Научная статья на тему 'Анализ форм оппортунистического поведения на рынке доверительных благ (на примере фармацевтического рынка)'

Анализ форм оппортунистического поведения на рынке доверительных благ (на примере фармацевтического рынка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / РЫНОК ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ БЛАГ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ БЛАГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова М.А.

Данная статья посвящена изучению форм и способов оппортунистического поведения экономических агентов на рынке доверительных благ. На примере фармацевтического рынка рассмотрены формы недобросовестных действий субъектов рынка на основании выделенной классификации видов оппортунистического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ форм оппортунистического поведения на рынке доверительных благ (на примере фармацевтического рынка)»

4. Центральный Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

6. Авдашева С., Руденский П. Страхование жизни как псевдострахование и его роль в развитии российского страхового рынка // Вопросы экономики. - 2010. - № 5 - С. 32.

7. Андреева Э. Основные проблемы страхования жизни в России // Страховое дело. - 2010. - N 7. - С. 37.

8. Архипов А. Обеспечение прав страхователей и застрахованных в системе личного страхования // Страховое дело. - 2011. - N 6. - С. 48.

9. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. - Питер, 2013.

10. Дюжиков Е. Перспективы развития личного страхования в России // Фин. газ. - 2012. - N 27. - С. 11.

11. Карпов Л. К вопросу о долгосрочном страховании жизни работников // Бухгалтер. - 2013. - № 3. - С. 26.

12. Максимов Д. А. Перспективы и стратегия развития рынка страхования жизни // Экономика и политика. - 2014. - № 1. - С. 4.

АНАЛИЗ ФОРМ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ БЛАГ (НА ПРИМЕРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА)

© Колосова М.А.1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел

Данная статья посвящена изучению форм и способов оппортунистического поведения экономических агентов на рынке доверительных благ. На примере фармацевтического рынка рассмотрены формы недобросовестных действий субъектов рынка на основании выделенной классификации видов оппортунистического поведения.

Ключевые слова оппортунистическое поведение, формы оппортунистического поведения, рынок доверительных благ, субъекты рынка доверительных благ, фармацевтический рынок.

Проблема оппортунистического поведения на протяжении последних нескольких десятков лет приковывает неподдельно пристальное внимание

1 Соискатель кафедры «Теоретической экономики и управления персоналом».

как зарубежных, так и отечественных ученых, занимая одну из лидирующих позиций в проблематике экономической науки.

Без преувеличения можно сказать, что особую драматичность проблема оппортунистического поведения приобретает на рынках, объектами которых выступают доверительные блага, трансакции в отношении которых сопровождаются серьезными информационными несовершенствами за счет присущих им многомерных и скрытых характеристик, что влечет за собой преимущественное положение одних рыночных субъектов относительно других, которое (преимущество) стабильно на всех этапах рыночной сделки и сложно поддается минимизации, а субъективность потребительских оценок полезности доверительных благ обусловлена персонифицированным характером восприятия их качества.

Опираясь на определение О. Уильямсона, под оппортунизмом следует понимать недостаток искренности, откровенности, честности в отношениях экономических агентов, преследующих получение выгод за счет других участников сделки или использования чужих слабостей в угоду личных интересов [1, с. 44].

Экономическое явление оппортунизма характеризуется такими особенностями, как несовпадение интересов экономических агентов, руководствующихся сугубо личными интересами; информационное преимущество одних экономических агентов перед другими; преднамеренный осознанный характер действий и перераспределение богатства [2, с. 19] в результате отчуждения части индивидуального богатства от одного субъекта в адрес другого.

Многоуровневая субъектная структура рынков доверительных благ, каждый (субъект) из которых потенциально представляет собой источник оппортунизма, включает в себя таких агентов, как субъекты предложения, посредники предложения (коммерческие посредники), посредники спроса (трансакционные посредники), субъекты спроса, и государство, выступающее в качестве хозяйствующего субъекта и субъекта власти.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день спектр способов недобросовестных действий рыночных субъектов по отношению друг к другу многообразен, считаем целесообразным рассматривать оппортунизм не только согласно его субъекту, но и согласно его объекту - атрибуту сделки, в отношении которого направлены оппортунистические действия. Предлагаемая классификация видов оппортунизма представлена в таблице 1.

Анализ форм оппортунистического поведения на фармацевтическом рынке, как частного случая рынка доверительных благ, целесообразно начать с оппортунизма субъектов предложения, которыми в контексте данного рынка выступают производители готовых лекарственных средств и поставщики (держатели регистрационных удостоверений).

Таблица 1

Классификация видов оппортунизма

Наименование вида оппортунизма Характер проявления оппортунизма Последствия оппортунизма

Качественный оппортунизм недобросовестность и/или неправомерность действий экономических агентов в отношении характеристик доверительных благ неполучение ожидаемой полезности, антиполезность

Трансакционный оппортунизм недобросовестность и/или неправомерность действий экономических агентов в отношении условий и объемов сделки неблагоприятный отбор

Ценовой оппортунизм недобросовестность механизма ценообразования неоправданно высокие издержки потребителей

Конкурентный оппортунизм использование способов недобросовестной конкуренции неэффективность рыночных механизмов

Информационный оппортунизм недобросовестность действий агентов в отношении информации (предоставление / сокрытие), сопряженной с элементами сделки ограниченная рациональность субъектов спроса

Формами качественного оппортунизма, присущими данным субъектам, на наш взгляд, являются производство и реализация лекарственных средств, несоответствующих требованиям качества, безопасности, эффективности, международным стандартам; замена (полная или частичная) содержимого -активного действующего вещества, содержание его не в нужной пропорции, наличие добавок или посторонних включений; отклонение от заявленного по массе, объему, концентрации, плотности; использование при производстве субстанций, качество которых не подтверждено, отклонение от технологических стандартов; несоответствие истинного состава и маркировки.

К формам трансакционного оппортунизма в таком случае мы склонны отнести создание копий лекарственных препаратов с нарушением патентного законодательства (контрафакция); отсутствие системы обеспечения качества на предприятии; несоответствие помещений и оборудования для производства, хранения и транспортировки лекарственных средств; ненадлежащая маркировка; упаковка лекарств, не отвечающая требованиям безопасности; халатность и отсутствие необходимой квалификации у персонала.

Ценовой оппортунизм субъектов предложения выражается в завышение цен на лекарственные препараты, одним из способов которого является возможность перерегистрации в сторону увеличения предельных отпускных цен на лекарственные средства за счет, во-первых, временного ухода лекарства с рынка, во-вторых, изменения упаковки и дозировки лекарства, и, в-третьих, сравнения заявленной производителем цены со средневзвешенной фактической ценой отпуска [3].

Конкурентный оппортунизм рассматриваемых субъектов на фармацевтическом рынке находит свое воплощение в снижение цен с целью массового сбыта лекарств с истекающим сроком годности; привлечение потребителей путем активной агитация, недобросовестной рекламы; контрафакция; производство дженериков низкого качества.

Наконец, широкий спектр форм информационного оппортунизма представлен искажением сопроводительных документов, маркировки и информации в инструкциях; обман в отношении страны происхождения, фирмы-изготовителя лекарственного средства, количества, принадлежности к определенной товарной партии; поддельные данные в накладных, сертификатах и удостоверениях качества; предоставление инструкций на иностранном языке; регистрация и реализация лекарственных средств под видом БАД (не требующих клинических испытаний и процедуры регистрации); контрафакция.

Иная широко представленная на фармацевтическом рынке группа экономических субъектов - это посредники предложения, под которыми мы подразумеваем дистрибьюторов (оптовый сектор) и аптеки (розничный сектор).

Качественный оппортунизм для данной группы субъектов выражается в нарушении технологии и температурного режим хранения лекарственных средств, а также реализации препаратов с истекшим сроком годности.

Среди форм трансакционного оппортунизма целесообразно выделить недобросовестную деятельность интернет-аптек (фирмы-однодневки); отпуск лекарственных препаратов при отсутствии у потребителя рецепта; взаимодействие торговых представителей с врачами по продвижению товара (с материальным поощрением); реализация незарегистрированных лекарств.

Ценовой оппортунизм представлен такими способами, как завышение оптовых (розничных) надбавок выше предельных региональных; повышение цен в сезонные периоды, периоды эпидемий; предложение более дорогих наименований лекарственных средств.

К конкурентному оппортунизму посредников предложения мы относим снижение цен с целью сбыта лекарств с истекающим сроком годности; прямое взаимодействие с врачами и ЛПУ; захват рыночной ниши за счет демпинга и эффекта масштаба; сговор между участниками рынка.

Формами информационного оппортунизма являются искажение информации; умалчивание о наличие препаратов для отдельных граждан и реализация их другим; рекомендации о целесообразности использования тех или иных препаратов (при отсутствии назначений врача).

Третья группа субъектов изучаемого рынка - это посредники спроса, которые за счет своих знаний, умений, навыков способны непосредственным образом влиять на принятие решений в ходе потребительского выбора. Данные функции на фармацевтическом рынке выполняют врачи.

Качественный оппортунизм данных субъектов заключается в формализме (выписывание стандартного набора препаратов); невнимательности и халатности к противопоказаниям, сопутствующим заболевания, индивидуальной непереносимости пациента; некомпетентности.

Примерами трансакционного оппортунизма врачей являются сотрудничество с производителя и дистрибьюторами по продвижению (назначению) определенных препаратов; неграмотность оформления рецептов, вы-

писывание лекарств на «клочках бумаги» вместо рецептурных бланков; незаконное назначение психотропных и наркотических веществ (без необходимых на то показаний).

Ценовым оппортунизмом можно назвать назначение более дорогих торговых наименований лекарственных средств при наличии на рынке более дешевых дженериков.

Формами информационного оппортунизма посредников спроса являются чрезмерное расхваливание отдельных торговых наименований препаратов; введение пациентов в заблуждение путем аргументации о неизбежности применения тех или иных лекарственных препаратов.

Субъекты спроса на фармацевтическом рынке представлены рядовыми потребителями (домохозяйства) и лечебно-профилактическими учреждения.

Качественный оппортунизм потребителей представляет собой отклонение от назначений врача при выборе лекарственных средств; нарушение периодичности приема лекарств; прерывание курса лечения; передозировка; использование препаратов с истекшим сроком годности.

Формами трансакционного оппортунизма являются самолечение (самостоятельность выбора); приобретение рецептурных препаратов без наличия рецепта; предоставление поддельных рецептов.

Конкурентный оппортунизм потребителей заключается в приверженности одному производителю, бренду; клевете в отношении отдельных наименований товаров.

Информационный оппортунизм находит свое воплощение в умалчивание потребителя об аллергических реакциях, хронических заболеваниях, непереносимости отдельных лекарств и побочных реакциях, а также о приеме иных лекарств (проблема совместимости); обман работников аптек о назначении приобретаемого препарата врачом.

Таким образом, на основании проведенного анализа мы приходим к выводу, что многоуровневая субъектная структура рынка доверительных благ порождает многообразие источников оппортунистического поведения, а множество атрибутов, присущих рыночным сделкам с доверительными благами, в отношении каждого из которых могут быть направлены недобросовестные действия, делают данные трансакции особенно уязвимыми относительно оппортунистических намерений агентов. Исходя из этого, решение данной проблемы требует развернутой стратегии действий, включающей в себя меры по усовершенствованию как рыночных, так и государственных механизмов, а также уделение особого внимания формированию социального капитала современного общества.

Список литературы:

1. Уильямсон Оливер И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. - 1993. - Вып. 3. - С. 39-49.

2. Мартюкова Е.Г. Оппортунизм и издержки оппортунистического поведения в Российской экономике: идентификация и оценка: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Мартюкова Екатерина Геннадьевна. - СПб., 2013. - С. 201.

3. Шаравская Н.А. Проблемы регулирования цен на лекарственные препараты в Российской Федерации и возможные пути их решения. Презентация [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы РФ. Сайт зарегистрирован Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. - Режим доступа: http://faswalk.fas.gov.ru/ amlytical-materials/analytical-materials_3082.html (дата обращения: 04.12.2016).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

© Морозов В.А.1

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

В статье рассмотрена тема современного человеческого капитала, которая остаётся сегодня особенно актуальной в связи с необходимостью понимания того, какую роль человек и накопленные результаты его интеллектуальной и мыслительной деятельности играет на изменения темпов и качества развития благосостояния общества и экономики в целом.

Ключевые слова: экономическая политика, человеческий капитал, ценности, уровень жизни, рабочая сила.

Человеческий капитал представляет с собой источник развития всех видов предприятий, организаций и отраслей в экономике стран. Человеческий капитал является тем ключевым фактором конкурентоспособности, который определяет нынешнее состояние экономики. Его роль как ценностного фактора, определяющего успех микро и макро обстановки страны, возросла с учётом активного развития межотраслевых технологий. Это сегодня является общепризнанным аспектом. В данном случае большое значение имеет культурное наследие стран, участвующих в межправительственных соглашениях об общем формировании и реализации транснациональных проектов.

В современных условиях конкуренция, особенно между крупными компаниями является беспрецедентной. В этих условиях, государственная и предпринимательская тенденция увеличения финансирования, предназначенная для изменения социальной стороны вопроса, может быть объяснена

1 Старший научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.