экономика и современная
российская культура
анализ динамики развития сферы культуры
в российской федерации
_Аннотация
В статье рассмотрены основные направления развития сферы культуры Российской Федерации в условиях переходной экономики, дана критическая оценка реформ, проводимых в этой области, представлены ключевые показатели, отражающие динамику развития отдельных отраслевых составляющих сферы культуры. Результаты анализа могут быть использованы в процессе формирования долгосрочных управляющих воздействий на развитие
культурного комплекса страны. _
Ключевые слова: сфера культуры, экономика культуры, конкурентоспособность, культурная политика, господдержка
Современные научные исследования показывают, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации, как и во всех странах с транзитивной экономикой, сопровождается необходимостью усиления государственного участия в развитии социальной сферы, в том числе в сфере культуры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 отмечается, что в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала.
Как отметил в очередном Послании Совету Федерации Д. А. Медведев: «стратегической целью Российской Федерации является создание полноценной российской нации при сохранении идентичности всех населяющих страну народов» [3]. В рамках указанной стратегической парадигмы культурной
1 Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Прим.ред.
Черепенников
Константин
Геннадьевич
соискатель,
Санкт-Петербургский
государственный
университет
кино и телевидения
экономика и ку„
..в стране
происходит
становление новой
экономической
модели развития
отрасли культуры,
которые можно
охарактеризовать
переход
I традиционной
сферы культуры
к культурной
индустрии
политики, единая нация может воспроизводиться исключительно через интеграцию населения страны на основе русской культуры, путем обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и благам для широких слоев населения. Трансформационные процессы значительно активизировали развитие конкурентных отношений, в том числе и в сфере культуры. В Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры [1].
Становление новой экономической дели развития культуры как отрасли
~д в развитии сферы культуры вызван проблемами, снижающими эффективность функционирования институтов, призванных обеспечить включение культуры в рыночные отношения. К числу проблем, первую очередь, можно отнести неэффективное сходование бюджетных средств, отсутствие выде-ения ключевых приоритетных направлений раз-сферы культуры, имеющиеся несовершенства рмативно-правовой базы в области государствен-частного партнерства, меценатства и благотворительности и т.п. Значительную роль в условиях макроэкономических колебаний и нестабильности играет также падение платежеспособного спроса, особенно на региональном уровне, а также актуальные изменения в структуре потребительских предпочтений россиян.
В настоящее время в стране происходит становление новой экономической модели развития отрасли культуры, которые можно охарактеризовать как переход от традиционной сферы культуры к культурной индустрии. Актуальные изменения продиктованы новым жизненным укладом и резким ростом доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления: медиапотребления и услуг сферы культуры. Вышеперечисленные факторы требуют системных отраслевых реформ, основанных на максимально объективной оценке текущей ситуации.
ое предпринимательство, 2011, № 12 (2)
Прежде всего, целесообразно ответить на вопрос: какие именно общеэкономические факторы детерминируют развитие сферы культуры? Автор отмечает, что уравнения линейно-регрессионной зависимости количества театров, музеев, общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений от объема валового внутреннего продукта за период 2002-2009 г. не позволяют сделать вывод о существовании статистической зависимости между этими двумя факторами. Следовательно, динамика числа учреждений культуры в России детерминируется иными, отличными от темпов экономического роста факторами. В первую очередь к детерминирующим факторам следует отнести объемы государственных инвестиций в сферу культуры. Расчеты автора позволяют заключить, что кризис 2008-2009 годов не оказал существенного негативного влияния на динамику количества организаций и учреждений сферы культуры, а также на их посещаемость (за исключением посещаемости кинотеатров). Одновременно с этим проведенный анализ показал, что расходы россиян на культуру (в классификации, согласно которой они учитываются Федеральной службой государственной статистики), малочувствительны к изменениям среднедушевого дохода.
Состояние сферы культуры за период 1980-2009 гг.
Анализ состояния сферы культуры за период с 1980 по 2009 год позволяет прийти к выводу о наличии двух устойчивых тенденций в ходе рыночных реформ. Снижение общего числа учреждений и падение посещаемости коснулись таких отраслевых составляющих сферы культуры, как учреждения культурно-досугового типа и общедоступные библиотеки. Число первых за годы реформ сократилось более чем на 40%. Общее количество библиотек в России за период 1990-2009 гг. сократилось на 24,7%. Число зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек за рассматриваемый период сократилось на 27%.
В ходе реформ значительно выросло число профессиональных театров, расширился музейный комплекс Российской Федерации. Количество официально зарегистрированных музеев постоянно увеличивается, причем темп изменений постоя-
...анализ показал, что расходы россиян на культуру..., малочувствительны к изменениям среднедушевого дохода
экономика и культура
значительно
_возросло количество
краеведческих музеев,
которые
по состоянию
на 2009 г. составляют
_более половины всего
_музейного комплекса
_Российской
Федерации
нен. Так, за период с 2005 по 2009 год число музеев увеличилось на 254 единицы, то есть на 10%. Анализ статистических данных показал, что средний темп прироста числа музеев за анализируемый период составляет 4,3% в год. Автор отмечает также существенные структурные сдвиги в разрезе направленности музеев. В первую очередь, значительно возросло количество краеведческих музеев, которые по состоянию на 2009 г. составляют более половины всего музейного комплекса Российской Федерации.
Посещаемость профессиональных театров и музеев за анализируемый период демонстрирует устойчивую положительную динамику. Проведенные автором расчеты показывают, что в период с 1995 по 2009 год посещаемость театров в среднем составляла 29,77 млн чел. и увеличивалась в среднем на 0,7% . Еще более устойчивую динамику роста посе-аемости в период с 1995 по 2009 год демонстрируют музеи, посещаемость которых в 2009 году возросла на 7% относительно аналогичного показателя 1995 года. Отметим, что согласно данным Росстата, о числу посещений музеев лидирует (1729 посе-ений музеев на 1000 человек населения) Северо-ападный федеральный округ. Аналогичный показатель для Центрального федерального округа (включая Москву) почти в 2,5 раза меньше (657 посещений музеев на 1000 чел. населения). Проведенный автором анализ позволил прийти к выводу, что несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти и управления на всех уровнях государственного устройства, положение учреждений сферы культуры в стране остается довольно сложным.
Экономика и особенности современной российской культуры
Нами выделены следующие особенности современной российской сферы культуры, обусловленные институциональными изменениями в переходной экономике и макроэкономической динамикой. Во-первых, изменение системы финансирования бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в культуре как на федеральном, так и на
Во-вторых, стремительное развитие рыночной конкуренции в творческих и зрелищных отраслях, успешная интеграция новых российских направлений индустрии культуры в рыночные отношения. В-третьих, реформа бюджетного сектора экономики, появление в сфере культуры новых типов бюджетных учреждений: бюджетных и автономных. Автономная форма представляется чрезвычайно перспективной для учреждений культуры, так как предоставляет организации экономическую свободу в формировании политики платных услуг и возможность формирования целевого капитала в качестве внебюджетного источника финансирования.
В-четвертых, неравномерное развитие сферы культуры в масштабах всех страны вследствие глубокой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. Региональная дифференциация ограничивает возможности для привлечения организациями и учреждениями культуры средств крупных инвесторов, свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, представляющих средний и малый бизнес регионов, а также частных лиц, заинтересованных в спонсорской поддержке учреждений культуры. Совокупность указанных факторов приводит к резкому падению конкурентоспособности отраслевых составляющих сферы культуры, неэффективному распределению государственных инвестиций, падению качества культурных благ и услуг. Следовательно, можно констатировать, что в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики, что приводит к негативным последствиям в виде сокращения бюджетных инвестиций в развитие производительных сил в культуре. Государственная составляющая инвестиций направлена на обеспечение текущей деятельности учреждений сферы культуры, необходимые меры для сохранения культурного наследия.
Отсутствуют необходимая государственная поддержка научно-исследовательских проектов в области культуры, законотворческая активность в области культуры, адекватная потребностям реформируемого бюджетного сектора.
... можно
констатировать, что в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики
Вывод
В свете указанных проблем растущее значение приобретают такие вопросы, как методологическое обеспечение взаимодействия субъектов хозяйствования отрасли культуры с экономикой страны в целом, повышения эффективности бюджетных инвестиций в сферу культуры, интеграции отрасли культуры в общую структуру целенаправленной деятельности в интересах развития социально-экономической сферы и проведения национальной культурной политики в условиях современного мультикультурного общества.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcpkultura.ru.
2. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественные интересы. - СПб.: Алетейя, 2002.
3. Президент России. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/reanscripts/5979.
Konstantin G. Cherepennikov
Applicant,
St. Petersburg State University of Cinema and Television
Analysis of Dynamic Change in the Area of Culture in the Russian Federation
_Abstract
The article looks into the basic trends in the development of cultural sphere in the Russian Federation under the economy of transition period. The writer provides a critical assessment of the ongoing reforms in this area and points out some key indicators of dynamic development and change in branches of culture and art. The results of the present analysis may contribute to the process offormation of long-term managerial strategies in the area of national culture.
Keywords: cultural sphere, economy of culture, competitiveness, cultural policies, governmental support