Научная статья на тему 'Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения'

Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2742
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / SYSTEM OF POPULATION'S SOCIAL PROTECTION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА / NEEDS OF SOCIETY / ПРАВА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / MEASURES ON SOCIAL SUPPORT / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE DATA / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / ESTABLISHMENTS AND ORGANIZATIONS / LEGAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Расковалов А.А.

Социальная защита и ее механизмы, представленные в статье, позволяют создать представление о системе экономических, организационных, административных и правовых мер, осуществляемых обществом, другими социальными институтами, которые призваны предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий. В статье проводится анализ различных мероприятий по государственному регулированию системы социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Расковалов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of social protection and presents the tools, which help create a picture of the system of economic, organizational, administrative and legal measures implemented by a society or other social establishments that ought to prevent unfavorable social influence on people and moderate it`s consequences. The article also analyzes different measures on state regulation of population`s social protection

Текст научной работы на тему «Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения»

362

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

А.А. Расковалов

Аннотация. Социальная защита и ее механизмы, представленные в статье, позволяют создать представление о системе экономических, организационных, административных и правовых мер, осуществляемых обществом, другими социальными институтами, которые призваны предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий. В статье проводится анализ различных мероприятий по государственному регулированию системы социальной защиты населения.

Ключевые слова: система социальной защиты населения, анализ, потребности общества, права, меры социальной поддержки, объективные и субъективные показатели, учреждения и организации.

Summary. The article deals with the problem of social protection and presents the tools, which help create a picture of the system of economic, organizational, administrative and legal measures implemented by a society or other social establishments that ought to prevent unfavorable social influence on people and moderate its consequences. The article also analyzes different measures on state regulation of populations social protection.

Keywords: system of populations social protection, analysis, needs ofsociety, legal rights, measures on social support, objective and subjective data, establishments and organizations.

В последнее время все большую популярность как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как «социальная защита населения» или «социальная защищенность». В РФ этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Понятие «социальная защищенность» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятель-

ность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно.

В период существования командно-административной системы в нашей стране социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных

фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан [1].

В период социальных преобразований социальная защита приобретает особенно важное значение. Социальная защита - необходимый элемент любого развитого государства. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предостав-

ления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.

В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан; численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 млн человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения [2].

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негатив-

363

4 / 2012

Преподаватель XXI

ВЕК

364

ных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства.

При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной -специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита - это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства [3].

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством,

включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления [4].

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домо-хозяйств.

Для высвобождения необходимых бюджетных ресурсов предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо также пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума [5]. Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число ви-

дов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства.

Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресную направленность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания.

Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определе-

365

4 / 2012

Преподаватель

ВЕК

366

нии приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Таким образом, делая выводы, целесообразно отметить следующее:

1. Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах ее реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

2. Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

3. Для нормального функционирования социально ориентированной

рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукин В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 12 мая 2012г., г. Москва.

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М., 2004.

3. Тетерский И.О. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2004.

4. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебн. пособ. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

5. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. - Новосибирск, 2002. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.