Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов региона в условиях глобализации рынка'

Анализ факторов, влияющих на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов региона в условиях глобализации рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОДЕЛЬ ССП (СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) / SYSTEM OF A BALANCED SCORECARD (HEREINAFTER-BSC) / BUSINESS COMPETITIVENESS / STATE ORDER / SYSTEM OF PLANNING / PERFORMANCE EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финько Светлана Станиславовна

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие предприятий машиностроительной отрасли в условиях глобализации рынка. В основу факторного анализа положена разработанная модель эффективности предприятия на основе системы сбалансированных показателей (далее ССП), которая позволяет определить влияния каждого фактора (эффективность отдельного товара, доля затрат по отдельному товару в общих совокупных затратах, доля оборота отдельного товара в общем обороте организации) на эффективность предприятия машиностроительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF THE ECONOMIC ENTITIES OF THE REGION FUNCTIONING IN A GLOBALIZED MARKET

The article examines the main factors influencing the development of machine-building enterprises in a globalized market. The factor analysis is based on the developed model of efficiency of the enterprise on the basis of a balanced scorecard (hereinafter-BSC), which allows to determine the impact of each factor (efficiency of separate goods, the share of costs for separate commodity in total costs, the share of turnover of certain goods in the total turnover of the organization) on the efficiency of enterprises in the engineering industry.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов региона в условиях глобализации рынка»

УДК: 338.24 ББК: 66.4

Финько С.С.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНКА

Finko S.S.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF THE ECONOMIC ENTITIES OF THE REGION FUNCTIONING IN A GLOBALIZED MARKET

Ключевые слова: конкурентоспособность бизнеса, государственный заказ, система планирования, оценка эффективности, модель ССП (система сбалансированных показателей).

Keywords: business competitiveness, state order, system of planning, performance evaluation, system of a balanced scorecard (hereinafter-BSC).

Аннотация: В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие предприятий машиностроительной отрасли в условиях глобализации рынка. В основу факторного анализа положена разработанная модель эффективности предприятия на основе системы сбалансированных показателей (далее ССП), которая позволяет определить влияния каждого фактора (эффективность отдельного товара, доля затрат по отдельному товару в общих совокупных затратах, доля оборота отдельного товара в общем обороте организации) на эффективность предприятия машиностроительной отрасли.

Abstract: The article examines the main factors influencing the development of machinebuilding enterprises in a globalized market. The factor analysis is based on the developed model of efficiency of the enterprise on the basis of a balanced scorecard (hereinafter-BSC), which allows to determine the impact of each factor (efficiency of separate goods, the share of costs for separate commodity in total costs, the share of turnover of certain goods in the total turnover of the organization) on the efficiency of enterprises in the engineering industry.

Особенность современного

экономического развития заключается в том, что степень конкурентоспособности предприятий становится следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального характера. Долгосрочную устойчивость организации во многом определяет не количество имеющихся ресурсов, а качество управления ими. Роль систем управления в деятельности организаций уникальна. Являясь внутренним фактором, системы управления объединяют и координируют все остальные внутренние факторы предприятий (финансовые, кадровые, материальные, технико-технологичес-кие). Кроме того, внешние факторы воздействуют на конкурентоспособность предприятия только

через систему управления. Внешние факторы представляют собой те ограничения и возможности, в рамках которых действует система управления, разрабатывая стратегические и оперативные планы, организуя, координируя и контролируя деятельность предприятий. Следовательно, именно система управления является главным фактором повышения конкурентоспособности предприятий.

На рисунке 1 определяются основные мероприятия, которые будут

способствовать, по мнению автора исследования, ослаблению влияния факторов, оказывающих негативное воздействие на эффективность деятельности предприятий машиностроительной отрасли.

В связи с тем, что одной из особенностей обеспечения эффективности

предприятии машиностроительном отрасли является большая доля госзаказа в объеме выпуска продукции, что обусловлено в первую очередь монополией заказчика, а также неритмичное финансирование ГОЗа, одним из основных требований к финансированию развития инновационной деятельности предприятий

машиностроительной отрасли является необходимость планирования и

прогнозирования целевых инвестиций со стороны государства.

На данном этапе экономического развития следует говорить о попытках восстановления существовавшей ранее системы планирования, только в усеченном виде.

Разработка плана должна

осуществляться на основе программно-целевого метода, позволяющего оценить конечные потребности предприятия машиностроительной отрасли исходя из целей развития конкретного предприятия. На основе оценки конечных потребностей должен проводиться поиск и определение эффективных путей и средств достижения ресурсного обеспечения предприятий машиностроительной отрасли.

Таким образом, требованием к обеспечению эффективности деятельности предприятий машиностроительной отрасли является обязательное проведение отбора основных целей развития

машиностроительной отрасли, разработка мероприятий по достижению этих целей при условии сбалансированного

обеспечения ресурсами, основываясь на их эффективном использовании [2, с.88].

Одним из требований повышения эффективности деятельности предприятий машиностроительной отрасли является создание диверсифицированных

интегрированных структур. Следует отметить, что изначально основой интеграционных процессов в

машиностроительной отрасли выступали две противоположные тенденции. Одной из них было стремление государства формализовать интеграционные процессы с помощью административного ресурса. Другой - в результате рыночных отношений происходило действие законов слиянии и

поглощения корпораций.

Предлагаемая методика оценки эффективности машиностроительных

предприятий позволяет обосновать соотношение, определяющее границы обеспечения эффективности и ее роста для предпринимательских структур, которые интегри-руются в обобщающее

соотношение обеспечения и повышения конкурентоспособности бизнеса (рисунок 1).

Проведем исследование направлений повышения эффективности розничной предпринимательской структуры. Задача оптимизации программы реализации продукции заключается в получении оптимального объема продаж при минимальном уровне затрат. Критерий оптимальности объема реализации продукции не обусловлен максимальным значением. Цель постановки задачи заключается в нахождении оптимального соотношения «выручка - затраты», при этом учитывается критерий оптимальности соотношения «эффективность - затраты».

Рост продуктивности связан с инвестициями в обеспечение продаж. Тем не менее, данной зависимости не свойственна пропорциональность, в определенном временном интервале скорость роста расходов превышает прирост продуктивности. Данный фактор должен учитываться при построении модели.

К факторам повышения расходов на продажу при росте объемов продаж следует отнести:

- выход на новые рынки при недостаточной емкости уже освоенного (продвижение товара, транспортные расходы, расходы на организацию сбыта -персонал, оборудование и пр.);

- организацию хранения имеющейся в распоряжении розничной торговой организации продукции;

- риски порчи продукции.

Также следует учитывать тот факт, что при недостаточной емкости рынка по сложившимся ценам, но при наличии потенциального спроса по более низкой цене, продукция может быть реализована дешевле, что также приведет к снижению эффективности. В связи с этим

планирование объема продаж должно осуществляться с учетом перечисленных факторов. Необходимый уровень объема продаж должен соотноситься с величиной затрат, выраженной в стоимости.

Перераспред еление зон ответственно сти 3 4

Перераспред еление финансовых потоков 2 4

Создание объединений в отрасли 1 2

Совершенств ование государствен ного регулирован ия 3 1 5

Модернизац ия производстве нного потенциала предприятия 2 3 5 1 3

Формирован ие рационально го продуктовог о ряда 1 7 1

Совершенств ование налогооблож ения 4 3 3

Использован ие новых форм привлечения инвестиций 3 2 3

Привлечение банковских кредитов 2 2

Целевое государствен ное финансирова ние 1 2 1 3 1 2

Приоритетн ые направления управленчес ких воздействий 1 гру ппа 2 гру ппа 3 гру ппа 1 гру ппа 2 гру ппа 1 гру ппа 2 групп а 1 груп па 2 груп па 1 группа 1 группа

Машиностроени е Промышле нность спецтехник и Промышленн ость обычных вооружений Радиоэлектр онная промышленн ость Ракетно-космичес кая промышл енность Судостро ительная промышл енность

Значимость управленческого воздействия (место)

Рисунок 1 - Результаты сравнительного анализа мероприятий, позволяющих ослабить действие неблагоприятных факторов по всем отраслям машиностроительной отрасли

Учитывая все вышеприведенные факторы, получаем модель максимизации эффекта (повышения эффективности).

Формирование модели базируется на:

- исследовании объема продаж на рынке, в рамках которого определяются объемы продаж и цена реализации;

- учете затрат на приобретение, хранение товара, а также возможные потери при хранении.

Учитывая вышеизложенное, при формировании модели необходимо сформировать несколько исходов (ситуаций) со следующими переменными параметрами: объем продаж и зависящие от него величины - цена и расходы на продажу. По каждому сценарию (исходу) необходимо подобрать состав и размер затрат на осуществление продаж соответствующего количества продукции (при этом следует учитывать сезонность реализации, характерную для рынка).

Следующим этапом является определение величины постоянных расходов. Заключительный этап -формулировка ограничений на ресурсы. Результатом реализации модели является оптимальный объем продаж и соответствующая величина затрат на реализацию. Таким образом, при использовании модели появляется возможность регулировать объемы продаж через управление затратами.

Модель предполагает также введение помесячного ограничения на расходы с учетом поступления выручки и привлечения других источников, при этом ограничение устанавливается на основе использования данных о сезонности продаж на рынке.

Задача повышения эффективности машиностроительного предприятия

формулируется как оптимальный план, при котором достигается максимум прибыли:

г = 1(1

РиЧиХ1

-II

СУ,.Х, ¡и у ш ¡ш

■о

,(1.1)

¡"1 г 1

где 1 - вид реализуемом продукции, при этом 1 е 1 (¿=1,2,..., п);

] - вид критерия, обеспечивающего реализацию продукции данного

предприятия, при этом 3 ^ ^ (]=1,2,..., ш); к данным критериям относятся стоимость, качество, способ реализации;

\ - месяц года, определяющий уровень сезонности (к= 1,2,..., 12);

р^ - стоимость единицы товарной продукции i в месяце ^

-объем продаж продукции i в

месяце ^

011] - стоимость единицы затраченного ресурса j на единицу продукции i в месяце ^ х^ - используемая площадь продаж в месяце ^

у^ - объем затраченного ресурса j, на единицу продукции i в месяце ^

Г - управленческие расходы в месяце 1 Предлагаемая модель учитывает нивелирование влияния метода учета затрат в предприятия, поскольку от способа распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат, применяемого способа распределения управленческих и коммерческих затрат в

предпринимательских структурах

существенно варьируется величина полной себестоимости реализации продукции в разрезе номенклатурных групп.

В связи с высокой степенью сезонности рынка предприятия

машиностроительной отрасли должны выбирать оптимальный вариант реализации продукции в рамках одного месяца календарного года.

Максимум целевой функции должен достигаться при выполнении следующих ограничений:

1. По площади производства. При разработке перспективного плана производства и последующей реализации производственные площади

ограничиваются фактически сложившейся структурой.

1),

(1.2)

увМ

<~1 ¡"1

У

присутствия критерия эффективности (комфорт, функциональность реализуемой продукции, эргономика, соответствующий потребительским предпочтениям дизайн, стиль);

Ь - множество, элемент которого критерий эффективности;

J - наличие критериев эффективности, обозначенных выше;

х] - искомый уровень эффективности.

3. Ограничение по объему продаж на рынке и каналу сбыта продукции с учетом потерь на транспортировку и хранение продукции.

Сценарий выбора того или иного варианта сбыта каждого вида продукции основан на следующем алгоритме (рисунок 2).

где а^ - коэффициент, обозначающий потребность в ьм виде затрат в расчете на кв. м производственной площади;

- объем продаж товара i с единицы площади в месяц ^

е^ - стоимость единицы затраченного ресурса j на единицу производственной площади i в месяце t;

х^ - производственная площадь, используемая в месяце ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объем затраченного ресурса j, на единицу площади i в месяце ^

2. По критериям эффективности на целевом рынке.

X ау*Х1 < Ъз± Л-Д/ е /2), (1.3)

/а/

где а^ - норма затрат на обеспечение

Рисунок 2 - Процесс выбора сценария реализации продукции

Обозначения на рисунке 2: Vp - объем продаж на машиностроительном рынке,

Nv - прогнозируемый уровень продаж, Кр - затраты на содержание торговой сети в регионе,

Уб - норма естественной убыли при реализации продукции через торговую сеть, min К - минимальная из плат за реализацию продукции на рынке при условии расширения торговой сети.

Данный алгоритм сводится к следующему:

При принятии решения о производстве и реализации продукции в данном месяце

сравнивается возможный уровень объема производства с прогнозируемым объемом реализации продукции.

Дополнительно контролируется

уровень коммерческих расходов и сравнивается с затратами на других рынках, поскольку может сложиться так, что предприятию будет дешевле реализовать продукцию через посредников, а не через собственную сеть.

Главной задачей рыночного исследования является определение объема продаж на рынке, который можно охарактеризовать как совокупный

платежеспособный спрос при сложившемся уровне цен; измерение объема продаж, как правило, осуществляется в натуральном и/или денежном выражении, при этом следует выделить территорию, в которой и будет рассчитываться объем продаж на рынке в целом.

Отслеживание изменения объема продаж на рынке в динамике необходимо; данный показатель может иметь тенденции к росту, снижению или оставаться неизменным; данная информация очень важна для принятия тех или иных управленческих решений.

Важным в исследовании объема продаж на рынке и самым сложным этапом является определение факторов, влияющих на потребности рынка. Ведь именно они будут характеризовать его тенденции.

В данной ситуации автор исследования предлагает использовать модель ССП (сбалансированной системы показателей). Сбалансированная система показателей помогает преодолеть недостатки и ограничения исключительно финансовых систем оценки

продуктивности, четко описывая процессы создания стоимости и решающую роль нематериальных активов. Она описывает многочисленные опосредованные связи

между совершенствованием

нематериальных активов, которые стали основными факторами достижения успеха в информационную эпоху, с вполне осязаемыми результатами клиентской и финансовой составляющих стратегии компании. Потребительная ценность предложения клиенту определяет контекст, в котором нематериальные активы создают стоимость. Например, если «мода и дизайн» - часть этого предложения, то такой неосязаемый актив, как умение торговать, абсолютно необходим для успешной стратегии.

Стратегические направления

предлагают «рецепты» комбинирования нематериальных компонентов (умений, технологий, атмосферы организации) с внутренними процессами, например поставок и распределения для создания осязаемых результатов - лояльности клиентов, роста доходов и прибыльности. Таким образом, сбалансированная система показателей предоставляет схему оценки и менеджмента для осуществления стратегий, разработанных организациями

информационного века.

Основные сложности внедрения системы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Основные сложности с внедрением ССП Процесс создания и внедрения системы управления по ключевым

показателям требует четкой организации.

Исследованиями установлено, что внедрение ССП на отечественных предприятиях следует осуществлять, используя различные подходы,

учитывающие их конкретные особенности. В качестве критериев выбора того или иного метода внедрения должны выступать масштабы предприятия, отраслевая специфика, особенности корпоративной культуры, наличие системы бизнес-планирования и стратегического

менеджмента, методы управления и инструменты, применяемые руководством, отлаженность бизнес-процессов,

эффективность учетной системы

управленческого [3].

В предлагаемой модели ограничением для предприятия служит не совокупный объем продаж на рынке, а показатель абсолютной рыночной доли торговой структуры, который учитывает уровень конкуренции на данном рынке.

Абсолютная рыночная доля — это доля продаж (в натуральном или стоимостном выражении) предприятия в совокупных продажах на данном рынке. Абсолютная рыночная доля может изменяться в процентах или долях.

V

е = о/о

V

р , (1.4)

где S0 - абсолютная рыночная доля, выраженная в процентах;

Ур - объем продаж на рынке;

Vпр - объем продаж предприятия. Ограничение по финансовым ресурсам.

12 п п т

г - I (I радаха - I I сщУщха +Ж)> о, (1.5) (-1 |—1 |—1 ]-\

где W - объем привлекаемых кредитных ресурсов (покрытие

отрицательных разниц, возникающих при формировании денежных потоков от операционной деятельности).

Цена сильно колеблется в зависимости от сезона. При реализации продукции в зимний период цены снижаются, в летний период происходит существенное повышение цен.

В связи с этим расчет прогнозируемой цены реализации осуществляется помесячно на основе методов регрессионного анализа, которые с точки зрения возможности применения на различных уровнях хозяйствования обладают большей универсальностью.

Данная группа методов

характеризуется меньшей трудоемкостью, что приводит к ее большей доступности при применении на практике. В качестве еще одного преимущества данной группы методов выступает отсутствие

необходимости произведения расчетов большого количества выходных параметров с целью получения прогнозных значений.

В качестве информационной базы исследования выступает проведение наблюдений изменения значений анализируемого показателя в длительном временном интервале при условии, что обеспечивается сопоставимость

наблюдений. Также использование регрессионного анализа предоставляет возможность построить прогноз на несколько временных интервалов вперед, что выступает в качестве существенного преимущества при прогнозировании на рынке на региональном уровне, так как предполагает рассмотрение различных вариантов развития хозяйствующего субъекта.

Сценарий привлечения кредитных ресурсов зависит от специфики договорных отношений предприятия, поскольку именно указанных в договорах условиях оплаты товаров и услуг формируют денежные потоки каждого месяца. Проводя тщательный анализ условий оплаты, предприятия может добиться отсрочки платежей по потребляемым ресурсам при одновременном увеличении авансов от покупателей, что снижает объем требуемых кредитных ресурсов.

Спрос на продукцию, реализуемую предприятием.

При решении модели максимума прибыли можно получить решение, когда достаточно реализовывать определенный ассортимент продукции, но такой вариант неприемлем для предприятия, поскольку снижает ее эффективность на рынке за счет

обеднения ассортиментного портфеля. Поэтому в модели устанавливаются минимальные пороги реализации по каждой номенклатурной группе.

Условия неотрицательности

переменных:

р*4ихи - 0

г г

И Пр^ о X ^ О 0 , 0 (1.6)

Точность расчетов повышается при увеличении удельного веса надежной информации, в качестве которой могут рассматриваться договора на поставку продукции. План продаж предприятия, построенный на основе прогнозных значений (оценка спроса на рынке, договоренность на поставку продукции, наличие критериев конкурентоспобности), является в большей степени ориентационной. При уточнении исходных данных она может легко корректироваться, чем достигается оптимизация деятельности машиностроительного предприятия на рынке с целью обеспечения эффективности.

Таким образом, формирование конкурентоспособной экономики требует эффективности использования имеющихся в распоряжении факторов производства. Эффективность предполагает такое сочетание применяемых в процессе производства ресурсов, которое позволяет производить товары по цене и качеству равные либо превосходящие аналогичные товары, предлагаемые на мировом рынке. То есть необходимо наиболее рационально использовать те производственные ресурсы, которыми обладает наша страна, и быстрее наращивать объем тех из них, которые играют ключевую роль в достижении высокой и устойчивой

конкурентоспособности.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) 2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сергеева, И.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебник / под ред. И. В. Сергеева, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2005. - 368 с.

2. Гончарова, Н.П. Конспект лекций по курсу Макроэкономика [Текст]/ Н.П. Гончарова. - К.: Киевский институт инвестиционного менеджмента, 2000. - 180 с.

3. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В.М., Анн, X. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов, 3-е изд. / под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб., 2010.

4. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]: учебник, 2-е изд. / под ред. Р.А. Фатхутдинова. - М: Изд-во Эксмо, 2005. - 544 с.

5. Сайт агентства Комкон [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.comcon.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.