Научная статья на тему 'Анализ эффективности антикризисного менеджмента территорий'

Анализ эффективности антикризисного менеджмента территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
380
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕГИОН / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / PERFORMANCE ANALYSIS / REGION / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горбов В.А.

В статье рассматривается теория анализа антикризисного управления и вопрос эффективности на уровне регионального кризис-менеджмента, затрагиваются концепции антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF ANTICRISIS MANAGEMENT AREAS

The article deals with the analysis of crisis management and the effectiveness at the level of the regional crisismanagement, addressed the concept of crisis management.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности антикризисного менеджмента территорий»

УДК 005:332.1:338.124.4 В.А. ГОРБОВ

аспирант кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е-mail: vag90@mail.ru

UDC 005:332.1:338.124.4 V.A. GORBOV

graduate student of management and economic management Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President RF E-mail: vag90@mail.ru

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТЕРРИТОРИЙ

THE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT AREAS

В статье рассматривается теория анализа антикризисного управления и вопрос эффективности на уровне регионального кризис-менеджмента, затрагиваются концепции антикризисного управления.

Ключевые слова: менеджмент, анализ эффективности, регион, антикризисное управление.

The article deals with the analysis of crisis management and the effectiveness at the level of the regional crisis-management, addressed the concept of crisis management.

Keywords: management, performance analysis, region, crisis management.

В современной литературе ещё не установилось общепризнанное представление о кризисах в развитии социально-экономической системы. Ранее существовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и отсутствуют при социалистическом. В прошлом имелись даже такие теоретические положения, что при социализме не бывает кризисов, а есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само понятие «кризис» являлось скорее идеологическим понятием, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития.

Вопрос оценки эффективного управления социальным и экономическим ростом в регионе всегда остается в центре внимания регионального менеджмента как с теоретической, так и с практической стороны. Тем не менее, в нынешних условиях кризиса он приобрел особенное значение, так как кризисная обстановка хозяйствования требует формирования действенных и результативных механизмов управления данным региональными сложными подсистемами, которые, в свою очередь, основываются на актуальных достижениях науки и позволяют довольно эффективно разрешать текущие кризисные ситуации и проблемы, связанные с его преодолением, с минимизацией негативных социально-экономических последствий, а также содействованиес-нижению вероятности появления кризиса в будущем на территориальном уровне. Для предотвращения возникновения кризиса в экономическом и социальном развитии территории применяются системные методы управления регионом в период кризиса, существенным является исследование важных концепций эффективного регионального кризис-менеджмента с целью детальной разработки методики оценки действенной антикризисной политики управления регионом, что позволит в дальнейшем более систематизировано и ком-

плексно приблизиться к разрешению данной проблемы. Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов в различных регионах нашей страны. [1,с.148] Современными учёными были сделаны оценка и анализ имеющихся теоретических подходов к анализу антикризисного менеджмента и его общей эффективности в регионах. Всё это позволило выделить несколько разнообразных концепций определения и распределения антикризисного кризис-менеджмента на разных иерархических ступенях. В таблице 1 представлены сущности каждой имеющий концепции, судя по которым получается, что большая часть ученыхсос-редоточивали свое внимание на разработке концепций эффективности управления, где в качестве объекта является или макроуровень (национальная экономика), или микроуровень (уровень предприятия или организации), оставляя без внимания мезоуровень, то есть регионы государства. Эффективность антикризисного управления на макроуровне (уровне национальной экономики) зависит, прежде всего, от того, на какой стадии цикличности находится социально-экономическое развитие региона, уровня нестабильности региона и эффективности регионального менеджмента. Ведь именно соотношение расходов на социально-экономическое развитие региона и полученных результатов деятельности различных субъектов хозяйствования региона определяет эффективность регионального менеджмента, целеустремленность дотаций, субсидий, субвенций и других видов межбюджетных трансфертов, реализуя таким образом инвестиционную, инновационную, социальную и др. виды региональных политик, а значит и эффективность управления национальной экономикой в целом.

© В. А. Горбов © V.A. Gorbov

08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БМБ8

Таблица 1.

Анализ и сущность концепций антикризисного управления

Название концепции Объект антикризисного менеджмента Сущность концепции

Целевая концепция эффективности управления Национальная экономика Концепция, согласно которой деятельность направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей. Определена по этой концепции эффективность управления, имеет специфическое название: широкая эффективность управления или результативность управления.

Системная концепция эффективности управления Предприятие (организация) Концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своему внешней среды.

Функциональная концепция эффективности управления Предприятие (организация) Концепция, согласно которой управление рассматривается с точки зрения организации труда и функционирования управленческого персонала, а эффективность управления характеризует сопоставления результатов и затрат самой системы управления.

Концепция эффективности управления на основе достижения «баланса интересов» Предприятие (организация) Концепция, согласно которой деятельность организации направлена на удовлетворение ожиданий, надежд и потребностей (интересов) всех индивидуумов и групп, которые взаимодействуют в организации и организацией, а эффективность управления характеризует степень достижения баланса интересов всех заинтересованных в деятельности организации индивидуумов и групп. Определение эффективности управления по концепции достижения «баланса интересов» основано на измерении степени удовлетворения потребностей всех групп, заинтересованных в результатах деятельности организации. Главным критерием оценки эффективности управления по этой концепции является достижение баланса интересов всех заинтересованных в результатах деятельности управления групп.

Композиционная концепция эффективности управления Организация Концепция, согласно которой эффективность управления определяется степенью влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом.

С другой стороны, считается, что каждая из рассмотренных концепций не может существовать обособленно друг от друга, поскольку комплексная оценка эффективности регионального антикризисного менеджмента требует:

• С позиции целевой концепции - постановку четких целей и построение «дерева целей» регионального антикризисного менеджмента, реализация которых необходима для оценки уровня их достижения, а затем и эффективности действий органов регионального управления;

• С позиции системной концепции - учет влияния дестабилизирующих факторов, определяющих состояние кризисного социально-экономического развития региона и уровень его безопасности;

• С позиции функциональной концепции - оценку эффективности реализации функций управления региональными органами управления через сопоставление полученных результатов (или достижения целей как в целевой концепции) и затрат на систему управления (региональное управление);

• С позиции концепции достижения «баланса интересов» - учет интересов всех заинтересованных субъектов в социально-экономическом развитии региона

через гармонизацию использования производительных сил региона и удовлетворения потребностей населения, что будет способствовать достижению равновесного социально-экономического развития, и оценку его уровня через призму определения полученных доходов к расходам на социально-экономическое развитие региона;

• С позиции композиционного концепции - оценка влияния действий органов регионального управления на результаты регионального развития через призму сопоставления достигнутых результатов социально-экономического развития, в качестве которых может быть уровень кризисной региона к расходам на региональное управление.[2, с.182]

В связи с этим возникает необходимость в разработке и реализации взвешенной концепции оценки эффективности антикризисного регионального менеджмента, позволяющей учесть постулаты вышеприведенных концепций. В основу авторского видения дефиниции «эффективности антикризисного регионального менеджмента» предлагается положить такие основные критерии, как сопоставление полученных результатов от управления социально-экономическим развитием региона (уровень кризисности региона) к расходам, понесенным на управление (расходы на ре-

гиональное управление), что характеризует степень достижения поставленных целей антикризисного регионального менеджмента, обозначение уравновешенного социально-экономического развития региона через оценку эффективности социально-экономического развития региона путем сопоставления доходов и понесенных расходов на социально-экономическое развитие; характеристику состояния равновесия региона, учет дестабилизирующих факторов влияния на региональный менеджмент путем проведения оценки социальной и экономической безопасности региона; оценку глубины и вида кризиса региона, которую характеризует соотношение динамики уровней социально-экономического развития регионов страны и динамики показателей эффективности их социально-экономического развития, оценку эффективности антикризисного регионального менеджмента, отражающую различные состояния региона: рецессии, оживление, подъем или пик. Инструментом реализации такой концепции является разработка методики анализа и оценки эффективности антикризисного регионального менеджмента.

Представители концепции эффективности управления на основе достижения «баланса интересов» видели основное в обеспечении высокого качества жизни населения, высокого уровня человеческого развития как интегрирующего показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития и эффективность антикризисного регионального менеджмента. Однако, исходя из содержания концепции эффективности управления в целом, необходимо обеспечить реализацию такого критерия, как сопоставление доходов, которые получает население региона от осуществления трудовой деятельности, к затратам, которые понесут органы регионального управления на обеспечение высокого уровня качества жизни жителей территории, что характеризует эффективность социального развития региона. Только в этом случае можно будет говорить об эффективности регионального менеджмента, достижении баланса интересов между всеми субъектами региональной социально-экономической системы, поиске альтернативных путей уменьшения расходов и увеличения доходов населения. Только при условии гармоничного сочетания различных социально-экономических процессов и явлений региона можно будет избежать или смягчить кризисные процессы в развитии региона, достичь высокой эффективности регионального менеджмента.

С другой стороны, критерием эффективности регионального менеджмента является получение эффекта как количественного показателя и меры результатив-

ности социально-экономического развития региона, в качестве которого может быть уровень кризисной региона. Обычно качественная оценка среди всех методов оценок отличается субъективизмом, поскольку не позволяет интерпретировать фазу цикличности социально-экономического развития региона и таким образом определить глубину и вид кризиса региона, разработать антикризисную стратегию регионального менеджмента.

Представители функциональной концепции в оценку эффективности антикризисного управления закладывают такой фактор, как сопоставление полученных выгод к затратам. Однако, в меняющихся условиях экономической среды регион как социально-экономическая система будет проходить разные этапы жизненного цикла своего развития, где переход из одного состояния в другое будет определяться дестабилизирующей (стабилизирующей) силой воздействия различных факторов. В связи с этим, уровень социально-экономического развития будет претерпевать существенные изменения, что требует детальной структуризации доходов и расходов, которые понесет регион в связи с такими изменениями, применения различных антикризисных мер, которые и будут определять эффективность антикризисного менеджмента региона. Так, при положительном влиянии одних факторов на социально-экономическое развитие региона другая группа факторов будет иметь нейтрализующее или дестабилизирующее влияние, что приведет к появлению кризисных явлений внутри региона. Поэтому достаточно важным является исследование совокупности разнообразных факторов внутренней и внешней среды с позиции оценки состояния социально-экономической безопасности региона для учета факторов, которые оказывают положительное влияние на региональный менеджмент и избегания дестабилизирующих их действий с другой стороны, что может вызвать появление кризисных явлений в социально-экономической сфере региона.[3, с.115]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее результативным способом оценки действенности антикризисного менеджмента региона будет использование разветвленного и комплексного ряда показателей, характеризующих величину нестабильности экономико-социальной стороны региона с позиции безопасности и равновесия, а также значений, показывающих все затраты, являющиеся субъектами региональной системы в целом.Таким образом, произойдет соотнесение затрат с результатами как критериев для анализа антикризисного менеджмента территорий.

Библиографический список

1. Збинякова Е.А. Повышение финансового обеспечения развития региона на основе совершенствования налогово-бюджетной политики. Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. 268с

2. Мазур Л.В. Обоснование методики оценки экономического потенциала регионов России при разработке региональных антикризисных программ. Среднерусский вестник общественных наук 2011. № 1. с. 179-187

3. ГасановР.А., ХодачекВ.М. Принципы организации антикризисного управления на региональном уровне. Управленческое консультирование. 2010. № 3. с. 111-121

References

1. Zbinyakova EA Increased financial support for development of the region by improving fiscal policy. Monograph. Orel:

08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - ECONOMIC SCIENCES

Publishing House of the ORAGS, 2010. 268р.

2. Mazur L. Rationale for assessment methodology of the economic potential of Russian regions in the development of regional anti-crisis programs.Srednerussky Bulletin of Social Sciences, 2011.No 1. Pp. 179-187.

3. HasanovRA, Khodachek VM. The principles of organization of crisis management at the regional level.Management Consulting. 2010. No 3. Pp. 111-121.

УДК 339.7

UDС 339.7

В.А. ЛАРИОНОВ

аспирант кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета E-mail: k.larionova@gmail.com

V.A. LARIONOV

graduate student of chair of economic theory, Rostov state

economic university E-mail: k.larionova@gmail.com

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

THE DEVELOPMENT OF THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE WORLD MARKET OF HOTEL SERVICES'S TRANSNATIONALIZATION

Современная мировая экономика характеризуется ростом масштабов и темпов процесса транснационализации. Эти процессы оказывают влияние на все сферы мировой экономики, в том числе изменяют институциональную среду функционирования национальных рынков гостиничных услуг. В современных условиях международные гостиничные цепи играют системообразующую роль в формировании национальных гостиничных хозяйств. В данном контексте автором проведен анализ развития российского гостиничного хозяйства по предложенной логической схеме, а также определены приоритеты в развитии государственного регулирования российского рынка гостиничных услуг.

Ключевые слова: глобализация, международные гостиничные цепи, транснационализация, российское гостиничное хозяйство, государственное регулирование рынка гостиничных услуг.

Transnationalization is one of the main characteristics of the World economy. This processes change all spheres of the world economy, including the national markets institutional environment of the hospitality industry. International hotel chains play a system-forming role in developing of national hotel farms. In this context, the author analyzes developing of the Russian hospitality industry. The author proposed a logical framework analysis. As a result, he defined the priorities in the development of state regulation of the Russian hospitality.

Keywords: globalization, international hotel chains, transnationalization, Russian hospitality management, state regulation of the hospitality market.

Современная мировая экономика характеризуется ростом масштабов и темпов процесса транснационализации, представляющего собой нарастание доли трансграничного движения капиталов, труда, технологий, информации в общем объеме их миграции. В условиях активизации процессов транснационализации повышается роль ТНК, международных (межнациональных) компаний и их альянсов, распространяющих экономическое влияние за рамки национальных границ и определяющих тренды как мировой экономики в целом, так и национальных экономик в частности. По данным ЮНКТАД, в 2010 году добавленная стоимость в рамках мирового производства ТНК составила приблизительно 16 трлн. долл. - около четверти глобального ВВП. На зарубежные филиалы ТНК приходилось более 10% глобального ВВП и треть мирового экспорта. [6]

Глобализация мирового рынка услуг сопровожда-

ется изменением его институциональной структуры, ростом функционального потенциала и его значимости в экономической системе. Исследование экономического развития в этом контексте - это анализ инноваций институтов, тех институциональных нововведений, которые снижают трансакционные издержки и издержки производства, в сравнении с альтернативными институциональными структурами. Это изучение инноваций институтов, которые делали возможными заключение все более сложных сделок, благодаря снижению тран-закционных (и производственных) издержек этих обме-нов.[4]

Международный рынок услуг сформировался как ответ на потребность со стороны все более активно развивающихся транснациональных корпораций (ТНК), действующих по единым или схожим стандартам на межстрановом уровне. Факторами развития междуна-

© В. А. Ларионов © V.A. Larionov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.