Научная статья на тему 'Анализ доходов и расходов в дошкольном образовательном учреждении'

Анализ доходов и расходов в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1805
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниловских Т.Е., Даримова Я.С.

Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, определяется его организационно-правовой формой и формой собственности. Финансирование бюджетных и автономных учреждений, основано на использовании государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности, а для негосударственных ДОУ главный источник финансовых ресурсов родительская плата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ доходов и расходов в дошкольном образовательном учреждении»

АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Даниловских Т.Е.* *, Даримова Я.С.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, определяется его организационно-правовой формой и формой собственности. Финансирование бюджетных и автономных учреждений, основано на использовании государственного (муниципального) задания и плана финансово-хозяйственной деятельности, а для негосударственных ДОУ - главный источник финансовых ресурсов - родительская плата.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственное задание, муниципальное задание, финансовое обеспечение, дошкольные образовательные учреждения.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения - один из инструментов, используемых для достижения целей, ради которых оно создано. Документ, который содержит информацию о планируемом движении финансовых ресурсов на очередной плановый период, называется планом финансово-хозяйственной деятельности. План ФХД - весьма важный документ, поскольку он определяет деятельность учреждения на год [1, 3].

Доходная часть финансового плана - это всевозможные источники финансирования учреждения, включая финансовые возможности самого учреждения (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением по следующим направлениям:

- субсидии на выполнение муниципального задания [2, 4];

- поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.

* Доцент кафедры Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кандидат экономических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Финансового менеджмента Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета.

Экономические аспекты образовательной деятельности

323

Рассмотрим порядок и эффективность планирования финансово-хозяйственной деятельности на примере Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Центр развития ребенка Детский сад № 1 (МДОБУ ЦРР ДС № 1) г. Райчихинска, Амурской области.

План доходов учреждения (План с учетом изменений) утверждается управлением образования городского округа города Райчихинска Амурской области. Общий объем поступлений МДОБУ ЦРР ДС № 1 за последние два года представлен в табл. 1.

Таблица 1

Источники поступлений МДОБУ ЦРР ДС № 1

Источники поступлений 2012 год 2013 год

сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, %

1. Бюджетные средства 9531,9 82,3 8459,1 76,8

1.1 Субсидия на выполнение муниципального задания из местного бюджета 7846,5 67,8 8156,4 74,0

1.2 Целевые субсидии 1685,4 14,6 302,7 2,7

2. Поступления от иной приносящей доход деятельности 2043,4 17,7 2561,0 23,2

2.1 Родительская плата 1987,2 17,2 2487,6 22,6

2.2 Оказание платных услуг 56,2 0,5 73,4 0,7

Итого 11575,3 100,0 11020,1 100,0

Основную долю поступлений составляют средства местного бюджета, на их долю в различные периоды приходится от 76,8 % до 82,3 % в общем объеме финансовых ресурсов. Объем бюджетных поступлений различен - в 2013 году их объем на 1072,8 тыс. руб. меньше по сравнению с предыдущим годом. Основная причина снижения средств, поступающего из бюджета - это уменьшение средств, выделяемых по целевым субсидиям. Напротив - размер субсидии на выполнение муниципального задания увеличился на 3,9 %.

Целевые субсидии выделяются на финансирование четко определенных видов расходов, среди них можно выделить следующие:

- субсидия на выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам в целях их обеспечения книгоиздательской продукцией;

- субсидия на финансовое обеспечение расходов по налогу на имущество;

- субсидия на финансовое обеспечение муниципальной целевой программы «Здоровый ребенок - здоровая нация».

Внебюджетным источником являются средства, поступающие от родителей и оказания платных услуг. Размер данных поступлений незначителен 56,2 тыс. руб. в 2012 году и 73,4 тыс. руб. в 2013 году. Перечень платных образовательных услуг, которые оказывает рассматриваемое дошкольное учреждение, можно разделить на группы:

324

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- развивающие;

- оздоровительные;

- организационные;

- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

Причем эти услуги не заменяют тех занятий, которые проводятся с детьми в течение их пребывания в саду, эти занятия носят дополнительный характер.

Показатели исполнения объемов поступлений в разрезе источников финансирования учреждения приведены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ исполнения поступления источников финансирования МДОБУ ЦРР ДС № 1

Источники поступлений 2012 год 2013 год

план факт % исполнения план факт % исполнения

1. Бюджетные средства 9835,4 9531,9 96,9 8752,7 8459,1 96,6

1.1. Субсидия на выполнение муниципального задания из местного бюджета 8150,0 7846,5 96,3 8450,0 8156,4 96,5

1.2. Целевые субсидии 1685,4 1685,4 100,0 302,7 302,7 100,0

2. Поступления от иной приносящей доход деятельности 2190,0 2043,4 93,3 2545,0 2561,0 100,6

2.1. Родительская плата 2140,0 1987,2 92,9 2480,0 2487,6 100,3

2.2. Оказание платных услуг 50,0 56,2 112,4 65,0 73,4 112,9

Итого 12025,4 11575,3 96,3 11297,7 11020,1 97,5

Уровень фактического поступления финансовых средств в анализируемом периоде ниже запланированных показателей. В полном объеме осваиваются средства, поступающие в виде целевых субсидии. Освоение средств, поступающих на исполнение муниципального задания - ниже запланированных, что обусловлено его сокращением и снижением отдельных видов расходов.

Средства, поступающие от родителей за содержание детей в дошкольном учреждении в различные периоды имеют разный уровень исполнения. В 2012 году фактически средств поступило меньше, чем было запланировано, а в 2013 году наоборот. Это связано с изменением уровня посещения детьми детского садика и неравномерностью поступления родительской платы.

При анализе расходов МДОБУ ЦРР ДС №1, прежде всего, оценивается состав, динамика и структура расходов, которые осуществляются в зависимости от поступающих финансовых ресурсов.

На первом этапе рассмотрим, по каким направлениям расходуются средства, поступающие на исполнение муниципального задания. Данные приведены в табл. 3.

Экономические аспекты образовательной деятельности

325

Таблица 3

Анализ направлений расходования средств, поступающих на выполнение муниципального задания МДОБУ ЦРР ДС № 1

Виды расходов 2012 год 2013 год

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

Расходы 7752,9 98,9 8 053 98,7

Оплата труда и начисления на оплату труда 6397,2 81,5 6 602,2 80,9

Прочие выплаты 1,4 0,0 1,8 0,0

Приобретение услуг 1348,2 17,2 1 442,8 17,7

Услуги связи 35,2 0,4 38,4 0,5

Транспортные услуги 1,5 0,0 1,8 0,0

Коммунальные услуги 962,6 12,3 1 018,4 12,5

Работы, услуги по содержанию имущества 148,7 1,9 158,6 1,9

Прочие работы, услуги 200,2 2,6 225,6 2,8

Прочие расходы 7,5 0,1 8,2 0,1

Поступление нефинансовых активов 93,6 1,2 103,2 1,3

Увеличение стоимости основных средств 59,4 0,8 60,4 0,7

Увеличение стоимости материальных запасов 34,2 0,4 42,8 0,5

Итого расходов 7846,5 100 8156,4 100

Из данных представленных в таблице, можно увидеть по каким направлениям, и в каком соотношении за исследуемый период осуществлялось расходование бюджетных средств. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов приходится на статью «Оплата труда и начисления на оплату труда» - до 81,5 %. Несмотря на снижение доли данных расходов в 2013 году, в абсолютном выражении их сумма увеличилась на 204,9 тыс. руб., за счет индексации заработной платы.

Общая доля расходов на приобретение услуг составляет около 18 %. Среди всех видов услуг наибольший объем средств направляется на оплату услуг ЖКХ, на содержание имущества и оплату прочих товаров, работ и услуг.

Основные направления использования средств, поступающих в качестве родительской платы приведены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ направлений расходования внебюджетных средств МДОБУ ЦРР ДС № 1

Виды расходов 2012 год 2013 год

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

Расходы 153,5 7,5 195,3 7,6

Оплата труда и начисления на оплату труда 55,2 2,7 70,7 2,8

Приобретение услуг 96,8 4,7 121,3 4,7

Услуги связи 3,8 0,2 5,2 0,2

Транспортные услуги 0,5 0,0 0,8 0,0

Работы, услуги по содержанию имущества 29,7 1,5 36,8 1,4

Прочие работы, услуги 62,8 3,1 78,5 3,1

Прочие расходы 1,5 0,1 3,3 0,1

Поступление нефинансовых активов 1889,9 92,5 2365,7 92,4

Увеличение стоимости основных средств 25,1 1,2 46,3 1,8

Увеличение стоимости материальных запасов 1864,8 91,3 2319,4 90,6

Итого расходов 2043,4 100,0 2561,0 100,0

326

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Как видно из данных таблицы основная часть средств направляется на приобретения материальных запасов - около 90 % от общего объема внебюджетных средств.

В соответствии со ст. 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» действующего в 2012 году, размер родительской платы за содержание ребенка в детском саду не должен превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка. Размер родительской платы за месяц может изменяться в течение года и напрямую зависит от двух факторов: фактических затрат учреждения за месяц и посещаемости детьми детского сада. Перечень затрат определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 849. В Перечень затрат для расчета родительской платы включаются следующие виды расходов:

- приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом, прочие услуги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в учреждении, реализующем программы дошкольного образования.

Часть данных средств направляется на компенсацию затрат по оказанию платных услуг - это дополнительная заработная плата воспитателям и организаторам дополнительных услуг.

Направления расходования средств полученных в виде целевых субсидий приведены в табл. 5.

Таблица 5

Анализ направлений расходования средств, поступающих по целевым субсидиям МДОБУ ЦРР ДС № 1

Виды выплат 2012 год 2013 год

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

Прочие выплаты 20,4 1,2 20,4 6,7

Работы, услуги по содержанию имущества 1105,7 65,6 100,0 33,0

Прочие работы, услуги 62,8 3,7 1,4 0,5

Прочие расходы 160,0 9,5 173,6 57,4

Увеличение стоимости основных средств 336,5 20,0 7,3 2,4

Итого расходов 1685,4 100,0 302,7 100,0

Как видно из данных таблицы средства в различные периоды направлялись на разные цели. В 2012 году средства были направлены на проведение капитального ремонта, и данные расходы нашли отражение в работах и услугах на содержание здания - 65,5 %. Часть средств идет на оплату налога на имущество в размере 57,4 тыс. руб. и часть средств направляется на выплату компенсаций педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции.

Экономические аспекты образовательной деятельности

327

В качестве недостатка следует отметить, что в учреждении недостаточно средств на обновление основных фондов - покупку новой мебели, современных средств обучения. Отметим, что состав и структура расходов соответствуют осуществляемому виду деятельности учреждения.

Система дошкольного образования в Российской Федерации совершенствуется. С 1 января 2014 года изменилась система финансирования дошкольных учреждений, введен федеральный стандарт дошкольного образования. Реализация проекта позволит решить несколько задач, в том числе повышение качества дошкольного образования, увеличение сети, поэтапный рост зарплаты педагогических работников государственных и муниципальных детсадов.

До 2014 года детские сады финансировались за счет местных бюджетов. С 2014 финансирование дошкольных учреждений перейдет с муниципального на региональный уровень. По многим позициям ситуация изменится. Детские сады будут финансироваться так же, как сейчас финансируются школы. Это будет субвенция на зарплату и учебные расходы. Но в части содержания коммунального комплекса, то есть самого здания и участка, оплаты коммунальных услуг и труда технического персонала - это останется в полномочиях муниципалитетов.

С 1 января 2014 года убирается ограничение максимального размера родительской платы. Сохранились ограничения, что в родительскую плату не должны входить расходы по обучению ребенка, зарплате персонала, на коммунальные и учебные расходы, затраты на игрушки, ремонт здания. Эти расходы должны быть профинансированы за счет бюджета или внебюджетных доходов. Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по нормативно-подушевому принципу, то есть в соответствии с количеством детей. Соответственно, чем больше детей, тем объемнее фонд заработной платы, то есть у руководителей существует возможность за счет стимулирующего фонда компенсировать своим педагогическим работникам высокую интенсивность работы.

Список литературы:

1. Даниловских Т.Е. План финансово-хозяйственной деятельности как основной документ финансового планирования в бюджетном учреждении / Т.Е. Даниловских, Я.С. Даримова / Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс» // Интеграция науки и образования: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2014. - С. 221-223.

2. Даниловских Т.Е. Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений / Т.Е. Даниловских, Даримова Я.С.// Фундаментальные прикладные исследования: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф., 10 дек 2014. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2014.

328

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: приказ министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 года № 81н [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

4. Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества: Приказ министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 114н [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.