Научная статья на тему 'Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года'

Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / МОНИТОРИНГ / MONITORING / СТУДЕНТКИ / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбина Людмила Дмитриевна, Койпышева Елена Александровна, Лебединский Владислав Юрьевич

Выявлены особенности физического развития студенток технического вуза Восточно-Сибирского региона первой (основной) функциональной группы здоровья, обучающихся на разных курсах. Полученные в исследовании данные позволяют с целью повышения эффективности обучения и улучшения качества жизни корректировать учебный процесс по физическому воспитанию для достижения наибольшего оздоровления студенток университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбина Людмила Дмитриевна, Койпышева Елена Александровна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS OF THE FIRST FUNCTIONAL HEALTH GROUP IN A TECHNICAL UNIVERSITY DURING THE ACADEMIC YEAR

The article identifies the features of physical fitness of different-year female students of the first (basic) functional health group being trained at a technical university in Eastern Siberia. The data obtained in the research allow to adjust the educational process on physical training in order to enhance training efficiency, improve the life quality of university students and achieve the greatest promotion in their health.

Текст научной работы на тему «Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года»

УДК 796.011.1

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПЕРВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

© Л.Д. Рыбина1, Е.А. Койпышева2, В.Ю. Лебединский3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Выявлены особенности физического развития студенток технического вуза Восточно-Сибирского региона первой (основной) функциональной группы здоровья, обучающихся на разных курсах. Полученные в исследовании данные позволяют с целью повышения эффективности обучения и улучшения качества жизни корректировать учебный процесс по физическому воспитанию для достижения наибольшего оздоровления студенток университета. Ил. 6. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: физическая культура; физическое развитие; мониторинг; студентки.

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS OF THE FIRST FUNCTIONAL HEALTH GROUP IN A TECHNICAL UNIVERSITY DURING THE ACADEMIC YEAR L.D. Rybina, E.A. Koipysheva, V.Yu. Lebedinsky

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article identifies the features of physical fitness of different-year female students of the first (basic) functional health group being trained at a technical university in Eastern Siberia. The data obtained in the research allow to adjust the educational process on physical training in order to enhance training efficiency, improve the life quality of university students and achieve the greatest promotion in their health. 6 figures. 1 table. 10 sources.

Key words: physical education; physical development; monitoring; female students.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла, значимость которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил студенческой молодёжи, формирование у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания (физическая культура). Физическое воспитание студентов - неразрывная составная часть высшего образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [5, 9].

Проблеме повышения качества физического воспитания молодежи посвящены Национальная доктрина образования в РФ, закон «О физической культуре и спорте», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в России на 2006-2015

гг.». Уровень здоровья и физическое развитие - одно из важнейших условий качества рабочей силы. Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности населения, особенно молодежи, связано не только с ухудшением социально-экономических условий жизни, воздействием биологических факторов, экологической среды, но и с недооценкой в обществе оздоровительной роли физической культуры и спорта, отсутствием должной физкультурной образованности, низким уровнем знания основ теорий и методик физических упражнений, оздоровительной работы, направленной на формирование физической культуры личности, сохранение и укрепление здоровья человека. Физическое воспитание студентов должно быть направлено на обеспечение всесторонней физической подготовленности молодого поколения [3, 10].

Всестороннее развитие молодых людей в современном обществе является не просто потребностью, а необходимым условием общественного прогресса. Физическое развитие студенток является частью их гармонического совершенствования. Оно является одной из задач физического воспитания как педагоги-

1Рыбина Людмила Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru

Rybina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru

2Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89246188888, e-mail: koip00@mail.ru

Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89246188888, e-mail: e-mail: koip00@mail.ru

3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: lebedin-skiy@istu.edu

ческого процесса, направленного на морфологическое и функциональное совершенствование их организма, повышение уровня развития физических качеств и формирование двигательных навыков [6, 7].

В национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ) для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студенток используются технологии фитнес-аэробики. Программа по аэробике позволяет повысить эффективность учебного процесса и более полно реализовать поставленные задачи с учетом интересов занимающихся по предмету физическая культура [4].

С целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения качества жизни студенток технического университета при планировании и проведении учебных занятий по физической культуре возникла необходимость контроля их физического развития и физической подготовленности как одной из основных составляющих физического здоровья.

Цель исследования. Проанализировать уровень физического развития студенток технического вуза, относящихся к первой функциональной (основной) группе здоровья, в динамике их обучения с 1 по 4 курс.

Задачи исследования. 1) Провести мониторинг физического развития студенток НИ ИрГТУ первой функциональной группы здоровья (1-4 курс). 2) Проанализировать динамику изменения показателей их физического развития.

Организация и методы исследования. Контроль физического развития студенток НИ ИрГТУ (1, 2, 3 и 4 курсы) проводился в начале и конце учебного года. В исследовании приняли участие 5827студенток, относящихся к первой (основной) функциональной группе здоровья (рис. 1).

- Рост измерялся при помощи станкового деревянного ростомера. Результат фиксировался с точностью до 0,5 сантиметров.

- Масса тела измерялась на напольных бытовых весах. Результат фиксировался с точностью до 50 грамм.

- Окружность грудной клетки (ОГК) измерялась во время обычного спокойного дыхания сантиметровой лентой в вертикальном положении, при этом учитывалось значение во время паузы между максимальным вдохом и полным выдохом. Результат фиксировался с точностью до 1 сантиметра.

- Сила мышц кисти определялась ручным динамометром, расположенным в вытянутой в сторону руке. Результат фиксировался с точностью до 1 килограмма [1, 2].

Полученные в результате тестирования данные были обработаны методом вариационной статистики. Достоверность различий средних величин оценивали с помощью параметрического критерия Стьюдента. Различия их считали достоверными при 99% (Р<0,001) и 95% (Р<0,05) порогах вероятности [8].

Результаты исследования. Из данных, приведенных в таблице, видно, что рост (рис. 2) у студенток 1 курса в течение учебного года мало изменился (на 0,3%) и составил в начале года 164,07±0,19, а в конце - 164,55±0,26 см. За время каникул, к сентябрю 2-го курса, он увеличился незначительно и в начале второго учебного года составил 165,16±0,19 см.

При сравнении веса (рис. 3) девушек в начале и конце учебного года, различия между его значениями также практически не наблюдалось. Их вес в начале года был равен 56,66±0,25, а в конце года он снизился на 1,0% и составил 56,05±0,22 кг. У студенток за летнее время вес немного увеличился: в начале 2-го года

2500

2000

1500

1000

500

2226

0

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Рис.1. Количество студенток, участвующих в исследовании (1-4 курс)

Мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи проводился на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916, представляющего собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния их физического развития [3, 4].

В исследовании использовались стандартные пробы:

обучения он составил 56,71±0,23.

У студенток за год обучения отмечался недостоверный прирост ОГК в покое (рис. 4) на 0,1 см - 0,1%: в начале года он составил 85,40 ± 0,30, а в конце года - 85,50±0,32 см. ОГК в покое у девушек после каникул практически не изменилась: в начале второго года обучения она равна 85,37±0,30, а в конце первого года -85,50±0,32 см.

Рис. 2 Вес (кг)

57

56,5

56

II I

55,5 55 54,5

III I I I I

1 курс 2 курс 3 курс ■ сентябрь май Рис. 3 ОГК (см)

4 курс

85,8 85,7 85,6 85,5 85,4 85,3

шш

1 1 п ■

1 курс 2 курс 3 курс

■ сентябрь май Рис. 4

4 курс

У студенток за учебный год выявлен достоверный (Р<0,001) прирост результатов в динамометрии правой и левой кистей (рис. 5 и 6). Сила правой кисти в начале года была равна 24,24±0,30, на конец 1-го года обучения она увеличилась на 13,4% и составила

27,50±0,24 кг. Сила левой кисти в начале года составляла 22,40±0,29, а в конце года она возросла на 10,8% (24,82±0,22 кг). Обращает на себя внимание тот факт, что после лета снижаются характеристики силы правой кисти на 4,5% (Р<0,01) и левой - только на 2,1%.

Динамометрия правой кисти (кг)

40

1 курс 2 курс 3 курс ■ сентябрь ■ май Рис. 5

4 курс

Динамометрия левой кисти (кг)

27 -

26 - -

23 22 2? 20

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

■ сентябрь май Рис. 6

Физическое развитие студенток первой функциональной группы здоровья (М±т)

Показатели физического развития Рост (см) Вес (кг) ОГК (см) Динамо-метрия правой кисти (кг) Динамо-метрия левой кисти (кг)

1 Сент.1курс 164,07±0,19 56,66±0,25 85,40±0,30 24,24±0,30 22,4±0,29

2 Май 1 курс 164,55±0,26 56,05±0,22 85,50±0,32 27,50±0,24 24,82±0,22

Р 1-2 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,001 Р < 0,001

3 Сент.2курс 165,16±0,19 56,71±0,23 85,37±0,30 26,31±0,15 24,31±0,14

Р 2-3 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,01 Р >0,05

4 Май 2 курс 165,54±0,16 55,50±0,19 85,45±0,45 29,43±0,14 26,46±0,13

Р 3-4 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,001 Р < 0,01

5 Сент.3курс 165,78±0,18 55,58±0,22 85,70±0,43 26,58±0,15 25,55±0,13

Р 4-5 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,01 Р <0,05

6 Май 3 курс 165,84±0,27 56,07±0,28 85,51±0,23 27,64±0,23 25,67±0,21

Р 5-6 Р > 0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,01 Р >0,05

7 Сент.4курс 165,89±0,50 56,81±0,53 85,41±0,55 26,08±0,41 24,08±0,39

Р 6-7 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,01 Р <0,05

8 Май 4 курс 166,27±0,46 55,34±0,54 85,53±0,44 27,35±0,44 25,37±0,42

Р 7-8 Р > 0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

Рост (рис. 2) девушек в начале 2 курса составил 165,16±0,19, а в его конце - 165,54±0,16 см, что на 0,2% больше. За каникулы к началу 3-го года обучения он увеличился незначительно, до 165,78±0,18 см.

При сопоставлении веса (рис. 3) студенток в начале и конце этого года обучения наблюдалось его снижение на 2,2%: в сентябре их вес был равен 56,71±0,23, а в мае - 55,50±0,19 кг. За летнее время он немного увеличился, до 55,58±0,22 кг.

ОГК (рис. 4) в течение учебного года и после каникул практически осталась без изменений: в начале 2-го года обучения она составляла 85,37±0,30, в его конце - 85,45±0,45, а в сентябре 3-го года обучения она была равна 85,70±0,43 см.

В то же время результаты изучения у девушек динамометрии правой и левой кисти (рис. 5 и 6) существенно улучшаются. Сила правой кисти увеличивается более чем на 11,8% (Р<0,001), а левой - на 8,8% (Р<0,01). У правой кисти в начале 2-го года обучения она была равна 26,31±0,15, а к его концу увеличилась до 29,43±0,14 кг. У левой кисти в сентябре она составляла 24,31±0,14, а в мае - 26,46±0,13 кг. За время каникул наблюдается снижение характеристики силы правой кисти на 10,7% (Р<0,01), а левой - на 3,5% (Р<0,05).

Рост (рис. 2) у девушек 3 курса в течение года не

намного увеличился: в начале года он составил 165,78±0,18, а в конце - 165,84±0,27 см. За каникулы рост практически не изменился и к началу 4-го учебного года был равен 165,89±0,50 см.

В сентябре вес (рис. 3) девушек был равен 55,58±0,22, а к маю увеличился на 1,3% (56,07±0,28 кг). За летнее время вес студенток немного увеличился (Р>0,05): в конце третьего года обучения он составлял 56,07±0,28, а в начале четвёртого -56,81±0,53 кг.

У обследуемых за год обучения отмечается незначительное снижение ОГК в покое (рис. 4) - на 0,5 см: в начале 3-го года обучения ОГК у девушек составляла 85,70±0,43, а в конце года - 85,51±0,23 см. После каникул ОГК у студенток практически не изменилась: в конце 3-го учебного года она была равна 85,51±0,23 см, а в начале четвертого года -85,41±0,55.

Сила мышц правой кисти (рис. 5) в начале учебного года обучения была равна 26,58±0,15, а к его концу увеличилась (Р<0,01) на 3,9% (29,43±0,14 кг). Также происходит увеличение силы мышц левой кисти (рис. 6) на 0,4%: в сентябре (третий курс) она составляла 25,55±0,13, а в мае - 25,67±0,21 кг. За каникулярное время она снижается: сила правой кисти - на 6,0 %(Р<0,01), левой - на 6,6% (Р<0,05).

Рост (рис. 2) у девушек 4 курса в течение учебного года увеличился на 0,2%: в начале года он составлял 165,89±0,50, а в конце года - 166,27±0,46 см.

В сентябре вес (рис. 3) студенток был равен 56,81 ±0,53, а к концу учебного года он снизился на 2,6% и составил 55,34±0,54 кг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У обследуемых за год обучения отмечается незначительное увеличение характеристики ОГК в покое (рис. 4) - на 0,1%: в начале 4-го курса ОГК у девушек составляла 85,41±0,55, а в конце учебного года -85,53±0,44 см.

У студенток за год обучения выявлен прирост силы мышц правой кисти (рис. 5) на 4,8%: в начале учебного года она равна 26,08±0,41, а к его концу увеличилась до 27,35±0,44 кг (Р<0,05). Сила мышц левой кисти (рис. 6) возросла на 5,3%: в сентябре она составляла 24,08±0,39, в мае - 25,37±0,42 кг (Р<0,01).

Заключение. При анализе изменений характеристики показателей физического развития студенток 1 курса обращает на себя внимание то, что антропометрические показатели у них мало изменяются, а функциональные (динамометрия правой и левой кисти) -претерпевают существенные изменения при Р<0,001. За время обучения девушек на 2 курсе происходят

аналогичные изменения. За период обучения студенток на 3 курсе достоверных изменений показателей их физического развития нет, а увеличение показателей динамометрии хоть и происходит, но в меньшей степени, чем на 1 и 2 курсах. Изменений антропометрических показателей у девушек при обучении на 4, как и на 3 курсе, нет, а функциональные (динамометрия) достоверно возрастают, но с меньшей степенью значимости (Р<0,01).

Таким образом, у студенток за период обучения в вузе продолжается развитие морфологических свойств организма, о чем свидетельствует небольшое увеличение роста на 1-4 курсах - на 2,27 см (1,3%). На протяжении четырех лет обучения у девушек первой функциональной группы здоровья наблюдается незначительное волнообразное увеличение и снижение веса и ОГК. Более интенсивный прирост (Р<0,001, Р<0,01) значений динамометрии происходит в течение собственно учебного года на 1-2 курсах по сравнению с 3-4 курсами (Р<0,01, Р>0,05), что, вероятно, определяется интенсивностью учебно-тренировочных занятий, так как обучение по дисциплине физическая культура на 1-2 курсах проходит 2 раза в неделю, а на 3-4 курсах - только 1 раз в неделю.

Статья поступила 10.11.2013 г.

Библиографический список

1. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза / Е.А. Власов [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №6. С.274-281.

2. Койпышева Е.А., Рыбина Л.Д., Лебединский В.Ю. Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №4. С.254-261.

3. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ.ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

4. Лебединский В.Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. пособие / под ред. проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. 302 с.

5. Лубышева Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического вос-

питания на региональном уровне // Воспитание, образование, тренировка. 2002. №3. С.2-6.

6. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Физическая культура, 2005. 533 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.

9. Шпорин Э.Г. «Кафедра-Центр-Факультет». Авторский коллектив / под общ. ред. Э.Г. Шпорина, В.Ю. Лебединского, М.М. Колокольцева. Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт», 2010. 168 с.

10. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. №8. С. 332-337.

УДК 81-11

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ВЕЖЛИВОСТИ В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ИЗВИНЕНИЯ

© Ю.В. Туфанова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Данная работа посвящена ситуации извинения, играющей важную роль в межличностном взаимодействии партнеров по коммуникации. Анализируются функциональные особенности лингвистической вежливости в коммуникативной ситуации извинения. Рассматриваются структурные параметры данной ситуации в рамках коммуникативно-прагматического подхода, анализируется взаимовлияние выделенных компонентов ситуации. На основании проведенного анализа выявлено, что вербальная вежливость в ситуации извинения связана с использовани-

1Туфанова Юлия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: (3952) 405297, e-mail: ttufanova@mail.ru

Tufanova Yuliya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanities, tel.: 405297, e-mail: ttufanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.