тура органов управления; экономические и юридические законы и ограничения; информация, методы, правила и технические средства обработки информации.
При организации ОЭЗ как в мире, так и на территории России применялись различные механизмы управления и организационные структуры, которые, конечно, были связаны со спецификой конкретной территории, ее целями и задачами, страной-инициатором и т.д. Уп-равление ОЭЗ может осуществляться специальными комитетами, которые разрабатывают комплексные планы и контролируют их выполнение, проводят экспертизы и утверждают инвестиционные проекты, контролируют распределение, регулируют обеспечение кадрами, как это сделано в Китае. Или управление зонами координируется специальным комитетом Министерства внешней торговли и промышленности - подразделением центральной власти Японии, аналогичные координационные комитеты действуют и в префектурах. В США на федеральном уровне ОЭЗ организуются и курируются Министерством жилищного хозяйства и городского развития после получения и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне ОЭЗ управляются местными властями7. Специфика построения модели управления лежит в плоскости конкретных территориальных условий, национально-исторических и иных предпосылок. Совершенно понятно одно: мировой опыт управления ОЭЗ столь богат, что, как показывает мировая практика,
вероятность успеха велика. Изучение опыта провалившихся проектов позволяет выделить следующие типичные просчеты, которые были допущены на стадии их проектирования, - удаленность от мировых торговых и транспортных сетей; недостаточное развитие базовой производственной и социальной инфраструктуры; неполный объем государственного финансирования ОЭЗ на первоначальном этапе; недостаточно прозрачные и согласованные связи между органами управления зоны, региональными и центральными властями и др. Поэтому одной из основных задач инициаторов создания ОЭЗ является не допустить уже известных просчетов.
1 См.: Андреев В.О. О законодательной базе создания и функционирования СЭЗ в России // Внешняя торговля. 1995. № 1. С. 26.
2 См.: Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. М., 2006.
3 См.: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
4 См.: Баганов С.Г. Зарубежный опыт создания территорий со специальным экономико-правовым режимом // Оптимизация механизмов государственного и муниципального управления в условиях глобализации: Сб. науч. тр. Саратов, 2006.
5 См.: Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2004. С. 58.
6 См.: Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова, О .В. Девяткина. М., 2003. С. 244.
7 См.: Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // РЭЖ. 1998. № 3. С. 78 - 87.
УДК 338.439.4:633.18
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ РИСА В НИЗОВЬЯХ ВОЛГИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.П. Балашова,
ассистент кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин, СГСЭУ (Астр ахан-ский филиал)
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
Рисоводство является уникальной отраслью российского сельского хозяйства, основанной в начале 1930-х гг.
Производством риса в Астраханской области занято 47 хозяйств, из которых 19 - крестьянско-фермерские. На их долю приходится около 16% посевов.
За последние годы производство зерна риса снизилось с 23,8 тыс. т в 2002 г до 7,9 тыс. т в 2005 г., что почти в 7 раз меньше в сравнении с 1994 г, когда валовой сбор составлял 55,6 тыс. т. Средняя урожайность зерна по области за последние 5 лет составила 19,1 ц/га, в том числе в 2002 г -23,2 ц/га, в 2003 г - 19,1 ц/га, в 2004 г - 23,0 ц/га, в 2005 г - 26,2 ц/га зерна (после доработки). Уменьшение валовых сборов зерна риса за указанный период связано прежде всего с сокращением посевных площадей.
В 2005 г. посевы риса разместились на площади 7,8 тыс. га, что на 34,5% ниже площади 2002 г Сокращение площадей произошло во всех районах, в том числе в Володарском - на 63%, в Красноярском и Икрянин-ском - на 40%, в Камызякском и Харабалинском - на 34%, в Приволжском - на 31%, в Черноярском - на 24%.
Важным фактором, определяющим объем производства и его эффективность, является урожайность. Как правило, чем выше урожайность, тем выше объем производства и эффективнее деятельность предприятия, затраты на 1 ц продукции ниже.
Урожайность - это качественный, комплексный показатель, который зависит от многих факторов. Большое влияние на ее уровень оказывают природные условия - плодородие почвы, рельеф местности, температура
воздуха, уровень грунтовых вод, количество осадков и т.п. Их игнорирование при анализе урожайности может привести к неправильным выводам при оценке хозяйственной деятельности. Поэтому при изучении динамики урожайности необходимо учитывать агрометеорологические особенности каждого года в период вегетации и уборки урожая.
В Астраханской области урожайность риса в передовых хозяйствах в среднем составляет 37,0 ц/га. Более высокие урожаи были получены в 1980-х гг в передовых рисосеющих районах. Например, урожай риса в эти годы в Камызякском районе составлял до 40,3 ц/га, в Харабалинском - до 45,1 ц/га. Это указывает, во-первых, на то, что в Нижнем Поволжье рис имеет довольно высокий потенциал урожайности; во-вторых, на хорошую отзывчивость риса на интенсивные технологии и его высокую окупаемость при дополнительных вложениях, направленных на улучшение условий произрастания. Урожаи в 20 - 24 ц/га, получаемые в настоящее время в ряде хозяйств Нижнего Поволжья, значительно ниже потенциальных возможностей риса в данных агроэкологи-ческих условиях. Урожайность риса в последние годы колебалась от 19,1 ц/га в 2003 г до 26,2 ц/га в 2005 г. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика урожайности риса, ц/га
Таблица 2
Данные урожайности риса по Астраханской области
Культура Годы 2005 г. в % к 2003 г.
2003 2004 2005
Рис 19,1 23,0 26,2 137
За последние 3 года урожайность риса имеет тенденцию к повышению на 20 - 37%.
Для определения закономерностей урожайности использовали статистический метод обработки динамических рядов. По направлению связи (с изменением при-х происходит изменение результативного показателя у) воспользуемся регрессионным анализом, который заключается в определении аналитического выражения связи - линейной регрессии: у = ах + Ь,
' X '
где а - выровненная средняя урожайность; Ь - средний ежегодный прирост (или снижение) урожайности;
х - порядковый номер года, принимающий значение 1, 2, 3, ... п.
Параметры а и Ь находили путем решения нормальной системы уравнений:
^У = ап + Ь^х2 -£ху = ах + Ь^х2 Решение уравнений проверили по данным, представ -ленным в табл. 2.
Используя данные табл. 2, найдем параметры а, Ь:
ТX2 Т - Т^ху^X _ 204x157,2-770,3х36 _ 4338 : ТПТх2 - ТхТх ~ 8х 204- 36х 36
336
_ 12,9 ц,
_ Т"Т ху - Т хТУ _ 8 х770,3 - 36 х157,2 _ 503,2 _ 5 ц в _ £ "Г х2 - Г хТ х ~ 8 х204 - 36 х 36 _ 336 , ц
Таким образом, урожайность риса можно рассчитывать по формуле:
ух = 12,9х + 1,5.
Годы Порядковый номер Урожайность, ц/га Выровненная величина Выровненная урожайность, ц/га
п х У хУ х2 Ух = а + Ьх
1998 1 15,4 15,4 1 14,4
1999 2 15,9 31,8 4 15,9
2000 3 15,7 47,1 9 17,4
2001 4 18,7 74,8 16 18,9
2002 5 23,2 116 25 20,4
2003 6 19,1 114,6 36 21,9
2004 7 23 161 49 23,4
2005 8 26,2 209,6 64 24,9
Дп = 8 Дх = 36 ДУ = 157,2 Дху = 770,3 Дх2 = 204
Теоретическая урожайность риса в 2005 г. близка к фактической урожайности и составила 24,9 ц/га. По области за анализируемый период (8 лет) наблюдались сильные колебания урожайности - от 15,4 ц/га в 1998 г. до 26,2 ц/га в 2005 г. Уравнение позволило выявить, что урожайность за этот период росла и составила + 1,5 ц. Таким образом, хозяйства Астраханской области в дальнейшем должны проводить агротехнические мероприятия для стабилизации урожайности и роста производства риса за счет внутренних резервов.
Экономическая эффективность производства риса определяется воздействием сложного комплекса природно-климатических, научно-технических, технологических и организационно-экономических факторов. В качестве показателей, применяемых для оценки эффективности производства риса, используются как общеэкономические:
- себестоимость производства единицы продукции (1 ц риса);
- выручка от реализации единицы продукции;
- прибыль от реализации единицы продукции;
- рентабельность продукции;
- производительность труда производственных рабочих;
- выработка риса на 1 работающего,
так и специфические показатели:
- урожайность;
- количество минеральных удобрений, внесенных на 1 га посевной площади;
- товарность зерна и др.
Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. В последние годы наиболее существенное влияние оказывают факторы, которые нельзя считать объективными. Главным из них является диспаритет цен - низкие темпы роста цен на продукцию сельскохозяйственного производства по сравнению с темпом роста цен на материально-производственные ресурсы, используемые при производстве риса (прежде всего на продукцию топливно-энергетического комплекса), и сельскохозяйственные машины и оборудование.
Под влиянием этого фактора (например, за период с 1992 по 1997 гг реализационные цены на рис в среднем выросли в 7,8 раз, в то время как на основные средства -не менее чем в 100 раз, а на горюче-смазочные материалы - в 85 - 90 раз), рентабельность производства риса сократилась. Так, хотя урожайность в 2004 г по сравнению с 1998 г. возросла, уровень рентабельности производства
риса характеризуется резкими колебаниями. Начиная с 1996 г стала замедлять свой рост инфляция (до 15,1% в 2005 г.). За это время себестоимость 1 ц риса увеличилась в 1,04 раза, а цена реализации возросла в 1,4 раза (табл. 3)
Таблица 3
Показатели производства риса на сельскохозяйственных предприятиях Астраханской области
Анализ производственно-экономических показателей развития производства риса в разрезе территориальных единиц Астраханской области позволил выделить зональные приоритеты производства риса.
В основу методики определения приоритетов, разработанной С.В. Горбуновым, положена взаимосвязь опре-
деляющих факторов производства - объемов производства риса, посевных площадей, качества риса. В отношении объемов производства и посевных площадей проявляется результат производства - урожайность. В урожайности интегрированы как результаты труда, так и воздействие природных факторов. В результате анализа установлено, что производство риса в Камызякском районе предпочтительнее, чем в Черноярском или Хараба-линском районах. Согласно агроклиматическому районированию территории (Нижнего Поволжья для целей рисосеяния - см. исследования А.В. Чамышева, 2005) дель -та Волги (Камызякский район) относится к самой южной зоне рисосеяния региона. Она располагает более богатыми ресурсами тепла, солнечной радиацией, пригодными для рисосеяния почвами, что способствует большей продуктивности риса в этом районе.
В целях повышения экономической эффективности возделывания риса в Астраханской области необходимо увеличивать долю посевных площадей в более благоприятных в природном отношении регионах, шире применять экологизированные технологии на агроландшаф-тной основе, способствовать улучшению финансовых условий развития рисосеяния.
Показатели 1998 2001 2004
Площадь, га 23 099 17 392 7713
Валовой сбор, т 35 503 27 414 16 513
Урожайность, ц/га 15,4 18,7 23
Себестоимость, 1 ц, руб. 224 496 517
Цена реализации, 1 ц, руб. 227 389 560
Прибыль, тыс. руб. 84 - 14 054 4919
Уровень рентабельности, % 1 - 22 8
УДК 658
Д.А. Гайнанов,
доктор экономических наук, профессор, завкафедрой управления в социальных и экономических системах
Ж.Б. Розанова,
аспирантка кафедры управления в социальных и экономических системах, Уфимский государственный авиационный технический университет
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. В настоящее время важную роль в обеспечении высокой конкурентоспособности развитых стран играют малые предприятия, так как они способны быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, придают гибкость экономике страны, внося весомый вклад в создание внутреннего валового продукта, обеспечение стабильности экономического роста и т.д. В то же время устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования инфраструктуры государственной поддержки малых предприятий и политики государства по созданию благоприятных условий для их развития. Поэтому существует двоякая проблема: с одной стороны - выработка государственной стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий, с другой -разработка методики оценки конкурентоспособности малых предприятий, результаты которой являлись бы основой для принятия решения по выбору этой стратегии.
В повышении конкурентоспособности предприятия значительную роль играют факторы конкурентоспособности, охватывающие собой явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величин затрат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы конкурентоспособности в зависимости от возможности влияния на них и управления самим предприятием подразделяются на микро-и макрофакторы.
Классификация факторов конкурентоспособности малых предприятий представлена на рис. 1 .
Микрофакторы определяют совокупность внутренних явлений и процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность использования и управления микрофакторами зависит от самого предприятия, поэтому они являются управляемыми. В данную группу факторов входят факторы конкурентоспособности производственно-техно-