Научная статья на тему 'Анализ эколого-экономических последствий строительства станций метрополитена открытым способом'

Анализ эколого-экономических последствий строительства станций метрополитена открытым способом Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
910
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ / МЕТРОПОЛИТЕН / ТРАНСПОРТ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Басилая А. Г.

Приводятся результаты анализа последствий отрытого и подземного способов строительства станций метрополитенов для инфраструктуры города и состояния окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эколого-экономических последствий строительства станций метрополитена открытым способом»

---------------------------------------------- © А.Г. Басилая, 2011

УДК 622:332.142 А.Г. Басилая

АНАЛИЗ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Приводятся результаты анализа последствий отрытого и подземного способов строительства станций метрополитенов для инфраструктуры города и состояния окружающей природной среды.

Ключевые слова: уличное движение, метрополитен, транспорт, строительство.

Метро, как вид транспорта, широко используется в современном мире. Особенно метро актуально в условиях крупных городов, численность населения которых высока, вследствие чего в них наблюдается проблема насыщенности уличного движения. В связи с этим, метро является очень неплохим решением.

Представляя собой вид рельсового транспорта по перевозке пассажиров, метро, а иначе его еще называют метрополитеном, выделяется среди других видов транспорта высокой скоростью эксплуатации, которая достигает 45 км/ч, а также способностью перевозить до 60 тысяч пассажиров в один час в одном направлении. Как правило, линии метро являются подзем-ными, то есть они организованы в виде тоннелей, а также при необходимости линии метро пускают по поверхности.

В результате выполненного анализа установлено, что при строительстве метрополитенов преобладает подземный способ. При этом стоимость строительства 1 километра подземным способом составляет от 2 до 2,5 миллиарда рублей, открытым — около 1,8 миллиарда рублей, рис. 1.

В строительстве станций метро также преобладает подземный способ.

Так в настоящее время в столичном метрополитене только около 50 станций

построены открытым способом, в то время как 127 — подземным, рис. 2.

В то же время, потребность в росте темпов строительства линий метрополитенов создает предпосылки для развития открытого способа их строительства. Однако окончательный выбор того или иного способа строительства в условиях урбанизированных территорий может быть осуществлен только на основе проведения комплексного экологоэкономического анализа, с учетом всех позитивных и негативных последствий, табл. 1.

В настоящее время применяются закрытый способ строительства с помощью тоннелепроходческих щитов и открытый, при котором тоннели и станции строятся в котлованах и после засыпаются грунтом.

Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, когда этого требуют гидрогеологические условия или необходимо сохранить ценную застройку в городах; в иных случаях станции мелкого заложения строят открытым способом. Для линий мелкого заложения в России применяют также смешанный способ, когда станции строятся открытым способом, а тоннели закрытым; при этом нет необходимости переносить коммуникации, временно закрывать дороги и т. д., по-

О 2

Способы строительста Подземный Открытый

Рис. 1. Соотношение затрат при подземном и отрытом способах строительства одного километра тоннеля метрополитена

□ Открытые

□ Подземные

Рис. 2. Соотношение количества станций московского метрополитена открытого и подземного заложения

этому строительство оказывается дешевле.

Открытые способы применяют при сооружении линий метрополитена мелкого заложения (проходящих на глубине 10—15 м от поверхности земли), при этом все работы по возведению тоннельных конструкций выполняют в открытых котлованах, которые после завершения строительства засыпают грунтом. При строительстве метрополитена этими способами необходимо перекладывать подземные коммуникации, переносить из района строительства линии трамвая, троллейбуса и автобуса, иногда укреплять грунты под

фундаментами зданий. Поэтому в последнее время при строительстве городских метрополитенов только мелкого заложения применяют комбинированный способ, при котором станции метрополитена возводят в котлованах открытым способом, а перегонные тоннели между станциями сооружают закрытым способом.

Открытый способ значительно облегчает условия возведения подземных сооружений, так как могут быть применены высокопроизводительные машины общестроительного типа и крупноразмерные конструкции при неограниченном фронте работ. Открытым способом могут быть возведены подземные сооружения любого назначения, закладываемые на небольшой глубине от поверхности земли под свободной от застройки территорией. Особенно целесообразно применять открытый способ ведения работ при строительстве станций метрополитена при врезке тоннелей в пологие склоны и т.п.

Закрытые способы применяют при сооружении метрополитенов глубокого и мелкого заложения. При этом все работы по строительству метрополитена ведут в подземных условиях, без нарушения уличного движения. Для транспортирования разработанного грунта, доставки различных материалов, конструкций и оборудования служат специально устраиваемые шахтные стволы, которые оборудуют подъемными машинами, клетями и бадьями для подъема и опускания людей и груза.

Таблица 1

Характерные особенности эколого-экономических последствий строительства станций метрополитена открытым способом

Преимущества отрытого способа строительства станций метро Недостатки отрытого способа строительства станции метро

Экологические: • уменьшение объемов суммарного загрязнения окружающей природной среды города при сокращении сроков строительства станции, • возможность использования грунтов вскрыши для рекультивации урбанизированных территорий. Экономические: • сокращение сроков возврата инвестиций за счет уменьшения сроков введения станции в эксплуатацию, • экономия капиталовложений (от 0,2 до 1,7 млрд руб. на 1 км тоннеля) затрат при проведении строительных работ. • дополнительный доход от реализации грунта и (или) выполнения рекультивации некоторого участка территории города. Экологические: • отвлечение значительных площадей земной поверхности; • увеличение объемов загрязнения окружающей природной среды за счет образования больших объемов грунтов вскрыши Экономические: • дополнительные затраты на перенос объектов городской инфраструктуры, • снижение эффективности использования значительных площадей земной поверхности города, • дополнительные затраты на вывоз и размещение на полигонах большого объема грунта. • рост экологических платежей в период строительства.

В результате анализа преимуществ и недостатков открытого и подземного способов строительства станций метрополитенов установлено, что все они имеют существенное значение как с точки зрения экологических, так и экономических последствий для города и строительных организаций.

В то же время выбор открытого способа строительства станций мет----------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.metrostroy.com — сайт компании 3. arhmetro.ru — сайт «Метрогипротран-

«Мосметрострой». са».ЕЕИ

2. msk.ru — сайт статистики.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------

Басилая А.Г. — аспирант, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

рополитена, наряду с рассмотренными выше достоинствами и недостатками, во многом зависит от потребностей города в благоустройстве территорий, улучшению экологии территорий, планах по совершенствованию инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.