Научная статья на тему 'Анализ функционирования «Арт-менеджмента» в сфере музыкального искусства'

Анализ функционирования «Арт-менеджмента» в сфере музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1631
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРИЖЁРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРМЕЙСТЕРА / ОРГАНИЗАТОР / ПРОМОУТЕР / МАРКЕТОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MUSIC ART / ART MANAGEMENT / CHOIRMASTER ACTIVITY / ACTIVITIES CONDUCTOR / ORGANIZER / PROMOTER / MARKETING / TRAINING / MANAGEMENT PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шилова Ольга Евгеньевна

«Арт-менеджмент» анализируется как понятие, определяются факторы на него влияющие и специфика его функционирования в области музыкального искусства. Арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, позволяющих организовать управление коллективами и управленческими процессами в музыкальной сфере.«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Management» is analyzed as a concept determined by factors affect it and the specificity of its operation in the field of musical art. Art-management in the field of musical art can not do without a strategic and innovative solutions to organize the management teams and management processes in the music industry.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования «Арт-менеджмента» в сфере музыкального искусства»

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА»

в сфере музыкального искусства

Ольга Евгеньевна ШИЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано, зам. начальника отдела международных связей Российской академии музыки им. Гнесиных. e-mail: shilovashilova@pisem.net

«Арт-менеджмент» анализируется как понятие, определяются факторы на него влияющие и специфика его функционирования в области музыкального искусства. Арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, позволяющих организовать управление коллективами и управленческими процессами в музыкальной сфере.

Ключевые слова: музыкальное искусство, арт-менеджмент, деятельность дирижёра, деятельность хормейстера, организатор, промоутер, маркетолог, профессиональная подготовка, психология управления.

«Art Management» is analyzed as a concept determined by factors affect it and the specificity of its operation in the field of musical art. Art-management in the field of musical art can not do without a strategic and innovative solutions to organize the management teams and management processes in the music industry.

Key words: music art, art management, activities conductor, choirmaster activity, organizer, promoter, marketing, training, management psychology.

Проблема управления в области музыкального искусства является особенно актуальной. Не случайно «арт-менеджмент» часто называют наукой третьего тысячелетия. В связи с этим возникает необходимость дать всесторонний анализ этого понятия, определить, какие факторы на него влияют и какова специфика его функционирования в области музыкального искусства.

В результате изучения научной литературы стало очевидно, что арт-менеджмент имеет организационно-управленческие, психолого-педагогические, коммуникативно-информационные, творческо-исполнительские аспекты.

Сложились определенные предпосылки для развития теоретических основ музыкального арт-менеджмента:

- социальные (потребность практики в конструктивном управлении и функционировании музыкального коллектива), обеспечивающие объединение потребителей на основе духовных интересов;

- психологические (необходимость в формировании и удовлетворении духовных потребностей личности);

- педагогические (воспитание духовной личности);

- экономические (потребность в формировании ресурсов и средств для развития и функционирования музыкального коллектива);

- технологические (управление процессом создания, распространения музыкальной продукции, взаимодействие с другими социальными субъектами в процессе функционирования музыкального коллектива).

Менеджмент как наука управления в сфере культуры, искусства, отдыха и развлечений появилась сравнительно недавно, первоначально в кинематографе и декоративно-прикладном творчестве, затем в библиотечном деле, шоу-бизнесе, в социальной деятельности [5, 4, 2]. Технология их функционирования связана с интеллектуальными, творческими ресурсами, направленными на удовлетворение социальных, культурных, духовных потребностей.

Авторы «Основ менеджмента» определяют технологию менеджмента как систему средств преобразования информации, ресурсов, способов и орудий производства для достижения целей организации. Конечным продуктом технологии менеджмента выступает достижение цели организации [3, с. 1].

Целью арт-менеджмента является удовлетворение духовных потребностей личности средствами музыкального искусства, создание музыкального продукта, умение донести его до слушателя. Поэтому дирижеру, хормейстеру приходится выполнять множество ранее не присущих им функций. В сфере деятельности дирижера, хормейстера функции руководителя трансформировались в функцию организатора, промоутера, менеджера, маркетолога, выполнение которых требует профессиональной подготовки.

Арт-менеджмент часто характеризуют как специфический вид управленческой деятельности, основанный на психолого-педагогических, экономических, культурологических и социологических знаниях. опираясь на них, арт-менеджмент понимается нами как система управления духовными потребностями (реальные и потенциальные). Являясь катализатором интересов музыкального коллектива, потребителей его продукции и общества в целом, он обретает огромную социальную значимость, используя компоненты науки, искусства, творчества и интуиции, интегрируя в себе самые разные виды отношений.

Профессионализм менеджера состоит в умении координировать взаимоотношения коллег в коллективе и вне; корректировать результат труда; выявлять трудности; создавать благоприятные условия для совместной работы.

Но арт-менеджмент, в отличие от менеджмента, прежде всего имеет творческий характер, созидательную направленность, формирует эстетические, нравственные, художественные потребности отдельной личности и общества в целом. Поэтому в силу своей специфики он является креативным. Он связан с теорией творчества, историей художественной культуры. Результатом музыкального творчества является интеллектуальный продукт, направленный на удовлетворение духовных потребностей людей, черпающих вдохновение и умиротворение в этом продукте. Создают этот продукт творческие личности, а управление личностью как участницей создания интеллектуального продукта - прерогатива эвристического менеджмента, в функции которого входит умение использовать и направлять неординарное творческое мышление на создание высокохудожественного музыкального продукта. Поэтому музыкальный менеджмент можно охарактеризовать как определенный вид деятельности, обеспечивающий жизнедеятельность творческого коллектива. Это объективно обусловленный, непрекращающийся во времени процесс создания музыкального продукта и его продвижения к потребителю.

Менеджмент налаживает взаимосвязь и взаимозависимость организационных и экономических процессов с учетом внешней среды и внутренних ресурсов. Внешняя среда может создавать благоприятные условия для развития и способствовать получению максимально полезного результата, удовлетворяющего эстетические, духовные потребности, которые становятся все более динамичными, подверженными влиянию моды. Поэтому арт-менеджмент должен включать экономические, инновационные, организационные и управленческие аспекты. Для любой деятельности, в том числе музыкальной, нужны ресурсы, используемые в ее процессе: музыкальные инструменты, сценическое оформление и костюмы, реквизит и др.

К основным аспектам арт-менеджмента относится в первую очередь психолого-педагогический, связанный с целенаправленным педагогическим воздействием на личность музыканта, его творческую деятельность. Именно руководитель музыкального коллектива формирует взаимоотношения в коллективе, создает особую атмосферу творчества, взаимопонимания. Он способствует развитию и обучению участников коллектива, которые отличаются друг от друга по многим параметрам: полу, возрасту, образованию (хотя все они имеют музыкальное образование, но получили его в разных учебных заведениях, отличаются по манере исполнения и другим особенностям), семейному положению, бытовым условиям, ценностным установкам и т.д.

Арт-менеджмент - процесс. А всякий процесс предполагает технологию. Технология трактуется как совокупность производственных процессов в определенной сфере производства продуктов или услуг; как последовательность потока работ: «кто» и «что делает», «когда» и «как»; как любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продуктов или услуг; как научное описание способов производства.

Арт-менеджмент теснейшим образом связан с научной, творческой и административной деятельностью. Его дальнейшее осмысление происходит порой в процессе прямой трансляции общего менеджмента. Это, с одной стороны, дает возможность более глубоко разобраться в основах арт-менеджмента, с другой - не позволяет выявить специфические особенности той деятельности, в сфере которой он функционирует. Сфера музыкального искусства сложна и многообразна, она требует всестороннего, глубокого изучения, без которого невозможно грамотно организовать управленческую деятельность.

Современный арт-менеджмент в сфере музыкального искусства не может обойтись без стратегических и инновационных решений, которые базируются на знаниях общей и социальной психологии, которые позволяют грамотно организовать управление различными коллективами, управленческими процессами в музыкальной сфере.

Арт-менеджмент теснейшим образом связан с социальными процессами, происходящими в обществе. Он все больше становится социально востребованным и приобретает более значимый эффективный статус. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, появившиеся в журналах, сборниках, материалах научных конференций, в диссертационных исследованиях последних лет. Теоретическая база арт-менеджмента активно формируется с помощью научных исследований и многочисленных публикаций. Их содержание активно включается в специальные образовательные (учебные и тренинговые) программы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что арт-менеджмент в области музыкального искусства - это сложное многоплановое явление, имеющее социально-психологические основы, творческий и созидательный характер; система управления, ориентированная на духовные потребности и интересы. Он объединяет данные науки и искусства, интегрирует в единое целое самые разные виды отношений. Он обретает огромную социальную значимость и является гармонизатором деятельности музыкального коллектива, потребителей его продукции и общества в целом. Он опирается на комплекс принципов, методов и технологических приемов управления музыкальной деятельностью, коллективом, направлен на создание духовных и материальных продуктов и ценностей.

Литература

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003. - 408 с.

2. Жданова Е.И., Иванов СВ., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 720 с.

4. Михеева H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 170 с.

5. Морозов Ю.В. Основы маркетинга. - М.: ИТК «Дашков и К», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.