Научная статья на тему 'Анализ дорожно-транспортных происшествий с использованием ГИС IndorRoad'

Анализ дорожно-транспортных происшествий с использованием ГИС IndorRoad Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1158
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / геоинформационные системы / геоинформационные системы автомобильных дорог / безопасность дорожного движения / анализ дорожно-транспортных происшествий / организация дорожного движения / линейный адрес / участки концентрации ДТП / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / GIS / geographic information system / GIS for road and highway management / road safety / road accident analysis / trafficmanagement / linear address / accident concentration areas / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бойков Владимир Николаевич, Субботин Сергей Аркадьевич

В статье подчёркивается важность анализа данных о ДТП, рассматриваются средства ГИС, помогающие выявить причины возникновения ДТП, а также определить очаги их концентрации. Приводится пример пространственного анализа места концентрации ДТП на автомобильной дороге М-1 «Беларусь» средствами ГИС автомобильных дорог IndоrRоаd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The road accidents analysis by means of GIS IndorRoad

The article underlines the importance of analyzing data on road accidents, discusses the GIS tools, which help to identify the causes of accidents and to locate areas of their concentration. It gives an example of spatial analysis of accident clusters on the road M-1 "Belarus" by means of GIS for road IndorRoad.

Текст научной работы на тему «Анализ дорожно-транспортных происшествий с использованием ГИС IndorRoad»

Анализ дорожно-транспортных происшествий с использованием ГИС IndoгRoad

Бойков В.Н., д.т.н., д.т.н., академик РАТ, профессор МАДГТУ (МАДИ) (г. Москва)

Субботин С.А., начальник отдела ГИС автомобильных дорог ООО «ИндорСофт» (г. Томск)

В статье подчёркивается важность анализа данных о ДТП, рассматриваются средства ГИС, помогающие выявить причины возникновения ДТП, а также определить очаги их концентрации. Приводится пример пространственного анализа места концентрации ДТП на автомобильной дороге М-1 «Беларусь» средствами ГИС автомобильных дорог IndorRoad.

Всесторонний анализ данных о ДТП является одной из наиболее важных составляющих частей работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Среди задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, можно выделить следующие:

■ изучение причин возникновения ДТП;

■ прогноз аварийности;

■ улучшение организации дорожного движения;

■ обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий и т.д.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что каждое ДТП обусловлено, как

правило, несколькими одновременно действующими факторами. Для более полного изучения причин возникновения ДТП, а также для выработки предложений по устранению этих причин, целесообразно воспользоваться средствами пространственного анализа, которые предоставляли бы не только информацию о точном местоположении ДТП в пространстве, но и данные о «ситуации» (в данном случае — о расположении автомобильной дороги, её конструктивных элементов, средствах организации дорожного движения, наличии пересечений или примыканий, остановок общественного транспорта, прочих объектах в пределах придорожной полосы, а так-

ГИС

Рис. 1. Визуализация ДТП в ГИС IndorRoad

Рис. 2. Участки концентрации ДТП

Для более полного изучения причин возникновения ДТП, а также для выработки предложений по устранению этих причин, целесообразно воспользоваться средствами пространственного анализа, которые предоставляли бы не только информацию о точном местоположении ДТП в пространстве, но и данные о «ситуации»...

же об элементах продольного профиля и результатах выполненных оценок состояния автомобильной дороги).

ГИС автомобильных дорог IndorRoad предназначена прежде всего для хранения и обработки учётных данных автомобильных дорог, но кроме того существует и раздел для ведения данных о ДТП. Сведения о ДТП могут заноситься в базу данных в объёме, предусмотренном карточкой учёта дорожно-транспортного происшествия [1]. Возможности ГИС позволяют также задавать пространственное местоположение ДТП и его «линейный адрес» [2], то есть «привязывать» его к направлению дороги, проезжей части и полосе движения автотранспорта (а в случае транспортной развязки — к конкретному её съезду). На карте ДТП могут отображаться различными условными знаками в зависимости от типа ДТП (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство или пешехода и т.д.), наличия погибших или способствующих дорожных условий (рис. 1).

Существуют также и средства просмотра данных о ДТП в табличном виде с возможностью сортировки, применения произвольных фильтров и синхронизацией с местоположением на карте. При помощи стандартных средств поиска можно также формировать список ДТП, удовлетворяющих указанным условиям.

При помощи встроенных отчётов можно получить перечень ДТП, а также рассчитать

участки концентрации ДТП. Расчёт участков концентрации производится в соответствии с методикой, описанной в ОДМ 218.4.0052010 [3]. Результаты расчёта можно просматривать в табличном виде и в виде специально построенной картограммы. Картограмма отображает участки концентрации ДТП на карте вдоль автомобильной дороги, выделяя их цветом. Это позволяет визуально представить такие участки на плане местности (рис. 2).

В процессе расчёта формируется специальный журнал, в который помещаются сведения о выполненных операциях, отсутствии некоторых исходных данных, произошедших ошибках.

Совокупность сведений о ДТП и учётных данных автомобильной дороги позволяет использовать комплексный подход к анализу причин возникновения ДТП. В качестве примера рассмотрим участок автомобильной дороги М-1 «Беларусь». Выполним расчёт участков концентрации ДТП. Выберем один из них — с 95+500 м по 96+500 м и рассмотрим его более подробно (рис. 3).

Установим активный километр, равный 95+500 м, и перейдём к этому месту на карте. Перемещаясь по карте вдоль дороги вперёд, обнаруживаем скопление ДТП на отметке 95+990 м. По типу это, в основном, столкновения движущихся транспортных средств. Оценивая обстановку, обнаруживаем наличие в этом месте примыкания и съезда. Можно предположить, что

ГИС

Еї£| ііїїі Активный километр: |95-Ю939,82 ^||

Рис. 3. Пространственный анализ ДТП

ДТП — это результат столкновения автомобилей, движущихся по основной дороге, и автомобилей, выезжающих на трассу по второстепенной дороге и по съезду. Проверим влияние продольного профиля трассы на безопасность движения в этом месте. Для этого откроем окно продольного профиля и увеличим изображение в районе активного километра. Становится видно, что автомобили, движущиеся по главной дороге, до момента столкновения находятся в конце подъёма — видимость в таких условиях ограничена, и водитель заранее не видит автомобиль, выезжающий со второстепенной дороги. В свою очередь, водителю въезжающего со второстепенной дороги автомобиля из-за изгиба рельефа тоже не видно автомобилей, движущихся по главной дороге. Ситуация усугубляется отсутствием полноценных переходно-скоростных полос как со стороны примыкания, так и со стороны съезда — автомобили, въезжающие на главную дорогу, вынуждены занимать сразу правую полосу движения.

Конечно же, для принятия конкретных мер по увеличению безопасности дорожного движения на данном участке необходимо более глубоко изучить и другие аспекты. Например, при достаточно высокой интенсивности движения по примыкающей автомобильной дороге необхсди-мо планировать сооружение в этом месте транспортной развязки. Но уже на первый взгляд можно отметить, что сооружение на примыкании

и съезде переходно-скоростных полос должно привести к уменьшению количества ДТП в этом месте. й

Литература:

1. Приказ МВД России от 18 июня 1996 г. № 328, Приложение 1.

2. Скворцов А.В. Адресный план автомобильной дороги // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 47-54.

3. ОДМ 218.4.005-2010. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах / Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). М., 2011. С. 13-18.

4. Субботин С. А. ГИС автомобильных дорог IndorRoad. Новая версия // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.