Научная статья на тему 'Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в конце 2015 гг'

Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в конце 2015 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROZIN M.D / IVANOVA M.I / YAROSHENKO A.N / СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Розин М.Д., Иванова М.И., Ярошенко А.Н.

В данном научном исследовании представлены результаты анкетирования, проходившего в конце 2015г. среди вузов Ростова-на-Дону. В опросе участвовала студенческая молодежь РГСУ, ДГТУ и ЮРИУ РАНХиГС. Цель работы раскрыть эмоциональные состояния молодых людей. Всего было опрошено 157 респондентов различных лет обучения: с 1 по 4 курс. Были выявлены устойчивые показатели экономического благосостояния и социальной защищенности со средними значениями 3,03 и 3,64 соответственно. Высокий уровень жизненных перспектив 3,71 по значению средних. При этом 30% респондентов склонны испытывать определенную степень беспокойства за свое будущее. 25% опрошенных часто испытывают эмоциональные перепады настроения. Несмотря на наличие проблем с экономической и социальной защищенностью, студенты в основном дают высокие эмоциональные оценки своей жизнедеятельности: 80 % вполне довольны своей жизнью и 20% испытывают определенную степень недовольства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of emotional States of the students from Rostov-on-Don at the end of 2015

In this scholarly study presents the results of the questionnaire held at the end of 2015 among the universities of Rostov-on-don. The survey involved students of the RSUCB, DGTU and, SRIM RPANEPA. The aim of this work is to reveal the emotional state of young people. All were interviewed 157 respondents of different years of study: 1 to 4 year. Were identified sustainable measures of economic welfare and social security with the average values of 3.03 and to 3.64 respectively. A high level of life prospects of 3.71 on average. Thus 30% of respondents are more likely to experience some degree of anxiety for their future. 25% of respondents often experienced emotional mood swings. Despite the problems with the economic and social security, students generally give high emotional evaluation of their life: 80 % is satisfied with their lives and 20% have a certain degree of discontent.

Текст научной работы на тему «Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в конце 2015 гг»

Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в

конце 2015 гг.

11 2 М.Д. Розин , М.И. Иванова , А.Н. Ярошенко

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 2Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В данном научном исследовании представлены результаты анкетирования, проходившего в конце 2015г. среди вузов Ростова-на-Дону. В опросе участвовала студенческая молодежь РГСУ, ДГТУ и ЮРИУ РАНХиГС. Цель работы - раскрыть эмоциональные состояния молодых людей. Всего было опрошено 157 респондентов различных лет обучения: с 1 по 4 курс. Были выявлены устойчивые показатели экономического благосостояния и социальной защищенности со средними значениями 3,03 и 3,64 соответственно. Высокий уровень жизненных перспектив - 3,71 по значению средних. При этом 30% респондентов склонны испытывать определенную степень беспокойства за свое будущее. 25% опрошенных часто испытывают эмоциональные перепады настроения. Несмотря на наличие проблем с экономической и социальной защищенностью, студенты в основном дают высокие эмоциональные оценки своей жизнедеятельности: 80 % вполне довольны своей жизнью и 20% испытывают определенную степень недовольства.

Ключевые слова: субъективное восприятие, эмоциональные состояния, анкетирование, функции распределения, сравнительный анализ, относительная депривация, социальная напряженность.

В конце 2015г. было проведено анкетирование студенческой молодежи вузов Ростовского государственного строительного университета (РГСУ), Донского государственного технического университета (ДГТУ) и ЮжноРоссийского института управления, филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУ РАНХиГС) с целью выявить эмоциональные состояния молодых людей. Гипотеза данного исследования такова, что чем менее эмоционально устойчива исследуемая группа, тем она склонна проявлять конфликтность, агрессию, быть средой для формирования и развития социальной напряженности [1]. В связи с данной гипотезой нами был разработан инструментарий - анкета для выявления скрытых эмоциональных состояний. Данный опросник состоял из двух частей. В первой

осуществляется анализ аффективной составляющей эмоциональных переживаний. То есть в этом блоке эмоциональное по содержанию «вытягивается» при помощи такого же эмоционального инструмента, в частности проективной методики семантического дифференциала [2-5]. Данные этого раздела будут приведены в наших следующих работах. В настоящей работе пойдет речь об итогах, основанных на второй части анкеты, а именно когнитивной составляющей эмоциональных переживаний. Когнитивной частью мы называем такие вопросы, которые ориентированные на знания индивида («Что я знаю об этом явлении?») [6-8]. Это прямые вопросы, на которые респондент легко отвечает, ему понятно ориентироваться в том, что спрашивают. Такие вопросы помогают исследователю расставить ориентиры в анализируемой области, увидеть и учесть собственное мнение респондентов о своих же чувствах и эмоциональных состояниях в данный момент времени. Полученные результаты в итоге будут сопоставляться с аффективными установками [910], которые показывают, что чувствует респондент на самом деле.

В данном исследовании было опрошено 157 респондентов различных лет обучения: 1-ый курс - 51%, 2-ой - 22%, 3-ий - 10 % и 4-ый - 17%. Распределение по вузам: РГСУ - 36,3%, ДГТУ - 50,3% и ЮРИУ РАНХиГС -13,4%. Исследование носило пилотажный характер, специального анализа репрезентативности выборки не делалось. Но по возрастным, гендерным, национальным, конфессионными и социально-экономическим характеристикам анкетируемые группы были типичными для данных вузов. По полу группа равномерно разделилась: 50% - мужчин, 50% - женщин. Возраст в основном от 18 до 21 года: 18 лет - 32 %, 19 лет - 21%, 20 лет -17% , 21 год - 14% и 22 года - 5%.

По национальному признаку группа имеет следующее соотношение: русские - 75%, не указали принадлежность к национальности - 7%, армяне -

8% и другие. При ответе на вопрос «Относите ли Вы себя к какой-либо религиозной конфессии?»: не относят себя ни к одной религиозной конфессии или отказались отвечать на вопрос - 70%, православные/христиане - 23%, мусульмане - 3%. При этом преобладает положительное отношение к религии. На Рис. 1 приведена диаграмма распределения по величине религиозности. По горизонтальной оси отмечен уровень религиозности. При этом в анкете использовалась шкала от -3 (убежденный атеист, крайне отрицательное отношение) до +3 (истово верующий). По вертикальной - доля респондентов, характеризующихся данным уровнем. Получено, что 58% опрошенных показали положительное отношение, 28% - нейтральное, 14% респондентов воспринимают религию более отрицательно.

Отношение к религии

Отношение к религии

Рис. 1. - Диаграмма распределения респондентов по отношению к религии. - 3 - крайне негативное отношение, 0 - нейтральное, +3 -

положительное отношение. После вопросов, описывающих портрет респондентов, следуют вопросы раскрывающие депривационные характеристики. К ним относятся уровни экономического и социального благосостояния, а также уровень жизненных перспектив на будущее. Эти параметры измерялись по

:

шестибальной шкале от 0 (крайне низкий уровень) до 5 (крайне высокий уровень). На рисунке 2 приведены распределения полученных ответов.

Рис. 2. - Диаграмма распределения респондентов по экономической и социальной обеспеченности.

Свое экономическое благосостояние студенты отмечают как довольно хорошее: скорее низкий уровень «2» - 21%, скорее высокий «3» - 29,3%, высокий «4» - 30,6%. Среднее значение - 3,03. Социальная защищенность имеет оценку несколько выше: скорее низкий уровень «2» - 15,3%, скорее высокий «3» - 26,1%, высокий «4» - 28%, очень высокий «5» - 20,4%. Среднее значение - 3,64.

Уровень жизненный перспектив преимущественно оценивается студенческой молодежью как достаточно высокий, и настоящие показатели не являются исключением (Рис. 3): скорее высокий «3» - 24,8%, высокий «4» - 36,3%, очень высокий «5» - 26,8%. Среднее значение - 3,71.

Для выявления текущего эмоционального состояния был предложен вопрос «Какое у Вас эмоциональное настроение в данный момент?». Шкала также имела градацию от 0 до 5, от «очень подавленного» до «крайне веселого». Группа разбилась на две подгруппы.

0 1 2 3 4 5

Перспективы

Рис. 3. - Диаграмма распределения респондентов по уровню перспектив

на будущее.

Первая, включающая большее число респондентов, отмечает настроение от «скорее веселого» до «очень веселого» - 69%. Вторая группа от «крайне подавленного» до «скорее подавленного состояния» - 31% (Рис.

4).

Стоит отметить, что значение средних в дальнейших параметрах не будет рассматриваться, поскольку предмет исследования - человеческое настроение, при котором более адекватно рассматривать групповую структуру при ответах на вопросы.

Эмоциональное настроение

Рис. 4. - Диаграмма распределения респондентов по уровню эмоционального настроения в данный момент.

Следующий вопрос несколько пересекается с оценкой уровня перспектив на будущее. Здесь же более углубленно респондент отмечал окраску своих эмоций: от «крайняя степень беспокойства» за свое будущее до «не вызывает беспокойства» (Рис.5). 70% опрошенных отмечают, что скорее будущее не вызывает беспокойство. Этот процент респондентов несколько ниже, чем число студентов, отмечающих высокой уровень жизненных перспектив.

Мысли о будущем

Рис. 5. - Диаграмма распределения респондентов по уровню эмоциональной окраски жизненных перспектив.

Для выявления эмоционально-энергетического потенциала у молодых людей спрашивали «Испытываете ли Вы чувства радости и удовольствия от небольших приятных событий?», таких как солнечная погода, улыбки прохожих и так далее. Склонность к повышенному настроению отмечают 86% респондентов (Рис. 6). И лишь 13,5% говорят, что не испытывают радости от подобных событий. Полученные данные показали, что рассмотренный параметр имеет корреляцию со смысловой наполненностью жизни респондентов.

11Н Инженерный вестник Дона, №2 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2016/ 3673

0 1 2 3 4 5

Радости от небольших событий

Рис. 6. - Диаграмма распределения респондентов по умению радоваться

небольшим событиям. В этом разрезе сам концепт жизни имеет место лишь тогда, когда есть возможность и способность позитивно воспринимать, уметь радоваться. Склонны считать жизнь красочной и полной смысла - 81,5 %, и 18,5% -считают жизнь скорее бессмысленной (Рис. 7).

Жизнь полна смысла?

Рис. 7. - Диаграмма распределения респондентов по смысловой наполненности жизни.

Один из показателей эмоционального состояния тревожности и пониженного настроения показывает вопрос о наличии чувства вины или ненависти к себе. При оценке этого показателя группа не была так единодушна как в предыдущих вопросах, а расслоилась на три подгруппы. Первая (0, 1) - не испытывают чувства вины - 41%, средний показатель (2, 3) скорее испытываю/не испытываю - 39% и испытывают довольно часто (4, 5) - 20% студентов.

0 1 2 3 4 5

Чувство вины или ненависти к себе

Рис. 8. - Диаграмма распределения респондентов по наличию чувства

вины и ненависти к себе.

Следующий вопрос «Всегда ли Вы чувствуете свои эмоции?» имеет под собой гипотезу: чем более человек чувствует свои эмоциональные состояния, тем менее он устойчив к ним и подвержен напряженности. Однако полученные распределения ответов скорее показывают, что респондентами воспринимается этот вопрос как «чувствовать позитивные эмоции»: 81,6% - постоянно чувствуют эмоции, и 18,4 % - считают себя менее эмоциональными (Рис. 9). В связи с этим распределение ответов практически аналогично параметру способности радоваться небольшим событиям (Рис. 6).

0 1 2 3 4 5

Чувствуете ли Вы свои эмоции?

Рис. 9. - Диаграмма распределения респондентов по собственным

эмоциям.

Наличие интереса к другим людям всегда свидетельствует об открытости, готовности развиваться, узнавать что-то новое, а также это говорит о положительных эмоциональных настроениях. И конечно же, все перечисленные характеристики крайне свойственны для молодежи: проявляют интерес к людям - 78,3% и 21,7% - не испытывают интереса к

другим людям (Рис. 10).

зо

I

а> Я

£ 20 С

10 о

Рис. 10. - Диаграмма распределения респондентов по интересу к

людям.

0 1 2 3 4 5

Интерес к людям

Оценка собственной трудовой активности дает показатели эмоциональной устойчивости, противостояние стрессовым состояниям, возможность справиться собственными силами с трудными задачами. Ответ на предложенный вопрос группа дает неоднозначный: скорее низкий и очень низкий уровни трудовой активности (0 - 2) - 18,4%, скорее высокий уровень (3) - 31,2%, высокий уровень (4) - 33,1% и активную деятельность (5) отмечают - 17,2% (Рис. 11).

□ 1 2 3 4 5

Трудовая активность

Рис. 11. - Диаграмма распределения респондентов по трудовой

активности.

Перепады эмоциональных состояний тесно связаны с возможностью чувствовать свои настроения. Этот вопрос намного точнее раскрывает аффективную неустойчивость и характеризует подгруппу, подверженную эмоциональной напряженности. Группа разбивается на три подгруппы: крайне часто испытывают эмоциональные перепады настроения (0, 1) -24,8%, средняя группа (скорее часто/редко соответственно 2/3) - 39,4% и довольно редко (4, 5) - 34,3% (Рис. 12).

11Н Инженерный вестник Дона, №2 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2016/ 3673

Перепады эмоциональных состояний

Рис. 12. - Диаграмма распределения респондентов по перепадам эмоциональных состояний.

Завершает блок анкеты вопрос о том, довольны ли респонденты своей жизнью в целом: 80 % опрошенных вполне довольны своей жизнью и 20% испытывают определенную степень недовольства тем, как живут (Рис. 13). Стоит отметить, что, несмотря на не столь высокие показатели экономической и социальной защищенности, молодые люди в своем большинстве дают высокие эмоциональные оценки своей жизнедеятельности.

Довольны ли Вы своей жизнью?

Рис. 13. - Диаграмма распределения респондентов по оценкам своей

жизнедеятельности.

Итак, были выявлены довольно устойчивые показатели экономического благосостояния и социальной защищенности со средними значениями 3,03 и 3,64 соответственно. Высокий уровень жизненных перспектив, который свойственен для молодежи - 3,71 по значению средних. При эмоциональной оценке перспектив 30% респондентов склонны испытывать определенную степень беспокойства за свое будущее. Параметры возможности радоваться небольшим событиям, смысловой наполненности жизни и способности чувствовать свои эмоции коррелируют между собой. И имеют распределения: 80% - респонденты с высоким эмоциональным настроением и 20 % - низкий уровень радостных эмоций. При этом 25% опрошенных крайне часто испытывают эмоциональные перепады настроения. Несмотря на наличие проблем с экономической и социальной защищенностью, студенты в основном дают высокие эмоциональные оценки своей жизнедеятельности: 80 % вполне довольны своей жизнью и 20% испытывают определенную степень недовольства.

Работа выполнена по гранту РФФИ № 14-06-00230а. Литература

1. Розин М.Д., Ярошенко А.Н., Мощенко О.А. Уровень латентной социально-политической конфликтогенности студенчества ДГТУ на середину 2015 г. //Инженерный вестник Дона, 2015, №3 URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3141.

2. Мощенко И.Н. Иванова М.И. Эмоциональная составляющая отношения студенчества РГСУ к политическому порядку // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарный журнал, 2011, N 2. С.89-99.

3. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Динамика политической напряженности в студенческой среде г. Ростова-на-Дону (по данным 2009-2010 г.г.)

//Инженерный вестник Дона, 2012, №2.

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/877 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф., Иванова М.И., Джикаев Д.А. Уровень групповой политической напряженности в студенческой среде города Ростова-на-Дону за 2011 год // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1455.

5. Розин М.Д., Мощенко И.Н. Иванова М.И. Уровень эмоционального восприятия политического порядка студенчеством РГСУ на начало 2012 г. // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4, ч. 1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/.

6. Иванова М.И., Снежков В.И. Динамика политических установок и социальной напряженности среди студенчества РГСУ за 2013-2014 гг.// Инженерный вестник Дона, 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2965.

7. Иванова М.И., Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф Анализ отношения студентов РГСУ к политической жизни в середине 2014 года// Инженерный вестник Дона, 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2949.

8. Иванова М.И., Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф. Структура групповых политических установок студенчества РГСУ в 2015 году //Инженерный вестник Дона, 2015, №2, ч.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3027.

9. Francis L.F. Lee The impact of online user-generated satire on young people's political attitudes: Testing the moderating role of knowledge and discussion // «Telematics and Informatics» No. 31, 2014. - P. 397-409

10. Kerrie L. Unswortha, , Kelly S. Fielding It's political: How the salience of one's political identity changes climate change beliefs and policy support // «Global Environmental Change», Volume 27, July 2014. - Pages 131-137.

References

1. Rozin M.D., Yaroshenko A.N., Moshchenko O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3141.

2. Moshchenko I.N. Ivanova M.I. Nauchnaya mysl' Kavkaza. Mezhdistsiplinarnyy zhurnal. 2011. №2. Pp. 89-99.

3. Moshchenko I.N., Ivanova M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/877.

4. Moshhenko I.N., Bugajan I.F., Ivanova M.I., Dzhikaev D.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1455.

5. Rozin M.D., Moshchenko I.N. Ivanova M.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4, ch. 1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1446.

6. Ivanova M.I., Snezhkov V.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2965.

7. Ivanova M.I., Moshhenko I.N., Bugajan I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2949.

8. Ivanova M.I., Moshhenko I.N., Bugajan I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2, h.2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3027.

9. Francis L.F. Lee The impact of online user-generated satire on young people's political attitudes: Testing the moderating role of knowledge and discussion [Telematics and Informatics] No. 31, 2014. - P. 397-409.

10. Kerrie L. Unswortha, , Kelly S. Fielding It's political: How the salience of one's political identity changes climate change beliefs and policy support [Global Environmental Change] Volume 27, July 2014. - Pages 131-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.