УДК: 614.8+616-001 ББК 54.58
АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ОСОБО ТЯЖКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ М-8
"ХОЛМОГОРЫ"
А.В.БАРАНОВ, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия Ю.Е. БАРАЧЕВСКИЙ, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
Аннотация
Проведен анализ структуры пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с особо тяжкими последствиями за период с 2008 по 2012 годы на 45-км участке федеральной автодороги М-8 "Холмогоры", находящимся в зоне ответственности Архангельской станции скорой медицинской помощи. Установлено, что в структуре повреждений превалирует сочетанная травма (69,5%). Большая часть пострадавших (77,9%) зарегистрирована с участием легкового автотранспорта.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия с особо тяжкими последствиями, дорожно-транспортный травматизм, сочетанная травма, федеральная автомобильная дорога.
Актуальность. Здоровье и безопасность населения есть основа социально-экономического развития любого государства. В их обеспечении важная роль отводится снижению травматизма и смертности от внешних причин, среди которых преобладающими являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП) [3]. Травмы, получаемые при ДТП, относятся к наиболее тяжелым видам травматизма и уверенно занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений [1, 2]. Особого внимания заслуживают дорожно-транспортные происшествия с особо тяжкими последствиями, как правило, определяющие массовые безвозвратные и санитарные потери среди людей. Установлено, что частота смертельных исходов у пострадавших в них в 3 раза превышает таковую в рядовых ДТП [4, 5].
Распоряжением министерства
здравоохранения Архангельской области от 21.05.2012 г. № 415-РД "О представлении информации о чрезвычайных ситуациях на территории Архангельской области и в учреждениях здравоохранения" к дорожно-транспортным катастрофам (ДТК) относят такие ДТП, в которых одномоментно гибнет 2 и более человек и/или получают различные виды повреждений 4 и более пострадавших.
По территории Архангельской области пролегает двухполосная федеральная автомобильная дорога (ФАД) М-8 "Холмогоры" с присущими ей особенностями (наличие наледи на
отдельных участках и отсутствие освещенности в осенне-зимний период, недостаточная укомплектованность и оснащенность сельских больниц медицинским персоналом и оборудованием, значительная зона
ответственности бригад скорой медицинской помощи центральных районных больниц - до 100120 км). Они, в свою очередь, обусловливают возникновение на ФАД М-8 ДТП и осложняют своевременность и качественность оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим
[3].
Цель. Изучение структуры повреждений и их тяжести у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с особо тяжкими последствиями - дорожно-транспортных катастрофах (ДТК), зарегистрированных в 20082012 годах на 45-км участке федеральной автодороги М 8 "Холмогоры", находящимся в зоне ответственности Архангельской станции скорой медицинской помощи (ССкМП).
Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили донесения о дорожно-транспортные происшествиях с особо тяжкими последствиями Архангельской ССкМП. Проанализировано 23 случая на указанном выше участке ФАД М-8.
Статистический анализ проведен с использованием пакета прикладных
статистических программ SPSS 15.0.
Результаты и обсуждение.
Проанализировано 23 донесения о дорожно-транспортные происшествиях с особо тяжкими
последствиями, соответствующим
установленным критериям. Выявлено, что в ДТК на исследуемом участке ФАД М-8 "Холмогоры" (рис. 1) пострадало 82 человека, среди которых 8 детей. Количество ДТК в структуре ДТП за период исследования составило 7,5% (от 2,8% до 11,1% в разные годы). Основной причиной возникновения ДТК послужило столкновение двух и более автотранспортных средств.
Оценивая тяжесть полученных повреждений у пострадавших, исходя из удаленности мест базировании бригад ССкМП, следует отметить, что легкие травмы превалировали на участке 615 км (8,4%), средней степени - на 1-5 км (23,2%), тяжелой и крайне тяжелой - на 16-21 км (8,4%), а травмы, несовместимые с жизнью преобладали на участке 21-45 км (7,4%). В определенной степени - это свидетельство того, что многие бригады ССкМП не оснащены противошоковыми костюмами "Каштан", средствами для иммобилизации пострадавших с повреждениями тазового кольца,
необходимыми для стабилизации их состояния, особенно при их транспортировке на большие расстояния.
В структуре повреждений, полученных в ДТК, преобладают сочетанные и множественные травмы, отмеченные у 48,8% и 17,1% пострадавших, соответственно. В группе сочетанных травм превалируют повреждения средней степени - 54,7%, а тяжелые, крайне тяжелые повреждения и травмы, несовместимые с жизнью, в совокупности, составили 26,3%. Доля повреждений легкой степени выявлена в 19,0% случаев. Догоспитальная летальность пострадавших составила 13,7%.
Наиболее распространенным повреждением при ДТК явилась черепно-мозговая травма, составившая 46,3%. В 92,1% (р=0,07) случаев она сочеталась с повреждениями челюстно-лицевой области (28,9%), конечностей (23,7%), живота, таза (7,9%) и позвоночника (5,3%).
Исходя из категорийности ДТК [5], установлено, что наибольшая часть пострадавших (77,9%) зарегистрирована в ДТК I категории, то есть с участием только легкового автотранспорта. Наиболее распространенным и серьезным повреждением в ДТК I категории является черепно-мозговая травма (31,6%), определяющая высокий уровень необратимых потерь в силу особенностей легкового автотранспорта, его конструкции, массы,
легкости деформации кузова и затруднения извлечения пострадавших.
В ДТК II категории (с участием автобусов, грузовых автомобилей, железнодорожного транспорта) отмечено 13,7% пострадавших. Смертность в них существенно ниже, в связи с большой массой транспортных средств. Ликвидация медико-санитарных последствий таких ДТК требуют привлечения аварийно-спасательных формирований с тяжелой техникой.
В ДТК IV категории (где транспортными средствами-участниками являются автобусы, легковые и грузовые автомобили, а причиной служит столкновение, опрокидывание, взрывы транспортных средств) травмированных зарегистрировано 8,4%.
Выявленная тенденция значимой
корреляционной связи категории ДТК и объема повреждений у пострадавших, т.е. количества травматических очагов (гк=-0,18; р=0,07), определяет степень тяжести, дальнейший исход и возможную инвалидизацию травмированных. Массовость поражения в ДТК определяет необходимость привлечения мобильных формирований службы медицины катастроф
Из 82 пострадавших в ДТК, 59 (72,0%) -госпитализированы в различные стационары г. Архангельска, в том числе 8 (13,5%) детей, поступивших в областную детскую клиническую больницу. На амбулаторное лечение после оказания медицинской помощи на месте ДТК с травмами легкой степени тяжести направлены 20 (24,4%) пострадавших, а 3 (3,6%) человека отказались от госпитализации.
Выводы:
1. Выявленные дорожно-транспортные катастрофы за период с 2008 по 2012 годы на участке федеральной автодороги М-8 "Холмогоры", находящимся в зоне ответственности Архангельской станции скорой медицинской помощи не имеют четкой закономерности к увеличению или снижению их количества.
2. Наиболее распространенным повреждением при ДТК явилась черепно-мозговая травма, составившая 46,3%.
3. В структуре повреждений, полученных в ДТК, преобладают сочетанные травмы, отмеченные у 48,8% пострадавших.
4. Большая часть пострадавших зарегистрирована в случае ДТК I категории, т.е. с участием легкового автотранспорта.
Список литературы
1. Баранов А.В. Оценка обстоятельств и тяжести повреждений у пострадавших с травмами таза / А.В. Баранов, Р.П. Матвеев, Ю.Е. Барачевский //Медицина катастроф. - 2012. - №1. - С. 23-25.
2. Баранов А.В. Повреждения таза, как аспект дорожно-транспортного травматизма /А.В. Баранов, Р.П. Матвеев, Ю.Е. Барачевский и др. //Врач-аспирант. - 2012. - Т. 52. №3.3. - С. 389-392.
3. Камаев И.А. Современные проблемы дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации / И.А. Камаев, М.Н. Гриб, Н.В. Востокова // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2007. - №2. - С. 41-44.
4. Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных катастрофах: методические рекомендации № 2000/109 /Б.П. Кудрявцев [и др.]. 2000.
5. Попов А.А. Оказание скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортной травме /А.А. Попов, В.И. Чикун, Е.А. Попова и др. //Медицина и образование в Сибири. - 2012. - №2. - С. 51.
ANALYSIS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AT THE FEDERAL ROAD M-
8"KHOLMOGORY"
A.V. BARANOV, FSBEIHENSMU MOHRussia, Arkhangelsk, Russia E.YU. BARACHEVSKII, FSBEI HE NSMU MOH Russia, Arkhangelsk, Russia
Abstract
Analysis of road traffic victims' structure on the 45-km section of the federal road M-8"Kholmogory", located in the area of responsibility of the Arkhangelsk ambulance station, from 2008 to 2012 was performed. Concomitant trauma prevails in structure of road traffic injuries (69,5%). The majority of the victims (77,9%) was registered in road accidents of category I, involving passenger car traffic
Keywords: road traffic accident, road traffic injuries, concomitant trauma, federal road.