Секция 14. Философия
Section 14. Philosophy Секция 14. Философия
Zdorovenko Victor Vasil’evich, department of philosophy the name of professor Valeryi Grigor’evich Scotnyi of Drogobych state pedagogical university the name of Ivan Franco, professor E-mail: [email protected]
ANALYSIS FUNCTIONALITY CONTEMPORARY ART
Abstract: The article describes the functional potential of contemporary art in the concrete forms of its real existence. Examines contemporary artistic practice, which promotes the development of its new artistic and expressive possibilities.
Keywords: art, function, verbatim, a hologram, fanfiction.
Здоровенко Виктор Васильевич, кафедра философии имени профессора Валерия Григорьевича Скотного Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, профессор E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Аннотация: В статье рассмотрен функциональный потенциал современного искусства в конкретных формах его реального существования. Анализируется современная художественная практика, которая способствует выработке ее новых изобразительных и выразительных возможностей.
Ключевые слова: искусство, функция, вербатим, голограмма, фанфикшн.
Характеристика функциональных возможностей современного искусства как духовно-практического явления, предполагает выделение той специфической содержательности способов, на основе которых ним осуществляется особое,
173
Section 14. Philosophy
отличное от иных форм социокультурной деятельности, освоение действительности. На наш взгляд, характер освоения мира современным искусством наиболее адекватно может быть определен вследствие анализа особенностей типов его творческой деятельности, которая ориентирована на «очеловечивание» мира. В этой связи важное теоретическое значение приобретает исследование создаваемых современным искусством способов выражения и изображения универсального человеческого опыта взаимоотношений с миром.
Анализ последних исследований, тематически ориентированных на характеристику данной проблемы позволяет видеть, что даже в условиях смены модерных метанарративов постмодерными творчество не ушло из современности. Так А. А. Сынах справедливо отмечает, что «сегодня оно как никогда нуждается в своем обнаружении, выявлении, обособлении и отрыве от массового сознания...» [7, 89]. Роль искусства как «производителя субъективности» в коммуникативном пространстве, поставляющем потенциальные модели человеческого существования исследует Е. Г Ткач [8]. Современная художественная практика здесь рассматривается как привилегированная территория индивидуации, способной поставлять потенциальные модели человеческого существования. Е. Морозова анализирует широкий культурологический контекст функциональных возможностей акмеологического содержания провокативности в современном искусстве, посредством которой осуществляются позитивные социально-психологические процессы. Среди перспективных направлений исследования функциональных возможностей современного искусства позиционируется арт-терапия, обеспечивающая эффективные навыки художественной работы в новых областях художественного творчества [4]. Существенный интерес для выявления функционального потенциала современного искусства представляет предложенная О. В. Наконечной систематизация основных признаков современного искусства, его стилевых особенностей [6].
Работы указанных авторов объединяет рефлексия над исследованием функционального потенциала современного искусства связанного с разнообразными эмпирическими формами человеческой жизни. Предпринятое нами исследование данной проблемы предполагает характеристику креативных возможностей существенно новых знаковых систем, которые наработаны для трансляции художественной информации о ценности бытия.
Соответственно целью работы является анализ функциональных возможностей современного искусства в контексте сложной динамики становления новых возможностей духовно-практического освоения мира.
Интерес современного искусства к поиску способов выражения характера разносторонних связей человека в глобализованном мире, безусловно, актуален, поскольку позволяет аккумулировать современный социально-исторический опыт освоения этой уникальной действительности.
174
Секция 14. Философия
Характеристика функционального потенциала современного искусства предполагает его изучение в контексте конкретных форм реального существования, то есть в той практически-духовной деятельности, ради которой искусство и возникло. Методологическая установка на необходимость исследования объективных законов функционирования искусства в поисках ответа на вопрос о сущности искусства, предполагает осознание того, какие задания искусство выполняет в общественной жизни, а также то, как оно их решает.
М. С. Каган справедливо отмечает, что уникальность искусства обусловлена его функциональным универсализмом, благодаря которому во всей истории культуры человечества именно искусство осуществляет неповторимое удвоение реальной жизнедеятельности человека. Главной задачей этого удвоения является расширение опыта практической жизни человека, который стихийно образуется функционально однозначными формами деятельности, опытом, который дополняется «жизнью в искусстве».
Ввиду того, что объективно искусство существует как деятельность коммуникативного рода, по которому осуществляется обмен новыми впечатлениями, знаниями, оценками, важно определить, какие существенно новые образные знаки, знаковые системы (коды) наработаны в современном искусстве для трансляции художественной информации, способной присоединить потребителей художественных произведений к духовной деятельности художников. В этом контексте интерес представляют новейшие эксперименты в мировом и отечественном театральном пространстве, основу которых определяет метод вербатим. Этот новый театральный тренд, вокруг которого сосредоточились молодые режиссеры и драматурги, создает тексты посредством монтажа дословно записанной речи героев представлений. Пьесы ставятся на основе интервью, дословно расшифрованных драматургом с сохранением особенностей оригинального произношения и в точности воспроизведенных на сцене актерами.
Такой метод дает возможность органично объединить искусство и социологию, что в итоге создает неожиданный эффект: документальное освещение проблем в живом театральном формате. «Так, российский Театр.doc свои первые спектакли создал на основе интервью с кузбасскими шахтерами или матерями и сестрами солдат, которые воевали в Чечне, а также с «бомжами», женщинами-рецидивистками... Такой гипернатурализм, или даже «чернуха», тем не менее преследует цель не унизить человека, а предоставить ему голос... Вербатим тем и привлекателен, что дает возможность выговориться всем и каждому по любым наболевшим темам. В этом и его социальная функция» [1, 3].
Важное значение таких художественных проектов заключается не только в расширении жанровых возможностей сценического искусства. Хотя этот факт стоит отметить, ведь его провокативность, социальность, которая выражается
175
Section 14. Philosophy
в нежелании вуалировать острые проблемы реальности, ориентированы не на развлечение публики, а заставляют задуматься, переходя от вопросов локальных к вечным: кто мы? куда идем? почему живем в перманентно тотальном кризисе? Не менее важно, что документальный театр нужен и как плацдарм для развития нового независимого украинского театра. Гарантией от того, чтоб не впасть в мар-гинальность, но открыть позитивные перспективы в его развитии являются правильные акценты авторов представлений, «когда в остросоциальном вербатиме сделали ставку не на отрицание мира, а на любовь. Ибо истории... о своем городе, не глядя на все проблемы и трудности исполнены тепла и порой ностальгии. Ведь когда любишь, тогда и болит. И демонстрация такой повседневной действительности в театре, призывает обратить на это внимание, дает возможность посмотреть на нее под новым углом зрения, возможно, более действенным» [1,4].
Большую роль в расширении коммуникативного пространства современного искусства играет тотальное распространение любительского кино. Основными историческими причинами создания комфортных возможностей для собственного творчества и поиска зрителей являются, во-первых, современные цифровые технологии и социальные сети. Разнообразные клубы для реализации любительских кинопроб, синефильская инициатива международных и отечественных фестивалей любительского кино, активные студии «независимого кино» и т. д. свидетельствуют о динамической мощи этого движения киноманов, которое нашло художественную интерпретацию в художественном фильме Мишеля Гонтри «Перематывание» (2008).
Во-вторых, конвергенция электроники, обработки данных и телекоммуникаций создала технологическую основу эпохи информации. Современная медиакультура, в частности, в сфере телекоммуникаций создала плотную сеть организованных отношений, которые объединяют людей, страны и сообщества мирового масштаба. Существенным культуротворческим аспектом функционирования этого ресурса коммуникации являются его возможности в создании условий для того, чтобы эта сеть отношений стала источником высвобождения творческого потенциала индивидуумов и организаций, поощрения радости творчества, самостоятельности, сотрудничества, самобытности и обмена.
Любительские версии кино- и видеосъемок в стиле «реального телевидения» в 2000-х стали проявлением этих потребностей, которые стали возможными благодаря доступным электронным технологиям. Идея такого телевидения проста: делать события из реальной жизни по возможности наиболее драматичными и интересными. Любительские записи «очевидцев реальных событий» трансформировали образ жизни уже самих телезрителей. Современная интерактивность инициирует желание причастности к съемкам людей в спонтанных, а не предвиденных сценарием ситуациях, или самим превратиться в медиа персонажей или режиссеров и снять собственную историю.
176
Секция 14. Философия
Именно эти две идеи новейшего реального телевидения: каждый может стать героем передачи, а также то, что съемки всех событий происходят в реальном времени, определили сущность концепции международного проекта «Жизнь за один день». Предполагалось, что кинематографы-любители со всего мира смогут прочувствовать себя актерами или режиссерами, сняв историю об одном точно определенном дне — 24 июля 2010 года своей жизни или страны, региона, в котором они живут. Это событие стало «первым глобальным взглядом на жизнь современного мира. И это действительно так, поскольку в конечном итоге проект под патронатом классика голливудского кино Ридли Скотта и наиболее популярного видеоресурса YouTube получил около 80 тыс. кинозарисовок из 192 стран мира... Режиссер Кевин Мак Дональд представит на главном американском фестивале независимого кино Sundance итоговую ленту, смонтированную из материалов фильмов-финалистов» [3, 52].
То что в финальную мозаику «Жизни за один день» вошли фрагменты фильма «Иванки» украинского режиссера-любителя Б. Гришкевича подтверждает справедливость мысли о том, что в кино или видео не существенно, на какого качества аппаратуре снят фильм, главное — для чего и как он снят. «Иванки» своей искренностью и реалистичностью в фиксировании замедленного бега времени на полонине из жизни карпатских овчаров наилучшим образом вписывается в документализацию национальной идентичности и традиции.
Глобальный проект любительского кино получил признание. Об этом свидетельствует практика YouTube, «микротьюбов», он-лайн фестивалей, Sundance, Берлинского, Роттердамского фестивалей 2011 года, которые одними из первых установили цифровые проекции в своих кинозалах и стали брать на конкурс фильмы на цифровых носителях.
В современном медиа-мире к наиболее актуальным трендам можно отнести творчество художников, которые овладели возможностями полноразмерного трехмерного видео изображения и анимационной компъютерной графики для демонстрации голограмных образов выдающихся артистов эстрады. Основателями новой эпохи стала компания Digital Domain Media Group Inc., стараниями которой в 2013 году на американском фестивале Coachella во время выступления певцов Dr. Dre и Снуп Догга, на сцене появилась голограмма репера Тупака Ша-кура (погиб в 1996 г.) и они вместе исполнили две композиции. Это был первый шаг навстречу миру трехмерных иллюзий, которые позволяют воплотить наиболее смелые творческие замыслы.
Потенциал голографических представлений оказался удивительно мощным. Об этом свидетельствуют успешные мировые гастроли Хатцуне Мику — «певицы» голографического формата с синтезированным голосом, который отработан программой Vokaloid Synthesizing Technology от Yamaha. Несмотря на то, что
177
Section 14. Philosophy
в этом конкретном случае вокал Мику синтезирован из семплов голоса живой сейю — актрисы Саке Фуджиты, которая озвучивает аниме/фильмы, ее песенное исполнение сопровождается игрой настоящих музыкантов на реальном подиуме.
Для создания реалистической иллюзии, в плоскости формирования воображаемого изображения устанавливается реальный подиум, где может находиться и живой персонаж, который находится в окружении виртуальных действующих лиц и контактировать с ними. Именно так выступала певица Мадонна в окружении виртуальной группы Gorrilas на церемонии вручения премии Grammy Music Avards.
Соединение компьютерных 3D-анимаций и предварительно снятых и тщательно отобранных на этапе монтажа живых персонажей (артистов, певцов, музыкантов) позволяет осуществлять удивительные сюжеты, клонировать живых действующих лиц в виртуальные или создавать голографические копии звездных артистов уже ушедших из жизни. Так, например, в феврале 2013 года в Киеве состоялся тур, посвященный памяти Уитни Хьюстон. Уникальной особенностью события стала поразительная сценическая голограмма певицы, впервые в мире осуществленная 3D-аниматорами харьковской студии «Промо-промшь».
Успешные тестирования голографических технологий вывели на сцену выступления мировых мега-звезд прошлого. Среди них: Фредди Меркьюри, Элвис Пресли, Майкл Джексон, легендарный гитарист Джимми Хендрикс, фронтмен The Doors Джим Моррисон. К 50-летию В. Цоя компания Yota создала трехмерную голограмму музыканта и продемонстрировала ее с исполнением песни «Группа крови» на площади Искусств в Санкт-Петербурге в рамках представления Future in Russia.
Таким образом 3D-голограммы стали неотъемлемым супертехнологичным элементом мультимедийных шоу новейшего поколения. И как любое революционное развитие они содержат в себе драматическую составляющую. Ведь принципы присвоения и перераспределения, которые определяют характер бытия в ультралиберальном капиталистическом социуме, непременно обращают на себя внимание продюсеров музыкального бизнеса, которые ради прибыли запустят перманентные «выступления» голограмм великих артистов прошлого. Реальной является опасность того, что нам предложат «подмену понятий, иллюзию и напрасную надежду под видом стоящего развлечения. Можно в точности воспроизвести образ того же Кобейна или Леннона, наделить его всеми признаками, однако жизнь вдохнуть в них невозможно — они мертвы. И не видится ли вам в этом уже нечто вовсе циничное, гнилое и спекулятивное — воскрешать тех, кто прожил свою жизнь и помер при определенных обстоятельствах, ради развлечения тысяч и тысяч праздных слушателей? Эти люди вершили революцию, их смерть — определенная и важная составляющая истории, которая уже свершилась, а голограммы рискуют все разрушить и испоганить» [5].
178
Секция 14. Философия
С другой стороны, подобные технологии потенциально демократизируют диалог между массовой аудиторией и легендарными представителями мира искусства. Отныне суперпопулярные современные группы могут концертировать в собственных студиях, в то время как их голограммы могут транслироваться в любую страну. Подобные проекты могут содействовать развитию лучшего наследия музыкальной культуры во всем мире. Новые поколения будут открывать для себя достижения легендарных исполнителей, а их преданные поклонники получат возможность эмоциональных ретроспектив.
Апробированные 3D-виртуальные технологии не обречены на тривиализацию и коммерциализацию постановочной деятельности. Они могут стать источником реализации творческой фантазии авторов спектаклей, шоу-программ, эксклюзивных перформансов, которые будут дарить много новых эмоций и впечатлений даже для искушенной аудитории. Характерной в этом отношении является постановка инновационных лазерных шоу — австралийца Девида Аткинса, которая состоялась в Москве 2013 г. Феерия образов, сюжетов, тем, вобравшая в себя картины доисторической природы, легендарную историю Древней Руси, путешествия по современной Москве, демонстрацию ее архитектурных шедевров, синтез голографических эффектов в сочетании с реальными танцевальными коллективами и оперными «звездами» — все это взывает к активному сопереживанию многотысячной аудиторией удивительного разнообразия звуковых, цветовых, пластических, пространственных, динамичных факторов этого художественного события.
Среди характерных разновидностей творчества с ярко выраженным коммуникативным потенциалом, сформированным в контексте развития современного искусства, следует отметить фанфикшн (от англ. Fan «почитатель» и fiction «художественная литература»). Особенностью этого жанра массовой литературы является вторичность текста, который создается по мотивам оригинального художественного произведения его почитателями, заимствования ими сюжетов, главных героев.
Феноменальную привлекательность этого явления можно объяснить отмеченной выше М. С. Каганом способностью искусства удовлетворять сублимацию людей, наполняя их жизнь радостью самодеятельности и созданием через нее возможности «дополнительной жизни» в воображаемом мире художественных образов. Фанфикшн, собственно, и предполагает не пассивное потребление содержания произведения, но его активное переживание, которое реализуется в желании создания новых обстоятельств и историй, в которых силой собственного воображения оживают любимые герои.
Эта горизонтальная система смысловых координат может взаимодействовать с так называемой вертикальной экспансией фантазии, которая будет наполнять, выдуманными адептами фанфикшна, мотивами, потребностями, целями и способами действия главных персонажей. Ведь в «любой истории, даже лучшей, есть
179
Section 14. Philosophy
лакуны. Некоторые из них откровенно просматриваются сквозь строки, некоторые — неявно, иные вообще остаются за кадром. Почему персонаж поступил именно так, а не иначе? Что он имел ввиду в определенный момент? Где он провел первые пятнадцать лет своей жизни? Как он вообще стал таким? А что будет, если те же персонажи забросить в другое место и время? Что произойдет, если изменить определенные события из того, что произошло с ними в оригинале? А что, если Шерлок Холмс встретится с доктором Хаусом? А как та же самая история с теми же существенными событиями могла бы выглядеть в античном Риме?.. В тексте ты — Бог и царь, все будет так, как ты пожелаешь. Можно реализовать любые фантазии. Не хватает любви? Устрой персонажам вечеринку вдвоем. Никто тебя не понимает? — напиши историю, в которой такой же как ты персонаж в конечном счете будет кем-то понят. Возмущаемся из-за того, что так плохо устроен мир? — сделай лучше!.. Это способ прожить то, что при определенных условиях недостижимо для тебя в реальной жизни» [2].
Общение, как мощный фактор социализации, в этом измерении разворачивает полифонию форматов, которые выстраивают конструктивное измерение взаимодополняющих, добровольных действий, направленных на самоорганизацию в так называемом мире фантомов, то есть в мире людей, которые объединены активной позицией по отношению к «канону», под которым разумеется первичный авторский мир. Смысл этой позиции определяется принципиальной установкой на десакрализацию художественного произведения, которое стало объектом восхищения фанатами фанфикшна. То есть пиетет к авторам оригинальных художественных произведений не входит в противоречие между произвольной игрой воображения интерпретаторов с тем, что было создано авторами оригинальных художественных миров. Поэтому в этом фандомном мире находят для себя безграничные возможности самореализации не только активные интерпретаторы текстов, которые чувствуют острую потребность литературного творчества, но и организаторы фестивалей, редакторы текстов, иллюстраторы, клипмейкеры мультимедийного контента, переводчики оригинальных произведений.
Показательно, что развитие мультимедийных возможностей приводит к экспансии фанфикшна за пределы собственно литературного творчества. Среди новых видов творчества фанов, подобных фанфикшну, необходимо назвать фан-арт — рисованные изображения по мотивам любимых комиксов, мультфильмов, сериалов и фильмов, аудиодрамы. Этот процесс остается открытым, поскольку появление новых талантливых произведений искусства все также будет инициировать интерпретационный потенциал многочисленных фандомов.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что для понимания того чем является современное искусство, его необходимо изучать в процессе реального функционирования. Поскольку объективно искусство существует как деятель-
180
Секция 14. Философия
ность коммуникативного рода, важно определить, какие именно существенно новые знаковые системы наработаны для трансляции художественной информации, а также их возможности. Этим и обусловлено внимание автора к творческому потенциалу таких креативных разновидностей художественного творчества как: вербатим — новейший эксперимент в мировом и отечественном театральном пространстве, как глобальные проекты любительского кино на цифровых носителях, анимационная компьютерная графика, мультимедийные шоу, фанфикшн.
Исследование функционального потенциала современного искусства в духовно-практическом освоении мира, очевидно, находит свое логическое продолжение в анализе связей современного искусства с эмпирическими формами человеческой жизни. Это направление дальнейшей характеристики рассмотренной темы представляется перспективным поскольку художественное качество жизненного пространства содействует утверждению такого качества бытия, в котором конденсируется творческий дух деятельности, благодаря чему реальность переживается как совершенство.
Список литературы:
1. Велимчаниця О. Повiрити театру//Юно. Театр. - № 2, 2012.
2. Кузнецова В. О фанфикшне для тех, кто ранее о нем не особенно слышал. [Электронный ресурс] В.О. Кузнецова. - Режим доступа: <www.snob. ru/ profile/25246/blog/53753>.
3. Михед О. Без спецефекпв//Украшський тиждень. - № 3. 21 - 27. 01. 2011.
4. Морозова Е. Провокативность как метод социально-психологического воздействия (на примере авангардного искусства) [Электронный ресурс]/Е. Морозова. - Режим доступа:< http: // www.rubtsov.penzadom.ru /chitar / 7/ morozova.htm >.
5. Музыкальные программы: круто или нет? [Электронный ресурс] - Режим доступа: </top10ua/music/music/muzikalnyie-gologrammy-kruto-ily-net/>.
6. Наконечна О. В. Сучасне мистецтво: змша головно! парадигми//1нтелект. Особистють. Цившзащя: темат. Зб. Наук. Пр. iз соц.-фьлос. Пробл. Вип. 9/ голов. Ред. О. О. Шубш. - Донецьк: ДонНУЕТ, 2011. - с. 69-77.
7. Сынах А. А. Варваризация и дегуманизация современного искусства как социокультурная проблема//Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 10 (19): сборник статей по материалам Х1Х международной заочной научно-практической конференции. - М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. - с. 87-92.
8. Ткач Е. Г. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности [Электронный ресурс]/Е. Г. Ткач. - Режим доступа: <http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/38252>.
181