, автономные учреждения могут получать и расходовать добровольные взносы, грантовые и спонсорские средства, и прочие привлеченные источники.

В процессе всех видов деятельности автономное учреждение использует имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Это имущество выделяется учредителем в момент создания автономного учреждения, приобретается в процессе деятельности за счет средств, выделенных учредителем для приобретения этого имущества или за счет собственных средств. Для выполнения работ, оказания услуг автономным учреждением закупаются и расходуются материалы, потребляются услуги, предоставляемые сторонними организациями. К ним относятся, например, услуги по содержанию имущества автономного учреждения. При осуществлении деятельности возникают расчетные отношения автономного учреждения с контрагентами - юридическими и физическими лицами. По деятельности, отличной от выполнения государственного (муниципального) задания, формируются доходы и расходы, определяется финансовый результат.

Таким образом, к укрупненным объектам анализа деятельности автономных учреждений можно отнести нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства и финансовые результаты.

При проведении экономического анализа организации рассматриваются все ее элементы и связи, возникающие в процессе осуществления деятельности, определяются факторы, влияющие на финансовое состояние организации, исследуется динамика изменений основных показателей, изучаются тенденции развития в зависимости от выбранных вариантов прогнозного развития.

Согласно методике, предложенной Л.Г. Макаровой, для принятия управленческих решений анализ ФХД должен представить:

- объективную оценку финансового состояния учреждения, путем прослеживания изменений размера отклонений фактических показателей от базисных, а также изучения структуры объектов;

- экономическую диагностику или факторный анализ изучения причин и размеров влияния отдельных факторов на отклонения в финансовом состоянии автономного учреждения;

- прогноз финансового состояния учреждения [6].

Аналитические задачи экономического анализа

характеризуются его объектами и целями. В укрупненном виде эти задачи можно представить с помощью идентификаторов, показанных в таблице 1.

Первые пять разрядов характеризуют укрупненные группы объектов анализа. Шестой разряд показывает цель анализа. Таким образом, укрупненная задача с идентификатором «200 00 2» означает проведение факторного анализа изучения причин и размеров их влияния на отклонения от плановых показателей финансовых активов.

Данные задачи можно разукрупнить на основе классификации соответствующих элементов объекта анализа. В таблице 2 представлен пример разукрупнения задач для нефинансовых активов.

Первый разряд в идентификаторе характеризует номер группы объектов анализа, второй и третий -элементы группы объектов анализа, четвертый и пятый разряды - код, характеризующий вид эле-

Таблица1

Укрупненные задачи анализа автономного учреждения

Объект анализа Цель анализа:

1. Оценка 2. Диагностика 3. Прогнозирование

100 00 Нефинансовые активы 100 00 1 100 00 2 1000 0 3

200 00 Финансовые активы 200 00 1 200 00 2 200 00 3

300 00 Обязательства 300 00 1 300 00 2 300 00 3

400 00 Финансовые результаты 400 00 1 400 00 2 400 00 3

Таблица 2

Разукрупненные задачи анализа нефинансовых активов автономного учреждения

Объект анализа Цель анализа:

1. Оценка 2. Диагностика 3. Прогнозирование

100 00 Нефинансовые активы 100 00 1 100 00 2 100 00 3

101 00 Основные средства 101 00 1 101 00 2 101 00 3

102 00 Нематериальные активы 102 00 1 102 00 2 102 00 3

103 00 Непроизведенные активы 103 00 1 103 00 2 103 00 3

104 00 Амортизация 104 00 1 104 00 2 104 00 3

105 00 Материальные запасы 105 00 1 105 00 2 105 00 3

106 00 Вложения в нефинансовые активы 106 00 1 106 00 2 106 00 3

107 00 Нефинансовые активы в пути 107 00 1 107 00 2 107 00 3

109 00 Затраты на изготовление готовой продукции, выполнении работ, услуг 109 00 1 109 00 2 109 00 3

мента. Таким образом, первые три знака идентификатора будут совпадать с номером синтетического счета, на котором учитывается данный объект, например «101» - основные средства. Четвертый и пятый знаки в идентификаторе показывает вид, например идентификатор объекта анализа «101 25» определяет группу: транспортные средства - особо ценное движимое имущество учреждения. Шестой разряд отражает цель анализа.

Одним из основных источников информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения являются его отчетные формы, которые состоят из стандартных форм отчетности и внутренних отчетных форм, разработанных автономным учреждением для удовлетворения управленческих нужд или по требованию учредителя. Приказом Минфина РФ № 33н от 25 марта 2011 года введены новые формы стандартной отчетности для автономных учреждений. Пакет отчетных форм включает в себя:

- баланс государственного (муниципального) учреждения(ф. 0503730);

- справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

- справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

- отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

- пояснительную записку к Балансу учреждения (ф. 0503760);

- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830) [7].

Отчетность автономных учреждений составляется за финансовый год. Квартальная отчетность считается промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года. По представлению руководителя автономного уч-

реждения наблюдательный совет рассматривает проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества и утверждает Отчет об исполнении плана финансовохозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность [1]. После этого вышеназванные документы предоставляются учредителю автономного учреждения.

В соответствии с п. 13 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях», план финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность, отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за автономным учреждением государственного (муниципального) имущества является открытой информацией, и автономное учреждение должно обеспечить доступность этих сведений [1].

Структура и динамика активов и пассивов изучается на основании данных бухгалтерского баланса (ф. 0503730). В настоящее время показатели баланса автономного учреждения формируются в разрезе видов финансового обеспечения деятельности учреждения:

- деятельность с целевыми средствами, которые составляют бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели;

- деятельность по оказанию услуг, работ, которые финансируются за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, за счет собственных средств автономного учреждения (доходов, полученных от предпринимательской деятельности), за счет средств по обязательному медицинскому страхованию;

- деятельность со средствами во временном распоряжении.

Баланс содержит сведения на начало года и на конец отчетного периода. По структуре баланс состоит из двух частей - актива и пассива, каждая из которых делится на два раздела. Структура баланса автономного учреждения показана на рисунке 4.

Типовая форма баланса содержит строки, которые разъясняют, каким образом получен тот или иной показатель. Например, в Российской Федера-

Баланс автономного учреждения

V

Актив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пассив

Нефинансовые Финансовые Обязательства Финансовый

активы активы результат

Рис. 4. Структура баланса автономного учреждения

ции принят Баланс - «нетто», который, в первую очередь, характеризуется тем, что амортизируемое имущество показывается по остаточной стоимости. Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации. В балансе коммерческих организаций в соответствующих строках сразу показывается рассчитанная остаточная стоимость. Для автономных учреждений используется другой подход. Сначала показывается первоначальная стоимость амортизируемого имущества, затем на отдельных строках - сумма начисленной амортизации. Результат вычитания показателей - остаточная стоимость амортизируемого имущества - показывается в отдельной строке. Кроме этого, представляется разукрупненная информация по группам. В таблице 3 показаны строки баланса автономного учреждения, касающиеся основных средств.

Таким образом, мы видим, что в балансе основным средствам посвящено 15 строк. Аналогичная ситуация с нематериальными активами, вложениями в нефинансовые активы. Отсюда вытекает необходимость преобразования баланса в аналитическую форму с выделением значащих, участвующих в расчете итогов строк. В нашем приме-

ре - это значение в строке 030. Делать агрегированный (укрупненный) аналитический баланс необходимо при условии, что нет необходимости проследить изменения более детально. В приложении

1 предложен вид агрегированного аналитического баланса-нетто автономного учреждения. Некоторые строки баланса объединяются по экономическому смыслу. Например, в теории бухгалтерского учета выделяются «финансовые вложения» как средства, извлеченные из кругооборота и вложенные с целью получения прибыли. В балансе автономного учреждения под эту категорию попадают активы, учтенные:

- на счете 204 - «Финансовые вложения» - вложения в ценные бумаги, акции;

- на счете 207 - «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» - предоставленные автономным учреждением займы и ссуды;

- на счете 215 - «Вложения в финансовые активы», предназначенном для формирования стоимости финансовых вложений.

В агрегированной форме баланса эти три показателя объединяются в один. Обязательства, учтенные на счетах: 302 - «Расчеты по принятым обязательствам», 303 - «Расчеты по платежам в бюджет», 304 - «Прочие расчеты с кредиторами», составляют кредиторскую задолженность автономно-

Таблица 3

Строки баланса автономного учреждения, отражающие данные о его основных средствах

Наименование Код строки

Основные средства (балансовая стоимость), всего 010

в том числе: недвижимое имущество учреждения 011

особо ценное движимое имущество учреждения 012

иное движимое имущество учреждения 013

предметы лизинга 014

Амортизация основных средств 020

в том числе: амортизация недвижимого имущества учреждения 021

амортизация особо ценного движимого имущества учреждения 022

амортизация иного движимого имущества учреждения 023

амортизация предметов лизинга 024

Основные средства (остаточная стоимость) 030

Из них: недвижимое имущество учреждения (остаточная стоимость) 031

особо ценное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость) 032

иное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость) 033

предметы лизинга (остаточная стоимость) 034

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Актив агрегированного аналитического баланса-нетто автономного учреждения

Статья актива Обозна- чение На начало года На конец отчетного периода Алгоритм получения (строки баланса)

1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ №А ОТА1+ ОТА2+ ОТА3+ ОТА4+ ОТА5+ ОТА6+ №А7 должно = стр.150

1.1 Основные средства (остаточная стоимость) №А1 стр. 030

1.2 Нематериальные активы (остаточная стоимость) ОТА2 стр. 060

1.3 Непроизведенные активы ОТА3 стр. 070

1.4 Материальные запасы ОТА4 стр. 080

1.5 Вложения в нефинансовые активы ОТА5 стр. 090

1.6 Нефинансовые активы в пути ОТА6 стр. 100

1.6 Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг ОТА7 стр. 140

2. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ БА БА1+БА2+ БА3должно =стр.400

2.1 Денежные средства БА1 стр. 170

2.2 Финансовые вложения, расчеты по кредитам, займам(ссудам), вложения в финансовые активы БА2 стр. 210+ стр. 290+ стр.370

2.3 Дебиторская задолженность БА3 стр. 230+стр.260+ стр.310 + стр.320+ стр.330

БАЛАНС В №А+БА должно = стр.150 + стр.400 = стр.410

Пассив агрегированного аналитического баланса-нетто автономного учреждения

Статья актива Обозна- чение На начало года На конец отчетного периода Алгоритм получения (строки баланса)

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА L L1+L2 должно =стр.600

3.1 Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам L1 стр. 470

3.2 Расчеты по принятым обязательствам, расчеты по платежам в бюджет, прочие расчеты с кредиторами L2 стр. 490+стр.510+стр.530

4. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ FR Стр.620

БАЛАНС В L + FR должно = стр.600+ стр.620 = стр.900

го учреждения, поэтому также объединены в одну строку.

Аналогичный прием можно применить к Отчету о финансовых результатах деятельности учреждения.

Далее, на основании построенных форм, можно рассчитать такие показатели оценки, как: абсолютные отклонения анализируемых значений от базисных, относительные отклонения анализируемых значений показателей от базисных, темпы роста, прироста, удельный вес элемента в системе. За базисные значения можно принять плановые показатели или показатели предыдущих отчетных периодов. Эти показатели оценки позволяют проследить тенденции изменений и дают информацию для принятия различных финансовых и инвестиционных решений в деятельности автономных учреждений.

Библиографический список

1. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ

3. Жигалов Д.В. «Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности». - М.: Фонд «Институт экономики города», 2010.

4. Максимова Н.В., Марширова Л.Е., Максимов А.Г. Реформирование бухгалтерского учета автономных учреждений // Современная экономика: проблемы и решения. - 2012. - № 11. - С. 8197.

5. «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России». Одобрена Методологичес-

ким советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997

6. Макарова Л.Г., Макаров А.С. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

7. Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 года № 33н.

УДК 330

Полякова Наталья Федоровна

Костромской государственный технологический университет

natalia.polyakova.kstu@gmail.com

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования производственной инфраструктуры региона: раскрывается сущность понятий «инфраструктура» и «производственная инфраструктура», формулируются признаки, функции и принципы эффективной системы производственной инфраструктуры региона.

Ключевые слова: инфраструктура, виды инфраструктуры, производственная инфраструктура региона, виды производственной инфраструктуры региона, функции инфраструктуры.

В настоящее время в России проблема обеспеченности регионов современными инфраструктурными объектами, эффективное функционирование которых признано в качестве одного из факторов конкурентоспособности, становится настоящим «камнем преткновения» для дальнейшего экономического роста, настоятельно требуя пристального внимания со стороны органов государственной власти. Производственная инфраструктура региона, как один из видов инфраструктуры, выполняет важную функцию формирования и обеспечения устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, что подчеркивает особое значение ее развития, расширения и обновления в качестве необходимого условия дальнейшего повышения эффективности воспроизводственного процесса.

Несмотря на достаточный объем литературы, посвященной проблематике инфраструктурного развития, термин «инфраструктура» остается недостаточно четким понятием, что влечет за собой неоднозначность термина «производственная инфраструктура региона».

В России не сложилось понятия, аналогичного западному «public works» («общественные службы и сооружения»), включающего автомобильные дороги, аэропорты, водный транспорт, водоснабжение и канализацию, удаление твердых отходов (solid waste management) и общественный транспорт (mass transit systems). Отсутствие единого подхода к определению состава инфраструктурного комплекса приводит к отсутствию официальной статистической методики измерения показателей развития инфраструктуры и ее вклада в национальный доход, что выражается в использовании экономистами различных косвенных показателей для характеристики инфраструктурной обеспеченности региона. В связи с этим анализу и оценке

состояния и степени развития инфраструктуры всегда должно предшествовать уточнение понятия и выделение конкретных элементов.

В экономической литературе можно выделить два сложившихся подхода к определению инфраструктуры:

1) с материально-вещественной точки зрения инфраструктура определяется как совокупность объектов (сооружений, зданий, сетей и т.д.). Например, Э.Б. Алаев определяет инфраструктуру как «сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых как для самого процесса производства (производственная инфраструктура - транспорт, связь, сети электроснабжения, водоснабжения и др.), так и для обеспечения повседневной жизни населения (социальная инфраструктура - предприятия здравоохранения, просвещения, культуры, бытового обслуживания)» [1, с. 232];

2) с отраслевой точки зрения инфраструктуру определяют как комплекс взаимосвязанных отраслей. В.Н. Стаханов подчеркивает, что «инфраструктурный комплекс страны - это динамическая система, сформированная в результате интеграции определенных отраслей народного хозяйства и видов деятельности, основным назначением которых является создание общих условий функционирования производства и жизни человека» [4].

Оба эти подхода не являются взаимоисключающими или противоречащими друг другу. Напротив, при их рассмотрении создается целостная картина, позволяющая определенно утверждать, что при изучении инфраструктуры предметом исследования выступают не только материально-вещественные объекты, но и общественные отношения. Кроме того, в обоих подходах подчеркивается основная целевая функция инфраструктуры - созда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.